Формирование игровых умений у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 09:26, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить особенности формирования игровых умений у детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре. Задачи исследования:
1.Раскрыть значение игры для всестороннего развития личности ребенка.
2.Изучить психологические основы детской игры.
3.Дать характеристику сюжетно-ролевой игры.
4.Раскрыть этапы становления уровня развития сюжетно-ролевой игры.

Содержание работы

Введение 3
1. Значение игры для всестороннего развития личности ребенка 5
2. Психологические основы детской игры. 11
3. Характеристика сюжетно-ролевой игры. 15
4. Этапы становления и уровня развития сюжетно-ролевой игры. 20
Заключение 23
Литература 25

Файлы: 1 файл

формирование игровых умений у детей дошкольного возраста в сюжетно.doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)

Теперь обратимся  к особенностям игрового действия в  процессе сюжетно-ролевой игры. Игровое  действие в сюжетно-ролевой игре отличается по форме и может быть изображающим, обозначающим, предметно-замещающим и другим.

Ребенок в игровой  деятельности стремиться к совместной социальной жизни со взрослыми, каждая игровая деятельность в дошкольном возрасте уже несет определенным мотивы. Они могут быть связаны  напрямую с возрастными особенностями личности и могут изменяться в зависимость от периода развития детства.

Что касается роли, то она является основным средством  для реализации сюжета, чаще всего  дошкольник принимает на себя в игровой  деятельности роль взрослого человека.

Игра – самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущения свободы, подвластности  вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя “здесь и теперь”, достичь состояния эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.

Игра  и другие, специфичные для этого  возраста виды деятельности вытесняются занятиями, которые становятся преобладающей формой обучения и воспитания. При этом игнорируются объективные возрастные закономерности развития ребенка, характерные для дошкольного возраста, а значит, и интересы самого ребенка.

Как справедливо  заметила Менджерицкая Д.В. [13] игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Пункт №1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Этапы становления  и уровня развития сюжетно-ролевой  игры

 

Сюжетно-ролевая  игра возникает на третьем году жизни  малыша, она формируется на основе предметных игр. Постепенно сменяя предметную деятельность на игровую деятельность. Обратимся к основным этапам развития сюжетно-ролевой игры, выделенные Д.Б. Элькониным [22].

1этап –игра  манипуляция

Первый этап представляет собой игру с предметами, действия ребенок начинает осуществлять в определенной последовательности, хотя при этом эта последовательность может нарушаться. В целом цепочка действий носит сюжетный характер, основными сюжетами таких игр выступают бытовые сюжеты.

Второй этап развития сюжетно-ролевой игры –  это действия с предметами (как  и в вышеуказанном этапе), однако последовательность действий уже выступает в качестве определенного правила, у ребенка возникает взаимодействие между участниками игры на основе использования общей игрушки. Дети соединяются в игры по 2-3 человека.

На третьем  этапе основным содержанием игры также является предметное действие, на данные действия направлены на установление разных контактов с партнерами по игровой деятельности. Появляется в игре определенная роль ребенка, он пытается ее обыграть, на этом этапе продолжительность игры увеличивается.

Четвертый этап сюжетно-ролевой игры представляет собой отражение отношений и  взаимодействий детей друг с другом. Тематика игр становиться более  широкой и разнообразной, при  этом объединения детей становятся более устойчивыми и формируются на основе симпатии и привязанности.

Сюжетно-ролевая  игра имеет следующие линии развития – сюжетную и ролевую. Рассмотрим подробно сюжетную линию. В основе  сюжетно-ролевой игры ребенка лежит  режиссерская составляющая. Поскольку  действия ребенка в сюжетно-ролевой игре очень схожи с режиссерскими действиями. Сам ребенок может сочинять сюжет, так называемый сценарий, усложняя детали. Следующей схожей чертой сюжетно-ролевой игры ребенка является решение вопроса — кем будет ребенок в игре. То есть он как в процессе режиссирования  выбирает роль, самостоятельно сочиняя мизансцены.

Все вышеуказанные  моменты имеют колоссальное значение для развития личности ребенка, поскольку  именно в игровой деятельности, осваивая сюжетно-ролевую игру,  ребенок  усваивает социальный опыт (Кравцова).

Следующая составляющая сюжетно-ролевой игры — образно-ролевая. Практически любой ребенок в  определенном возрасте использует элементы образно-ролевой игры. При этом образно-ролевая  игра играет важное значение в психологическом развитии личности ребенка дошкольного возраста. Когда ребенок умеет самостоятельно придумывать сюжет, то он получает определенный опыт ролевого поведения.

Д.Б. Эльконин [22] указывал, что ребенок в дошкольном возрасте в процессе игры отражает отношения, специфические для общества, при этом в сюжетно-ролевой игре особое внимание малыша будет направлено на социальные отношения людей. Именно поэтому ребенок начинает обыгрывать знакомые для него темы — такие как игра в магазин, в больницу, школу, транспорт, выделяя особенности какой-либо профессии, например водитель, парикмахер и т. д. То есть процесс организации сюжетно-ролевой игры у ребенка тесно связано с развитием социализации личности, которая происходит и формируется именно через игровую деятельность.

Сюжетно-ролевая  игра ребенка дошкольного возраста  является моделью мира взрослых, однако связи между детьми в ней серьезные.

Д.Б. Эльконин [22] в своей работе «Психология игры» решал вопрос о возникновении сюжетно-ролевой игры и их особенности в разные периоды дошкольного детства.

Заметно близко к сюжетно-ролевым играм  соотносится игра-драматизация. Сущностное отличие ее в том, что дети разыгрывают  сценки по определенному произведению, каждому ребенку подбирают задания, при этом сами дети выбирали себе определенную роль.

Игра-драматизация предполагает, что ребенок должен как можно точнее сыграть своего персонажа, как можно реалистичнее отразить особенности его поведения. На практике мы получаем, что неконтролируемая игра-драматизация постепенно превращается в сюжетно-ролевую игру.

Копируя взрослого человека, малыш может  примерять к себе ассоциативные  роли, при этом задача взрослого  состоит в том, чтобы помочь ребенку  выражать определенную реакцию и  определенный стиль поведения на конкретную роль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

После написания работы

 

Игра детей  дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в  которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в общественной форме в специально создаваемых  игровых условиях воспроизводят  деятельность взрослых и отношения между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых.

Самодеятельный  характер игровой деятельности детей  заключается в том, что они  воспроизводят те или иные явления, действия, отношения активно и своеобразно. Своеобразие обусловлено особенностями восприятия детей, понимания и осмысления ими тех или иных фактов, явлений, связей, наличием или отсутствием опыта и непосредственностью чувств.

Творческий  характер игровой деятельности проявляется  в том, что ребенок как бы перевоплощается  в того, кого он изображает, и в  том, что веря в правду игры, создает  особую игровую жизнь и искренне  радуется и огорчается по ходу игры. Активный интерес к явлениям жизни, к людям, животным, потребность в общественно значимой деятельности ребенок удовлетворяет через игровые действия.

Игра, как и  сказка, учит ребенка проникаться  мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений  в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков.

В развитии и  обогащении самодеятельности детей, творческого  воспроизведения и отражения  фактов и явлений окружающей жизни  огромная роль принадлежит воображению. Именно силою воображения создаются ситуации игры, образы, воспроизводимые в ней, возможность сочетать реальное, обычное с вымышленным, что и придает детской игре привлекательность, которая присуща только ей.

В целом, игровые  формы работы способствуют:

– освоению предметного  материала;

–  снятию психологического напряжения;

– созданию ситуации успеха, формирование положительной  мотивации;

–развитию воображения  и фантазии;

– формированию нового взгляда на мир;

–воспитанию открытой и свободной личности, способной  к познанию, переживанию, активному действию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Абранян Л.А. Игра дошкольника / Л.А. Абранян. – М.: 2000.
  2. Аркин Е.А. Дошкольный возраст. – М.: Издательский центр академия, 1948. – 250 с.
  3. Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись играя. - Харьков: Фолио, 2007. – 154 с.
  4. Валлон А. Психическое развитие ребенка. – СПб.: Питер, 2001. – 208 с.
  5. Венгер Л.А.,  Мухина В.С.  Психология.  –  М.: Просвещение, 2008. –328 с.
  6. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз. - 2007.-220 с.
  7. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /Под ред.Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. –  СПб.: Акцидент, 1996. –205с.
  8. Дуброва В. II., Милашевич Е. П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. — М., 1995.
  9. Зеньковский В.В. Психология детства. - М.: Изд. центр Академия",1996.-346 с.
  10. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. — М., 2000
  11. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под науч. ред. проф. Л. М. Шипицыной. — СПб., 2003.
  12. Кравцова Е.Е. "Разбудить в ребенке Волшебника" М.: Просвещение, 2006
  13. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. - М.: Просвещение, 2005. - 422 с.
  14. Мусейкова Т.О. О взаимоотношениях в группе детей старшего дошкольного возраста, -  М.,   2008, - 384 с.
  15. Михайленко Н.Я. Педагогические проблемы руководства и управления игрой // Дошкольное воспитание. - 2003. - 12.
  16. Михайленко Н.Я., Короткова Н. Педагогические принципы организации сюжетной игры // Дошкольное воспитание. -2007. - 4.
  17. Петровский В. А и др. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. — М., 2003.
  18. Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. — Волгоград, 2004.
  19. Репина Т.А. Группа детского сада и процесс социализации мальчиков и девочек. // Детское воспитание, 1988. - №4
  20. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. – М., 2008. – 439 с. 
  21. Рылеева Е.В. Вместе веселее: Игры и рабочие материалы к оригинальной авторской программы развития самосознания в речевой активности дошкольников "Открой себя". -  М.: Линка-Пресс, 2000.- 144 с.
  22. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Владос, 2008. – 360 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Формирование игровых умений у детей дошкольного возраста