Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 20:48, дипломная работа
Цель работы – выявить условия, способствующие формированию ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий.
Введение…………………………………………………………………………... 6
1. Теоретические основы ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий….……………………………....…….
Сущность ценностного отношения к природе….………………...……
Формирование ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста…………………………………………………………
Природоведческие экскурсии как средство формирования ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет...……...………………
2. Опытно-экспериментальная работа по формированию ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий…………………………………………………………………………..
2.1. Выявление уровня сформированности ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет …………................................................................
2.2. Формирование ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий ………………………………………
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы………………
Заключение…………………………………………………………….……..........
Список использованных источников…………………………….........................
Приложения………………………………………………………………………..
-
относят ли растения к живым
существам, и по каким
-
производят ли группировку «
Дети выполняют следующие задания: составляли группы «деревья», «травы», «кустарники», подобрали модели к этим группам растений и объясняли свои действия: раскладывали последовательно и комментировали картинки с изображением стадий роста гороха; рассказывали о причинах и особенностях сезонных изменений жизни растений: играли в игру «Путаница».
Задания к игре: а) расположи растения правильно; б) расположи растения по месту произрастания; в) почему части растений следует расположить именно так, а не по-другому?; г) зачем растению листья, стебель, корень, цветки?
Также мы выявили уровень знаний детей о сезонных изменениях в природе и географических объектах. Нам было важно определить: а) знания детьми, какие атмосферные явления, в какое время года наблюдаются, чаще; б) знания детей об основных географических объектах (река, море, озеро, океан, лес, роща, поле, горы и т.д.); в) чем отличается река от озера, море от океана?; г) что такое холм?; горы?
На втором этапе эксперимента в ходе беседы мы изучали уровень сформированности у старших дошкольников чувств и оценок экологического характера (стремятся ли дети сохранить красоту живой природы, проявлять заботу к бездомным и диким животным, осуждают ли негативное поведение человека в природе и т.п.).
На третьем этапе исследования с помощью наблюдений и специальных заданий мы диагностировали уровень сформированности элементарных норм и правил поведения в природе (бережное отношение к объектам окружающей живой природы: подкормка птиц в зимнее время года, уход за домашними животными экономное использование природных богатств, соблюдение чистоты и т.п.).
Сравнивая полученные результаты, можно сделать вывод, что в контрольном эксперименте детей с низким уровнем развития знаний экологической культуры оказалось лишь два человека (8%). У Леши В., Светы К. и Саши В. (12%) уровень сформированности чувств и оценок экологического характера повысился. У них возникло стремление к сохранению красоты живой природы.
Таким образом, уровень знаний у данной группы детей повышался на 12%.
Детей со средним уровнем развития знаний экологического характера стало на 9% больше, чем в констатирующем. Дима Г., Таня О. стали пользоваться общепринятой терминологией при определении характерных свойств, качеств, признаков объектов природы.
Детей с высоким уровнем развития знаний экологического характера стало на 17,4% больше, чем в констатирующем эксперименте.
Таким
образом, можно сделать вывод
о том, что в целом уровень
развития экологической культуры у детей
6-7 лет в контрольном эксперименте стал
выше на 11%.
Заключение
Анализ философской, психолого-педагогической и экологической литературы показал, что проблема формирования ценностного отношения к природе в свете современных направлений экологического образования в России признается актуальной. Особенно значимым является формирование ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий.
Экскурсия – один из видов занятий по ознакомлению детей с природой. Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как человек преобразует природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит людям.
Преимущества экскурсий в том, что здесь дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. Экскурсия помогает формировать у ребят первичное мировоззрение представление о возможностях, существующих в природе, материалистическое миропонимание.
Экскурсии в лес, в поле, на берега рек и озер привлекают внимание детей, представляют возможность под руководством воспитателя собрать разнообразный материал для последующих наблюдений и работы в группе, в уголке природы. Благодаря экскурсии у детей развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы. Они приучаются всматриваться в предмет и подмечать его характерные особенности.
Исследования
ученых, выполненные в последние
годы, убедительно показывают, что
на экскурсиях создаются благоприятные
условия для всестороннего
Условиями, способствующими формированию ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий, выступает:
1) теоретическая подготовленность и осознание педагогами важности и значимости формирования ценностного отношения у детей 6-7 лет к природе;
2) демонстрация взрослыми собственного ценностного отношения к природным объектам;
3) методически грамотно организованное общение детей с окружающим их растительным и животным миром;
4) использование всего комплекса методов, приемов, форм организации экологической работы с детьми, что обеспечит активность каждого ребенка в процессе взаимодействия с природными объектами.
Результат констатирующего эксперимента показали, что 20% детей нуждаются в формировании представлений о природе, 42% - в их пополнении и систематизации, 38% - в совершенствовании экологических знаний.
На формирующем этапе при разработке организации экскурсий и содержания приемов работы во время экскурсий мы опирались на общедидактические методы индивидуального подхода, всестороннего развития личности ребенка, учета возрастных и психологических особенностей детей, а также вариативного и многократного повторения.
Решая основную задачу – формирование ценностного отношения к природе на экскурсиях у старших дошкольников мы использовали наглядные, словесные и практические методы работы. Наиболее часто мы использовали такие методические приемы работы, как показ объекта природы, наблюдение за живым объектом, дидактические игры и пр. Все приемы были направлены на формирование ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет.
Результаты контрольного эксперимента показали, что в целом уровень развития экологической культуры у детей 6-7 лет в контрольном эксперименте стал выше на 11%.
Полученные
данные позволяют сделать вывод,
что проведенная нами работа по формированию
ценностного отношения к природе у детей
6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий
является эффективной, что и подтверждает
выдвинутую нами гипотезу.
Список
использованных источников
Приложения
Приложение 1
«Осенний хоровод» (экскурсия на луг)
Задачи. Сформировать у детей представление о том, что луг - это сообщество многолетних светолюбивых растений. Повторить с детьми названия типичных представителей луга: ромашка, клевер, колокольчик, тимофеевка, мышиный горошек, герань луговая, гвоздика полевая, подорожник. Обратить внимание детей на то, что солнце уже меньше греет, становится прохладно, цветы увядают, трава буреет, насекомые впадают в спячку, исчезают. Воспитывать бережное отношение к растениям луга, развивать эстетические чувства.
Предварительная работа. Чтение: Н. Павлова «Растения осенью», П. Дудочкин «Живые часы», Н. Гумилевская «Почему осенью желтеют листья?». Рассматривание рисунков, фотографий полевых травянистых растений осенью (кульбаба осенняя, ромашка - поповник, пастушья сумка, валериана, череда), рисунков из Красной книги. Использование ширмы: стихотворение в картинках по Г. Сапгиру « Круглым год».
Ход экскурсии
Педагог. Дети, мы пришли с вами на луг, туда, где уже были летом. Какие вы видите изменения на лугу?
Дети. Трава пожелтела, но кое-где есть еще зеленая. Цветов мало.
Педагог. Луг не такой красивый, яркий, каким был весной и летом. Послушайте, как написал поэт Плещеев в стихотворении «Осенью»:
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит:
Ветер в поле воет,
Дождик
Педагог. Какие строчки в стихотворении сказаны как бы о «нашем» луге?
Дети. «Вянет и желтеет травка на лугах».
Педагог. Почему же она вянет?
Дети. Солнце светит мало. Дни стали короче.
Педагог. Значит, что нужно растениям луга, чтобы оставаться зелеными?
Дети. Нужно много света и тепла.
Педагог. Летом мы приходим сюда с сачками, а почему осенью не взяли их с собой?
Дети. Насекомых мало. Они попрятались, некоторые уснули, цветов мало, пищи для пчел, бабочек, шмелей мало.
Педагог. Дети, сейчас вы пойдете гулять по лугу, рассмотрите там цветы, но не рвите их. Почему нельзя этого делать?
Дети. Некоторых растений осталось мало, их занесли в Красную книгу, такие растения нужно оберегать, а не рвать.
Педагог. Какие растения луга занесены в Красную книгу, вы не помните?
Дети. Колокольчик.
Педагог. Вот вам задание: понаблюдайте и найдите те растения, которые мы видели летом.
Дети. Ромашка, клевер, полевая гвоздика, анютины глазки.
Педагог. А сейчас давайте рассмотрим еще раз как следует изображение полевых цветов, которых мы не видели летом, и вместе попытаемся найти их. Кто найдет, позовет меня.
Педагог. Кульбаба осенняя. Какой рассказ мы читали про нее?
Дети. «Живые часы».
Педагог. Если это живые часы, значит, что можно узнавать по этому цветку?
Дети. Время. Она раскрывает свою корзиночку в семь часов утра, а закрывает в три часа дня.
Педагог. Верно. Молодцы, запомнили. У меня в руке еще одно травянистое растение. Не помните его название?
Дети. Пастушья сумка.
Педагог. Посмотрите, какое оно интересное, пастушью сумку в народе зовут «гитарочкой». Весь кустик сверху донизу покрыт треугольными плодиками, похожими на сумочки. Они очень маленькие, нежные. Рассмотрите сумочку на своей ладошке.
А вот растение череда интересно другим: оно прицепляется к одежде как собачка, его трудно оторвать, такое оно цепкое.