Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 09:26, курсовая работа
Цель работы: изучить особенности формирования игровых умений у детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре. Задачи исследования:
1.Раскрыть значение игры для всестороннего развития личности ребенка.
2.Изучить психологические основы детской игры.
3.Дать характеристику сюжетно-ролевой игры.
4.Раскрыть этапы становления уровня развития сюжетно-ролевой игры.
Введение 3
1. Значение игры для всестороннего развития личности ребенка 5
2. Психологические основы детской игры. 11
3. Характеристика сюжетно-ролевой игры. 15
4. Этапы становления и уровня развития сюжетно-ролевой игры. 20
Заключение 23
Литература 25
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Значение игры для всестороннего развития личности ребенка 5
2. Психологические основы детской игры. 11
3. Характеристика сюжетно-ролевой игры. 15
4. Этапы становления и уровня
развития сюжетно-ролевой игры. 20
Заключение 23
Литература 25
Введение
Дошкольный возраст представляет собой важный возрастной период, который отвечает за становление и формирование личности. Именно в этот возрастной период ребенок знакомится с духовными ценностями, искусством, осваивает морально-нравственные качества, необходимые для дальнейшего развития культуры ребенка и гармоничного развития личности в целом.
Для того, чтобы постигнуть социальный опыт, ребенок дошкольного возраста, согласно особенностям психологического развития, использует игровую деятельность в качестве ведущей деятельности (по Д.Б. Эльконину) и с помощью игры получает социальный опыт, а также развивает информационное пространство.
Итак, поскольку ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте становится игровая деятельность, то ее функция в развитии ребенка занимает важное значение.
Именно через игровую деятельность ребенок развивает свою познавательную сферу, расширяя память, развивая качества внимания, мыслительные операции и много другое.
Вопросами изучения влияния игры на ребенка занимались такие исследователи как Сухомлинский, А.И. Сорокина, Ветлугина, А.К. Бондаренко, Кадобнова О.В., Усачева В.О., Школяр Л.В., Кузьмина О.В. и другие.
Существуют различные
классификации игровой
Цель работы: изучить особенности формирования игровых умений у детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Задачи исследования:
Объект исследования: игровые умения у детей дошкольного возраста
Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
1. Значение игры
для всестороннего развития
Игра – это вид деятельности, мотив которой заключаются не в ее результативности, а в самом процессе. Ни в какой другой деятельности ребенок не проявляет себя с такой настойчивостью, целеустремленностью как в игре.
Роль игры одинаково велика в формировании и развитии всех сторон человеческой личности – умственной, физической, нравственной, эстетической. По сравнению с другими формами обучения и воспитания преимущество игры заключается в том, что оно достигает своих целей незаметно для воспитуемого, не требуя никаких способов насилия над личностью ребенка. Дать понятие игры очень трудно, оно слишком полисемантично.
Феномен игры исследуется многими науками: философией, психологией, социологией, искусствоведением, психоанализом, педагогикой. Философско-культурологические и педагогические подходы к игре как особому способу взаимодействия человека с миром заложили выдающиеся мыслители: Платон, Аристотель, Рабле, Локк, Коменский и другие. Монографические исследования по психологии игры сделаны Гроссом, Элькониным.
В педагогике и психологии имеется ряд теоретических и экспериментальных работ, где дается высокая оценка воспитательному значению игры. Авторы их ученые и педагоги: Теплов, Яворский, Рачина, Михайлова.
Игра – совокупность способов взаимодействия ребенка с миром, познание и открытие его, нахождение своего места в нем. Игра для ребенка не только экспериментальная площадка, на которой он проверяет, подвергая анализу, весь свой опыт, всю накопленную информацию о жизни, о людях. Более того, игра для него – огромный мир, причем, мир собственно личный, где ребенок может все, что захочет, все, что ему запрещается взрослыми.
Игры с сюжетными отклонениями литературного источника (старая сказка на новый лад), весьма эффективно соединяются в едином действии, они стимулируют детскую фантазию, которая «выполняет роль конструктора мира игры» (Ф.И. Минюшев). Этот тип игры проживается на высоком эмоциональном уровне, полностью захватывает детей, так как создает неожиданные ситуации и заставляет искать их решения.
Дошкольный период представляет
собой яркую и неповторимую страницу
в жизни каждого человека. На данном возрастном
этапе закладываются основные ступени
процесса социализации ребенка, происходит
приобщение ребенка к культуре и общечеловеческим
ценностям, закладывается фундамент
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игровая деятельность. По всем линиям психического развития ребенка возникают новообразования, которые выражены в разной степени и характеризуются новыми свойствами и структурными особенностями.
Итак, психическое развитие ребенка дошкольного возраста возникает благодаря следующим направлениями:
развитию речи ребенка, в процессе общения со взрослыми и сверстниками;
развитие разных форм познания
включение в разные виды деятельности (игровую деятельность, предметную, бытовую).
Вместе
с новообразованиями в
При этом формируется дальнейшее развитие ребенка в процессе социализации его индивидуальной организации.
Выражаются развитие познавательных функций и психомоторика ребенка, формируются психические функции, то есть точнее сказать – новые уровни по усвоению речи, развиваются новые свойства, помогающие адаптации ребенка в социальным условиям.
В дошкольном периоде развитие психофизиологии происходит сразу в нескольких направлениях, их социализация носит множественный характер, по соотношению двух параметров: произвольности и вербальности в развитии психофизиологических функций.
Индивидные естественные формы проявления психики сохраняют в дошкольный период самостоятельность и характеризуются своеобразием развития не только в данном возрасте, но и в последующие периоды.
Характерной чертой дошкольного возраста является интенсивное развитие психических функций, которые складывались уже в раннем детстве:
В современной психолого-педагогической литературе по проблемам дошкольного возраста раскрыт обширный материал о возрастной динамике развития психофизиологии ребенка в дошкольном возрасте. При изучении образных и вербальных компонентов функций и произвольных и непроизвольных видов отчетливо проявляется гетерохрония, про том, что характерно вербальные и произвольные виды по темпам своего развития опережают непроизвольные и образные компоненты психофизиологических функций [16].
При этом в изменениях вербальных и произвольных компонентов наиболее выражена степень неравномерности и ускорение темпа нарастаниях их продуктивности с возрастом.
В дошкольном возрасте особое значение приобретает развитие речи ребенка, речь взрослого и самого ребенка служит для вербализации, инструктирования, определения явлений и обобщения, а также для программирования и регулирования своего поведения и деятельности в целом.
Развитие речи не только обогащает процесс познания ребенка дошкольного возраста, но и стимулирует развитие других познавательных процессов, таких как мышление, восприятие, память, внимание.
Благодаря развитию речи у малыша в дошкольном возрасте обогащается уровень знаний, усложняется поведение в социуме, развиваются все психофизиологические функции [8].
В процессе развития свойств перцепции у детей дошкольного возраста наблюдаются две тенденции:
1) становление и рост целостности перцепции;
2) проявление детализации и структурности перцептивного образа.
В процессе игровой деятельности развиваются все познавательные процессы, формируются эмоционально-волевые качества личности ребенка.
Таким образом, игровая деятельность в данном возрастном периоде является важной составляющей в жизни дошкольника.
Так, например, Д.Б. Эльконин, вслед за Л.С. Выготским, неоднократно подчёркивал социальную природу игры. Игра, с одной стороны, возникает из условий жизни ребенка в обществе, а, с другой стороны, отражает эти условия.
Д.Б. Эльконин [22] как-то сказал, что ребенок в раннем детстве весь поглощен предметом и способами действий с ним, его функциональным значением. Когда он овладевает какими-то действиями и может производить их самостоятельно, происходит отрыв ребенка от взрослого и ребенок замечает, что он действует как взрослый. Ребенок еще не знает ни общественных отношений взрослых, ни общественных функций взрослых, ни общественного смысла их деятельности. Он действует в направлении своего желания, объективно ставит себя в положение взрослого, при этом происходит эмоционально - действенная ориентация в отношениях взрослых и смыслах их деятельности. Здесь интеллект следует за эмоционально-действенными переживаниями.
Д.Б, Эльконин [22] замечает, что обобщенность и сокращенность игровых действий являются симптомом того, что такое выделение человеческих отношений происходит, и что этот выделившийся смысл эмоционально переживается. Благодаря этому и происходит сначала чисто эмоциональное понимание функций взрослого человека как осуществляющего значимую для других людей и, следовательно, вызывающую определенное отношение с их стороны, деятельность .
По мнению Л.С. Выгодского значение игры не ограничивается тем, что у ребенка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи [12]. Существенно важным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов. В игре ребенок пытается заглушить и устранить свое чувство неполноценности и несамостоятельности. Игру, как иллюзорный мир, оторванный от окружающей действительности, в котором ребенок замыкается в своих переживаниях, рассматривают и некоторые другие психологи (К. Каффка, К.Левин, Ж. Пиаже).
Содержание детских игр связано как с макро, так и с микросредой, в которой живет ребенок. Игры детей являются доказательством тесной связи их с миром взрослых. В играх дети вступают в такие отношения, которые в других условиях им недоступны. Это отношения взаимного контроля, соподчинения, взаимной помощи. «В реальной жизни, - отмечает Д.Б. Эльконин, - подобные взаимоотношения недоступны детям даже старшего дошкольного возраста. Таким образом, в своих играх дети вступают в более сложные взаимоотношения в их реальной коллективной жизни. Под влиянием игр у детей воспитывается нормы поведения, которые затем переносятся детьми за пределы игры, становятся общими нормами их поведения»[22].
Жуковская
Р.И рассматривает игру как
форму организации детской
Руководство игровой деятельностью – тонкий и сложный процесс. Очень важно, - предупреждала Н.К.Крупская, - не шаблонизировать игры, а давать простор детской инициативе. Важно, чтобы дети сами придумывали игры, ставили себе цели… Педагог не должен стеснять инициативу ребят, расхолаживать их, навязывать им те или иные игры…» [10].
Запорожец А.В. подчеркивает, что руководство игрой требует глубоких знаний теории игровой деятельности, без знаний внутренних законов игры как деятельности попытки управлять игрой могут превратиться в ее ломку [2]. ПУНКТ №5
Автор, отмечает, что в игре формируется такое качество личности ребёнка, как саморегуляция действий с учётом задач количественной деятельности. Важнейшим достижением является приобретение чувства коллективизма. Оно не только характеризует нравственный облик ребенка, но и перестраивает существенным образом его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных смыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели.
Д.В. Менджерицкая [13] в своих исследованиях показала, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Ученые считают, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей. ( Что Из этого следует ??)
Информация о работе Формирование игровых умений у детей дошкольного возраста