Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 16:47, курсовая работа
Цель исследования: изучить теоретические и практические аспекты формирования грамматических навыков на уроках немецкого языка.
Задачи:
1. Проанализировать методическую и педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть цели, задачи содержание обучения грамматике.
3. Изучить методику формирования грамматических навыков на начальной ступени обучения на опыте работы учителя.
Первый этап ознакомительно – подготовительный (его называют часто ознакомительно-аналитическим). Он связан с ознакомлением обучающихся с новым грамматическим материалом. Именно в этот момент сообщаются правила или составляются ориентировочные карточки, содержащие необходимые ориентиры, обеспечивающие в дальнейшем мгновенное распознавание и узнавание грамматических форм и конструкций при чтении и аудировании и функционирование грамматических навыков и умений в переменных ситуациях общения уже в составе речевых умений, как в устной, так и в письменной сфере коммуникации.
Именно на этом этапе в процессе выделения ориентиров, когда закладывается, пользуясь термином П.Я. Гальперина, ориентировочная основа действия, создаются и условия для предотвращения интерференции родного языка [4].
Второй этап - этап автоматизации (стереотипизирующий этап), т. е. этап выработки грамматического навыка. Но даже на этом этапе начинается работа, предполагающая постепенное овладение грамматическими речевыми умениями, чему способствуют задания, обучающие по-разному комбинировать изучаемый материал в зависимости от предъявляемых учебных речевых ситуаций общения. Этот этап отражает исполнительскую часть действия, и упражнения, выполняемые обучающимися, пользуясь терминологией И.Л. Бим, являются исполнительскими упражнениями первого и второго уровней (репродуктивные, условно – продуктивные) [12].
Как на первом этапе формирования грамматического навыка, так и на втором, большую роль играет контроль: в первом случае – контроль ориентировки, во втором – контроль исполнения.
На третьем этапе ведущую роль играет овладение речевыми грамматическими умениями, а при выполнении завершающих упражнений можно говорить о том, что языковые и речевые грамматические навыки и умения начинают функционировать в составе сложных систем речевых умений.
В методике преподавания немецкого
языка на начальном этапе представлен
процесс овладения
В соответствии с принципом
поэтапности организации
1. От ознакомления с ним и осознания его значения и (в разной степени) формы.
2. К тренировке в его практическом использовании по опорам в микроконтексте.
3. К применению на репродуктивном уровне по опорам, на основе механизма аналогии.
4. К применению на продуктивном уровне.
Что касается контроля, то он может быть следящим или тоже выделяется в отдельный этап, так же как и осмысление (размышление).
На первом этапе ознакомление может осуществляться учителем или учеником самостоятельно. Все внимание учащихся направлено на подлежащее усвоению грамматического явления и соответственно подлежащее выполнению действие.
На втором этапе – этапе тренировки – внимание ученика раздваивается: оно направлено как на подлежащее выражению содержание, так и на средства, которые необходимо для этого использовать. Особое значение имеет здесь непосредственная опора на даваемый учителем образец выполнения действия.
На третьем этапе – применении (это уже речевой этап) – имеет место формирование умений диалогической и монологической речи на репродуктивном уровне. Внимание ученика направлено главным образом на подлежащее выражению содержание, хотя зрительно или мысленно он и опирается на известный ему образец высказывания (действует по образцу, аналогии).
Четвертый этап уже полностью сосредоточен на формировании собственно речевых умений. Имеет место речевая практика – критерии сформированности грамматической стороне речи [19].
На начальной ступени в связи с зафиксированными в программе принципом устной основы обучения этапы 1 – 4 осуществляются в форме устных упражнений, и подключение зрительных вербальных опор имеет, к сожалению, ограниченное место. То есть работа над грамматическим оформлением носит в основном индуктивный характер [21]. Грамматический минимум первого года представлен набором речевых образцов на уровне предложения, отражающих исходные типы немецкого простого предложения, которые предъявляются в определенной логической последовательности: называние предмета, качество предмета, действия, характера действия. Схемы из геометрических фигур даются для осознания грамматических особенностей конкретного типа предложения (наличие глагола – связки, ее места в утвердительном и вопросительном предложении без вопросительного слова и т.п).
Ученикам дается либо готовый грамматический комментарий к речевым образцам и их схемам, либо ученики побуждаются к самостоятельным наблюдениям, выводам и умозаключениям. Последнее способствует интеллектуальному развитию школьников.
Систематизация грамматических знаний имеет место не сразу после первичного предъявления речевого образца, а несколько отсрочено. После предъявления в речи (на слух или в тексте) речевой образец сначала отрабатывается в тренировочных упражнениях (устных или письменных). Характерно, что тренировочные грамматические упражнения выступают для школьников не как самоцель, а делается попытка подчинить их решению коммуникативной задачи в определенных ситуациях общения. Так, например, предлагается решение коммуникативной задачи «Назвать новых персонажей учебника» и одновременно предполагается тренировать учащихся в употреблении существительных с неопределенным и определенным артиклем, а так же в употреблении личных местоимений (вводный курс). Для этого предлагается прочитать подписи под рисунками: «Das ist ein Mann. Der Mann heißt Baron von Münchhausen. Er kommt aus Braunschweig» [6].
Для отработки вопросительного предложения предлагается выразить сомнение, переспросить, а затем ставится коммуникативная задача «Объяснить своей пальчиковой кукле, кто здесь изображен, как кого зовут, кто откуда». При таком подходе (структурно – функциональном) у учащихся на первом году обучения в ходе решении коммуникативных задач одновременно в сознании начинает формироваться система изучаемого языка.
В методике Н.Д. Гальсковой обучение учащихся младшего школьного возраста строится преимущественно на индуктивной основе [5]. Это значит, что при овладении новым языковым материалом, в том числе и грамматическим, используется в основном имитация. Целенаправленная работа над грамматическим аспектом речи не проводится. Ученик усваивает то или иное грамматическое явление в речевом образце, который ему предлагает учебник или учитель. Новый грамматический материал содержится в текстах, предъявляемых на первых страницах темы, подтемы. Так же как и новая лексика, грамматическое явление осваивается учеником в речевом образце. Однако это не означает, что из учебного процесса исключается осознание ребенком смысла и значения всего, что ему приходится воспроизводить. На продвинутом этапе обучения функционально значимым становится опыт использования одного и того же явления в устной и письменной речи (например падежей существительных, спряжения вспомогательных глаголов, предлогов и т.д.): учащимся предлагается обобщить и систематизировать эти факты в виде парадигмы склонения или спряжения. Однако следует помнить о том, что в этом случае не рекомендуется знакомить школьников с грамматической терминологией, а всю работу над обобщением материала желательно строить также на игровой основе [24].
Для формирования грамматических навыков предлагается серия упражнений в разделе учебника «Übung macht den Meister» и в рабочих тетрадях [11].
Таким образом, рассмотрев методику формирования грамматических навыков, можно заметить, что в одно время она полагается на стихийный процесс, который осуществляется, не произвольно и подсознательно, включая механизмы подражания – в ходе непосредственного практического использования иноязычной речи, а в другое представляет собой поэтапный процесс, предусматривающий осознанное восприятие, затем обобщение и систематизацию, и, наконец, их применение в речевой практике.
2. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧСЕКИХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1 Изучение опыта работы учителя по формированию грамматических навыков на уроках немецкого языка на начальном этапе обучения в общеобразовательной школе
Изучив теоретические основы организации формирования грамматических навыков у учащихся на уроках немецкого языка, мы приступили к исследовательской работе. Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Строитель в ходе прохождения педагогической практики в 4 классе.
Директор школы: Нестерова Татьяна Николаевна.
Учитель-методист: Скопенко Татьяна Ивановна.
Цель исследования: изучить и описать опыт работы учителя по формированию грамматических навыков у учащихся.
Метод исследования: наблюдение, изучение опыта работы учителя.
В ходе проведения исследования нами были изучены программа, учебно-методический комплекс по немецкому языку И.Л. Бим «Deutsch, Die ersten Schritte», календарно – тематические и поурочные планы учителя, осуществлялось наблюдение уроков.
Анализ УМК был осуществлен с целью выявления требований к уровню сформированности грамматических навыков и умений, составляющих основу овладения иностранным языком.
УМК, применяемый Татьяной Ивановной на занятиях по немецкому языку для учащихся четвертого класса, состоит из следующих составных частей:
1. Рабочая программа, разработанная для обучения немецкому языку в 4 классе на основе:
Программа рассчитана: на 68 часов (Приложение 1), в учебном плане муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Строитель на изучение иностранного языка в 4 классе отводится 2 часа в неделю. Данный объем учебной нагрузки соответствует Базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений РФ, утвержденному приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004.
2. Учебник.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника Бим И.Л., «Deutsch, Die ersten Schritte», 2007 год (Федеральный перечень учебников, утвержденных приказом рекомендованных (допущенных) МО РФ к использованию в образовательных учреждениях (приказ № 379 от 09.12.2008г.)).
3. Рабочая тетрадь с заданиями в двух частях (А и Б), составленные авторами Бим И.Л. и Рыжовой Л.И.. Задания и упражнения направлены на закрепление и углубление языкового материала и коммуникативных речевых структур, пройденных на занятиях.
4. Книга для учителя, составленная авторами Бим И.Л., Рыжовой Л.И., Садомовой Л.В. Москва, «Просвещение», 2005.
Предметное содержание устной и письменной речи УМК серии «Deutsch. Die ersten Schritte» включает актуальные и отвечающие интересам школьников темы, предусмотренные Государственным образовательным стандартом по иностранным языкам для начальной школы.
Все это в целом ставит перед завершающим курсом изучения немецкого языка в начальной школе особенно сложные задачи, а именно:
В ходе анализа мы установили, что на начальном этапе учащиеся должны уметь:
1. Учащиеся должны грамматически правильно оформлять свои устно-речевые высказывания, концентрируя при этом основное внимание на содержании, делать элементарные грамматически правильные высказывания о себе, окружающей среде, о прочитанном, прослушанном и т. д.
2. Учащиеся должны уметь распознавать грамматические явления при чтении и аудировании, направляя основное внимание на извлечение содержательной информации.