Формирование художественных способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования явилось определение методов и приемов, влияющих на формирование художественных способностей на уроках изобразительного искусства в начальной школе.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой определены следующие задачи исследования:
Изучить проблему формирования художественных способностей на уроках изобразительного искусства в начальной школе в психолого-педагогической, методической литературе;
Проанализировать программы по обучению учащихся на уроках изобразительного искусства в начальной школе;
Охарактеризовать методы включения игровых приемов и игр в художественную деятельность учащихся начальной школы на уроках изобразительного искусства

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические и методические основы формирования художественных способностей у младших школьников на уроках изобразительного искусства 6
1.1. Теоретические аспекты формирования художественных способностей у младших школьников на уроках изобразительного искусства 6
1.2. Содержание обучения учащихся на уроках на уроках изобразительного искусства по формированию художественных способностей средствами тематического рисования 9
Глава 2. Методические основы формирования образного мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства 26
2.1. Методические материалы уроков изобразительного искусства по формированию у учащихся художественных способностей средствами тематического рисования 26
2.2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности формирования художественных способностей у младших школьников на уроках изобразительного искусства 31
Заключение 36
Список литературы 38

Файлы: 1 файл

Курсовая работа (фрагмент).doc

— 4.68 Мб (Скачать файл)

Наш эксперимент  проходил в III этапа – диагностико-констатирующий, формирующий, контролирующий.

Для проведения эксперимента нами был взяты классы – 1 «а»  и 1 «б» МОУ средней общеобразовательной школы №57 г. Брянска.

Для выявления  уровня удовлетворенности учащимися уроками изобразительного искусства была проведена анкета, в которой представлены следующие вопросы:

  1. Нравится ли вам рисовать?
  2. Нравятся ли вам уроки изобразительного искусства?
  3. Все ли понимаете из того, что вам говорит учитель на уроках изобразительного искусства?
  4. Всегда ли вы понимаете задание, которое дает учитель на уроке?
  5. Все ли вы успеваете сделать за урок?
  6. Помогает ли наглядность, музыка в ходе объяснения материала?
  7. Определите уровень удовлетворенности от уроков изобразительного искусства по пятибалльной шкале, где 5 – наивысшая оценка (все нравится, не возникает затруднений в понимании задания урока, рисовании), 1 – самая низкая оценка (не нравится, ничего не понимаю, ничего не получается).

В ходе анализа  полученных данных, были получены следующие результаты.

Таблица 2.1

Результаты  анкетирования учеников начальных  классов

Вопрос

Вариант ответа

1 «а» класс, n=20

1 «б» класс, n=17

1. Нравится ли  вам рисовать?

Да

17 – 85%

12 – 70,6%

Нет

3 – 15%

2 – 11,8%

Не знаю

-

3 – 17,6%

2. Нравятся ли вам уроки ИЗО?

Да

16 – 80%

13 – 76,5%

Нет

2 – 10%

1 – 5,9%

Не знаю

2 – 10%

3 – 17,6%

3. Все ли понимаете  из рассказа учителя?

Да 

15 – 75%

14 – 82,4%

Нет

1 – 5%

-

Не всегда

4 – 20%

3 – 17,6%

4. Всегда ли  вы понимаете задание урока?

Да

13 – 65%

12 – 70,6%

Нет

3 – 15%

2 – 11,8%

Не всегда

4 – 20%

3 – 17,6%

5. Все ли вы  успеваете сделать за урок?

Да 

13 – 65%

15 – 88,2%

Нет

2 – 10%

-

Не всегда

5 – 25%

2 – 11,8%

6. Помогает ли  наглядность, музыка на уроке?

Да 

9 – 45%

7 – 41,2%

Нет

4 – 20%

3 – 17,6%

Не знаю

7 – 35%

7 – 41,2%

7. Уровень удовлетворенности  от уроков ИЗО

1

-

-

2

-

2 – 11,8%

3

2 – 10%

5 – 29,4%

4

6 – 30%

6 – 35,3%

5

12 – 60%

4 – 23,5%


Таблица 2.2

Общий уровень удовлетворенности от уроков ИЗО

 

Общий уровень  удовлетворенности от уроков ИЗО

1 «а»

1 «б»

Высокий

14

11

Средний

3

4

Низкий

1

1


 

Диаграмма 2.2

 

Общий уровень удовлетворенности от уроков ИЗО

В ходе анализа  полученных данных, можно сказать, что  наибольшее удовлетворение от процесса рисования получают ученики 1 «а» – 85% класса. Им нравится сам процесс рисования, выражения себя в рисунке, передача своего эмоционального состояния на бумагу. В 1 «б» классе наблюдаются учащиеся (17,6%), которые рисуют с неохотой, по принуждению.

Большинству учащихся нравятся уроки изобразительного искусства – 80% в 1 «а» классе, 76,5% учащихся в 1 «б» классе.

В основном все  ученики, за исключением учащихся 1 «а» класса, оценивают удовлетворенность от уроков на среднем уровне. Здесь оценивается не только удовлетворенность эмоциональная, но и уровень мастерства учителя, степень понимания материала, успешность или неспешность выполнения задания учителя.

Исходя из полученных данных, можно определить общий уровень  удовлетворенности от уроков изобразительного искусства.

Диаграмма

Общий уровень  удовлетворенности учащихся от уроков изобразительного искусства

Таким образом, можно сказать, что общий уровень  удовлетворенности от уроков изобразительного искусства у учащихся достаточно высокий. Полученные данные соответствуют возрастным особенностям учащихся, степени загруженности уроками и дополнительными заданиями.

 

 

 

 

 

Заключение

 

В процессе курсовой работы была изучена проблема формирования художественных способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства.

Игра является наиболее естественной формой взаимодействия между людьми, именно в игре личность развивается свободно, стремительно, гармонично. Все это позволяет говорить об актуальности использования игровых приемов  и игр на уроках изобразительного искусства в начальной школе с целью формирования у них художественных способностей.

Миллионы людей  проходили в игре школу жизни, познавали окружающий мир, учились человеческим отношениям. И это доказывает, что игра – прекрасное средство развития. Она дает дополнительные знания, развивает целый спектр художественных способностей, является полигоном общественного и творческого самовыражения каждого.

В процессе курсовой работы были выполнены следующие  задачи:

- изучена проблема использования игровых приемов и игр на уроках изобразительного искусства в начальной школе в психолого-педагогической, методической литературе;

- охарактеризованы методы включения игровых приемов и игр в художественную деятельность учащихся начальной школы на уроках изобразительного искусства;

- осуществлен диагностико-констатирующий этап опытно – экспериментальной работы по определению уровня  овладения изобразительной деятельностью учащимися начальной школы;

- разработаны методические рекомендации по использованию игровых приемов и игр на уроках изобразительного искусства в начальной школе.

Цель курсовой работы была достигнута, так как  были определены способы использования игровых приемов и игр на уроках изобразительного искусства в начальной школе.

Таким образом, можно утверждать о возможности использования игр и игровых приемов для младших школьников на занятиях изобразительного искусства с целью формирования у них художественных способностей. Так как они способствуют повышению эффективности развития художественных способностей и навыков, активному участию в создании художественных, дизайнерских, декоративных работ. Способствуют становлению и формированию личности человека, позволяющей ему функционировать в качестве полноценного члена общества.

 

Список литературы

 

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. -  М.: Просвещение, 1999.- 345с.
  2. Алпатов М.В.  Немеркнущее искусство. – М.: Просвещение, 1991. – 275с.
  3. Андреева Г.М.  Социальная психология.- М.: Просвещение,  2005. – 632с.
  4. Божович Л.И.  Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1989. – 233с.
  5. Воронов Н.В.  Искусство предметного мира. – М.: Просвещение, 1887. – 328с.
  6. Выготский Л.С.  Игра и ее роль в психическом развитии детей. – М.: Просвещение, 1872. – 437с.
  7. Галогузова М.А. Социальная психология. - М.: Просвещение,  1998. - 356с.
  8. Гамезо М.Н.,  Петрова Е.А.  Возрастная и педагогическая психология.- М.: Просвещение, 2003. – 147с.
  9. Дитман К.Д.  Хочу знать и нарисовать мир. - М.: Просвещение, 1993. – 136с.
  10. Зеленина Е.Л.  Играем, познаем, рисуем. – М.: Просвещение, 1996. – 86с.
  11. Игнатьев Е.И.  Психология изобразительной деятельности. – М.: Просвещение, 1961. – 473с.
  12. Ковалев А.Г.  Психология личности.- 3-е изд. – М.: Просвещение, 1980. – 365с.
  13. Ковалев С.В.  Психология современной семьи.- М.:     Просвещение,1988. – 189с.
  14. Комарова Т.С.  Дети в мире творчества. – М.: Просвещение, 1995.
  15. Корчаг Я. Как любить детей.- М.: Просвещение, 1968. – 87с.
  16. Костин В.И.,  В.А. Юматов. Язык изобразительного искусства. – М.: Просвещение, 1991. – 169с.
  17. Крысько В.Г.  Социальная психология.- М.: Просвещение,  2003. – 287с.
  18. Кузин В.С.  Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах. - М.: Просвещение, 1983. – 587с.
  19. Кузин В.С.  Основы обучения изобразительному искусству в школе. – М.: Просвещение, 1997. –  368с.
  20. Кукушин В.С.  Теория и методика обучения.- М.: Просвещение, 2001. – 489с.
  21. Макаренко А.С.  Избранные педагогические сочинения.- М.: Просвещение,  1977. – 598с.
  22. Макаренко А.С.  Педагогические сочинения.- М.: Просвещение, 1970. – 598с.
  23. Маклаков А.Г.  Общая психология. -  Учебник для вузов – СПб: Питер, 2007г. – 398с.
  24. Михайлова В.М.  Хочу узнать тебя, мир. – М.: Знание, 1967. – 176с.
  25. Мухина В.С.  Возрастная психология.- М.: Просвещение,  2000. – 369с.
  26. Немов Р.С.  Психология личности.- М.: Просвещение,1999. – 365с.

 

 

 

 

Приложения

 

Приложение 1.

 

Приложение 2.

 

 

 

 


Информация о работе Формирование художественных способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства