Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 02:12, автореферат
Актуальность исследования. Характерной чертой современного общества в условиях глобализации является внедрение и использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во всех сферах человеческой деятельности. В области образования информатизация ныне оказывает определяющее влияние на содержание и технологии обучения в школе, в том числе на процесс формирования целостной картины мира личности школьника.
Национальная школа с учетом специфики культурно-образовательных традиций занимает особое место в формировании целостной картины мира личности ученика, главными качествами которого должны стать осознание себя как представителя определенного этноса, готовность взаимодействовать с другими личностями и культурами.
Важным в содержании образовательного курса является совместное сотрудничество учителя и ученика в процессе творческого, практического и философски-направленного познания себя как личности, окружающего мира и жизни при помощи науки, философии, искусства как отражений мифологического, философского, научного, религиозного типов картин мира в игровой, коммуникативно-диалоговой, рефлексивной деятельности.
При освоении окружающего мира важную роль играют познавательные процессы, в которых мышление занимает особое место. Поэтому сильный акцент в данном курсе ставится на развитие мышления, способности к анализу и синтезу, определяющей способность младшего школьника оперативно обрабатывать информацию и принимать обоснованные решения. Происходит закрепление ранее изученных понятий по математике, русскому и бурятскому языкам, рисованию и др. учебным предметам. Наряду с этим обеспечивается инициативность ученика в познавательной деятельности. Умение проводить отладку (исправление ошибок в процессе работы) формирует способность самостоятельного поиска способов и средств деятельности, самостоятельность суждений, а также наблюдательность, склонность искать причины ошибок, искать место данному факту среди явлений, перенос этого умения на жизненные ситуации, что часто является условием формирования в сознании младших школьников целостной картины мира и, кроме того, соответствует требованиям нового стандарта обучения младших школьников (стандарт третьего поколения). Ребенок понимает и принимает допустимость разных ответов на один вопрос. У него формируется склонность к размышлению, потребность аргументации и умение высказывать свое мнение.
Учет бурятских этнокультурных особенностей в организации образовательного процесса в информационно-образовательной среде позволил использовать элементы материальных и духовных ценностей народа. В содержание курса были включены бурятские орнаменты, монгольская нумерология, символика чисел, экологические традиции, обычаи и обряды бурят в природопользовании, образы пяти домашних животных в бурятском фольклоре, литературе, изобразительном искусстве, традиции знания родословной, дома, жилища, юрты, обычаев и обрядов, связанных с жилищем.
По результатам констатирующего эксперимента методом случайной выборки были определены экспериментальные и контрольные группы. Для установления достоверности равенства групп, для обработки результатов исследований, определения статистически значимых параметров оценки сформированности знаний об окружающем мире применялись методы математической статистики. Корреляционный анализ и дисперсионный двухфакторный анализ, определение достоверности различий применялись по Т-критерию Стъюдента. Достоверность различий между выборками, отличающимися по уровню исследуемого признака, определялась по угловому преобразованию Фишера. Для установления достоверности равенства группы на начало эксперимента использовался критерий по хи-квадрату.
Полученные результаты
анализа исследуемых показателе
Полученные в ходе исследования результаты представлены в таблице 2 и диаграмме 1.
Таблица 2
Соотношение уровней сформированности целостной картины мира
у младших школьников в контрольной и экспериментальной группах
в ходе эксперимента (%)
Уровни |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа | ||
Констатирующий эксперимент |
Контрольный срез |
Констатирующий эксперимент |
Контрольный срез | |
Высокий |
24,7 |
25,9 |
24,6 |
28,7 |
Средний |
37 |
40,6 |
36,4 |
46,8 |
Низкий |
38,3 |
33,5 |
39 |
24,5 |
Таким образом, значительный рост выполнения заданий по всем уровням в экспериментальных классах подтверждает выдвинутую нами гипотезу и доказывает эффективность использования информационно-образовательной среды Лого с опорой на народные культурные традиции в начальной национальной школе.
Диаграмма 1
Соотношение уровней сформированности целостной картины мира
у младших школьников в ходе эксперимента (%)
В Заключении диссертации изложены теоретические и экспериментальные результаты исследования, определены направления дальнейшей разработки поставленной проблемы и сформулированы основные выводы:
1. Сущностью процесса формирования целостной картины мира личности младшего школьника является процесс освоения мифологической, философской, религиозной и научной картин мира и установление взаимосвязей между ними, которое способствует развитию личности ребенка.
2. Исследование возрастных и этнопсихологических особенностей детей младшего школьного возраста предполагает активное использование ими правополушарного способа переработки информации и опоры на культурные ценности народа (элементы областей Природа, Общество, Человек, Культура, Наука).
3. Эффективность формирования
целостной картины мира у
- учетом этнопсихологических особенностей младших школьников бурятской национальной школы;
- проектированием содержания информационно-образовательной среды Лого с опорой на национальные культурные традиции бурятского народа (элементы областей Природа, Общество, Культура, Наука);
- разработкой технологии формирования целостной картины мира в информационно-образовательной среде Лого (свободным распространением программного продукта, диалоговым, игровым характером общения с пользователем, погружением ребенка в информационно-образовательную среду на родном языке).
4. Для эффективного
формирования целостной
Проведенное исследование является частью решения общей проблемы реализации политики модернизации школьного образования и, в частности, распространения информационно-образовательных сред в образовательных учреждениях, внедрения в образовательный процесс стандартов третьего поколения российской школы. Перспективными направлениями исследования могут стать вопросы совершенствования информационных технологий в образовании в сфере формирования целостной картины мира личности.
В Приложении представлены примерный план поурочного планирования образовательного курса «Мэлхэйн аян», учебно-методическое пособие по курсу «Мэлхэйн аян», алгоритмы кодов фигур, использованных на занятиях.
По теме диссертации опубликованы следующие работы автора:
Научные статьи в журналах, рекомендованных ВАК
Министерства образования и науки России:
Учебно-методическое пособие:
3. Очирова Н.В. Лого-программирование: учеб.-метод. пособие / Н.В. Очирова, И.И. Баглаев. – Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2007. – 72 с.
Научные статьи:
Подписано в печать 22.03.2010. Формат 60х84 1/16.
Усл.печ.л. 1,27. Заказ № 707. Тираж 100 экз.
Издательство Бурятского госуниверситета
670000, г.Улан-Удэ, ул.Смолина, 24а