Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 01:31, курсовая работа
Гендерная тематика - новая для школы. Формирование гендерной культуры - актуальнаяпроблема современности.На данном этапе гендерное образование часто трактуется как элементарное раздельное обучение детей. Это абсолютно не верно, так как гендерное образование призвано, учитывая полоролевые различия и особенности физического и психического развития, формировать гармонично развитую личность, искоренять гендерные стереотипы.
С 1840 гг. во Франции, Англии и США набрало размах движение за права женщин. В конце XIX века стали проводиться первые гендерные исследования за права женщин - в Германии, Франции, Италии, Нидерландах. Появилось несколько монографий, в частности работы Т. Хиггинсона, Л. Фратти, Х. Ланге, М. Лефера, Х. Марион, Л. Мархольм, Э. Кей. Первым государством в мире, провозгласившим в своей Конституции 1918 года юридическое равноправие мужчин и женщин во всех сферах социальной жизни стала Советская Россия.
Однако настоящим пионером новой отрасли психологии можно считать Г. Гейманса. Его книга «Психология женщины» отличалась от предыдущих произведений своей научностью, а также он сам провел два масштабных исследования по изучению характеристик поведения, которые чаще всего остаются за пределами внимания психологов. З. Фрейд внес свой вклад в психологию гендерных отношений через применение психоанализа, одного из классических направлений в исследовании женщин.
Среди авторов многочисленных работ середины XX века можно выделить Мартина Хорнер, Элеонору Маккоби, Сандру Бэм, Нэнси Ходоров и Кэрол Гиллиган.
Проблемная ситуация заключалась в глубоком противоречии, которое возникло как ответная реакция на претворение в жизнь конституционного принципа «равных прав и возможностей» полов, - с одной стороны, и фактической дискриминацией женщин в сфере труда и занятости, ущемлением их прав в экономической жизни, - с другой. «Мы не требуем первенства, но, по крайней мере - равенства», - так выразил требования женщин времен Великой Французской революции немецкий историк А. Лаффер[3, с.90].
Новый расцвет изучения гендерных отношений начался в 70-х XX. Признаками расцвета служат новый всплеск экспериментальных исследований, теоретическое осмысление эмпирических фактов, начало кросс-культурных исследований во всем мире, адаптирование методов и методик для изучения гендерной проблематики и создание специфичных гендерных методик.
Гендерный подход основан на идее о том, что важны не биологические или физические различия между мужчинами и женщинами, а социально-культурное значение, которое общество придает этим различиям. Понятие гендер ввел в научный оборот психолог Роберт Столлер в 1968 г. «Пол и гендер». Изучая в Калифорнийском университете психологию гермафродитов и транссексуалов, он понял, что легче хирургическим путем изменить пол человека, чем психологическим - его гендерную идентичность.
Понятие «пол» относится только к анатомо-биологическому строению женщин и мужчин, биологические различия между которыми не так велики. «Гендер» - «социальный пол», т.е. те социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества[17,с.80].
Аспекты связи с особенностями пола человека и его психологическими и социальными различиями, в последнее время входят в число наиболее обсуждаемых в обществе. Роль мужчины и женщины в социальной среде сегодня претерпевает значительные изменения. Данная проблема волнует многих ученых-психологов и социологов, таких как Т.В. Бендас, Ш. Берн, Д. Майерс, И.С. Кон, О.А. Воронина, И.С. Клецина, Е.П. Ильин и другие. Как говорит Бендас, общая психология долгое время игнорировала пол как важнейший аспект человеческой природы. Социальная психология также не признавала «гендер» как аспект, определяющий взаимодействия людей в социуме.
В настоящее время исследованием гендера занимаются многие российские и западные ученые, выделяя на его основе термин «гендерный стереотип» - представления о социальных различиях между мужчиной и женщиной. Наличие таких исторически сложившихся представлений отражается на неравном распределении прав мужчин и женщин в социуме, формируя гендерное неравенство. Гендерное неравенство в свою очередь проявляется в закреплении доминирующего положения мужчин и дискриминации женщин в социальной сфере. Гендер составляет базовую характеристику личности, обуславливающую психологическое и социальное развитие человека.
Гендерные исследования проводятся по всему миру такими учеными как Ф.Л. Джеймс, К. Хорни, К. Уэст, С. Фаррел, Т.С. Баранова, Ю.Е. Алешина, Д. Лорбер, К. Уэст, Д.Д. Зиммерман, В.А. Ядов
Гендерные отношения являются одним из важнейших показателей цивилизованности общества, устойчивости его внутренних связей и уровня экономического и культурного развития.
Гендерная педагогика это уже далеко не новое понятие. Гендерный компонент присутствует во всех сферах нашей жизнедеятельности. Поэтому развитие гендерной теории закономерно приводит к ее проникновению в различные дисциплины, которые затрагивают те или иные аспекты социальной жизни.
Теоретически гендерный подход в образовании базируется на убеждении, что биологические различия не являются определяющими для формирования психологических и социальных характеристик женщин и мужчин. Решающую роль в формировании гендерных различий играет не биологический пол, а те социальные и культурные смыслы, которое общество приписывает анатомическим различиям. Соответственно миссия гендерного подхода в образовании – это освобождение учебно-воспитательного процесса и школьной среды от наиболее жестких стереотипов, расширение образовательного пространства для проявления индивидуальности и развития личности каждого ученика/ученицы, воспитание их в духе равноправного (эгалитарного) партнерства женщин и мужчин во всех сферах жизнедеятельности[4, с.56].
Правительство Республики Беларусь постоянно заявляет о том, что в стране проводится активная гендерная политика. Ратифицированы международные документы, приняты Национальные планы по достижению гендерного равенства, внесены кое-какие изменения в законодательные акты и пр. Однако при этом гендерная политика часто вызывает нарекания со стороны гендерных экспертов. Это происходит в связи с ее оторванностью от гендерной теории как методологического основания. Гендерная политика в стране носит скорее характер решения двух задач: выполнения обязательств перед международным сообществом и продвижением семейно-демографической политики. Это очень хорошо можно проследить на уровне реальной практики, например, сферы образования[7,с.71].
Для реализации гендерной политики в стране активно привлекается и система образования. Поэтому не случайно появление гендерного воспитания в нормативных документах уже с 2000 г. Вышедший в 2011 г Кодекс об образовании лишь еще более утвердил это направление как важный компонент воспитания.
Гендерное воспитание в белорусской школе направлено на закрепление традиционных мужских и женских ролей. Основная цель воспитания видится в создании условий для развития «правильной» идентичности и целостного представления о своей принадлежности к определенному полу.
Следует сразу отметить, что в изданиях наравне с термином «гендерное воспитание» также часто используется и понятие «формирование гендерной культуры». Гендерная культура в изданиях определена как культура предполагающая наличие у человека правильного представления о:
Само же гендерное воспитание определяется как создание условий, которые будут способствовать идентификации человека как представителя определенного пола, закреплению гендерных ролей, формированию гендерной культуры личности.
Таким образом, «гендерная культура» – это составляющее звено «гендерного воспитания», которое нацелено не только на привитие этой культуры, но и создание условий для принятия учащимся/ учащейся своей гендерной роли и готовности к ее исполнению. Гендерная культура также является неотъемлемой частью образовательного процесса, цель которого – формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности.
ГЛАВА 2.ПУТИ ФОРИМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ У СТРАШЕКЛАССНИКОВ
2.1. Особенности межличностных
Ранняя юность, старший школьный возраст – период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны – от 15-16 до 21-25 лет, ранняя юность – до 18-19 лет). В этом возрасте у молодого человека появляется проблема выбора жизненных ценностей. Старшеклассник стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе, к другим людям, также к моральным ценностям. Что касается когнитивных изменений в юности, то отвлеченно – философская направленность юношеского мышления обусловлена развитием формально-логических операций и особенностями эмоционального мира ранней юности. Развитие внимания характеризуется противоречивыми тенденциями. Объем внимания, способность длительно сохранять его интенсивность и переключать его с одного предмета на другой с возрастом увеличивается. Вместе с тем внимание становится более избирательным, зависящим от направленности интересов. Развитие интеллекта тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового. Умственное развитие старшеклассника заключается не столько в накоплении умений и изменении отдельных свойств интеллекта, сколько в формировании индивидуального стиля умственной деятельности[15, с.40].
В ранней юности учение
продолжает оставаться одним
из главных видов деятельности
старшеклассников. В связи с тем,
что в старших классах
Различие в отношении к
учению определяется
Старший школьный возраст
— это период завершения
Происходит существенное
Старший школьник стоит на
пороге вступления в
В старшем школьном возрасте
устанавливается довольно
Старшие школьники
Ранняя юность — это время
дальнейшего укрепления воли, развития
таких черт волевой активности,
как целеустремленность, настойчивость,
инициативность. В этом возрасте
укрепляется выдержка и
Таким образом, к достижению
данного возраста школьник