Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 02:12, автореферат
Актуальность исследования. Характерной чертой современного общества в условиях глобализации является внедрение и использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во всех сферах человеческой деятельности. В области образования информатизация ныне оказывает определяющее влияние на содержание и технологии обучения в школе, в том числе на процесс формирования целостной картины мира личности школьника.
Национальная школа с учетом специфики культурно-образовательных традиций занимает особое место в формировании целостной картины мира личности ученика, главными качествами которого должны стать осознание себя как представителя определенного этноса, готовность взаимодействовать с другими личностями и культурами.
Научная новизна исследования заключается в следующем.
1. В диссертации уточнено понятие «информационно-образовательная среда» как совокупность средовых ресурсов образовательного процесса и межличностных отношений при применении информационных технологий, обеспечивающих личности познание и развитие, соответствующее задачам формирования целостной картины мира у младших школьников;
2. Теоретически обосновано и доказано, что формирование целостной картины мира у младших школьников бурятской национальной школы возможно осуществить средствами проектирования в адекватной искусственной модели окружающего мира, а именно в информационно-образовательной среде Лого;
3. Экспериментально доказано, что при внедрении информационно-образовательной среды Лого в начальной бурятской школе могут быть успешно использованы этнопедагогические компоненты культурных ценностей бурятского народа.
4. Разработана и апробирована технология формирования картины мира младших школьников в информационно-образовательной среде Лого, включающая диалоговый, игровой характер общения, погружение ребенка в информационно-образовательную среду на родном языке.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в расширении представлений о возможностях использования информационно-образовательной среды Лого в формировании картины мира у учащихся начальных классов национальных школ, а именно:
- выявлены взаимосвязи понятий «целостная картина мира личности», «целостная картина мира младшего школьника», «формирование целостной картины мира в информационно-образовательной среде Лого»;
- разработаны содержательные характеристики этапов формирования целостной картины мира младшего школьника, показатели уровней сформированности целостной картины мира у младших школьников: категориальные структуры мировосприятия, показатели ценностного отношения, осведомленности об окружающем мире, достоверности знаний о нем, показатели способностей к обобщению, умозаключению.
Практическая значимость исследования состоит в следующем:
- методические рекомендации, учебная программа образовательного курса, созданные на основе среды Лого, адаптированной к бурятской начальной школе и переведенной бурятский язык, могут быть использованы учителями начальных классов Республики Бурятия, Усть-Ордынского Бурятского округа Иркутской области, Агинского Бурятского округа Забайкальского края;
- материалы исследования могут быть использованы в образовательной работе школ, центров дополнительного образования, системе повышения квалификации педагогических кадров, в обучении студентов – будущих учителей начальных классов в колледжах и вузах.
Достоверность исследования определяется методологической обоснованностью исходных позиций, совокупностью методов исследования, адекватных задачам и логике исследования, сочетанием качественного и количественного анализа опытно-экспериментальной работы, репрезентативностью и статистической значимостью экспериментальных данных.
Апробация и
внедрение результатов
Результаты исследования отражены в научных статьях в Вестнике БГУ: Сер. 8б. Теория и методика обучения естественно-математическим дисциплинам (2004); Вып. 1. Сер. Педагогика (2007).
Содержание работы и ее аспекты обсуждались на региональных, всероссийских и международных научно-практических конференциях: «Совершенствование естественнонаучного образования в общеобразовательных учреждениях на современном этапе» (Улан-Удэ, 1999); «Математика в восточных регионах Сибири: социокультурный аспект, ведущие тенденции развития, научные коммуникации и подготовка кадров» (Улан-Удэ, 2000); «80 лет системе повышения квалификации работников образования Бурятии» (Улан-Удэ, 2004); «Опережающее образование: концепции и технологии» (Улан-Удэ, 2004); «Развитие педагогического образования в Республике Бурятия» (Улан-Удэ, 2006); «Содержание математического образования в профильных классах с учетом единого государственного экзамена. Современные информационные образовательные технологии» (Иркутск, 2007); «Бурятский мир: концепции и стратегии развития языка и культуры» (Улан-Удэ – Чойбалсан, Монголия, 2008); «Инфокоммуникационные образовательные технологии: модели, методы, средства, ресурсы» (Улан-Удэ, 2009).
Основные положения, выносимые на защиту:
Исследование проводилось в период с 2002 по 2009 г. и состояло из трех этапов:
- 2002-2004 гг. – этап теоретического
исследования проблемы
- 2004-2007 гг. – этап разработки
методики эксперимента для
- 2007-2009 гг. – этап экспериментальной
проверки результатов исследова
Опытно-экспериментальной базой исследования являлись в период 2004-2007 гг. начальные классы Баянгольской средней школы Баргузинского района, Барагханской средней школы Курумканского района, младшие отряды Республиканской летней школы «Сигма» естественно-математического направления в пос. Аршан Тункинского района. Исследованиями были охвачены 277 учащихся начальных классов национальных школ и 9 учителей Республики Бурятия.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, содержащего 239 источников, и 3 приложений. Текст иллюстрирован схемами и таблицами, отражающими основные положения и результаты исследования.
Общий объем диссертации составляет 169 страниц.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, сформулирована проблема, выдвинута гипотеза, определены цель исследования, его объект и предмет, поставлены задачи исследования, показаны теоретические и методологические основы, методы, этапы исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, достоверность результатов исследования, приведены положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретические основы формирования целостной картины мира у младших школьников в условиях информационно-образовательной среды» осуществлен анализ исходных понятий «картина мира», «целостная картина мира», уточнены сущностные характеристики уровневой сформированности картины мира, определены подходы к формированию целостной картины мира младших школьников. Также в первой главе представлены возрастные и этнопсихологические особенности младшего школьного возраста, влияющие на процесс формирования картины мира, проанализированы возможности информационно-образовательной среды Лого в формировании целостной картины мира младших школьников бурятской школы.
В диссертации анализируются подходы ученых разных областей знаний к определению понятия «картина мира». При этом выделяется ряд качественно различных ступеней понятия «картины мира»: мифологическая, религиозная, философская, научная. Целостная картина мира представляет собой взаимосвязь на основе синтеза мифологической, религиозной, философской и научной картин мира (А.Ф. Лосев, Н.Н. Моисеев, Г.П. Щедровицкий, В.А. Балханов, В.П. Зинченко, В.М. Симонов и др.).
Формирование целостной
Картина мира индивида зависит от целого ряда объективных и субъективных факторов. К объективным факторам относят воспитание, образование, внешнюю среду, в которой живет человек, этнические особенности среды, к субъективным – психику, психическое и эмоциональное состояние личности и пр. Элементы картины мира у разных людей различаются по адекватности, полноте и глубине, в зависимости от объективных и субъективных факторов: их возраста, жизненного опыта, особенностей мыслительной деятельности, менталитета и т.д. Существует прямая зависимость представлений о мире от знаний субъекта об этом мире: недостаточные знания делают «картину мира» неполной.
Младший школьный возраст
характеризуется развитием
В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью является учебная (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.), которая обусловливает изменения его психологических особенностей в данном периоде развития ребенка. Развивающий характер учебной деятельности как ведущей деятельности в младшем школьном возрасте связан с тем, что новообразованием для ученика являются теоретические знания. Усвоение учебного материала происходит как в процессе восхождения мысли от конкретного к абстрактному, так и от абстрактного к высшему конкретному в зависимости от содержания научной абстракции (понятия). Ученик может сформировать в сознании целостный образ-модель окружающего мира, а при дальнейшем освоении мира углублять, корректировать его на основе научной абстракции.
Особенностью формирования картины мира детей-бурят является преломление ее в национальной культуре (Р.Д. Санжаева, Т.Д. Скрынникова и др.). Национальная культура наблюдается в характере трудовой деятельности и ее традициях, в представлениях об удобствах быта и домашнем уюте, о семейном счастье и взаимоотношениях членов семьи, в способах развлечений, в понятиях о приличиях, о красивом и некрасивом, в понимании доброты, такта, сдержанности и т.п. При этом наряду с витальными (жизненными, биолого-физическими) особенностями этноса выделяются его ментальные, т.е. духовные свойства. Это особенности когнитивных (познавательных) процессов, прежде всего понятийного мышления, особенности детского восприятия и памяти, соотношения зрительных и слуховых восприятий и т.д. Особенностью являются и национальные различия в характере эмоциональных проявлений, коммуникативных качеств, эмпатии, сопереживания и защитных реакций.
В ряду факторов, определяющих психофизиологический портрет индивидуума, важную роль играет степень функциональной асимметрии головного мозга. У азиатов (японцев, корейцев, китайцев, по всей вероятности, и у бурят) во многих видах умственной и трудовой деятельности оба полушария активны одинаково или доминирует правое полушарие, тогда как у европейцев и американцев те же виды работы связаны с четким доминированием левого полушария. Это объясняется тем, что коренное население, сравнительно недавно приобщенное к достижениям научно-технического прогресса, на протяжении всей предшествующей истории развития представляло собой цивилизацию, максимально использующую пространственно-образный тип восприятия и переработки информации. Психолог Р.Д. Санжаева считает, что тип межполушарного доминирования может быть обусловлен культурой. Кроме того, Т.А. Мешкова отмечает, что у всех детей до 10-12 лет доминирует активность правого полушария, так как целостное непосредственное восприятие мира является первоочередным и необходимым условием социализации ребенка.
В первой главе также даются сущностные характеристики образовательной среды. Среда, в самом общем смысле, понимается как окружающее человека социальное пространство, зона непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия. Основными параметрами среды являются отношения между индивидами, ценности, символы, вещи, предметы. Ученые Г.Ю. Беляев, В.М. Дрофа и др. различают разные «среды», в которых происходит образование человека: по способу социализации ребенка, по способу организации среды.
Понятие «образовательная среда» понимается учеными как совокупность материальных факторов образовательного процесса и межчеловеческих отношений, которые устанавливают субъекты образования в процессе взаимодействия, как систему влияний и условий формирования личности по задаваемому образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении (В.А. Ясвин); как совокупность средовых ресурсов, обеспечивающих ребенку познание и развитие (С.Е. Гайдукевич); как часть «социокультурного пространства, зону взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов», которая обладает большой мерой сложности и имеет несколько уровней – от федерального, регионального до образовательной среды учебного заведения и класса (Н.Б. Крылова).
Современное состояние развития школьного образования актуализирует проблему возможностей новых информационных технологий. Информационные технологии становятся главным фактором влияния на качество и содержание среды (Л.А. Шевцова).