Формирование грамматических навыков на уроках немецкого языка на начальном этапе в общеобразовательной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 16:47, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить теоретические и практические аспекты формирования грамматических навыков на уроках немецкого языка.
Задачи:
1. Проанализировать методическую и педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть цели, задачи содержание обучения грамматике.
3. Изучить методику формирования грамматических навыков на начальной ступени обучения на опыте работы учителя.

Файлы: 1 файл

КР Формирование грамматических навыков на уроках немецкого языка на начальном этапе обучения в школе Прожерина А.В 34 И.docx

— 77.63 Кб (Скачать файл)

Первый этап ознакомительно – подготовительный (его называют часто ознакомительно-аналитическим). Он связан с ознакомлением обучающихся с новым грамматическим материалом. Именно в этот момент сообщаются правила или составляются ориентировочные карточки, содержащие необходимые ориентиры, обеспечивающие в дальнейшем мгновенное распознавание и узнавание грамматических форм и конструкций при чтении и аудировании и функционирование грамматических навыков и умений в переменных ситуациях общения уже в составе речевых умений, как в устной, так и в письменной сфере коммуникации.

Именно на этом этапе в  процессе выделения ориентиров, когда  закладывается, пользуясь термином П.Я. Гальперина, ориентировочная основа действия, создаются и условия  для предотвращения интерференции  родного языка [4].

Второй этап - этап автоматизации (стереотипизирующий этап), т. е. этап выработки грамматического навыка. Но даже на этом этапе начинается работа, предполагающая постепенное овладение грамматическими речевыми умениями, чему способствуют задания, обучающие по-разному комбинировать изучаемый материал в зависимости от предъявляемых учебных речевых ситуаций общения. Этот этап отражает исполнительскую часть действия, и упражнения, выполняемые обучающимися, пользуясь терминологией И.Л. Бим, являются исполнительскими упражнениями первого и второго уровней (репродуктивные, условно – продуктивные) [12].

Как на первом этапе формирования грамматического навыка, так и  на втором, большую роль играет контроль: в первом случае – контроль ориентировки, во втором – контроль исполнения.

На третьем этапе ведущую  роль играет овладение речевыми грамматическими  умениями, а при выполнении завершающих  упражнений можно говорить о том, что языковые и речевые грамматические навыки и умения начинают функционировать  в составе сложных систем речевых  умений.

В методике преподавания немецкого  языка на начальном этапе представлен  процесс овладения грамматическими  навыками как поэтапный процесс, предусматривающий в качестве исходного  этапа вполне осознанное восприятие и понимание предъявляемых грамматических явлений, включающая грамматические правила, правилосообразные алгоритмы грамматических действий и операций, затем обобщение  и систематизацию этих действий и  операций с помощью учителя и, наконец, их применение в речевой  практике, что вполне укладывается в типичную схему формирования любого навыка. Так в методике И.Л. Бим  на начальной ступени весь грамматический минимум должен быть усвоен до уровня активного его использовании  в диалогической и монологической речи [13].

В соответствии с принципом  поэтапности организации усвоения работа над грамматическим оформлением  речи охватывает несколько этапов: ориентировка исполнения, контроля (самоконтроля) [16]. Это значит, что каждое грамматическое действие должно осваиваться последовательно:

1. От ознакомления с ним и осознания его значения и (в разной степени) формы.

2. К тренировке в его практическом использовании по опорам в микроконтексте.

3.   К применению на репродуктивном уровне по опорам, на основе механизма аналогии.

4.  К применению на продуктивном уровне.

Что касается контроля, то он может быть следящим или тоже выделяется в отдельный этап, так же как  и осмысление (размышление).

На первом этапе ознакомление может осуществляться учителем или учеником самостоятельно. Все внимание учащихся направлено на подлежащее усвоению грамматического явления и соответственно подлежащее выполнению действие.

На втором этапе – этапе  тренировки – внимание ученика раздваивается: оно направлено как на подлежащее выражению содержание, так и на средства, которые необходимо для этого использовать. Особое значение имеет здесь непосредственная опора на даваемый учителем образец выполнения действия.

На третьем этапе –  применении (это уже речевой этап) – имеет место формирование умений диалогической и монологической речи на репродуктивном уровне. Внимание ученика направлено главным образом  на подлежащее выражению содержание, хотя зрительно или мысленно он и  опирается на известный ему образец  высказывания (действует по образцу, аналогии).

Четвертый этап уже полностью  сосредоточен на формировании собственно речевых умений. Имеет место речевая  практика – критерии сформированности грамматической стороне речи [19]. 

На начальной ступени  в связи с зафиксированными в  программе принципом устной основы обучения этапы 1 – 4 осуществляются в форме устных упражнений, и подключение зрительных вербальных опор имеет, к сожалению, ограниченное место. То есть работа над грамматическим оформлением носит в основном индуктивный характер [21]. Грамматический минимум первого года представлен набором речевых образцов на уровне предложения, отражающих исходные типы немецкого простого предложения, которые предъявляются в определенной логической последовательности: называние предмета, качество предмета, действия, характера действия. Схемы из геометрических фигур даются для осознания грамматических особенностей конкретного типа предложения (наличие глагола – связки, ее места в утвердительном и вопросительном предложении без вопросительного слова и т.п).

Ученикам дается либо готовый  грамматический комментарий к речевым  образцам и их схемам, либо ученики  побуждаются к самостоятельным  наблюдениям, выводам и умозаключениям. Последнее способствует интеллектуальному развитию школьников.

Систематизация грамматических знаний имеет место не сразу после  первичного предъявления речевого образца, а несколько отсрочено. После  предъявления в речи (на слух или  в тексте) речевой образец сначала  отрабатывается в тренировочных упражнениях (устных или письменных). Характерно, что тренировочные грамматические упражнения выступают для школьников не как самоцель, а делается попытка подчинить их решению коммуникативной задачи в определенных ситуациях общения. Так, например, предлагается решение коммуникативной задачи «Назвать новых персонажей учебника» и одновременно предполагается тренировать учащихся в употреблении существительных с неопределенным и определенным артиклем, а так же в употреблении личных местоимений (вводный курс). Для этого предлагается прочитать подписи под рисунками: «Das ist ein Mann. Der Mann heißt Baron von Münchhausen. Er kommt aus Braunschweig» [6].

Для отработки вопросительного  предложения предлагается выразить сомнение, переспросить, а затем  ставится коммуникативная задача «Объяснить своей пальчиковой кукле, кто  здесь изображен, как кого зовут, кто откуда». При таком подходе (структурно – функциональном) у учащихся на первом году обучения в ходе решении коммуникативных задач одновременно в сознании начинает формироваться система изучаемого языка.

В методике Н.Д. Гальсковой обучение учащихся младшего школьного возраста строится преимущественно на индуктивной основе [5]. Это значит, что при овладении новым языковым материалом, в том числе и грамматическим, используется в основном имитация. Целенаправленная работа над грамматическим аспектом речи не проводится. Ученик усваивает то или иное грамматическое явление в речевом образце, который ему предлагает учебник или учитель. Новый грамматический материал содержится в текстах, предъявляемых на первых страницах темы, подтемы. Так же как и новая лексика, грамматическое явление осваивается учеником в речевом образце. Однако это не означает, что из учебного процесса исключается осознание ребенком смысла и значения всего, что ему приходится воспроизводить.           На продвинутом этапе обучения функционально значимым становится опыт использования одного и того же явления в устной и письменной речи (например падежей существительных, спряжения вспомогательных глаголов, предлогов и т.д.): учащимся предлагается обобщить и систематизировать эти факты в виде парадигмы склонения или спряжения. Однако следует помнить о том, что в этом случае не рекомендуется знакомить школьников с грамматической терминологией, а всю работу над обобщением материала желательно строить также на игровой основе [24].

Для формирования грамматических навыков предлагается серия упражнений в разделе учебника «Übung macht den Meister»  и в рабочих тетрадях [11].

Таким образом, рассмотрев методику формирования грамматических навыков, можно заметить, что в одно время она полагается на стихийный процесс, который осуществляется, не произвольно и подсознательно, включая механизмы подражания – в ходе непосредственного практического использования иноязычной речи, а в другое представляет собой поэтапный процесс, предусматривающий осознанное восприятие, затем обобщение и систематизацию, и, наконец, их применение в речевой практике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧСЕКИХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

2.1 Изучение опыта работы учителя по формированию грамматических навыков на уроках немецкого языка на начальном этапе обучения в общеобразовательной школе

 

Изучив теоретические  основы организации формирования грамматических навыков у учащихся на уроках немецкого языка, мы приступили к исследовательской работе. Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Строитель в ходе прохождения педагогической практики в 4 классе.   

Директор школы: Нестерова  Татьяна Николаевна.

Учитель-методист: Скопенко Татьяна Ивановна.

Цель исследования: изучить и описать опыт работы учителя по формированию грамматических навыков у учащихся.      

Метод исследования: наблюдение, изучение опыта работы учителя.

В ходе проведения исследования нами были изучены программа, учебно-методический комплекс по немецкому языку И.Л. Бим «Deutsch, Die ersten Schritte», календарно – тематические и поурочные планы учителя, осуществлялось наблюдение уроков.

     Анализ УМК был осуществлен с целью выявления требований к уровню сформированности грамматических навыков и умений, составляющих основу овладения иностранным языком.

УМК, применяемый Татьяной Ивановной на занятиях по немецкому языку для учащихся четвертого класса, состоит из следующих составных частей:

1. Рабочая программа, разработанная для обучения немецкому языку в 4 классе на основе:

  • Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089);
  • примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) 2004 года с учетом «Программы общеобразовательных учреждений. Немецкий язык. 2-4 классы» авторов И.Л. Бим, K.И. Рыжова. Москва, Издательство «Просвещение», год издания 2010 г.

Программа рассчитана: на 68 часов (Приложение 1), в учебном плане муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Строитель на изучение иностранного языка в 4 классе отводится 2 часа в неделю. Данный объем учебной нагрузки соответствует Базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений РФ, утвержденному приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004.

2. Учебник.

Рабочая программа ориентирована  на использование учебника Бим И.Л., «Deutsch, Die ersten Schritte», 2007 год (Федеральный перечень учебников, утвержденных приказом рекомендованных (допущенных) МО РФ к использованию в образовательных учреждениях (приказ № 379 от 09.12.2008г.)).

3. Рабочая тетрадь с заданиями в двух частях (А и Б), составленные авторами Бим И.Л. и Рыжовой Л.И.. Задания и упражнения направлены на закрепление и углубление языкового материала и коммуникативных речевых структур, пройденных на занятиях.

4. Книга для учителя, составленная авторами Бим И.Л., Рыжовой Л.И., Садомовой Л.В. Москва, «Просвещение», 2005.

Предметное содержание устной и письменной речи УМК серии «Deutsch. Die ersten Schritte» включает актуальные и отвечающие интересам школьников темы, предусмотренные Государственным образовательным стандартом по иностранным языкам для начальной школы.

Все это в целом ставит перед завершающим курсом изучения немецкого языка в начальной  школе особенно сложные задачи, а  именно:

  1. Необходимо обеспечить достижение младшими школьниками уровня обученности по предмету, зафиксированного в федеральном компоненте Государственного Образовательного стандарта для начальной школы;
  2. Важно при этом подвести младших школьников, не нарушая в целом специфику раннего обучению, к более систематическому коммуникативно –когнитивному изучению немецкого языка, чтобы обеспечить им плавный переход к продолжению его изучения в 5 классе основной школы.

В ходе анализа мы установили, что на начальном этапе учащиеся должны уметь:

1. Учащиеся должны грамматически правильно оформлять свои устно-речевые высказывания, концентрируя при этом основное внимание на содержании, делать элементарные грамматически правильные высказывания о себе, окружающей среде, о прочитанном, прослушанном и т. д.

2.   Учащиеся должны уметь распознавать грамматические явления при чтении и аудировании, направляя основное внимание на извлечение содержательной информации.

Информация о работе Формирование грамматических навыков на уроках немецкого языка на начальном этапе в общеобразовательной школе