Формирование ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 20:48, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – выявить условия, способствующие формированию ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………... 6
1. Теоретические основы ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий….……………………………....…….
Сущность ценностного отношения к природе….………………...……
Формирование ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста…………………………………………………………
Природоведческие экскурсии как средство формирования ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет...……...………………

2. Опытно-экспериментальная работа по формированию ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий…………………………………………………………………………..
2.1. Выявление уровня сформированности ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет …………................................................................
2.2. Формирование ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий ………………………………………
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы………………
Заключение…………………………………………………………….……..........
Список использованных источников…………………………….........................
Приложения………………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Диплом - копия.doc

— 362.00 Кб (Скачать файл)

     Экскурсии необходимо организовывать на различные  объекты природного окружения –  луг, лес, водоем, улица города, с  тем, чтобы показать состояние природы  во всем ее многообразии. Многочисленные деревья, кустарники, травянистые растения во всем своем многообразии дают возможность показать детям приспособленность растений к условиям существования. Дети наблюдают за ними в различные времена года. Такие экскурсии способствуют глубокому усвоению знаний о природе, постепенное усложнение знаний создает благоприятные условия для развития познавательного интереса.

     Экскурсия на луг дает возможность детям  увидеть различные луговые травы  – клевер, мышиный горошек, пастушью сумку, василек, горец змеиный, одуванчик, подорожник и др. Необходимо заострять внимание на бережное отношение к ним – не рвать, не мять, не топтать. При сборе растений на лугу нужно следить, чтобы ребенок правильно и аккуратно срывал растения, осторожно брать их, не вырывать с корнем, чтобы не повредить корневую систему.

     В лесу дети знакомятся с многообразием  деревьев и кустарников – ель, береза, дуб, осина, черемуха, калина и  др. Здесь нужно следить, чтобы  дети не ломали ветви, не повредили  ствол дерева, его крону. Приучать собирать только опавшие листья и плоды. На экскурсиях дети собирают ягоды калины, рябины, семена трав (подорожника, лебеды, репейника), заготавливая корм для зимующих птиц. В холодное время года следят за кормушками: очищают их от снега, подсыпают запасенные семена.

     На  водоеме детям необходимо прививать бережность по отношению к воде, показать детям, как загрязнены водоемы и последствия этого. Нужно учить детей оберегать водные сообщества, так как это является неотделимой частью природы [48, c. 12].

     Экскурсия на улицу города является одной из самых показательных для привития заботливого отношения к природе. На улице дети бывают не только на специально организованных экскурсиях, поэтому дети видят пренебрежительное отношение людей к природе каждый день. Необходимо прежде всего научить ребенка не сорить, мусор выбрасывать в урны, а не на дорогу. Показать, что чистота улиц города и природы напрямую зависит от деятельности человека, и если за ней не ухаживать, то она быстро погибнет.

     Особое  внимание при проведении экскурсии  необходимо уделять редким и уязвимым объектам природы, которые требуют бережного отношения. Некоторые виды растений, известные еще в начале XIX века, сейчас уже нигде не встречаются, они уничтожены полностью, а многие находятся на грани исчезновения. Многие растения Республики Мордовия занесены в Красную книгу. Эта книга информирует нас о том, какие виды растений нуждаются в охране, раскрывает перед обществом и перед каждым человеком картину непоправимого урона, который наносится флоре и фауне в результате нерационального использования растительных ресурсов.

     Так же, начиная со среднего дошкольного  возраста, дети могут заботиться о  птицах. На прогулках и экскурсиях можно приучать собирать ягоды калины, рябины, семена трав (подорожника, лебеды, репейника), заготавливая корм для зимующих птиц. В холодное время года следить за кормушками: очищать их от снега, подсыпать запасенные семена.

     Чтобы предотвратить в дальнейшем гибель редких и ценных растений, вымирание  исчезающих особей птиц необходимо сохранить  все богатство флоры и фауны. Наша задача – сохранить не только исчезающие и редкие виды, но и все, что произрастает и проживает в нашем крае [50, c. 44].

     В ходе экскурсии необходимо обращать внимание детей на антропогенные  нарушения в экосистеме и на возможности  их устранения, объяснить детям эстетическую ценность природы, целостность природных объектов и явлений, необходимость бережного отношения к ней. Детям важно понять, что природа – это сообщество растений, животных, водных ресурсов, воздуха, земли, и друг без друга они существовать не могут, что если человек воздействует на растения, то это влияет на все окружающие природные объекты, и что без бережного отношения к природе некоторые из них могут погибнуть, что окажет влияние и на его «соседей».

     Дети  дошкольного возраста, учитывая их психологические особенности, а также упущения в воспитании, часто требуют от взрослых некоторой покладистости относительно себя, не задумываясь о последствиях для живых существ окружающей среды. Поэтому детям необходимо объяснить, что растения и многие животные беззащитны, а дети более сильные. При этом внимание малышей нужно акцентировать не на их преимуществе, а пытаться вызывать сочувствие, стремление защищать растения и животных. Осознание ребенком своей позиции возвеличивает его в собственных глазах, он сильнее и более умнее других существ, поэтому должен заботиться о них.

     Важно показать детям простейшие природоохранные  мероприятия. Детям необходимо на примерах показать, что растения беззащитны - не издают звуки, не двигаются, не защищаются. Поврежденное или сломанное растение не может развиваться, как здоровое, его рост прекращается. К сожалению таких случаев много: сломаны ветки на дереве, повреждена кора, куча мусора в лесу и тому подобное. Следует направлять внимание детей на изменения, которые состоялись с тем или другим растением, а также выяснить их причины [37, c. 77].

     Так же вместе с детьми можно развешивать  кормушки, следить за тем, чтобы в  них был корм для птиц, регулярно  их проверять, смотреть, нет ли каких повреждений и при необходимости производить ремонт.

     Под влиянием эстетических впечатлений, знаний, которые дети приобретают на экскурсиях, изменения претерпевает чувство  любви к родной природе: из простого любования ее красотой оно перерастает в действенную силу. Для формирования такого отношения к окружающему миру необходимо единство чувств, знаний, действий. Показателем активной любви дошкольника к природе является, прежде всего, бережное отношение к ее богатствам. С первых лет жизни ребенок приучается беречь растения - не только выращенные человеком, но и дикорастущие.

     Именно  в старшем дошкольном возрасте основным новообразованием является формирование внутренних этических инстанций, зарождение своеобразного «контролера» действий, поступков, достижений, мыслей. Регулятивные механизмы индивидуального поведения тесно связаны с механизмами социального контроля и культурными стереотипами. Чтобы знание норм не расходилось у ребенка с их реализацией на практике, эти нормы должны превратиться во внутреннее побуждение, мотив социального поведения или рациональное принятие ребенком нормы как справедливой, необходимой, целесообразной, полезной. Эффективным путем закрепления знаний считается включение эмоциональной сферы ребенка в процессы восприятия. «Ни одна форма поведения, - констатирует Л. С. Выготский, - не является такой крепкой, как та, что связанна с эмоциями».

     Не  всякая деятельность способна прямо  выявить эстетические свойства природы  для дошкольников. Чтобы научиться  оценивать красоту форм растений, грациозность животных, контрасты цвета и света, симметрию явлений, гармонию звуков, свойства пространства и времени надо участвовать в их познании как чувственном, так и абстрактно - логическом. А это значит, что воспитатели должны вовлекать дошкольников в наблюдения за свойствами ландшафтов, организовывать упражнения, которые развивают слуховое и зрительное восприятие, умения анализировать и обобщать собственные впечатления и оценки [51, c. 12].

     Задача  воспитателя заключается, прежде всего, в том, чтобы нацелить детей на встречу с красотой и организовать соответствующую познавательную деятельность. Нужно разработать систему эстетико-познавательных задач и упражнений, организовать ряд эстетически воспитывающих ситуаций, которые побуждают детей воспринимать, осмысливать, оценивать познаваемые объекты как красивые, выразительные и т.д. На первый план в познании следует выдвинуть эстетические свойства среды, чтобы пробудить отношение именно к ним.

     Л. М. Хафизова считает, что "формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду".

     Исследования  ученых, выполненные в последние  годы, убедительно показывают, что  на экскурсиях создаются благоприятные  условия для всестороннего развития детей. Ознакомление дошкольников с  окружающим - первые шаги в познании родного края, родной природы, в развитии бережного отношения к ней, в воспитании любви к Родине [50, c. 44].

      Итак, условиями, способствующими формированию ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий, выступает:

      1) теоретическая подготовленность и осознание педагогами важности и значимости формирования ценностного отношения у детей 6-7 лет к природе;

      2) демонстрация взрослыми собственного ценностного отношения к природным объектам;

      3) методически грамотно организованное общение детей с окружающим их растительным и животным миром;

      4)  использование всего комплекса методов, приемов, форм организации экологической работы с детьми, что обеспечит активность каждого ребенка в процессе взаимодействия с природными объектами. 
 

 

       2. Опытно-экспериментальная работа по формированию ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий

      2.1. Выявление уровня сформированности ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет 

      Цель  констатирующего  эксперимента - определить уровень сформированности ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет.

      Эксперимент проводился на базе МДОУ «Детский сад № 85 комбинированного вида» Обследование проводилось индивидуально, всего в обследовании приняло участие 24 ребенка.

       Исходя  из определения экологической культуры, мы учитывали уровень сформированности знаний, чувств, оценок, элементарных норм и правил поведения экологического характера.

       Организация диагностики включало в себя три  этапа. На первом этапе мы индивидуально  исследовали систему знаний экологического характера каждого ребенка. Нам было важно определить:

      а) Знают ли дети животных основных классов (звери, птицы, насекомые, рыбы, земноводные)?

      б) Знают ли дети особенности поведения, среду обитания, чем питаются, где и как находят корм, как передвигаются, как приспосабливаются к сезонным изменениям, спасаются от врагов?

      в) Знают ли дети, как обеспечить уход за животными?

      г) Могут ли определить стадии роста  и развития животных?

      д) Относят ли животных к живым существам, и по каким признакам?

      е) Умеют ли устанавливать связь со средой обитания и внешним видом, средой обитания и образом жизни животных?

      ж) Сформированность понятий «звери», «птицы», «рыбы», «насекомые».

      Мы  демонстрировали картинки с изображением животных разных экологических групп; с изображением стадий роста и развития животного, модели понятий «звери», «птицы», «рыбы», «насекомые». Дети выполняли несколько интересных и привлекательных заданий: составляли группы «звери», «птицы», «рыбы», «насекомые»; подбирали модели к этим группам животных и объясняли свои действия; раскладывали последовательно и комментировали картинки с изображением стадий роста и развития кошки, рыбы, цыпленка; рассказывали о причинах и особенностях сезонных изменений жизни животных: играли в «Зоологическое лото».

      Далее выявили уровень знаний о растениях. Нам было важно определить:

      а) Умеют ли различать и называть травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения?

      б) Знают ли дети органы растений и  их функции?

      в) Знают ли дети, как обеспечить уход за растениями?

      г) Могут ли определить стадии роста  и развития растений?

      д) Знают ли дети потребности растений?

      е) Знают ли дети особенности ухода  за комнатными растениями?

      ж) Знают ли дети, как растения приспосабливаются  к сезонным изменениям?

      з) Относят ли растения к живым существам, и по каким признакам?

      и) Производят ли группировку «деревья», «травы», «кустарники»?

       Мы  демонстрировали картинки с изображением растений цветника, огорода, леса, поля, комнатные растения, картинки с изображением стадий роста и развития растения, модели «деревья», «травы», «кустарники».

      Дети  выполняют следующие задания: составляли группы «деревья», «травы», «кустарники», подобрали модели к этим группам  растений и объясняли свои действия; раскладывали последовательно и комментировали картинки с изображением стадий роста гороха; рассказывали о причинах и особенностях сезонных изменений жизни растений; играли в игру «Путаница»

Информация о работе Формирование ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий