Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 20:48, дипломная работа
Цель работы – выявить условия, способствующие формированию ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий.
Введение…………………………………………………………………………... 6
1. Теоретические основы ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий….……………………………....…….
Сущность ценностного отношения к природе….………………...……
Формирование ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста…………………………………………………………
Природоведческие экскурсии как средство формирования ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет...……...………………
2. Опытно-экспериментальная работа по формированию ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий…………………………………………………………………………..
2.1. Выявление уровня сформированности ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет …………................................................................
2.2. Формирование ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий ………………………………………
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы………………
Заключение…………………………………………………………….……..........
Список использованных источников…………………………….........................
Приложения………………………………………………………………………..
ФГБОУ ВПО
«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ ИМЕНИ М.Е. ЕВСЕВЬЕВА»
Факультет
педагогического и
Кафедра методики дошкольного воспитания
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
ФОРМИРОВАНИЕ
ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К
У
ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ПРИРОДОВЕДЧЕСКИХ
ЭКСКУРСИЙ
Автор дипломной работы ____________________________ Н. В. Баринова
Обозначение дипломной работы ДР-02080256-050707.65-01-12
Специальность 050707.65 «Педагогика и методика дошкольного образования»
Руководитель работы
канд. пед.
наук, доцент ______________________________
Нормоконтролер
канд. филол. наук, доцент _____________________________ Е. Н. Киркина
Рецензент
канд. пед.
наук, доцент ______________________________
Саранск
2012
ФГБОУ ВПО
«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ ИМЕНИ М.Е. ЕВСЕВЬЕВА»
Факультет
педагогического и
Кафедра
методики дошкольного воспитания
ЗАДАНИЕ
НА ДИПЛОМНУЮ РАБОТУ
Студент
1. Тема: Формирование ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в
процессе природоведческих экскурсий.
Утверждена по МордГПИ № 664 от 02.07.2011 г.
2. Срок представления к защите: 26.12.2011 г.
3. Исходные данные для дипломной работы: положения классиков педагогики о важности общения ребенка с природой (А. Дистервег, Я. Коменский, Ж. Руссо, В. Сухомлинский, К. Ушинский); идеи развития эмоционально-положительного отклика на объекты природы у детей дошкольного возраста (Н. Н. Кондратьева, С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова и др.).
4. Содержание дипломной работы:
4.1. | Введение |
4.2. | Теоретические основы ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий |
4.2.1. | Сущность ценностного отношения к природе |
4.2.2. | Формирование ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста |
4.2.3. | Природоведческие экскурсии как средство формирования ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет |
4.3. | Опытно-экспериментальная
работа по формированию ценностного
отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе
природоведческих |
4.3.1. | Выявление уровня сформированности ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет |
4.3.2. | Формирование ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий |
4.3.3. | Анализ результатов
опытно-экспериментальной |
4.4. | Заключение |
4.5. | Список использованных источников |
4.6. | Приложения |
Руководитель работы
канд.пед.наук.,
доцент ______________________________
Задание принял к исполнению ______________________ Н. В. Баринова
Реферат
Дипломная работа содержит 68 страниц, 51 использованный источник.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ, ЭКОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС, ПРИРОДА, ОСОЗНАННО-ПРАВИЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ, ПРИРОДНОЕ ОКРУЖЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКА, ПРИРОДОВЕДЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ.
Объектом исследования является процесс формирования ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет.
Цель работы – выявить условия, способствующие формированию ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий.
В процессе работы использовался метод эксперимента, включающий в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
В результате исследования проведен анализ психолого-педагогической литературы; разработана и апробирована методика по формированию ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий; выявлен уровень сформированности ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет.
Степень внедрения – частичная
Область применения – использование в практике работы дошкольных образовательных учреждений.
Эффективность
– повышение качества знаний детей
6-7 лет о ценностном отношении к природе
в процессе природоведческих экскурсий.
Содержание
Введение………………………………………………………… |
6 |
1. Теоретические
основы ценностного отношения
к природе у детей 6-7 лет
в процессе природоведческих
экскурсий….……………………………....…….
|
11 11 16 25 |
2. Опытно-экспериментальная
работа по формированию 2.1. Выявление
уровня сформированности ценностного
отношения к
природе у детей 6-7 лет ………….......................... 2.2. Формирование ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий ……………………………………… 2.3. Анализ
результатов опытно- |
35 35 41 49 |
Заключение…………………………………………………… Список
использованных источников……………………………......... Приложения…………………………………………………… |
49
56 61 |
Введение
Пагубное воздействие на природу - результат разрушения личности, внутреннего мира человека, его мировоззрения и сознания. Очень важно переосмыслить те ценности, по которым живет человечество, переосмыслить и по-новому оценить и осознать все возможные формы взаимодействия с окружающим миром природы. Ведь именно природа по праву является кладовой нашего развития - физического, интеллектуального, духовного и т.д. Природа - это не только естественная среда обитания человека, не только фактор удовлетворения его физиологических и материальных потребностей.
Общение с природой обогащает духовный мир человека, делает людей мягче, добрее, расширяет его кругозор. Исходя из этого, одной из наиболее актуальных современных проблем является проблема экологизации сознания всех слоев населения, выработки у каждого человека независимо от его возраста потребности экологически грамотно взаимодействовать с миром природы [2, с. 80].
Для этого необходимо сформировать новый нравственный идеал человека, на добровольной основе меняющий свои потребности и принимающий на себя всю полноту ответственности за условия жизни других людей и всех видов живого вещества на Земле. В целом, речь идет о воспитании поколения, способного, экологически грамотно взаимодействовать с природой, руководствуясь гуманным отношением к ней [45, c. 27].
Великие педагоги прошлого (Я. А. Коменский, М. Монтессори, И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо и др.) особо подчеркивали необходимость воспитания гуманных чувств детей средствами природы [43, c. 12].
Поэтому,
воспитание ценностного отношения
к природе у детей дошкольного
возраста, признанного начальным
этапом становления экологически направленной
личности, является одной из актуальнейших
проблем современной
Отечественные
педагоги и просветители (К. Д. Ушинский,
Наиболее благоприятным этапом для решения задач экологического воспитания является дошкольный возраст. В дошкольном возрасте закладываются основы, фундамент личности, его ценностные ориентации. Именно поэтому так важно уже на этапе дошкольного детства воспитать правильное восприятие природы, ценностное, бережное, заботливое отношение к ее объектам, развить потребность в познавательном общении с природным окружением.
Исследованием ценностных ориентировок и влияния человеческой деятельности на овладение этими ценностями занимались такие ученые, как В. А. Василенко, Л. С. Выготский, О. М. Демченко, А. З. Запорожец, А. Д. Кошелева, А. Н. Леонтьев и др. Свои научные труды они посвятили изучению влияния чувств и эмоций на развитие у детей таких ценностей, как чувство ответственности, ответственное отношение к миру природы. Именно эмоции, по мнению авторов, можно рассматривать как компонент, окрашивающий отношение ребенка к природе. Характер же окрашенности во многом зависит от уровня эмоционального развития ребенка, от преобладания у него эмоций положительной или отрицательной модальности [39, c. 152].
Как
свидетельствуют психолого-
Практическая значимость обозначенной нами проблемы с недостаточной, теоретической разработанностью определяет и актуальность.
Важность проблемы и ее актуальность обусловили выбор темы исследования: «Формирование ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий».
Цель исследования: выявление условий, способствующих формированию ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий.
Объект исследования: процесс формированию ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет.
Предмет исследования: природоведческие экскурсии, способствующие формированию ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет.
Гипотеза исследования: условиями, способствующими формированию ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий, выступает: