Формирование художественных способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования явилось определение методов и приемов, влияющих на формирование художественных способностей на уроках изобразительного искусства в начальной школе.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой определены следующие задачи исследования:
Изучить проблему формирования художественных способностей на уроках изобразительного искусства в начальной школе в психолого-педагогической, методической литературе;
Проанализировать программы по обучению учащихся на уроках изобразительного искусства в начальной школе;
Охарактеризовать методы включения игровых приемов и игр в художественную деятельность учащихся начальной школы на уроках изобразительного искусства

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические и методические основы формирования художественных способностей у младших школьников на уроках изобразительного искусства 6
1.1. Теоретические аспекты формирования художественных способностей у младших школьников на уроках изобразительного искусства 6
1.2. Содержание обучения учащихся на уроках на уроках изобразительного искусства по формированию художественных способностей средствами тематического рисования 9
Глава 2. Методические основы формирования образного мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства 26
2.1. Методические материалы уроков изобразительного искусства по формированию у учащихся художественных способностей средствами тематического рисования 26
2.2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности формирования художественных способностей у младших школьников на уроках изобразительного искусства 31
Заключение 36
Список литературы 38

Файлы: 1 файл

Курсовая работа (фрагмент).doc

— 4.68 Мб (Скачать файл)

Очень важно  учитывать возрастные особенности  младших школьников и на уроках изобразительного искусства использовать в большей мере активно-творческие методы, вытекающие из закономерностей искусства, и в меньшей- словесно – информативные. Это поможет лучшей реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Искусство».

Среди важных задач  образовательной области «Искусство» - гармонизация абстрактно-логического и образного мышления ребенка, что особенно важно на начальном этапе обучения, когда ребенок только входит в учебную деятельность. Переключение учащихся  с занятий научными дисциплинами на занятия художественной деятельностью способствует сокращению перегрузки детей. Занятия художественной деятельностью оказывают на младшего школьника  значительное психотерапевтическое воздействие, снимая нервно-психическое напряжение , вызванное другими уроками, тем самым сохраняя здоровье ребенка.

В настоящее  время в школах России осуществляется обучение по вариативным авторским программам и учебникам. Это образовательные программы для традиционной начальной школы, реализующие обязательный минимум содержания образовательного компонента  «Изобразительное искусство».

Такими программами  являются:

Программа «Изобразительное искусство», авторами которой являются В.С.Кузин, Е.В.Шорохов, Э.И.Кубышкина, С.П.Ломов, С.Е.Игнатьев. Разработана программа для 1-9 классов. Она ориентирована на развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетических чувств, понимания прекрасного, на воспитание интереса и любви к искусству, на формирование духовной культуры личности. 

Содержание  программы предусматривает как  эстетическое восприятие предметов  действительности  и произведений изобразительного искусства, так и  непосредственно художественную деятельность.

Для выполнения учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий: рисование с натуры, рисование на тему и иллюстрирование, декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбирать разнообразные художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь, сангину, уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть.

В данной программе  значительное место отведено тематическому  рисованию. Это рисование композиции на тему окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры.

 

Таблица 1.1

Тематическое  планирование уроков изобразительного искусства на год

1 класс

Программа «Изобразительное искусство» (рук. В.С. Кузин)

 

урока

Тема  урока

Вид изобразительной деятельности

Кол-во часов

Задачи

Материалы

1

2

3

4

5

6

 

I четверть «В мире волшебных красок»

 

8

   

1

Вводная беседа «Что мы будем делать на уроках изобразительного искусства».

Рисование на тему «Пейзаж с радугой»

Рисование по представлению

1

Познакомить детей  с изобразительным искусством, с содержанием уроков изобразительного искусства в 1 классе;

дать детям первое представление о сказочном мире изобразительного искусства, о роли изобразительного искусства в жизни людей;

ознакомить  детей с акварельными красками, правилами работы с ними

Карандаш, акварель или гуашь, цветные карандаши, фломастеры, альбом, кисти

2

Беседа «Что такое декоративно-прикладное искусство».

Рисование узора  в полосе с образца

Декоративное  рисование 

1

Ознакомление  первоклассников с волшебным миром декоративно-прикладного искусства;

с простейшими  закономерностями построения орнамента (узоры) и правилами выполнения декоративного рисунка;

расширение  представления о видах изобразительного искусства

Карандаш, акварель или цветные карандаши, фломастеры, альбом, кисти

3

Выполнение  декоративной работы на тему «Красивые цепочки»

Декоративное рисование

1

Расширение  представления о роли декоративного  искусства в жизни людей;

знакомство  с простейшими свойствами гуашевых красок, формирование умения работать гуашевыми красками;

закрепление навыков  правильной организации рабочего места на уроке

Карандаш, гуашь или цветные карандаши, фломастеры, альбом, кисти

4

«Волшебные  краски осеннего дерева» - рисование  по памяти или по представлению осеннего дерева

Рисование по памяти или по представлению

1

Формирование  зрительных образов осенней природы, эстетического отношения к родной природе;

умения рисовать по памяти различные деревья в  осеннем наряде;

формировать умение работать акварельными красками и кистью в определенной последовательности;

формировать умение передавать силуэтное изображение дерева с толстыми и тонкими ветками, осеннюю окраску листьев

Карандаш, акварель или гуашь, цветные карандаши, фломастеры, альбом, кисти

5

Беседа «Искусство народных мастеров. Русские народные промыслы».

«Волшебные  листья и ягоды» - отработка простейших приемов рисования кистью декоративных листьев и ягод на примерах народной росписи

Декоративное  рисование

1

Дать первое систематизированное представление об искусстве народных мастеров, о знаменитых русских народных промыслах;

раскрыть детям  красоту узора на посуде, игрушках;

развивать начальные  умения в приемах рисования кистью декоративных ягод (концом кисти – прием тычка) и декоративных листьев (всей кистью прикладыванием или примакиванием);

развивать эстетическое восприятие, чувство ритма

Гуашь или акварель, альбом, кисти

6

«Волшебный  узор» - составление узора из декоративных ягод и листьев

Декоративное  рисование

1

Развивать у  детей творческое воображение, фантазию;

учить выделять элементы хохломского узора (листок, ягодка, травка) и видеть их красоту;

закреплять умение украшать полоску бумаги, используя линии, мазки, точки как приемы рисования кистью декоративных элементов растительного узор;

развивать цветовое восприятие; развивать чувство ритма

Карандаш, акварель или гуашь, цветные карандаши, фломастеры, альбом, кисти

7

«Золотые краски осени» - рисование с натуры опавших  листьев деревьев (липы, тополя, березы, яблони).

Беседа о  красоте осенней природы по картинам художников

Рисование с  натуры

1

Раскрывать детям красоту  осеннего леса;

развивать у  них эстетическое восприятие и эмоциональное отношение к предметам и явлениям действительности;

учить детей  рисованию с натуры листьев деревьев

Карандаш, акварель, кисти, альбом

8

«Красота формы  листьев деревьев» - лепка простых по форме листьев деревьев (березы, осины, яблони, сирени)

Лепка из глины, пластилина

1

Знакомство  с искусством лепки, инструментами  и материалами, используемыми в процессе лепки из глины и пластилина, последовательностью выполнения лепного изделия

Глина, пластилин

 

II четверть

«Мы готовимся  к празднику»

 

8

   

9-10

«Осенние подарки» - рисование с натуры овощей и  фруктов.

Беседа «Красота вещей»

Рисование с  натуры

2

Раскрытие детям  красоты обычных предметов (овощей, фруктов, цветов, дичи, даров моря, предметов быта и многого другого);

формирование  у них умения самостоятельно изучать и изображать в рисунке форму простых по форме овощей и фруктов (морковь, огурец, свекла, яблоко), передавать их цвет, последовательно работать акварельными красками

Альбом, акварель, кисти, карандаш

11

Рисование на тему «Сказка про осень».

Беседа «Виды  изобразительного искусства и архитектура»

Тематическое  рисование

1

Познакомить детей  с понятием «виды изобразительного искусства» (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и «архитектура»;

показать детям  красоту русской осени в живописи на примере произведений И.Левитана и В.Поленова;

развивать у  детей образную память, эмоционально-эстетическую отзывчивость;

формировать умение самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести рисунок на тему;

осуществлять  межпредметные связи изобразительного искусства и музыки (прослушивание записи «Осенней песенки», музыка Д.Васильева-Буглая, слова А.Плещеева)

Карандаш, акварель или гуашь, цветные карандаши, фломастеры, цветная бумага, альбом, кисти

12

«Чудо-платье» - составление узора из листьев, цветов, ягод, фруктов для платья куклы

Декоративное  рисование

1

Развивать у  детей эстетическое восприятие;

развивать творчество, чувство ритма, цвета;

учить выделять элементы узора в народной вышивке (цветок, веточка), прививать любовь к народному искусству;

закреплять  умение рисовать кистью знакомые декоративные элементы (точки, мазки, линии) и способствовать формированию умения создавать новые сочетания из них (цветочки, горошек и т.д.)

Платье куклы, вырезанное из цветной бумаги, карандаш, акварель или гуашь, цветные карандаши, фломастеры, кисти

13

«Узор из кругов и треугольников» - составление аппликации из цветной бумаги и картона.

Беседа об искусстве  аппликации и ее красоте

Аппликация  из бумаги

1

Знакомство  с искусством аппликации – прекрасным видом художественного творчества человека;

развитие творческого  воображения, фантазии у детей, знакомство их с инструментами и материалами, используемыми при составлении аппликации, с последовательностью выполнения аппликационной композиции

Цветная бумага, картон, клей, кисть для клея, карандаш, ножницы

14-15

«Украшения  для елки» - рисование с натуры игрушек на елку: бус, шаров, рыб, птиц и т.д.

Рисование с  натуры

2

Формировать чувство восхищения от красоты зимней природы;

развивать умение анализировать объекты изображения (игрушки на елку – бусы, шары, рыбки), сравнивать их, зрительно определять и изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет;

воспитывать у детей аккуратность при работе с красками, восковыми мелками

Альбом, карандаш, линейка, художественные материалы по выбору – акварель или гуашь, цветные карандаши, фломастеры, елочные украшения (шары, рыбки, сосульки, бусы)

16

«Красота простых 82вещей» - лепка фруктов (яблока, груши)

Лепка из пластилина, глины

1

Дальнейшее  знакомство школьников с искусством лепки, с известными скульптурами и  их произведениями; формирование у них умения лепить из глины или пластилина овощи и фрукты, пластическим способом лепки, развивая при этом наблюдательность, «чувство» пропорций, пространственных отношений

Фрукты (яблоки,  груши), глина, пластилин


 

Глава 2. Методические основы формирования образного мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства

2.1. Методические материалы уроков изобразительного искусства по формированию у учащихся художественных способностей средствами тематического рисования

 

Изобразительное искусство как один из учебных  предметов общеобразовательной школы занимает важное место в воспитании учащихся. Внимательный анализ, обобщение лучшего педагогического опыта свидетельствует о том, что занятия изобразительным искусством - важное средство развития личности школьника. Изобразительному искусству, особенно близкому младшим школьникам своей наглядностью, принадлежит одно из ведущих  мест в процессе формирования у детей твердых убеждений, целеустремленности. Уроки изобразительного искусства расширяют круг интересов, воспитывают эстетические потребности учащихся, развивают их мыслительную и творческую активность, эмоциональное отношение к действительности. На занятиях формируются такие свойства личности, как самостоятельность, аккуратность, трудолюбие.

В процессе изобразительной  деятельности учащиеся усваивают графические и живописные  умения и навыки, учатся наблюдать, анализировать предметы и явления окружающего мира. Учащиеся на уроках изобразительного искусства знакомятся со следующими художественными техниками: коллаж, аппликация, бумажная пластика, монотипия;  выполняют наброски, эскизы, длительные  учебные и творческие работы (графические, живописные, лепка). Таким образом, учебный предмет изобразительное искусство служит эффективным средством  познания действительности  и одновременно помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов.  За период начального обучения дети младшего возраста знакомятся с особенностями, свойствами и возможностями многих материалов и инструментов, а так же с приемами  их использования в художественной деятельности.

Для занятий  изобразительным искусством  используются следующие материалы и инструменты:

краски, гуашь, кисти разной формы (плоские, круглые) и величины (широкие, тонкие, среднего размера), палитра из белого пластика;

тушь и черные чернила, перьевые ручки;

белая бумага разной фактуры, толщины и пластичности;

тонированная  бумага, окрашенная в неяркие цвета;

набор цветной  бумаги (не менее тридцати разных цветов и их оттенков);

цветные и черно-белые иллюстрации вышедших из употребления журналов, книг, проспектов, афиш и т.д.;

картон разной толщины, фактуры (шероховатый, гладкий) и эластичности, картонные коробочки и открытки;

клей быстросохнущий, ПВА;

ножницы.

Столь длинный  перечень объясняется тем, что кроме живописи и графики ученики знакомятся с приемами декоративной росписи и художественного труда.

Художественный  труд, характеризуемый произведениями народного и профессионального  (дизайн) декоративного искусства, в  наибольшей мере отвечает потребностям, способностям и возможностям  детей младшего школьного возраста. В процессе его освоения у детей активно развиваются зрительное восприятие, координация между зрительной и двигательной системами, точность и совершенство моторики руки.

В начальной  школе большие возможности заключают в себе задания, соединяющие специфические изобразительные материалы и инструменты с простыми природными и промышленными материалами и соответствующими  им инструментами.

С помощью линий, красок, композиции, динамики изображения  ребенок удовлетворяет потребность рассказать, выразить свое отношение к увиденному. Испытываемая ребенком радость, наслаждение  от встречи с прекрасным, от процесса художественного творчества способствуют воспитанию в нем доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим. Сопереживание персонажам рисунка во многом сходно с процессом проявления эмоций во время игры. На игровой характер процесса рисования в дошкольном  и школьном возрасте указывают многие известные исследования детского художественного творчества: С.Т.Шацкий, П.П.Блонский, Л.С.Выготский, Н.П.Сакулина. В рисунке, так же, как и в процессе игры «…освоение нравственных норм поведения более эффективно, а сами они более понятны, чем в обстановке реальных отношений» [16, 8].

На занятиях изобразительным искусством школьники учатся рисовать с натуры, по памяти и представлению, на темы, учатся выполнять иллюстрации и декоративные работы, у них вырабатываются графические и живописные умения и навыки. К умениям и навыкам, формируемым у учащихся на уроке изобразительного искусства и на занятиях в кружках, на факультативах, относятся: умение определять элементы прекрасного в предметах  и явлениях действительности, передавать в рисунках эмоционально-эстетическое отношение к ним, умение рисовать с натуры и по памяти отдельные предметы: натюрморты, пейзажи, фигуру человека, животных и птиц; точно передавать пропорции, конструктивное строение, пространственное расположение, перспективу, цвет тональных отношений, умение создавать, применяя различные средства художественной выразительности, оригинальную композицию, колорит, контрасты светотени; освоение технических навыков работы карандашом, акварелью, гуашью.

 

Важное значение имеет формирование умения самостоятельно выбрать сюжет тематического  рисунка, композицию декоративной работы, провести предварительные наблюдения, сделать эскизы, наброски и зарисовки, проанализировать форму, конструктивное строение, пространственные и тональные отношения, цвет изображаемого предмета, сравнить по этим признакам один предмет с другим  и свой рисунок с натурой, использовать различные схемы построения  рисунка, выполнить рисунок от общего к частностям  и от частностей снова к общему. В процессе обучения изобразительному искусству у школьников формируется умение стилизовать реальные формы и выполнять декоративные узоры и композиции, использовать в декоративных работах линию симметрии, ритм, форму, цвет.

На рисунках показана последовательность выполнения тематической композиции.

Рис. 2.1.Этап первый

Рис. 2.2.Этап второй

 

Рис. 2.3.Этап третий

 

Рис. 2.4.Этап четвертый

 

«Необходимо четкое определение и системы знаний, усваиваемых учащимися в каждом классе как по отдельным видам занятий (беседы об изобразительном искусстве, рисование с натуры, тематическое рисование и декоративное рисование), так и в целом по всему курсу обучения изобразительному искусству, включая и различные формы внеклассной и внешкольной работы. При этом очень важным фактором является то, что те знания, умения и навыки, которые получает школьник на занятиях рисованием с натуры, расширяются, углубляются  и закрепляются на занятиях тематическим и декоративным рисованием, в процессе бесед о произведениях изобразительного искусства» [3, С.25].

Точно так же те знания и умения, которыми овладевают школьники на уроках тематического  и декоративной работы, находят свое дальнейшее развитие на уроках рисования с натуры.

Таким образом, изобразительное искусство в общеобразовательной школе, являясь необходимым звеном в общей цепи учебных предметов, призванных воспитывать учащихся, и прежде всего предметов «эстетического» цикла (литература, музыка) занимает важное место в формировании их эстетического мировоззрения [2].

 

 

 

 

 

2.2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности формирования художественных способностей у младших школьников на уроках изобразительного искусства

 

Проведение  педагогического эксперимента по формированию художественных способностей младших школьников

Опытно-экспериментальную работу по диагностике уровня овладения художественными способностями младших школьников на уроках изобразительного искусства  мы проводили  на протяжении сентября – октября 2008–2009 учебного года.

Информация о работе Формирование художественных способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства