Формирование грамматических навыков на уроках немецкого языка на начальном этапе в общеобразовательной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 16:47, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить теоретические и практические аспекты формирования грамматических навыков на уроках немецкого языка.
Задачи:
1. Проанализировать методическую и педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть цели, задачи содержание обучения грамматике.
3. Изучить методику формирования грамматических навыков на начальной ступени обучения на опыте работы учителя.

Файлы: 1 файл

КР Формирование грамматических навыков на уроках немецкого языка на начальном этапе обучения в школе Прожерина А.В 34 И.docx

— 77.63 Кб (Скачать файл)

Как показал анализ программы, чтобы реализовать эти цели при организации обучения детей иностранному языку, необходимо вводить новый грамматический материал в три этапа:

1. Введение нового материла (ознакомление).

2. Тренировка и автоматизация нового материла (тренировка).

3. Использование этого материла в различных видах речевой деятельности (применение).          Вышеназванные этапы направлены на достижение целей и задач обучения и обеспечивают при правильной их реализации основное условие успешности учения и обучения - интерес и внутреннюю мотивацию деятельности.

Анализ документации учителя. Просмотренная документация включает в себя: календарно-тематические планы, рабочие планы, различные задания  для развития грамматических навыков у учеников. И в тоже время, судя по анализу документации, Т.И. Скопенко ведёт целенаправленную комплексную работу по развитию всех навыков, необходимых для владения немецким языком. Особое место она отводит развитию общих грамматических навыков. В «практической копилке» этого педагога представлено большое количество заданий, направленных на овладение грамматической стороне иностранного языка, включающим: работу с текстом, с аудио- и видеоматериалами на уроках немецкого языка, а также большое количество упражнений, направленных на развитие навыков произношения, чтения, говорения и перевода.

Анализируя данную документацию, мы пришли к выводу, что рационально организованная работа учеников по овладению грамматикой иностранного языка способствует овладению ими глубокими и прочными знаниями, развитию познавательных способностей к длительной интеллектуальной деятельности, обучению учащихся необходимого грамматического минимума.

Беседа с учителем иностранного языка Скопенко Татьяной Ивановной была проведена с целью ознакомления с организацией обучения грамматике на уроках немецкого языка в 4 "А" классе.

Вопросы беседы были составлены в соответствии с темой исследования, были доступными, содержательными и  последовательными. Ответы преподавателя были сдержанными и корректными.

Беседа проводилась  в доброжелательной обстановке и  длилась около 10-15 минут.

 Протокол беседы (Приложение 2) показал, что Татьяна Ивановна уделяет много времени обучению грамматике на уроках немецкого языка, так как понимает, что грамматика является одним из важных аспектов обучения иностранному языку, при помощи грамматических структур становится возможным передать тончайшие нюансы мысли. Обучение иностранному языку, как универсальному средству общения предполагает знание языка как функциональной системы, т. е системы языковых средств в их «рабочем» состоянии, в той деятельности, ради которой они и существуют. Предпочтение учитель отдает дидактической грамматике, т. е грамматике, целью которой является обучение.       В ходе беседы мы сделали вывод, что в процессе усвоения грамматических структур большое место должно быть отведено аналитической работе с языковым материалом. На раннем этапе обучения аналитическая деятельность учащихся носит преимущественно предметно – символический характер, т. е с помощью овеществленного грамматического материала в виде кубиков, цветных фишек, символизирующих то или иное понятие.          В процессе овладения грамматикой иностранного языка важную роль играет развитие самоконтроля, который оказывает положительное влияние  на мотивацию обучения и формирование личности ученика.       Выяснилось также, что грамматический минимум для начальной школы неизбежно включаются и общие грамматические понятия, полноценное осмысление и понимание которых предполагает наличие у детей достаточно высокого уровня сформированности и развития понятийного, словесно – логического мышления. Но как раз в этом возрасте словесно-логическое мышление только формируется, в связи с этим в процессе обучения грамматической стороне иноязычной речи  на начальном этапе приходится опираться на ярко выраженное наглядно – действенное, наглядно – образное мышление у учащихся, на воображение, способность к подражанию и т. п.           Во время беседы были выявлены трудности, с которыми сталкивается преподаватель при формировании грамматического навыка на начальном этапе. Ими стали: внутриязыковая и межъязыковая интерференция, суть которых заключается в том, что процесс усвоения немецкого языка у ребенка, начинающего его изучать в школе, не может идти так же, как шел у него процесс усвоения родного языка. Он уже владеет одним языком, у него сложилась система категоризации объективного мира, обусловленная родным языком, сформировались многие мыслительные процессы, и его мышление не может не работать, когда он приступает к изучению немецкого языка. Он неизбежно проводит сравнения, обобщает, делает выводы и помочь ему в этом должна грамматика.    Только специально организованное обучение грамматике иностранного языка превращает этот процесс в осмысленный и рациональный. И оно должно быть таким, чтобы у учащихся складывались определенные грамматические знания, что на немецком языке нельзя говорить, пользуясь одними инфинитивами и номинативами.            Исходя из анализа беседы, мы можем сделать вывод, что грамматика является одной из сложных сторон речи, которая вызывает больше всего трудностей у учащихся. Нельзя умолять ее значение для овладения иностранным языком как системы в целом. Она является связующим звеном между лексическими единицами, она организует всю лексику.           

Изучение опыта  работы учителя. В рамках исследуемой нами темы «Формирование грамматических навыков на уроках немецкого языка на начальном этапе обучения иностранному языку в общеобразовательной школе» нас заинтересовало выполнение упражнения  2 на странице 26 (Приложение 3). Задание для данного упражнения заключалось в повторении ранее изученной темы «Perfekt» слабых глаголов со вспомогательным глаголом  «haben». Учащиеся должны были заполнить пропуски в тексте на тему «Летние каникулы». Учитель отвёл на данную деятельность 7 минут. Работа выполнялась индивидуально. Перед выполнением данного упражнения учителем была дана мотивационная установка типа «Кто быстрее и правильнее выполнит это задание?».       На наш взгляд Татьяна Ивановна правильно организовала данный вид работы над грамматическим материалом. Перед выполнением упражнения она объяснила, что это повторение пройденного материала. Преподаватель также обратил внимание на правила образования этого времени и о понятии «слабых глаголов» в немецком языке. На доске Татьяна Ивановна записала пример. После выполнения данного задания самостоятельно учитель проконтролировал его выполнение и проанализировал возникшие трудности. В целом ученики справились с заданием.

При посещении урока в 4 классе по теме «В квартире. Где что стоит?»  мы наблюдали, как Татьяна Ивановна вводит новый грамматический материал по теме «Употребление существительных в Dativ после предлогов in, auf, vor, an» (Приложение 4). На вводном этапе она сообщила учащимся о том, что сегодня они изучат новый грамматический материал. Далее преподаватель напомнил учащимся о существовании падежей в немецком и русском языках и об их отличиях. Учащиеся самостоятельно называли падежи обоих языков и соответственно вопросы к каждому из них. После этого учитель записал примеры предложений на доске и попросил их перевести, обращая внимание учащихся на падежный вопрос каждого предложения. Таким образом, учащиеся подошли к изучению нового материала. После объяснения материала Татьяна Ивановна попросила учащихся выполнить несколько упражнений, на закрепление темы – страница 20 упражнение 1; страница 21 упражнение 4.  Задания заключались в склонении существительных в Dativ после изученных предлогов. В целом ученики справились с заданием.

Подобный вид работы с  грамматическим материалом мы видели при посещении урока по теме «Марлиз в гостях у Сандры» (Приложение 5). При выполнении упражнения 4 на странице 31 учащиеся повторяли ранее изученный грамматический материал по теме «Употребление отрицательного местоимения «kein» перед существительными». Задание заключалось в изменении повествовательного предложения в отрицательное, используя отрицательное местоимение «kein». Перед выполнением данного упражнения учителем была дана мотивационная установка типа «Кто быстрее и правильнее выполнит это задание?». На наш взгляд Татьяна Ивановна правильно организовала данный вид работы над грамматическим материалом. На доске был записан пример, опираясь на который, учащиеся выполняли поставленное перед ними задание. Учащиеся выполняли работу самостоятельно. После завершения работы Татьяна Ивановна проанализировала возникшие трудности. В целом ученики справились с заданием.

Вывод: наблюдение уроков и изучение документации позволило нам убедиться в том, что:

  1. В процессе формирования грамматических навыков следует опираться на коммуникативность обучения, что способствует ускоренному формированию практических навыков, а также формированию учебной группы и личности отдельно.
  2. Следует представлять сложные грамматические явления в упрощенном виде, избегать излишней терминологии.
  3. Упражнения должны быть доступными, увлекательными, не слишком простыми и не слишком трудными, что вызывает интерес и мотивацию у учащихся.
  4. Следует учитывать сочетание фронтальных, индивидуальных и парных форм работы, при которых каждый учащийся задействован на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе работы над курсовым проектом были изучены теоретические основы формирования грамматических навыков  на уроках немецкого языка  в общеобразовательной  школе. Был изучен и описан опыт работы учителя по теме исследования, поставленная цель достигнута, задачи реализованы  и сделаны выводы:

1.Грамматика выполняет функцию строительного материала речи, она пронизывает весь язык. Это скелет, на котором держатся все слова, речевые высказывания, тексты. А значение изучения грамматики иностранного языка заключается в том, что она помогает нам лучше осознать грамматический строй родного языка, развивает логическое мышление, наблюдательность, способность к анализу и обобщению, т. е в процессе ее изучения реализуются развивающие образовательные и воспитательные цели обучения.

2.Методика формирования грамматических навыков, в одно время полагается на стихийный процесс, который осуществляется, не произвольно и подсознательно, включая механизмы подражания – в ходе непосредственного практического использования иноязычной речи, а в другое представляет собой  поэтапный процесс, предусматривающий осознанное восприятие, затем обобщение и систематизацию, и, наконец, их применение в речевой практике.

3.В процессе формирования грамматических навыков следует опираться на коммуникативность обучения, что способствует ускоренному формированию практических навыков, а также формированию учебной группы и личности отдельно;

4.Следует представлять сложные грамматические явления в упрощенном виде, избегать излишней терминологии;

5.Упражнения должны быть доступными, увлекательными, не слишком простыми и не слишком трудными, что вызывает интерес и мотивацию у учащихся;

6.Следует учитывать сочетание фронтальных, индивидуальных и парных форм работы, при которых каждый учащийся задействован на уроке.    Изучение иностранных языков составляет несколько аспектов. Одним из таких аспектов является грамматика. В обучении иноязычному говорению грамматика занимает важное место, это своего рода каркас, на котором базируется лексика. Обучение грамматике и правильному оформлению высказывания, а также распознавание грамматических форм в речи и письме происходит посредством формирования грамматических  навыков.

Грамматика имеет огромное значение при обучении и формировании практических навыков иностранного языка. Пожалуй, ни один из аспектов обучения языкам не был на протяжении многих лет предметом  столь интенсивных обсуждений и  дискуссий. 

Усвоение грамматики вызывает много  трудностей, которые усугубляются грамматическими  терминами и правилами, и бесконечным  числом исключений. Большое количество терминов затрудняет обучение. Не всегда чередуются формы работы, что вызывает пассивную работу учащихся на уроке. А между тем, изучение этого аспекта  должно быть не менее интересным, познавательным, чем, например, обучение лексике.

Часто в школах преподавание грамматики ограничивается сухими таблицами, заучиванием  конструкций, однотипными упражнениями, применяя которые, учащийся не совсем убежден в практической пользе того, что он делает.

При этом надо иметь в  виду следующие существенные отличия  в условиях овладения родным и  иностранным языками, которые сказываются  на подходе к обучению грамматике иностранного языка:

1.Родной язык является  первичным жизненно необходимым  средством общения, усвоение которого  естественно мотивируется, ведь  родной язык усваивается в  детском возрасте, параллельно с  приспособлением ребенка к окружающей  среде. Иностранный язык - вторичное  средство общения, использование  которого не диктуется жизненной  необходимостью. Овладение иностранным языком начинается в школьном возрасте, когда основное средство общения - родной язык - уже сложилось; поэтому требуются специальные усилия для вызова мотивации изучения языка.

2.Родной язык осваивается  в естественной и обильной  языковой среде, из которой  ребенок без специальных усилий, т. е. непроизвольно и в сжатые  сроки, вычленяет закономерности. Освоение иностранного языка  происходит в учебных условиях  в чужеродной для него среде.  Здесь нет достаточной базы  для непроизвольного выявления  закономерностей.          При овладении грамматикой в школьном курсе иностранного языка особое внимание должно быть уделено теории и ее оптимальному сочетанию с речевой практикой, а также соотнесению произвольной формы внимания с непроизвольной, т. е. последовательному осуществлению принципа сознательность.

Материалы курсовой работы послужат отправной точкой для дальнейшего  исследования по формированию грамматических навыков на уроках немецкого языка в общеобразовательной школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. .Белогрудова, В.П. Грамматика. Это интересно! / В.П. Белогрудова / Иностранные языки в школе. - 2004. - № 1. - С.29-31.
  2. Рогова, Г.В. Методы обучения. Выбор за вами / М.Л. Вайсбурд // Иностр. языки в школе. – 2000. – № 2. – С. 29—34.
  3. Витлин, Ж.Л. Эволюция методов обучения иностранным языкам в XX веке / Ж.Л. Витлин // Иностр. языки в школе. – 2001. – № 2. – С. 23-29.
  4. Гальперин, П.Я. Современные проблемы обучения грамматике иноязычных языков / Ж.А. Витлин //Иностранные языки в школе, 2000. - № 5. – С. 22.
  5. Гальскова Н.Д Теория обучения иностранным языкам. лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - М.: Академия, 2008. - 336с.
  6. Глебова, А.Н. Мы читаем по-немецки / А.Н. Глебова, Л.А. Глущенко. - М.: Изд-во «Высшая школа», 1969. - 112с
  7. Гез, Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов.– М.: Высшая школа, 1999. – 373 с.
  8. Завьялова, В.М. Практический курс немецкого языка. Начальный этап / В.М. завьялов, Л.В. Ильина. - М.: Изд-во «Юрайт», 2004. - 384с.
  9. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А. Зимняя. - М.: Наука, 2006. - 222 с.
  10. Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе / Под ред. С.С. Артемовой, Е.И. Пассова Е.И. – М.: Просвещение, 1993. – 200 с.
  11. Любимова, Э.М. Пособие по немецкому языку / Э.М. Любимова, М.П. Пиранкова. - М.: «Высшая лига», 2008. – 239 с.
  12. Маслыко, Е.А. Настольная книга преподавания иностранного языка / Е.А. Маслыко, Т.К. Бабинская. - Минск: Высшая школа, 2000. - 347с.
  13. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учебник / Под ред. И.Л. Бим, М.В. Ляховицкого, А.А. Миролюбова и др. – М.: Высш. шк., 2012. – 250 с.
  14. Мильруд, Р.П. Коммуникативность языка и обучение разговорной грамматике / Р.П. Мильруд // Иностранные языки в школе. – 2002. – № 2. - С. 145-146.
  15. Миньяр-Белоручев, Р.К. Примитивная грамматика для изучающих иностранный язык / Р.К. Миньяр-Белоручев // Иностранные языки в школе. – 2000. – № 4. - С. 134-136.
  16. Настольная книга преподавателя иностранного языка / Под ред. Е.А. Маслыко, П.К. Бабинской и др. – Минск: Выш. шк., 2006. – 265 с.
  17. Пассов, Е.И. О формировании рецептивных грамматических навыков чтения на уроках немецкого языка / Н.И. Нефедова // Иностранные языки в школе. – 2004. - № 6. - С.3435.
  18. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Е.С. Полат / Иностр. языки в школе. – 2000. – № 2. – С. 25-27.
  19. Полат, Е.С. Обучение в сотрудничестве / Е.С. Полат // Иностр. языки в школе. – 2000. – № 1. – С. 4—11.
  20. Попов, А.А. Немецкий для всех / А.А. Попов. - М.: Изд-во «Айрис-пресс», 2004. – 28 с.
  21. Ситнов, В.А. Грамматические знания, умения, навыки в свете теории когнитивизма В.А. Ситнов / Иностранные языки в школе. - 2005. - № 7.- С.42.
  22. Филатов, В.М. Методы обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе / В.М. Филатов. – М.: Просвещение, 2004. – 413 с.
  23. Чернова, Г.М. Уроки коммуникативной грамматики / Г.М. Чернова // Иностранные языки в школе. - 2004. - № 3. - С.89.
  24. Чирикова, А.А. Развитие логической и механической памяти при обучении говорению на младшей ступени обучения / А.А. Чирикова. – СПб.: ЛГПУ, 2005. – 200 с.
  25. Шатилов, С.Ф. Некоторые проблемы обучения грамматической стороне устной иностранной речи / С.Ф. Шатилов //Иностранные языки в школе. – 1999. - № 6. – С. 17-20.

Информация о работе Формирование грамматических навыков на уроках немецкого языка на начальном этапе в общеобразовательной школе