Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 01:31, курсовая работа
Гендерная тематика - новая для школы. Формирование гендерной культуры - актуальнаяпроблема современности.На данном этапе гендерное образование часто трактуется как элементарное раздельное обучение детей. Это абсолютно не верно, так как гендерное образование призвано, учитывая полоролевые различия и особенности физического и психического развития, формировать гармонично развитую личность, искоренять гендерные стереотипы.
Введение
Каждый человек уникален, неповторим.
Нет на свете двух одинаковых камней,
а тем более людей.
Различны между собою мужчина и женщина.
Они отличаются не только внешне, но и внутренне.
Может не зря существует мнение,
что женщины – с Венеры, а мужчины – с Марса?
В.Шейнов
Одной из важнейших целей современной системы воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося. Пришло понимание того, насколько важны для подрастающего поколения знания о взаимоотношениях женщин и мужчин.
Гендерная тематика - новая для школы. Формирование гендерной культуры - актуальная проблема современности. На данном этапе гендерное образование часто трактуется как элементарное раздельное обучение детей. Это абсолютно не верно, так как гендерное образование призвано, учитывая полоролевые различия и особенности физического и психического развития, формировать гармонично развитую личность, искоренять гендерные стереотипы.
Концепция воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь предусматривает воспитание гендерной культуры как один из базовых компонентов культуры личности. Содержание воспитательной работы по формированию гендерной культуры заключается в формировании эгалитарных взаимоотношений между мужчинами женщинами; стремлении к взаимопониманию, внимательному отношению и заботе друг о друге; в формировании умений устанавливать партнерские отношения между мужчинами и женщинами, конструктивно сотрудничать с людьми, не теряя своей гендерной идентичности, и не нарушая гендерной идентичности других; привитии чувства равенства самоценности, самоощущений; способствовании самоидентификации наряду с соблюдением равенства прав мужчин и женщин [15,с.31].
В сфере отношений между полами происходит размывание границ между женскими и мужскими ролями, отмечается влияние негативного информационного фона, провоцирующего агрессию у девочек и повышенную тревожность у мальчиков. Мальчики оказываются недостаточно эмоционально устойчивыми, решительными, сильными, а у девочек обнаруживается нехватка нежности, скромности, мягкости и терпимости.
Формирование гендерной культуры необходимо осуществлять во взаимосвязи со всеми другими направлениями учебно-воспитательной работы школы. Необходим единый подход со стороны родителей, педагогов и специалистов по половому просвещению. Цели, средства, методы и содержание варьируются в зависимости от возраста. Гендерное воспитание старшеклассников должно затрагивать различные аспекты психологической и физиологической совместимости супругов, вопросы, относящиеся непосредственно к подготовке создания семьи. Цель всей воспитательной работы школы – формирование целостной личности мужчины и женщины, реально оценивающих происходящее и способных поступать согласно личным убеждениям, учитывая сложившиеся нормы[15,с. 45]
Безусловно, качество воспитания ребенка во многом зависит от уровня культуры родителей, но родители как всегда надеются на школу. Поэтому учителю необходимо быть носителем и транслятором гендерной культуры. В педагогике до сих пор идет поиск альтернативных методик, обеспечивающих адекватное присвоение гендерной культуры школьникам
Изучение гендерных отношений приобретает особую актуальность в связи с существенными изменениями, происходящими в социальной жизни людей разных стран. Сложившиеся ранее различия полов, взгляды и нормы поведения мужчин и женщин видятся сейчас иначе, чем в предыдущие годы и десятилетия. Интенсивное развитие гендерного направления в современных социальных науках в нашей стране показывает нам, что гендерные исследования — это не только отклик на соответствующие тенденции в западных социальных научных дисциплинах, но и продолжение развития проблематики пола и межполовых отношений в отечественной научной традиции.
Данной темой исследования занимался ряд отечественных и зарубежных авторов, в том числе, И.С. Клецина, Б.А. Еремеев, С.Л. Рубинштейн и другие.
Этим объясняется выбор темы нашего исследования, проблема которого заключается в недостаточном уровне сформированности гендерной культуры старшеклассников; недостаточном раскрытии понятия «гендерное воспитание».
Объектом исследования выступает гендерная культура, а предметом является гендерная культура старшеклассников.
Целью нашего исследования выступает исследование процесса формирования гендерной культуры у старшеклассников.
Задачи исследования:
Методы исследования: изучение литературы, наблюдение, метод незаконченных предложений, социометрия, анализ продуктов деятельности, анкетирование, тестирование, анализ и интерпретация полученных данных.
Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, 4 параграфов, заключения, списка использованных источников, приложений. Объем курсовой работы составляет 30 страниц.
Глава 1. ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Понятие «гендерная культура»
Гендерная культура- это модель релевантного поведения, внутренним основанием которого является субъективно-личностное благополучие / неблагополучие, а способами осмысления этого выступает когнитивно-рефлексивное мышление и эмоционально-волевые качества личности.
Гендерная культура -это интеллектуально-нравственный капитал любого общества, ценностный фундамент и отдельной личности, и общества в целом, и этот «капитал» должен быть обязательно включен в образовательно-воспитательный комплекс всех социальных институтов общества [9, c.55].
Гендерная культура- это совокупность поло-ролевых ценностей в общественных сферах бытия и соответствующих им потребностей, интересов и форм деятельности которая обусловлена демократическим устройствами связанными с ними демократическими учреждениями.
Помимо биологических отличий между людьми существуют разделение их социальных ролей, форм деятельности, различия в поведении и эмоциональных характеристиках. Антропологи, этнографы и историки давно установили относительность представлений о "типично мужском" или "типично женском": то, что в одном обществе считается мужским занятием (поведением, чертой характера), в другом может определяться как женское. Отмечающееся в мире разнообразие социальных характеристик женщин и мужчин и принципиальное тождество биологических характеристик людей позволяют сделать вывод о том, что биологический пол не может быть объяснением различий их социальных ролей, существующих в разных обществах. Таким образом, возникло понятие гендер, означающее совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счете, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями - это означает выполнять те или иные предписанные нам гендерные роли [11, c.48].
Гендерные роли - один из видов социальных ролей, набор ожидаемых образцов поведения (или норм) для мужчин и женщин. Роль в социальной психологии определяется как набор норм, определяющих, как должны вести себя люди в данной социальной позиции. Первым представителем ролевой теории по праву может считаться Шекспир, написавший:
Весь мир - театр,
В нем женщины, мужчины - все актеры.
У них свои есть выходы, уходы;
И каждый не одну играет роль.
Гендер создается (конструируется) обществом как социальная модель женщин и мужчин, определяющая их положение и роль в обществе и его институтах (семье, политической структуре, экономике, культуре и образовании, и др.). Гендерные системы различаются в разных обществах, однако в каждом обществе эти системы асимметричны таким образом, что мужчины и все "мужское/маскулинное" (черты характера, модели поведения, профессии и прочее) считаются первичными, значимыми и доминирующими, а женщины и все "женское/фемининное" определяется как вторичное, незначительное с социальной точки зрения и подчиненное. Сущностью конструирования гендера является полярность и противопоставление. Гендерная система как таковая отражает асимметричные культурные оценки и ожидания, адресуемые людям в зависимости от их пола. С определенного момента времени почти в каждом обществе, где социально предписанные характеристики имеют два гендерных типа (ярлыка), одному биологическому полу предписываются социальные роли, которые считаются культурно вторичными. Не имеет значения, какие это социальные роли: они могут быть различными в разных обществах, но то, что приписывается и предписывается женщинам, оценивается как вторичное (второсортное). Социальные нормы меняются со временем, однако гендерная асимметрия остается [10, c.52]
Важную роль в развитии и поддержании гендерной системы играет сознание людей. Конструирование гендерного сознания индивидов происходит посредством распространения и поддержания социальных и культурных стереотипов, норм и предписаний, за нарушение которых общество наказывает людей (например, ярлыки "мужеподобная женщина" или "мужик, а ведет себя как баба" весьма болезненно переживаются людьми и могут вызывать не только стрессы, но и различные виды психических расстройств). В процессе воспитания семья (в лице родителей и родственников), система образования (в лице воспитательниц детских учреждений и учителей), культура в целом (через книги и средства массовой информации) внедряют в сознание детей гендерные нормы, формируют определенные правила поведения и создают представления о том, кто есть "настоящий мужчина" и какой должна быть "настоящая женщина". Впоследствии эти гендерные нормы поддерживаются с помощью различных социальных (например, право) и культурных механизмов, например, стереотипы в СМИ. Воплощая в своих действиях ожидания, связанные с их гендерным статусом, индивиды на микроуровне поддерживают (конструируют) гендерные различия и, одновременно, построенные на их основе системы господства и властвования [18, c.41].
Гендерное воспитание как вид воспитания представляет собой целенаправленное формирование личности как представителя определенного пола на основе развития у нее определенных отношений к себе и окружающим с учетом половой принадлежности, мировоззрения, свободного от гендерных стереотипов, форм поведения, не допускающих проявлений дискриминации по половому признаку (предотвращение всех форм насилия и торговли людьми), и коммуникативных умений, позволяющих конструктивно общаться с представителями своего и противоположного пола.
Содержание воспитательной работы по формированию гендерной культуры личности заключается в проведении мероприятий, способствующих созданию представлений о роли мужчины и женщины в современном обществе; усвоению учащимися знаний о сущности и содержании понятий «гендер», «гендерные роли»; формированию понимания, принятия и готовности к исполнению своей гендерной роли, ценностного отношения к любви, браку, материнству и отцовству; стремлению к достижению понимания во взаимоотношениях.
Учитель является инициатором позитивного общения мальчиков и девочек, организует партнерскую деятельность, конкурсы, походы беседы, где возможно проявление рыцарского поведения мальчиков и женственного поведения девочек.
Важно проводить занятия, в которых между учащимися будут царить равноправие отношений, например, когда учащиеся сидят по кругу, держаться за руки. В ходе таких занятий они учатся искусству общения, учатся уважать друг друга, выслушивать чужие мнения, а также умению откровенно рассказывать свою историю
Таким образом, гендерная культура как представления личности о жизненном предназначении мужчин и женщин и присущих им положительных качеств и черт характера, является важным аспектом в учебном процессе по установление правильных взаимоотношений между полами, стремление к взаимопониманию.
1.2 Этапы формирования гендерной культуры
Истоки социальной дискриминации по гендерному признаку лежат еще в глубокой древности. Платон Афинский в своих трудах «Пир» и «Государство» и других ввел понятие андрогинов и высказал мысль о дополнительности полов. Отношение к женщине было противоречивым: с одной стороны он считал ее низшим существом, «пошлой Афродитой», с другой стороны - допускал ее участие в делах государства наравне с мужчиной. Ученые и политики того времени прикрывали угнетенное положение женщины в обществе спорами о том, является ли женщина человеком и имеет ли она душу. Взгляд на женщину как на неполноценное существо нашел свое отражение в теологических и философских трудах древнего мира. Чувство примитивно-грубого мужского превосходства над женщиной Сократ выразил следующими словами: «Три вещи можно считать счастьем: что ты не дикое животное, что ты грек, а не варвар, и что ты мужчина, а не женщина». Аристотель провозглашал, что «Женщина является женщиной в силу отсутствия мужских свойств. Мы должны видеть в женщине существо, страдающее природной неполноценностью»[7,с.66].
В Средние века из-за влияния религии сложился стереотип «женщины-грешницы» и «мужчины-спасителя». Например, Коран учит, что: «Мужья стоят выше жен потому, что Аллах дал первым преимущество над вторыми, и потому, что они из своих имуществ делают траты на них». Согласно распространенному хадису-изречению «пророка», большинство женщин окажутся в аду. В православии женщина также стоит на уровень ниже в правах, чем мужчина - всю свою жизнь она должна подчиняться мужчине, вымаливая тем самым прощение греха Евы. С момента появления христианства и до наших дней у религиозных людей сохраняется стереотип, определяющий положение женщины в обществе. В язычестве столь жесткого разделения прав между богом-мужчиной и богиней-женщиной не наблюдалось. Однако, образ мужчины-охотника, мужчины-защитника, мужчины-главы семейства сложился задолго до самого появления таких понятий как «общество», «семья» и «неравенство».
Со времен античности до конца XVII века в Европе преобладало представление о том, что женский организм является недоразвитым вариантом мужского. Именно поэтому различительными признаками «мужского» и «женского» в то время выступали не столько конституциональные, сколько социальные признаки: занимаемый в обществе статус и выполняемые социальные роли. Однако в эпоху Возрождения мировоззрение европейцев изменилось; и мужчины и женщины были признаны полярно различными по своей природе организмами. С этого момента социальные различия между мужчинами и женщинами стали связываться с различиями в их биологическом статусе[7, с.92].