Формирование художественных способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования явилось определение методов и приемов, влияющих на формирование художественных способностей на уроках изобразительного искусства в начальной школе.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой определены следующие задачи исследования:
Изучить проблему формирования художественных способностей на уроках изобразительного искусства в начальной школе в психолого-педагогической, методической литературе;
Проанализировать программы по обучению учащихся на уроках изобразительного искусства в начальной школе;
Охарактеризовать методы включения игровых приемов и игр в художественную деятельность учащихся начальной школы на уроках изобразительного искусства

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические и методические основы формирования художественных способностей у младших школьников на уроках изобразительного искусства 6
1.1. Теоретические аспекты формирования художественных способностей у младших школьников на уроках изобразительного искусства 6
1.2. Содержание обучения учащихся на уроках на уроках изобразительного искусства по формированию художественных способностей средствами тематического рисования 9
Глава 2. Методические основы формирования образного мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства 26
2.1. Методические материалы уроков изобразительного искусства по формированию у учащихся художественных способностей средствами тематического рисования 26
2.2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности формирования художественных способностей у младших школьников на уроках изобразительного искусства 31
Заключение 36
Список литературы 38

Файлы: 1 файл

Курсовая работа (фрагмент).doc

— 4.68 Мб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Брянский государственный  университет имени академика  И.Г. Петровского

Социально-экономический  институт

Факультет технологии и дизайна

 

Кафедра дизайна  и художественного образования

 

 

Иванов Иван Иванович

 

ФОРМИРОВАНИЕ  ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

 

Курсовая работа

по методике обучения изобразительному искусству

по специальности 050602.65 «Изобразительное искусство»

 

 

 

 

 

Руководитель, ст. преподаватель                                               _____________П.П. Петрова

Студент                                                                                             _____________И.И. Иванов

 

 

Брянск 2008

                        

Содержание

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность  научного раскрытия, теоретического обоснования  места и роли изобразительного искусства  в идейно-эстетическом воспитании младших  школьников, в развитии личности диктуется  усиливающимся влиянием искусства на мысли, чувства, поведение, что в свою очередь, обуславливается задачей всестороннего гармонического развития его личности.

В процессе обучения изобразительному искусству у школьников развиваются мышление, зрительная память, творческое воображение, художественные способности, нравственные и эстетические чувства, и это является необходимым условием успешного формирования идейной убежденности. Для повышения эффективности художественной деятельности и формированию художественных способностей на уроках изобразительного искусства в начальной школе следует использовать различные игры и игровые приемы.

В процессе художественной деятельности на уроках изобразительного искусства учащиеся приобретают  графические и живописные умения и навыки, учатся наблюдать, анализировать предметы и явления окружающего мира. Таким образом, учебный рисунок, ознакомление с лучшими произведения изобразительного искусства служит эффективными средствами познания действительности и одновременно помогают развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов, а именно художественных способностей.

Важность и  актуальность этой проблемы послужили  основанием для выбора темы нашего исследования: «Формирование художественных способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства».

Объектом нашего исследования является процесс формирования художественных способностей у младших школьников на уроках изобразительного искусства.

Предметом исследования являются методы и приемы формирования художественных способностей на уроках изобразительного искусства в начальной школе.

Рабочая гипотеза заключается в том, что  процесс формирования художественных способностей на уроках изобразительного искусства в начальной школе будет наиболее эффективным, если использовать в нем игровые приемы и игры.

Целью исследования явилось определение методов и приемов, влияющих на формирование художественных способностей на уроках изобразительного искусства в начальной школе.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой определены следующие задачи исследования:

      1. Изучить проблему формирования художественных способностей  на уроках изобразительного искусства в начальной школе в психолого-педагогической, методической литературе;
      2. Проанализировать программы по обучению учащихся на уроках изобразительного искусства в начальной школе;
      3. Охарактеризовать методы включения игровых приемов и игр в художественную деятельность учащихся начальной школы на уроках изобразительного искусства;
      4. Разработать учебно-методический комплекс, включающий:  
    • тематическое планирование по курсу для учащихся 4 классов;
    • планы-конспекты уроков;
    • дидактические средства обучения учащихся;
    • средства контроля и оценки учебных достижений учащихся.

 Подготовить  и провести психолого-педагогический эксперимент по выявлению методов и приемов формирования художественных способностей у младших школьников на уроках изобразительного искусства.

Провести статистический анализ данных, полученных в ходе психолого-педагогического эксперимента.

Выполнить практическую часть дипломной работы.

Для решения  поставленных задач был использован  комплекс методов исследования (теоретический  анализ психолого-педагогической, педагогической литературы, педагогическое наблюдение, анализ продуктов творческой деятельности учащихся, сравнение, обобщение, систематизация).

Диагностико-констатирующий этап экспериментальной работы проводился с сентября по октябрь 2007-2008 учебного года на базе МОУ средней общеобразовательной школы № 57 г. Брянска.

 

 

Глава 1.  Психолого-педагогические и методические основы формирования художественных способностей у младших школьников на уроках изобразительного искусства

1.1. Теоретические аспекты формирования художественных способностей у младших школьников на уроках изобразительного искусства

 

Искусство, которое создается на плоскости или в пространстве – наглядное осязаемое изображение видимого мира. Изобразительное искусство, как и любой другой вид искусства, - это яркое выражение творческой деятельности, в процессе которой создаются художественные образы, отражающие действительность и воплощение эстетического отношения к ней человека. Искусство – это целый мир идей, представлений, образов, чувств, морально-нравственных оценок и требований личности, художественной воплощение человеческих идеалов и мыслей, переживаний и свершений. В художественном отражении объективного мира у человека развивается мышление, память, внимание, формируется потребности, стремления, чувства, интерес, характер. Психические процессы включают в себя явления, связанные с непосредственной познавательной деятельностью: ощущения, восприятие, мышление, память, воображение.

В процессе занятий  изобразительной деятельностью  школьник овладевает знаниями, умениями, навыками. Это выражается в способностях человека к художественной деятельности. Слово «способность» имеет широкое применение в самых различных областях практики, но трактуется многими авторами неоднозначно. Если суммировать всевозможные варианты и подходов к исследованию способностей, то их можно свести к трем основным типам. В первом случае под способностями понимают совокупность всевозможных психических процессов и состояний. С точки зрения второго подхода под способностями понимают высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений, навыков, обеспечивающих успешное выполнение различных видов деятельности. Третий подход основан на утверждении о том, что способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

Специфически человеческие способности принято разделять на общие и специальные высшие интеллектуальные способности. Под специальными способностями подразумеваются те, которые определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие. Подробнее рассмотрим художественно-творческие способности:

    • образное мышление;
    • цветовосприятие;
    • художественное восприятие;
    • воображение;
    • зрительная память;
    • эмоции;
    • эстетическое воспитание в целом.

Изобразительное искусство по своей природе, специфике  представляет собою эстетическое освоение действительности, то есть отражение  прекрасного, безобразного, трагического, возвышенного, низменного, комического. Исключительно важное значение в изобразительной деятельности, в творчестве «маленького художника», который создает свои произведения с помощью линий, форм, цвета, а так же при последующем восприятии этих произведений, имеют закономерности ощущения цвета. В условиях создания и последующего анализа произведения изобразительного искусства процесс восприятия  приобретает ярко выраженный эстетический характер. Само произведение изобразительного искусства создается на основе и с учетом особенностей зрительного восприятия формы, конструктивного строения предметов, их пространственного расположения, законов линейной и воздушной перспективы, с учетом зрительных иллюзий и таких закономерностей восприятия, как целостность, осмысленность, избирательность, константность. Указанные особенности и закономерности восприятия играют существенную роль и при зрительном восприятии произведения художника.

Наиболее ярко выступает восприятие в одной  из своих форм – наблюдении. Наблюдение – это преднамеренное, целенаправленное восприятие предметов и явлений действительности. В изобразительной деятельности наблюдения просто необходимы. Без запаса впечатлений, представлений, знаний, полученных благодаря наблюдениям, невозможно правдиво и выразительно передать в рисунках, живописных работах всю сложность реального мира: проявления человеческих чувств, их многообразие и богатство, психологию характеров, изменения в природе, диалектическую связь пространства и формы, конструкции предметов.

То есть сама специфика художественной деятельности определяет важность и необходимость постоянного наблюдения художника за многими проявлениями жизни. Как правило, постоянные наблюдения за предметами и явлениями действительности приводят к развитию наблюдательности как характерной особенности художника.

 

 

1.2. Содержание обучения учащихся на уроках на уроках изобразительного искусства по формированию художественных способностей средствами тематического рисования

 

Основной целью  современного начального образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Искусство» , составляющая часть которой – изобразительное искусство.

В начальной  школе образовательная область «Искусство» решает следующие задачи:

Формирование  у учащихся художественно-образного  мышления как основы развития творческой личности;

Формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к явлениям действительности и искусства;

Развитие у  школьников способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека;

Овладение интонационно-образным языком искусства на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства;

Формирование  целостного представления о национальной художественной и музыкальной культуре и их месте в мировой художественной культуре.

У младших школьников личная ориентация определяется направленностью на внешний предметный мир, у них преобладает наглядно-образное мышление и эмоционально-чувственное восприятие действительности , для них остается актуальной игровая деятельность.

Специфика искусства, его художественно-образная природа  как нельзя лучше отвечает личностным потребностям ребенка младшего школьного возраста. Это определяет педагогический потенциал и значимость предметов образовательной области «Искусство» на этапе начальной школы.

В начальной  школе у младших школьников формируется  художественная и музыкальная культура как неотъемлемая часть культуры духовной. Художественные и музыкальные знания и умения , навыки уже являются не целью, а основными средствами формирования культуры. Композиция, форма, ритм, пропорции, пространство, цвет, звук, слово, темп, динамика группируются вокруг общих закономерностей художественно-образного языка музыки и изобразительных искусств. Такой подход позволяет создавать интегрированные курсы, так же решающие задачу формирования целостной картины мира.

В начальной  школе важно показать ребенку  связь искусства с его личным миром, с миром его мыслей и чувств. Поэтому важно в процессе преподавания предметов искусства учитывать местные особенности национальной культуры: наличие характерных ремесел и промыслов, специфики в народном костюме, утвари, архитектуре. Таким образом, решается проблема приобщения ребенка к искусству на личностно значимом для него художественном материале его родного края.

Информация о работе Формирование художественных способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства