Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 20:48, дипломная работа
Цель работы – выявить условия, способствующие формированию ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий.
Введение…………………………………………………………………………... 6
1. Теоретические основы ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий….……………………………....…….
Сущность ценностного отношения к природе….………………...……
Формирование ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста…………………………………………………………
Природоведческие экскурсии как средство формирования ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет...……...………………
2. Опытно-экспериментальная работа по формированию ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий…………………………………………………………………………..
2.1. Выявление уровня сформированности ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет …………................................................................
2.2. Формирование ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий ………………………………………
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы………………
Заключение…………………………………………………………….……..........
Список использованных источников…………………………….........................
Приложения………………………………………………………………………..
Экскурсии необходимо организовывать на различные объекты природного окружения – луг, лес, водоем, улица города, с тем, чтобы показать состояние природы во всем ее многообразии. Многочисленные деревья, кустарники, травянистые растения во всем своем многообразии дают возможность показать детям приспособленность растений к условиям существования. Дети наблюдают за ними в различные времена года. Такие экскурсии способствуют глубокому усвоению знаний о природе, постепенное усложнение знаний создает благоприятные условия для развития познавательного интереса.
Экскурсия
на луг дает возможность детям
увидеть различные луговые
В лесу дети знакомятся с многообразием деревьев и кустарников – ель, береза, дуб, осина, черемуха, калина и др. Здесь нужно следить, чтобы дети не ломали ветви, не повредили ствол дерева, его крону. Приучать собирать только опавшие листья и плоды. На экскурсиях дети собирают ягоды калины, рябины, семена трав (подорожника, лебеды, репейника), заготавливая корм для зимующих птиц. В холодное время года следят за кормушками: очищают их от снега, подсыпают запасенные семена.
На водоеме детям необходимо прививать бережность по отношению к воде, показать детям, как загрязнены водоемы и последствия этого. Нужно учить детей оберегать водные сообщества, так как это является неотделимой частью природы [48, c. 12].
Экскурсия на улицу города является одной из самых показательных для привития заботливого отношения к природе. На улице дети бывают не только на специально организованных экскурсиях, поэтому дети видят пренебрежительное отношение людей к природе каждый день. Необходимо прежде всего научить ребенка не сорить, мусор выбрасывать в урны, а не на дорогу. Показать, что чистота улиц города и природы напрямую зависит от деятельности человека, и если за ней не ухаживать, то она быстро погибнет.
Особое внимание при проведении экскурсии необходимо уделять редким и уязвимым объектам природы, которые требуют бережного отношения. Некоторые виды растений, известные еще в начале XIX века, сейчас уже нигде не встречаются, они уничтожены полностью, а многие находятся на грани исчезновения. Многие растения Республики Мордовия занесены в Красную книгу. Эта книга информирует нас о том, какие виды растений нуждаются в охране, раскрывает перед обществом и перед каждым человеком картину непоправимого урона, который наносится флоре и фауне в результате нерационального использования растительных ресурсов.
Так же, начиная со среднего дошкольного возраста, дети могут заботиться о птицах. На прогулках и экскурсиях можно приучать собирать ягоды калины, рябины, семена трав (подорожника, лебеды, репейника), заготавливая корм для зимующих птиц. В холодное время года следить за кормушками: очищать их от снега, подсыпать запасенные семена.
Чтобы предотвратить в дальнейшем гибель редких и ценных растений, вымирание исчезающих особей птиц необходимо сохранить все богатство флоры и фауны. Наша задача – сохранить не только исчезающие и редкие виды, но и все, что произрастает и проживает в нашем крае [50, c. 44].
В ходе экскурсии необходимо обращать внимание детей на антропогенные нарушения в экосистеме и на возможности их устранения, объяснить детям эстетическую ценность природы, целостность природных объектов и явлений, необходимость бережного отношения к ней. Детям важно понять, что природа – это сообщество растений, животных, водных ресурсов, воздуха, земли, и друг без друга они существовать не могут, что если человек воздействует на растения, то это влияет на все окружающие природные объекты, и что без бережного отношения к природе некоторые из них могут погибнуть, что окажет влияние и на его «соседей».
Дети дошкольного возраста, учитывая их психологические особенности, а также упущения в воспитании, часто требуют от взрослых некоторой покладистости относительно себя, не задумываясь о последствиях для живых существ окружающей среды. Поэтому детям необходимо объяснить, что растения и многие животные беззащитны, а дети более сильные. При этом внимание малышей нужно акцентировать не на их преимуществе, а пытаться вызывать сочувствие, стремление защищать растения и животных. Осознание ребенком своей позиции возвеличивает его в собственных глазах, он сильнее и более умнее других существ, поэтому должен заботиться о них.
Важно показать детям простейшие природоохранные мероприятия. Детям необходимо на примерах показать, что растения беззащитны - не издают звуки, не двигаются, не защищаются. Поврежденное или сломанное растение не может развиваться, как здоровое, его рост прекращается. К сожалению таких случаев много: сломаны ветки на дереве, повреждена кора, куча мусора в лесу и тому подобное. Следует направлять внимание детей на изменения, которые состоялись с тем или другим растением, а также выяснить их причины [37, c. 77].
Так же вместе с детьми можно развешивать кормушки, следить за тем, чтобы в них был корм для птиц, регулярно их проверять, смотреть, нет ли каких повреждений и при необходимости производить ремонт.
Исследования
ученых, выполненные в последние
годы, убедительно показывают, что
на экскурсиях создаются благоприятные
условия для всестороннего
Итак, условиями, способствующими формированию ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий, выступает:
1) теоретическая подготовленность и осознание педагогами важности и значимости формирования ценностного отношения у детей 6-7 лет к природе;
2) демонстрация взрослыми собственного ценностного отношения к природным объектам;
3) методически грамотно организованное общение детей с окружающим их растительным и животным миром;
4)
использование всего комплекса методов,
приемов, форм организации экологической
работы с детьми, что обеспечит активность
каждого ребенка в процессе взаимодействия
с природными объектами.
2. Опытно-экспериментальная работа по формированию ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий
2.1.
Выявление уровня сформированности
ценностного отношения
к природе у детей 6-7
лет
Цель констатирующего эксперимента - определить уровень сформированности ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет.
Эксперимент проводился на базе МДОУ «Детский сад № 85 комбинированного вида» Обследование проводилось индивидуально, всего в обследовании приняло участие 24 ребенка.
Исходя из определения экологической культуры, мы учитывали уровень сформированности знаний, чувств, оценок, элементарных норм и правил поведения экологического характера.
Организация диагностики включало в себя три этапа. На первом этапе мы индивидуально исследовали систему знаний экологического характера каждого ребенка. Нам было важно определить:
а) Знают ли дети животных основных классов (звери, птицы, насекомые, рыбы, земноводные)?
б) Знают ли дети особенности поведения, среду обитания, чем питаются, где и как находят корм, как передвигаются, как приспосабливаются к сезонным изменениям, спасаются от врагов?
в) Знают ли дети, как обеспечить уход за животными?
г) Могут ли определить стадии роста и развития животных?
д) Относят ли животных к живым существам, и по каким признакам?
е) Умеют ли устанавливать связь со средой обитания и внешним видом, средой обитания и образом жизни животных?
ж) Сформированность понятий «звери», «птицы», «рыбы», «насекомые».
Мы демонстрировали картинки с изображением животных разных экологических групп; с изображением стадий роста и развития животного, модели понятий «звери», «птицы», «рыбы», «насекомые». Дети выполняли несколько интересных и привлекательных заданий: составляли группы «звери», «птицы», «рыбы», «насекомые»; подбирали модели к этим группам животных и объясняли свои действия; раскладывали последовательно и комментировали картинки с изображением стадий роста и развития кошки, рыбы, цыпленка; рассказывали о причинах и особенностях сезонных изменений жизни животных: играли в «Зоологическое лото».
Далее выявили уровень знаний о растениях. Нам было важно определить:
а) Умеют ли различать и называть травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения?
б) Знают ли дети органы растений и их функции?
в) Знают ли дети, как обеспечить уход за растениями?
г) Могут ли определить стадии роста и развития растений?
д) Знают ли дети потребности растений?
е) Знают ли дети особенности ухода за комнатными растениями?
ж) Знают ли дети, как растения приспосабливаются к сезонным изменениям?
з) Относят ли растения к живым существам, и по каким признакам?
и) Производят ли группировку «деревья», «травы», «кустарники»?
Мы демонстрировали картинки с изображением растений цветника, огорода, леса, поля, комнатные растения, картинки с изображением стадий роста и развития растения, модели «деревья», «травы», «кустарники».
Дети выполняют следующие задания: составляли группы «деревья», «травы», «кустарники», подобрали модели к этим группам растений и объясняли свои действия; раскладывали последовательно и комментировали картинки с изображением стадий роста гороха; рассказывали о причинах и особенностях сезонных изменений жизни растений; играли в игру «Путаница»