Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 16:13, курсовая работа
Целью исследования явилось определение методов и приемов, влияющих на формирование художественных способностей на уроках изобразительного искусства в начальной школе.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой определены следующие задачи исследования:
Изучить проблему формирования художественных способностей на уроках изобразительного искусства в начальной школе в психолого-педагогической, методической литературе;
Проанализировать программы по обучению учащихся на уроках изобразительного искусства в начальной школе;
Охарактеризовать методы включения игровых приемов и игр в художественную деятельность учащихся начальной школы на уроках изобразительного искусства
Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические и методические основы формирования художественных способностей у младших школьников на уроках изобразительного искусства 6
1.1. Теоретические аспекты формирования художественных способностей у младших школьников на уроках изобразительного искусства 6
1.2. Содержание обучения учащихся на уроках на уроках изобразительного искусства по формированию художественных способностей средствами тематического рисования 9
Глава 2. Методические основы формирования образного мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства 26
2.1. Методические материалы уроков изобразительного искусства по формированию у учащихся художественных способностей средствами тематического рисования 26
2.2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности формирования художественных способностей у младших школьников на уроках изобразительного искусства 31
Заключение 36
Список литературы 38
Очень важно учитывать возрастные особенности младших школьников и на уроках изобразительного искусства использовать в большей мере активно-творческие методы, вытекающие из закономерностей искусства, и в меньшей- словесно – информативные. Это поможет лучшей реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Искусство».
Среди важных задач образовательной области «Искусство» - гармонизация абстрактно-логического и образного мышления ребенка, что особенно важно на начальном этапе обучения, когда ребенок только входит в учебную деятельность. Переключение учащихся с занятий научными дисциплинами на занятия художественной деятельностью способствует сокращению перегрузки детей. Занятия художественной деятельностью оказывают на младшего школьника значительное психотерапевтическое воздействие, снимая нервно-психическое напряжение , вызванное другими уроками, тем самым сохраняя здоровье ребенка.
В настоящее время в школах России осуществляется обучение по вариативным авторским программам и учебникам. Это образовательные программы для традиционной начальной школы, реализующие обязательный минимум содержания образовательного компонента «Изобразительное искусство».
Такими программами являются:
Программа «Изобразительное искусство», авторами которой являются В.С.Кузин, Е.В.Шорохов, Э.И.Кубышкина, С.П.Ломов, С.Е.Игнатьев. Разработана программа для 1-9 классов. Она ориентирована на развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетических чувств, понимания прекрасного, на воспитание интереса и любви к искусству, на формирование духовной культуры личности.
Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.
Для выполнения учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий: рисование с натуры, рисование на тему и иллюстрирование, декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбирать разнообразные художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь, сангину, уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть.
В данной программе значительное место отведено тематическому рисованию. Это рисование композиции на тему окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры.
Таблица 1.1
Тематическое планирование уроков изобразительного искусства на год
1 класс
Программа «Изобразительное искусство» (рук. В.С. Кузин)
№ урока |
Тема урока |
Вид изобразительной деятельности |
Кол-во часов |
Задачи |
Материалы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
I четверть «В мире волшебных красок» |
8 |
||||
1 |
Вводная беседа «Что мы будем делать на уроках изобразительного искусства». Рисование на тему «Пейзаж с радугой» |
Рисование по представлению |
1 |
Познакомить детей с изобразительным искусством, с содержанием уроков изобразительного искусства в 1 классе; дать детям первое представление о сказочном мире изобразительного искусства, о роли изобразительного искусства в жизни людей; ознакомить детей с акварельными красками, правилами работы с ними |
Карандаш, акварель или гуашь, цветные карандаши, фломастеры, альбом, кисти |
2 |
Беседа «Что такое декоративно-прикладное искусство». Рисование узора в полосе с образца |
Декоративное рисование |
1 |
Ознакомление первоклассников с волшебным миром декоративно-прикладного искусства; с простейшими закономерностями построения орнамента (узоры) и правилами выполнения декоративного рисунка; расширение
представления о видах |
Карандаш, акварель или цветные карандаши, фломастеры, альбом, кисти |
3 |
Выполнение декоративной работы на тему «Красивые цепочки» |
Декоративное рисование |
1 |
Расширение представления о роли декоративного искусства в жизни людей; знакомство с простейшими свойствами гуашевых красок, формирование умения работать гуашевыми красками; закрепление навыков правильной организации рабочего места на уроке |
Карандаш, гуашь или цветные карандаши, фломастеры, альбом, кисти |
4 |
«Волшебные краски осеннего дерева» - рисование по памяти или по представлению осеннего дерева |
Рисование по памяти или по представлению |
1 |
Формирование зрительных образов осенней природы, эстетического отношения к родной природе; умения рисовать по памяти различные деревья в осеннем наряде; формировать умение работать акварельными красками и кистью в определенной последовательности; формировать умение передавать силуэтное изображение дерева с толстыми и тонкими ветками, осеннюю окраску листьев |
Карандаш, акварель или гуашь, цветные карандаши, фломастеры, альбом, кисти |
5 |
Беседа «Искусство народных мастеров. Русские народные промыслы». «Волшебные листья и ягоды» - отработка простейших приемов рисования кистью декоративных листьев и ягод на примерах народной росписи |
Декоративное рисование |
1 |
Дать первое систематизированное представление об искусстве народных мастеров, о знаменитых русских народных промыслах; раскрыть детям красоту узора на посуде, игрушках; развивать начальные умения в приемах рисования кистью декоративных ягод (концом кисти – прием тычка) и декоративных листьев (всей кистью прикладыванием или примакиванием); развивать эстетическое восприятие, чувство ритма |
Гуашь или акварель, альбом, кисти |
6 |
«Волшебный узор» - составление узора из декоративных ягод и листьев |
Декоративное рисование |
1 |
Развивать у детей творческое воображение, фантазию; учить выделять элементы хохломского узора (листок, ягодка, травка) и видеть их красоту; закреплять умение украшать полоску бумаги, используя линии, мазки, точки как приемы рисования кистью декоративных элементов растительного узор; развивать цветовое восприятие; развивать чувство ритма |
Карандаш, акварель или гуашь, цветные карандаши, фломастеры, альбом, кисти |
7 |
«Золотые краски осени» - рисование с натуры опавших листьев деревьев (липы, тополя, березы, яблони). Беседа о красоте осенней природы по картинам художников |
Рисование с натуры |
1 |
Раскрывать детям красоту осеннего леса; развивать у них эстетическое восприятие и эмоциональное отношение к предметам и явлениям действительности; учить детей рисованию с натуры листьев деревьев |
Карандаш, акварель, кисти, альбом |
8 |
«Красота формы листьев деревьев» - лепка простых по форме листьев деревьев (березы, осины, яблони, сирени) |
Лепка из глины, пластилина |
1 |
Знакомство с искусством лепки, инструментами и материалами, используемыми в процессе лепки из глины и пластилина, последовательностью выполнения лепного изделия |
Глина, пластилин |
II четверть «Мы готовимся к празднику» |
8 |
||||
9-10 |
«Осенние подарки» - рисование с натуры овощей и фруктов. Беседа «Красота вещей» |
Рисование с натуры |
2 |
Раскрытие детям красоты обычных предметов (овощей, фруктов, цветов, дичи, даров моря, предметов быта и многого другого); формирование у них умения самостоятельно изучать и изображать в рисунке форму простых по форме овощей и фруктов (морковь, огурец, свекла, яблоко), передавать их цвет, последовательно работать акварельными красками |
Альбом, акварель, кисти, карандаш |
11 |
Рисование на тему «Сказка про осень». Беседа «Виды изобразительного искусства и архитектура» |
Тематическое рисование |
1 |
Познакомить детей с понятием «виды изобразительного искусства» (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и «архитектура»; показать детям
красоту русской осени в развивать у детей образную память, эмоционально-эстетическую отзывчивость; формировать умение самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести рисунок на тему; осуществлять межпредметные связи изобразительного искусства и музыки (прослушивание записи «Осенней песенки», музыка Д.Васильева-Буглая, слова А.Плещеева) |
Карандаш, акварель или гуашь, цветные карандаши, фломастеры, цветная бумага, альбом, кисти |
12 |
«Чудо-платье» - составление узора из листьев, цветов, ягод, фруктов для платья куклы |
Декоративное рисование |
1 |
Развивать у детей эстетическое восприятие; развивать творчество, чувство ритма, цвета; учить выделять элементы узора в народной вышивке (цветок, веточка), прививать любовь к народному искусству; закреплять умение рисовать кистью знакомые декоративные элементы (точки, мазки, линии) и способствовать формированию умения создавать новые сочетания из них (цветочки, горошек и т.д.) |
Платье куклы, вырезанное из цветной бумаги, карандаш, акварель или гуашь, цветные карандаши, фломастеры, кисти |
13 |
«Узор из кругов и треугольников» - составление аппликации из цветной бумаги и картона. Беседа об искусстве аппликации и ее красоте |
Аппликация из бумаги |
1 |
Знакомство
с искусством аппликации – прекрасным
видом художественного развитие творческого воображения, фантазии у детей, знакомство их с инструментами и материалами, используемыми при составлении аппликации, с последовательностью выполнения аппликационной композиции |
Цветная бумага, картон, клей, кисть для клея, карандаш, ножницы |
14-15 |
«Украшения для елки» - рисование с натуры игрушек на елку: бус, шаров, рыб, птиц и т.д. |
Рисование с натуры |
2 |
Формировать чувство восхищения от красоты зимней природы; развивать умение анализировать объекты изображения (игрушки на елку – бусы, шары, рыбки), сравнивать их, зрительно определять и изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет; воспитывать у детей аккуратность при работе с красками, восковыми мелками |
Альбом, карандаш, линейка, художественные материалы по выбору – акварель или гуашь, цветные карандаши, фломастеры, елочные украшения (шары, рыбки, сосульки, бусы) |
16 |
«Красота простых 82вещей» - лепка фруктов (яблока, груши) |
Лепка из пластилина, глины |
1 |
Дальнейшее знакомство школьников с искусством лепки, с известными скульптурами и их произведениями; формирование у них умения лепить из глины или пластилина овощи и фрукты, пластическим способом лепки, развивая при этом наблюдательность, «чувство» пропорций, пространственных отношений |
Фрукты (яблоки, груши), глина, пластилин |
Изобразительное искусство как один из учебных предметов общеобразовательной школы занимает важное место в воспитании учащихся. Внимательный анализ, обобщение лучшего педагогического опыта свидетельствует о том, что занятия изобразительным искусством - важное средство развития личности школьника. Изобразительному искусству, особенно близкому младшим школьникам своей наглядностью, принадлежит одно из ведущих мест в процессе формирования у детей твердых убеждений, целеустремленности. Уроки изобразительного искусства расширяют круг интересов, воспитывают эстетические потребности учащихся, развивают их мыслительную и творческую активность, эмоциональное отношение к действительности. На занятиях формируются такие свойства личности, как самостоятельность, аккуратность, трудолюбие.
В процессе изобразительной деятельности учащиеся усваивают графические и живописные умения и навыки, учатся наблюдать, анализировать предметы и явления окружающего мира. Учащиеся на уроках изобразительного искусства знакомятся со следующими художественными техниками: коллаж, аппликация, бумажная пластика, монотипия; выполняют наброски, эскизы, длительные учебные и творческие работы (графические, живописные, лепка). Таким образом, учебный предмет изобразительное искусство служит эффективным средством познания действительности и одновременно помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. За период начального обучения дети младшего возраста знакомятся с особенностями, свойствами и возможностями многих материалов и инструментов, а так же с приемами их использования в художественной деятельности.
Для занятий
изобразительным искусством используются
следующие материалы и
краски, гуашь, кисти разной формы (плоские, круглые) и величины (широкие, тонкие, среднего размера), палитра из белого пластика;
тушь и черные чернила, перьевые ручки;
белая бумага разной фактуры, толщины и пластичности;
тонированная бумага, окрашенная в неяркие цвета;
набор цветной бумаги (не менее тридцати разных цветов и их оттенков);
цветные и черно-белые иллюстрации вышедших из употребления журналов, книг, проспектов, афиш и т.д.;
картон разной толщины, фактуры (шероховатый, гладкий) и эластичности, картонные коробочки и открытки;
клей быстросохнущий, ПВА;
ножницы.
Столь длинный перечень объясняется тем, что кроме живописи и графики ученики знакомятся с приемами декоративной росписи и художественного труда.
Художественный труд, характеризуемый произведениями народного и профессионального (дизайн) декоративного искусства, в наибольшей мере отвечает потребностям, способностям и возможностям детей младшего школьного возраста. В процессе его освоения у детей активно развиваются зрительное восприятие, координация между зрительной и двигательной системами, точность и совершенство моторики руки.
В начальной школе большие возможности заключают в себе задания, соединяющие специфические изобразительные материалы и инструменты с простыми природными и промышленными материалами и соответствующими им инструментами.
С помощью линий, красок, композиции, динамики изображения ребенок удовлетворяет потребность рассказать, выразить свое отношение к увиденному. Испытываемая ребенком радость, наслаждение от встречи с прекрасным, от процесса художественного творчества способствуют воспитанию в нем доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим. Сопереживание персонажам рисунка во многом сходно с процессом проявления эмоций во время игры. На игровой характер процесса рисования в дошкольном и школьном возрасте указывают многие известные исследования детского художественного творчества: С.Т.Шацкий, П.П.Блонский, Л.С.Выготский, Н.П.Сакулина. В рисунке, так же, как и в процессе игры «…освоение нравственных норм поведения более эффективно, а сами они более понятны, чем в обстановке реальных отношений» [16, 8].
На занятиях изобразительным искусством школьники учатся рисовать с натуры, по памяти и представлению, на темы, учатся выполнять иллюстрации и декоративные работы, у них вырабатываются графические и живописные умения и навыки. К умениям и навыкам, формируемым у учащихся на уроке изобразительного искусства и на занятиях в кружках, на факультативах, относятся: умение определять элементы прекрасного в предметах и явлениях действительности, передавать в рисунках эмоционально-эстетическое отношение к ним, умение рисовать с натуры и по памяти отдельные предметы: натюрморты, пейзажи, фигуру человека, животных и птиц; точно передавать пропорции, конструктивное строение, пространственное расположение, перспективу, цвет тональных отношений, умение создавать, применяя различные средства художественной выразительности, оригинальную композицию, колорит, контрасты светотени; освоение технических навыков работы карандашом, акварелью, гуашью.
Важное значение имеет формирование умения самостоятельно выбрать сюжет тематического рисунка, композицию декоративной работы, провести предварительные наблюдения, сделать эскизы, наброски и зарисовки, проанализировать форму, конструктивное строение, пространственные и тональные отношения, цвет изображаемого предмета, сравнить по этим признакам один предмет с другим и свой рисунок с натурой, использовать различные схемы построения рисунка, выполнить рисунок от общего к частностям и от частностей снова к общему. В процессе обучения изобразительному искусству у школьников формируется умение стилизовать реальные формы и выполнять декоративные узоры и композиции, использовать в декоративных работах линию симметрии, ритм, форму, цвет.
На рисунках показана последовательность выполнения тематической композиции.
Рис. 2.1.Этап первый
Рис. 2.2.Этап второй
Рис. 2.3.Этап третий
Рис. 2.4.Этап четвертый
«Необходимо четкое определение и системы знаний, усваиваемых учащимися в каждом классе как по отдельным видам занятий (беседы об изобразительном искусстве, рисование с натуры, тематическое рисование и декоративное рисование), так и в целом по всему курсу обучения изобразительному искусству, включая и различные формы внеклассной и внешкольной работы. При этом очень важным фактором является то, что те знания, умения и навыки, которые получает школьник на занятиях рисованием с натуры, расширяются, углубляются и закрепляются на занятиях тематическим и декоративным рисованием, в процессе бесед о произведениях изобразительного искусства» [3, С.25].
Точно так же те знания и умения, которыми овладевают школьники на уроках тематического и декоративной работы, находят свое дальнейшее развитие на уроках рисования с натуры.
Таким образом, изобразительное искусство в общеобразовательной школе, являясь необходимым звеном в общей цепи учебных предметов, призванных воспитывать учащихся, и прежде всего предметов «эстетического» цикла (литература, музыка) занимает важное место в формировании их эстетического мировоззрения [2].
Проведение педагогического эксперимента по формированию художественных способностей младших школьников
Опытно-экспериментальную работу по диагностике уровня овладения художественными способностями младших школьников на уроках изобразительного искусства мы проводили на протяжении сентября – октября 2008–2009 учебного года.