Формирование гендерной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 01:31, курсовая работа

Описание работы

Гендерная тематика - новая для школы. Формирование гендерной культуры - актуальнаяпроблема современности.На данном этапе гендерное образование часто трактуется как элементарное раздельное обучение детей. Это абсолютно не верно, так как гендерное образование призвано, учитывая полоролевые различия и особенности физического и психического развития, формировать гармонично развитую личность, искоренять гендерные стереотипы.

Файлы: 1 файл

Главы.docx

— 51.19 Кб (Скачать файл)

 В этот период жизни складывается  «образ Я», который включает 3 основных компонента: познавательный, эмоциональный, поведенческий. Образ я складывается в процессе общения, и в первую очередь общения со сверстниками. Из основных новообразований старшего школьного возраста можно выделить – мировоззрение, самостоятельность суждений, формирование собственной самооценки, стремление к самовоспитанию, индивидуальный стиль учебно-профессиональной деятельности, профессиональное и личностное самоопределение.

С возрастом неуклонно усиливается потребность в общении со сверстниками. Общение – это канал информации, по которому юноша узнает многие необходимые вещи, вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права. Формируются коммуникативные качества. И, наконец, общение – это специфический вид эмоциональных контактов. Осознание групповой принадлежности формирует у молодежи чувство эмоционального благополучия и устойчивости[13,с.63].

 Для старшеклассников характерно  эмоционально-личностное отношение  к коллективу. Особенно большое  значение придается его сплоченности, причем требование это бывает  максималистским.

 С возрастом межличностные  отношения дифференцируются. С одной  стороны, быстро расширяется круг  общения, растет число внеклассных  и внешкольных друзей, с другой  – происходит заметное разделение  общения в самом классном коллективе.

 В юношеском возрасте очень  велика потребность в свободном  общении. Свободное общение не  просто способ проведения досуга, но средство самовыражения личности, установления новых контактов, новых  знакомств.

 Структура групп общения  и степень их сплоченности  во многом зависит от уровня  развития взаимоотношений между  юношами и девушками. Первичными  ячейками общения являются однополые  группы мальчиков и девочек. Две  такие группы, не теряя своей внутренней общности постепенно могут образовывать смешанную компанию. Позже внутри этой компании складываются пары из юношей и девушек. В жизни мужчин однополая группа занимает гораздо больше, чем в жизни женщины. Привязанность к ней сохраняется и поддерживается даже после возникновения смешанной компании. Оценку мужских качеств личности юноши дает коллектив сверстников[5,с. 29].

Юноша всегда ждет новых знакомств, приключений, переживаний – «ожидаемые общения». Неосознаваемое, внутреннее беспокойство иногда гонит его из дома. Он стремится туда, где люди, ожидает чего-то нового, неожиданного. Но часто эти ожидания не сбываются. И тем не менее он опять стремится к людям.

 Наряду с возрастающей значимостью  групповой жизни, в ранней юности  резко усиливается потребность  в индивидуальной интимной дружбе. Самое важное в юношеской дружбе – ее глубина, устойчивость и интимность. Психологическая ценность юношеской дружбы в том, что она является школой самораскрытия и понимания другого человека.

 От друга старшеклассник  ждет оценок, не только близких  к своим, но и превышающих их, более критических. Это значит, что дружба выполняет специальную функцию поддержания самоуважения личности. Однако в дружбе старшеклассников отчетливо проявляются и противоречия этого возраста. Юность одновременно самая искренняя и самая неискренняя пора. В юности сильна потребность быть в согласии с самим собой, бескомпромиссность, полное самораскрытие. Но собственное «Я» - неустойчивое и расплывчатое, что порождает желание проверить себя путем разыгрывания ролей, самоотрицания[9,с.88].

 Прежде всего, дружба является  эмоциональной привязанностью. Личная  близость в этот период важнее, чем общность предметных интересов. Дружба важна для старшеклассников, потому что в общении с друзьями  они встречают поощрение самостоятельности и взрослости.

 Подлинная интимность наблюдается  при совмещении жизненных целей  двух индивидов и сохранении  индивидуальности. Если этого нет, то в отношениях с друзьями  существует напряженность. Юноша  мечется между желанием активно  общаться с другом и боится потерять себя в этом общении. Юношеский эгоцентризм сужает общение, когда друзья, находясь рядом, не слышат друг друга. Потребность в самовыражении часто перевешивает интерес к собеседнику.

 Психология юношеской дружбы  тесно связана с особенностями  личности. Ранее созревание девушек  способствует раннему появлению  сложных форм самосознания, а следовательно, и потребности в интимной дружбе. Потребность в глубокой интимной дружбе возникает у девушек на 1,5 – 2 года раньше, чем у юношей. Девушки чаще испытывают дефицит интимности, их дружба более эмоциональна. Для юношей важнейшей референтной группой еще остаются сверстники своего пола. Разнополая дружба в юности существенно отличается от однополой. В слове «друг», как правило, завуалирована зарождающаяся любовь. Глубокая индивидуальная привязанность не только предвосхищает любовь, но отчасти включает ее[19,с.29].

 Юношеская мечта о любви  выражает, прежде всего, жажду эмоционального  контакта, понимания, душевной близости  и много позже сексуальной  близости.

В возникновении потребности в юношеской дружбе, в стремлении к установлению близких взаимоотношений с людьми, в этом возрасте наблюдаются, в тоже время, определенные различия между юношами и девушками. У юношей и девушек возникает интерес к противоположному полу, что порождает стремление нравиться, и, как уже отмечалось, появляется повышенное внимание к своей внешности, одежде, манере поведения.

 Вначале, интерес к человеку  другого пола нередко имеет  еще характерное для подростков  внешнее выражение, которое проявляется  в задирании девчонок. Они часто  жалуются на это, но, в общем, правильно  понимают мотивы этих «задираний» и всерьез не обижаются. Взаимное внимание сверстников нравится обеим сторонам.

 Позже все изменяется: появляется  застенчивость, скованность и робость. Иногда это сопровождается сохранением  «странной» внешней атрибутики  в поведении: напускное равнодушие, презрительное отношение к сверстнику  противоположного пола. Между юношами  и девушками 14-15 лет появляются  и более романтические отношения: они назначают друг другу свидания, пишут записки. Однако необходимо  отметить, что зарождающиеся романтические  отношения не всегда находят  в этом возрасте правильное  понимание со стороны некоторых  сверстников, что объясняется различными  сроками «взросления»[19,с. 42].

У некоторых ребят, возникновение у сверстников таких новых отношений, вызывает насмешки, у других чувство зависти; в классах возникают обсуждения этих отношений, что обусловливает достаточно сложную обстановку в коллективе, особенно для более чувствительных девочек.

 В раннем юношеском возрасте  наряду с дружбой у многих  молодых людей возникает более  глубокое чувство – любовь.

 Возникновение чувства любви  связано с несколькими обстоятельствами. Во-первых, это завершение полового  созревания, совпадающее с данным  возрастным периодом. Во-вторых, желание  иметь близкого друга, с которым  можно было бы говорить на  самые сокровенные волнующие  темы. В – третьих, это естественная  человеческая потребность в сильной  персональной, эмоциональной привязанности, которой особенно не хватает  тогда, когда человек начинает  испытывать чувство одиночества. Установлено, что такое чувство  в обостренной форме впервые  появляется именно в ранней  юности[20,с.33].

 Дружба и любовь в этом  возрасте чаще всего неотделимы друг от друга и сосуществуют в межличностных отношениях. Дружба может перейти в любовь, а на месте товарищеских, дружественных отношений могут возникнуть ухаживания. Юноши и девушки сами ищут, причем активно, межличностных отношений, общения, интимных контактов друг с другом. Они уже не в состоянии находиться в одиночестве долгий период. Иногда они бывают настолько поглощены и озабочены всем тем, что непосредственно связано с влюбленностью, что забывают обо всем остальном.

 В ранней юности возникает  и в течение длительного периода  жизни сохраняется идеал возлюбленного, включающий человека, обладающего  набором конкретных личностных  достоинств. Такой идеал определяет  межличностные симпатии и предпочтения, по крайней мере, в течение  нескольких лет.

 Идеальный образ любимого  человека у старшеклассников  иногда является нереальным, в  том смысле слова, что в действительности  никто из окружающих людей  не может ему соответствовать. Нередко это приводит к тому, что, не обнаружив вокруг себя  объекта, который соответствовал  бы идеалу, юноша или девушка  испытывают глубокое разочарование, и у них возникает чувство  одиночества[3,с.75].

Психосексуальное развитие у разных людей неодинаково. Половое созревание мальчиков происходит позже, но протекает более бурно, чем у девушек. На период 14-15 лет приходится так называемая фаза гиперсексуальности, которая характеризуется повышенной половой возбудимостью и ростом эротических интересов и фантазий.

 Девочки развиваются иначе. Хотя они созревают раньше  мальчиков, оргазмическая активность возникает у них не так резко, как у мальчиков, а постепенно, достигая апогея много лет спустя после созревания. Женская сексуальность отличается от мужской и психологически. По мнению ряда ученых, соотношение чувственности и нежности у женщин принципиально иное, чем у мужчин. У девочки сначала появляется потребность в психологической близости с юношей и только потом – эротические чувства. Дело в том, что в большинстве известных нам человеческих обществ проявление сексуальности у мужчин поощрялось, тогда, как женщине обычно отводилась пассивная роль. Женщине, чтобы не потерять самоуважение и репутацию приходилось скрывать и подавлять в себе чувственность. В последние десятилетия разница в сексуальном поведении девушек и юношей (возраст начала половой жизни, ее мотивы, интенсивность и пр.) значительно уменьшилась, произошел сдвиг в сторону более «мускулинной» модели поведения.  Однако ослабление поляризации мужской и женской сексуальности не снимает различий в поведении и установках. Исследования показывают, что как и прежде, юношей нередко толкает начать половую жизнь любопытство, жажда самоутверждения и половые потребности, а девушки выше ценят эмоциональную близость, считая физическое сближение скорее средством упрочить психологический контакт с юношей, чем самоцелью[11,с.21].

 Центральной проблемой интимных отношений, является сочетание «секса», т.е. физического, чувственного, генитального наслаждения, и - любви – тотальной человеческой близости. У молодых людей эти потребности зачастую разобщены. Длительное отсутствие идеального слияния физического и психологического в отношениях между молодыми людьми могут подорвать в будущем их шансы на успешную любовь. Это значит, что старшеклассники должны знать не только биологию пола, но и иметь ясные представления о социальных и психологических аспектах проблемы. Обращаясь к половозрелым юношам и девушкам, нужно апеллировать уже не к наивным доводам биологического эгоизма (смотри, не повреди своему здоровью!), а к взрослому чувству социальной и моральной ответственности, призывая их тщательно взвешивать серьезность своих чувств («люблю» или «нравится»), меру своей социальной зрелости, трудности раннего материнства, материальные и иные сложности ранних браков. Как уже известно, надежды на половое воспитание со стороны родителей себя не оправдали, и этому имеются оправдания, так как не только родители, чувствуют себя неловко при разговорах на «половые и сексуальные» темы, но и молодежь при этом испытывает неловкость и скованность. Поэтому половым воспитанием должны заниматься специально обученные кадры психологов, а даже не учителя[15, с.66].

Таким образом, можно сказать, что к старшему школьному возрасту юноша достигает физической зрелости, должен приобретать духовную зрелость. Происходят изменения в развитии личности, изменение положения ученика в школе, в системе общественных отношений. Основными новообразованиями старшего школьного возраста являются мировоззрение, самостоятельность суждений, формирование собственной самооценки, стремление к самовоспитанию, индивидуальный стиль учебно-профессиональной деятельности, профессиональное и личностное самоопределение. С возрастом неуклонно усиливается потребность в общении со сверстниками. Большое значение имеет дружба в юности. Усиливается половая идентификация. Общение между юношами и девушками оказывает существенное влияние на формирование личности старшеклассника . При всей их тяге к самостоятельности, юноши «остро» нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. С возрастом значимость взрослых для подростков и юношей возрастает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Формирование гендерной культуры