Формирование целостной картины мира у младших школьников в информационно - образовательной среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 02:12, автореферат

Описание работы

Актуальность исследования. Характерной чертой современного общества в условиях глобализации является внедрение и использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во всех сферах человеческой деятельности. В области образования информатизация ныне оказывает определяющее влияние на содержание и технологии обучения в школе, в том числе на процесс формирования целостной картины мира личности школьника.
Национальная школа с учетом специфики культурно-образовательных традиций занимает особое место в формировании целостной картины мира личности ученика, главными качествами которого должны стать осознание себя как представителя определенного этноса, готовность взаимодействовать с другими личностями и культурами.

Файлы: 1 файл

avtoreferat.doc

— 775.50 Кб (Скачать файл)

Важным в содержании образовательного курса является совместное сотрудничество учителя и ученика в процессе творческого, практического и философски-направленного познания себя как личности, окружающего мира и жизни при помощи науки, философии, искусства как отражений мифологического, философского, научного, религиозного типов картин мира в игровой, коммуникативно-диалоговой, рефлексивной деятельности.

При освоении окружающего мира важную роль играют познавательные процессы, в которых мышление занимает особое место. Поэтому сильный акцент в данном курсе ставится на развитие мышления, способности к анализу и синтезу, определяющей способность младшего школьника оперативно обрабатывать информацию и принимать обоснованные решения. Происходит закрепление ранее изученных понятий по математике, русскому и бурятскому языкам, рисованию и др. учебным предметам. Наряду с этим обеспечивается инициативность ученика в познавательной деятельности. Умение проводить отладку (исправление ошибок в процессе работы) формирует способность самостоятельного поиска способов и средств деятельности, самостоятельность суждений, а также наблюдательность, склонность искать причины ошибок, искать место данному факту среди явлений, перенос этого умения на жизненные ситуации, что часто является условием формирования в сознании младших школьников целостной картины мира и, кроме того, соответствует требованиям нового стандарта обучения младших школьников (стандарт третьего поколения). Ребенок понимает и принимает допустимость разных ответов на один вопрос. У него формируется склонность к размышлению, потребность аргументации и умение высказывать свое мнение.

Учет бурятских этнокультурных особенностей в организации образовательного процесса в информационно-образовательной среде позволил  использовать элементы материальных и духовных ценностей народа. В содержание курса были включены бурятские орнаменты, монгольская нумерология, символика чисел, экологические традиции, обычаи и обряды бурят в природопользовании, образы пяти домашних животных в бурятском фольклоре, литературе, изобразительном искусстве, традиции знания родословной, дома, жилища, юрты, обычаев и обрядов, связанных с жилищем.

По результатам констатирующего эксперимента методом случайной выборки были определены экспериментальные и контрольные группы. Для установления достоверности равенства групп, для обработки результатов исследований, определения статистически значимых параметров оценки сформированности знаний об окружающем мире применялись методы математической статистики. Корреляционный анализ и дисперсионный двухфакторный анализ, определение достоверности различий применялись по Т-критерию Стъюдента. Достоверность различий между выборками, отличающимися по уровню исследуемого признака, определялась по угловому преобразованию Фишера. Для установления достоверности равенства группы на начало эксперимента использовался критерий по хи-квадрату.

Полученные результаты анализа исследуемых показателей в контрольных и экспериментальных классах позволяют констатировать, что учащиеся экспериментальных классов имеют лучшие показатели по указанным выше критериям, а значит, более высокий уровень сформированности целостной картины мира. Контрольный этап эксперимента подтвердил эффективность использования информационно-образовательной среды Лого в процессе формирования целостной картины мира у младших школьников.

Полученные в ходе исследования результаты представлены в таблице 2 и диаграмме 1.

Таблица 2

 

Соотношение уровней сформированности целостной картины мира

у младших школьников в контрольной  и экспериментальной группах

в ходе эксперимента (%)

Уровни 

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Констатирующий эксперимент

Контрольный срез

Констатирующий эксперимент

Контрольный срез

Высокий

24,7

25,9

24,6

28,7

Средний

37

40,6

36,4

46,8

Низкий 

38,3

33,5

39

24,5


 

Таким образом, значительный рост выполнения заданий по всем уровням в экспериментальных классах подтверждает выдвинутую нами гипотезу и доказывает эффективность использования информационно-образовательной среды Лого с опорой на народные культурные традиции в начальной национальной школе.

 

 

 

 

Диаграмма 1

Соотношение уровней  сформированности целостной картины  мира

у младших школьников в ходе эксперимента (%)

 

В Заключении диссертации изложены теоретические и экспериментальные результаты исследования, определены направления дальнейшей разработки поставленной проблемы и сформулированы основные выводы:

1. Сущностью процесса  формирования целостной картины мира личности младшего школьника является процесс освоения мифологической, философской, религиозной и научной картин мира и установление взаимосвязей между ними, которое способствует развитию личности ребенка.

2. Исследование возрастных и этнопсихологических особенностей детей младшего школьного возраста предполагает активное использование ими правополушарного способа переработки информации и опоры на культурные ценности народа (элементы областей Природа, Общество, Человек, Культура, Наука).

3. Эффективность формирования  целостной картины мира у учащихся  начальных классов в бурятской национальной школе в информационно-образовательной среде Лого обеспечивается совокупностью следующих педагогических условий:

-  учетом этнопсихологических особенностей младших школьников бурятской национальной школы;

- проектированием содержания информационно-образовательной среды Лого с опорой на национальные культурные традиции бурятского народа (элементы областей Природа, Общество, Культура, Наука);

- разработкой технологии формирования целостной картины мира в информационно-образовательной среде Лого (свободным распространением программного продукта, диалоговым, игровым характером общения с пользователем, погружением ребенка в информационно-образовательную среду на родном языке).

4. Для эффективного  формирования целостной картины  мира у учащихся начальных классов в бурятской национальной школе разработан и реализован образовательный курс «Мэлхэйн аян» («Путешествия черепашки»).

Проведенное исследование является частью решения общей проблемы реализации политики модернизации школьного образования и, в частности, распространения информационно-образовательных сред в образовательных учреждениях, внедрения в образовательный процесс стандартов третьего поколения российской школы. Перспективными направлениями исследования могут стать вопросы совершенствования информационных технологий в образовании в сфере формирования  целостной картины мира личности.

В Приложении представлены примерный план поурочного планирования образовательного курса «Мэлхэйн аян», учебно-методическое пособие по курсу «Мэлхэйн аян», алгоритмы кодов фигур, использованных на занятиях.

 

По теме диссертации  опубликованы следующие работы автора:

Научные статьи в журналах, рекомендованных ВАК 

Министерства образования и науки России:

  1. Очирова Н.В. Педагогические условия целостности начального образования / Н.В. Очирова // Вестник Бурятского университета. Сер. 8: б) Теория и методика обучения естественно-математическим дисциплинам. – Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2004. – Вып.1. – С.186-190.
  2. Очирова Н.В. Формирование целостной картины мира у младших школьников национальной школы в условиях интегрированного обучения / Н.В. Очирова // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. – Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2007. – Вып. 1. – С. 41-43.

Учебно-методическое пособие:

3. Очирова Н.В.  Лого-программирование: учеб.-метод. пособие / Н.В. Очирова, И.И. Баглаев.  – Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2007. – 72 с.

Научные статьи:

  1. Очирова Н.В. Математика как интегрирующая учебная дисциплина в начальных классах / Н.В. Очирова // Совершенствование естественнонаучного образования в общеобразовательных учреждениях на современном этапе: материалы регион. науч.-практ. конф. – Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 1999. – С. 202-203.
  2. Очирова Н.В. Основы интеграции в образовании / Н.В. Очирова // Математика в восточных регионах Сибири: социокультурный аспект, ведущие тенденции развития, научные коммуникации и подготовка кадров: материалы междунар. конф. (28-30 июня 2000 г., г. Улан-Удэ). – Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2000. – С. 24-25.
  3. Очирова Н.В. Развитие личности младших школьников в условиях интегрированного обучения / Н.В. Очирова // Математика и методы ее преподавания: сб.ст. – Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2001. – Вып. 2. – С. 130-132.
  4. Очирова Н.В. Интегрированное обучение в начальных классах / Н.В. Очирова // Развитие личности ребенка в условиях Байкальского региона: сб. науч. трудов / сост. Р.Б. Дондокова. – Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2003. – С. 231-232.
  5. Очирова Н.В. Интегрированное обучение как одно из условий становления целостного представления окружающего мира у младших школьников / Н.В. Очирова // 80 лет системе повышения квалификации работников образования Бурятии: материалы респуб. науч.-практ. конф. / отв.ред. Н.Ж. Санжиев. – Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2004. – С. 61-62.
  6. Очирова Н.В. О проблеме целостности образования в начальных классах / Н.В. Очирова // Опережающее образование: концепции и технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Улан-Удэ, 5-8 июля 2004 г.). – Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2004. – С. 119-120.
  7. Очирова Н.В. Интегрированные уроки в начальных классах с помощью программной среды Лого / Н.В. Очирова // Развитие педагогического образования в Республике Бурятия: материалы регион. науч.-практ. конф., посвящ. 85-летию профессора И.А. Батудаева. – Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2006. –С. 88-89.
  8. Очирова Н.В. Лого-программирование в начальных классах национальной школы / И.И. Баглаев, Н.В. Очирова // Содержание математического образования в профильных классах с учетом единого государственного экзамена. Современные информационные образовательные технологии: материалы XIV региональной науч.-практ. конф. преподавателей математики и информатики школ, инновационных учебных заведений и вузов (27 марта 2007 г.). – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2007. – С. 139-140.
  9. Очирова Н.В. Среда программирования Лого для младших школьников в национальной школе / И.И. Баглаев, Н.В. Очирова // Бурятский мир: концепции и стратегии развития языка и культуры: материалы междунар. науч.-практ. конф. (г. Улан-Удэ, 10-11 мая 2008 г. – г. Чойбалсан, 15-16 мая 2008 г) . – Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та. – С. 34-38.
  10. Очирова Н.В. Использование лого-программирования в развитии пространственного мышления младших школьников / Н.В. Очирова //  Инфокоммуникационные образовательные технологии: модели, методы, средства, ресурсы: материалы Байкальской регион. науч.-практ. конф.  с международным участием (г. Улан-Удэ, 1  июня – 5 июля 2009 г.). – Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2009. – С. 83-85.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подписано в печать  22.03.2010. Формат 60х84 1/16.

Усл.печ.л. 1,27. Заказ № 707. Тираж 100 экз.

 

 

Издательство Бурятского госуниверситета

670000, г.Улан-Удэ, ул.Смолина, 24а




Информация о работе Формирование целостной картины мира у младших школьников в информационно - образовательной среде