Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 16:13, курсовая работа
Целью исследования явилось определение методов и приемов, влияющих на формирование художественных способностей на уроках изобразительного искусства в начальной школе.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой определены следующие задачи исследования:
Изучить проблему формирования художественных способностей на уроках изобразительного искусства в начальной школе в психолого-педагогической, методической литературе;
Проанализировать программы по обучению учащихся на уроках изобразительного искусства в начальной школе;
Охарактеризовать методы включения игровых приемов и игр в художественную деятельность учащихся начальной школы на уроках изобразительного искусства
Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические и методические основы формирования художественных способностей у младших школьников на уроках изобразительного искусства 6
1.1. Теоретические аспекты формирования художественных способностей у младших школьников на уроках изобразительного искусства 6
1.2. Содержание обучения учащихся на уроках на уроках изобразительного искусства по формированию художественных способностей средствами тематического рисования 9
Глава 2. Методические основы формирования образного мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства 26
2.1. Методические материалы уроков изобразительного искусства по формированию у учащихся художественных способностей средствами тематического рисования 26
2.2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности формирования художественных способностей у младших школьников на уроках изобразительного искусства 31
Заключение 36
Список литературы 38
Министерство образования и науки Российской Федерации
Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского
Социально-экономический институт
Факультет технологии и дизайна
Кафедра дизайна и художественного образования
Иванов Иван Иванович
ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Курсовая работа
по методике обучения изобразительному искусству
по специальности 050602.65 «Изобразительное искусство»
Руководитель,
ст. преподаватель
Студент
Брянск 2008
Содержание
Актуальность научного раскрытия, теоретического обоснования места и роли изобразительного искусства в идейно-эстетическом воспитании младших школьников, в развитии личности диктуется усиливающимся влиянием искусства на мысли, чувства, поведение, что в свою очередь, обуславливается задачей всестороннего гармонического развития его личности.
В процессе обучения изобразительному искусству у школьников развиваются мышление, зрительная память, творческое воображение, художественные способности, нравственные и эстетические чувства, и это является необходимым условием успешного формирования идейной убежденности. Для повышения эффективности художественной деятельности и формированию художественных способностей на уроках изобразительного искусства в начальной школе следует использовать различные игры и игровые приемы.
В процессе художественной деятельности на уроках изобразительного искусства учащиеся приобретают графические и живописные умения и навыки, учатся наблюдать, анализировать предметы и явления окружающего мира. Таким образом, учебный рисунок, ознакомление с лучшими произведения изобразительного искусства служит эффективными средствами познания действительности и одновременно помогают развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов, а именно художественных способностей.
Важность и актуальность этой проблемы послужили основанием для выбора темы нашего исследования: «Формирование художественных способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства».
Объектом нашего исследования является процесс формирования художественных способностей у младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Предметом исследования являются методы и приемы формирования художественных способностей на уроках изобразительного искусства в начальной школе.
Рабочая гипотеза заключается в том, что процесс формирования художественных способностей на уроках изобразительного искусства в начальной школе будет наиболее эффективным, если использовать в нем игровые приемы и игры.
Целью исследования явилось определение методов и приемов, влияющих на формирование художественных способностей на уроках изобразительного искусства в начальной школе.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой определены следующие задачи исследования:
Подготовить
и провести психолого-
Провести статистический анализ данных, полученных в ходе психолого-педагогического эксперимента.
Выполнить практическую часть дипломной работы.
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования (теоретический анализ психолого-педагогической, педагогической литературы, педагогическое наблюдение, анализ продуктов творческой деятельности учащихся, сравнение, обобщение, систематизация).
Диагностико-констатирующий этап экспериментальной работы проводился с сентября по октябрь 2007-2008 учебного года на базе МОУ средней общеобразовательной школы № 57 г. Брянска.
Искусство, которое создается на плоскости или в пространстве – наглядное осязаемое изображение видимого мира. Изобразительное искусство, как и любой другой вид искусства, - это яркое выражение творческой деятельности, в процессе которой создаются художественные образы, отражающие действительность и воплощение эстетического отношения к ней человека. Искусство – это целый мир идей, представлений, образов, чувств, морально-нравственных оценок и требований личности, художественной воплощение человеческих идеалов и мыслей, переживаний и свершений. В художественном отражении объективного мира у человека развивается мышление, память, внимание, формируется потребности, стремления, чувства, интерес, характер. Психические процессы включают в себя явления, связанные с непосредственной познавательной деятельностью: ощущения, восприятие, мышление, память, воображение.
В процессе занятий изобразительной деятельностью школьник овладевает знаниями, умениями, навыками. Это выражается в способностях человека к художественной деятельности. Слово «способность» имеет широкое применение в самых различных областях практики, но трактуется многими авторами неоднозначно. Если суммировать всевозможные варианты и подходов к исследованию способностей, то их можно свести к трем основным типам. В первом случае под способностями понимают совокупность всевозможных психических процессов и состояний. С точки зрения второго подхода под способностями понимают высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений, навыков, обеспечивающих успешное выполнение различных видов деятельности. Третий подход основан на утверждении о том, что способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.
Специфически человеческие способности принято разделять на общие и специальные высшие интеллектуальные способности. Под специальными способностями подразумеваются те, которые определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие. Подробнее рассмотрим художественно-творческие способности:
Изобразительное искусство по своей природе, специфике представляет собою эстетическое освоение действительности, то есть отражение прекрасного, безобразного, трагического, возвышенного, низменного, комического. Исключительно важное значение в изобразительной деятельности, в творчестве «маленького художника», который создает свои произведения с помощью линий, форм, цвета, а так же при последующем восприятии этих произведений, имеют закономерности ощущения цвета. В условиях создания и последующего анализа произведения изобразительного искусства процесс восприятия приобретает ярко выраженный эстетический характер. Само произведение изобразительного искусства создается на основе и с учетом особенностей зрительного восприятия формы, конструктивного строения предметов, их пространственного расположения, законов линейной и воздушной перспективы, с учетом зрительных иллюзий и таких закономерностей восприятия, как целостность, осмысленность, избирательность, константность. Указанные особенности и закономерности восприятия играют существенную роль и при зрительном восприятии произведения художника.
Наиболее ярко выступает восприятие в одной из своих форм – наблюдении. Наблюдение – это преднамеренное, целенаправленное восприятие предметов и явлений действительности. В изобразительной деятельности наблюдения просто необходимы. Без запаса впечатлений, представлений, знаний, полученных благодаря наблюдениям, невозможно правдиво и выразительно передать в рисунках, живописных работах всю сложность реального мира: проявления человеческих чувств, их многообразие и богатство, психологию характеров, изменения в природе, диалектическую связь пространства и формы, конструкции предметов.
То есть сама специфика художественной деятельности определяет важность и необходимость постоянного наблюдения художника за многими проявлениями жизни. Как правило, постоянные наблюдения за предметами и явлениями действительности приводят к развитию наблюдательности как характерной особенности художника.
Основной целью современного начального образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Искусство» , составляющая часть которой – изобразительное искусство.
В начальной школе образовательная область «Искусство» решает следующие задачи:
Формирование у учащихся художественно-образного мышления как основы развития творческой личности;
Формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к явлениям действительности и искусства;
Развитие у школьников способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека;
Овладение интонационно-образным языком искусства на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства;
Формирование целостного представления о национальной художественной и музыкальной культуре и их месте в мировой художественной культуре.
У младших школьников личная ориентация определяется направленностью на внешний предметный мир, у них преобладает наглядно-образное мышление и эмоционально-чувственное восприятие действительности , для них остается актуальной игровая деятельность.
Специфика искусства, его художественно-образная природа как нельзя лучше отвечает личностным потребностям ребенка младшего школьного возраста. Это определяет педагогический потенциал и значимость предметов образовательной области «Искусство» на этапе начальной школы.
В начальной школе у младших школьников формируется художественная и музыкальная культура как неотъемлемая часть культуры духовной. Художественные и музыкальные знания и умения , навыки уже являются не целью, а основными средствами формирования культуры. Композиция, форма, ритм, пропорции, пространство, цвет, звук, слово, темп, динамика группируются вокруг общих закономерностей художественно-образного языка музыки и изобразительных искусств. Такой подход позволяет создавать интегрированные курсы, так же решающие задачу формирования целостной картины мира.
В начальной школе важно показать ребенку связь искусства с его личным миром, с миром его мыслей и чувств. Поэтому важно в процессе преподавания предметов искусства учитывать местные особенности национальной культуры: наличие характерных ремесел и промыслов, специфики в народном костюме, утвари, архитектуре. Таким образом, решается проблема приобщения ребенка к искусству на личностно значимом для него художественном материале его родного края.