Формирование игровых умений у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 09:26, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить особенности формирования игровых умений у детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре. Задачи исследования:
1.Раскрыть значение игры для всестороннего развития личности ребенка.
2.Изучить психологические основы детской игры.
3.Дать характеристику сюжетно-ролевой игры.
4.Раскрыть этапы становления уровня развития сюжетно-ролевой игры.

Содержание работы

Введение 3
1. Значение игры для всестороннего развития личности ребенка 5
2. Психологические основы детской игры. 11
3. Характеристика сюжетно-ролевой игры. 15
4. Этапы становления и уровня развития сюжетно-ролевой игры. 20
Заключение 23
Литература 25

Файлы: 1 файл

формирование игровых умений у детей дошкольного возраста в сюжетно.doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)

 

2. Психологические  основы детской игры

Вопрос не раскрыт 

Надо изучить исследования психологов ,которые пытались по разному раскрыть вопрос « почему  ребенок играет?»

 

Игра – это  азбука всякого знания, первая ступень  великой лестницы наук и образованности. Игровая деятельность является регулятором  всех жизненных позиций ребенка. Она хранит и развивает детское  в детях, игра – их школа жизни  и «практика развития».

Школа игры такова, что в ней ребенок и ученик, и учитель одновременно. В игре дитя живет, и следы этой жизни  глубже остаются, чем следы действенной  жизни; в игре дитя – уже зреющий  человек, он пробует свои силы. Для  детей игра – сфера их социального  творчества.

Психологи утверждают, что учебный процесс наиболее эффективен, если он облегчен в игровую  форму, живо и доходчиво организован. В играх ребенок совершенно свободен и уже поэтому не копирует поведение  людей, но обязательно вносит даже в  подражательное действие нечто свое, самобытное. Дети в играх все делают как бы втроем: их разум, их подсознание, их фантазия – все это участвует в игровом самовыражении как одной из существенных потребностей растущего организма.

Важной особенностью игровой  деятельности является то, что конечный ее результат – развитие определенных способностей, здесь выявляется потребность ребенка в саморазвитии.

Существуют различные  взгляды на историю возникновения  игры. Источники, мотивы, структура, динамика игры являются очень важными составляющими. Американский психолог Шлоссбер утверждает, что категория игры является весьма туманной для современной науки.

Возможно, именно этот аргумент заставляет многих ученых возвращаться к понятию и сущности игровой  деятельности, открывая в этой области нечто новое. Для большинства научных формулировок характерна трактовка игры как преимущественно детской дошкольной «зоны», области жизни. Для ребенка игра является сферой реализации себя как личности. Именно в этом плане важен сам процесс игры, который является пространством самореализации.

Несмотря на большое воспитательное значение игры, ее нельзя обособить, считать  моносредством, рассчитывать путем  только одних игр воспитывать  детей. Игра является одним из слагаемых  средств, методов, форм, применяемых  в целях воспитания.

«Игра подобна белилам  живописи, без которых не получится  картины. Белил нужно больше, чем  любой другой краски, они дают необходимый  цвет, нужную тональность, но одними ими  можно написать только картину на темном фоне» (В.Г. Вечерский).

Функциональность игры зависит  от социальной практики, от психофизиологических потребностей растущего организма  ребенка. С.А. Шмаков выделяет такие функции, как:

– социокультурное назначение игры;

– функция саморегуляции  ребенка в игре;

– коммуникативная функция;

– функция коррекции в  игре;

– развлекательная функция  игры.

Упоминая о функциях игры, нельзя не сказать о том, что  игра положительно влияет на развитие познавательных процессов. Она побуждает  ребенка к самопознанию и создает  условие внутренней активности личности.  «В каждой хорошей игре, – писал А.С. Макаренко, – есть прежде всего усилие мысли… Игра без усилия, без активной деятельности – всегда плохая игра…».

Высоко ценил  познавательную сторону игры А.М. Горький. В одном из своих писем он писал, что нужно чтобы дети, возможно менее напрягая свои познавательные способности, получали возможно больше знаний о жизни мира и своей страны.  Пункт №1

Начиная организовывать игры в детском коллективе, необходимо опираться на уже достигнутый  уровень  развития  ребят, их склонности, привычки, способности, затем планомерно перестраивать существующие интересы детей на желаемые, повышая к ним требования, терпеливо и настойчиво работая над духовным ростом. Нельзя отождествлять игру с развлечением. Пусть некоторые игры будут веселым развлечением, а иные – любимым занятием в часы досуга. Хорошо, если никто не скучает, все заняты делом, интересной игрой. Но не только это определяет неразрывную связь игры со всем процессом восприятия человека. Степень полезности большинства игр, как средства воспитания, зависит от методики и техники организации, от стиля игры, а главное от ее качества.

Попытки классификаций игр  существует достаточно много. В педагогической энциклопедии указывается: «В педагогической литературе принято различать игры предметные, сюжетные, подвижные и дидактические. В свою очередь, сюжетные игры делятся на ролевые, «режиссерские» и игры-драматизации». Но такой подход к игровой практике в наше время является неактуальным. Мы рассмотрели классификацию А.С. Шмакова которая на наш взгляд, является более развернутой. Он считает, что все игры детей и взрослых логично объединить в три группы:

– игра с готовыми «жесткими» правилами;

– игры с вольными правилами;

– игры, в которых существует свободная стихия, и правила возникают по ходу действий.

Итак, Шмаков выделяет:

1) физические и психологические  игры,

2)экстатические игры и  развлечения: лечебные (игротерапия), освобождающие (розыгрыши), 

3) познавательные игры,

4) компьютерные игры,

5) музыкальные игры. Здесь особое внимание уделяется танцевальным движениям, которые развивают у детей координацию, чувство ритма, воспитывает свободу движений.

Детские игры дают много информации о всестороннем развитии ребенка. Наблюдая за сюжетно-ролевыми играми, можно понять особенности развития ребенка, как он чувствует себя в окружающем мире. Нередко в сюжетно-ролевых играх дети могут копировать поведение взрослых. В таких играх проявляются и комплексы ребенка, его внутренние барьеры, поэтому психологические особенности личности дошкольника легко изучить, наблюдая за тем, как ребенок играет в сюжетно-ролевые игры.

В сюжетно-ролевой  игре, важно наблюдать какие роли для себя выбирает ребенок, как он играет ту или иную роль, если ребенок проявляет агрессивность в игровой деятельности, то вероятно он черпает ее из средств массовой информации (например кинофильмы), либо в процессе общения со взрослыми.

Дети в дошкольном возрасте очень впечатлительны, поэтому семейная атмосфера – эта та тема, которую дети легко обыгрывают в сюжетно-ролевых играх и через них психолог или воспитатель может легко понять основные проблемы, которые беспокоят ребенка в семье [8].

Нередко дети дошкольного  возраста словно сливаются с игровой ситуацией, у них словно происходит вживание роли как у настоящих актеров, они могут легко идентифицировать себя с выбранным персонажем. Например, ребенок на обращение к нему отвечает: «Я не Вася, я летчик».

Таким образом, в процессе игровой деятельности у ребенка дошкольного возраста можно увидеть особенности развития его психических процессов и психологических проблем.

 

 

3. Характеристика  сюжетно-ролевой игры 

Дать  характеристику  всех структурных  компонентов  сюжетно ролевой  игры .как они меняются  с возрастом детей

 

Дошкольный  возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает  и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.

В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка.

Соподчинение  мотивов, о котором говорилось выше, впервые возникает и наиболее ярко проявляется в игре. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет  этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов  – от элементарных до самых сложных [2]. Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель – сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение – раньше и легче всего выделяется ребенком в игре.

Сюжетно-ролевые  игры – наиболее плодотворный материал для воспитателя. Сюда можно отнести игры-драматизации, театральные, деловые игры. Художественная игра является формой усвоения социального опыта людей, прежде всего опыта общения. Другая психологическая особенность художественной игры – актуализация, вовлечение индивидуального опыта личности ребенка в сферу музыкальной деятельности. Наконец, третья особенность являющаяся, по мнению многих авторитетных ученых и музыкантов творческой составляющей игры, – это её процесс. 

В процессе организации сюжетно-ролевой игры необходимо учитывать психолого-педагогические особенности:

1. В процессе  игры педагогу необходимо создавать  атмосферу доверия, уверенности  детей в своих силах, проявляя  доброжелательность и тактичность.

2. Дидактическая  игра должна быть хорошо продумана и подготовлена заранее.

3. Воспитатель  должен внимательно относиться  к детям, при этом предоставляя  им больше самостоятельности. 

4. Воспитатель  должен обращать внимание на  состав команд, которые подбираются  так, чтобы участники игр имели лидера.

Игра  оказывает большое влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребенок  начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель  становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане [5].

Таким образом, игра способствует тому, что  ребенок переходит к мышлению в образах и представлениях. Кроме  того, в игре, выполняя различные  роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон, Это способствует развитию важнейшей, мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.

Для детей  дошкольного возраста игра имеет  исключительное значение – через нее ребенок учится, трудится, воспитывается. В процессе сюжетно –ролевой игры ребенок приобретает знания, умения, навыки, руководя игрой, воспитатель в свою очередь развивает все стороны личности ребенка: сенсорную, влияет на развитие сознания, на волю и поведение ребенка в целом.

Проблемами  сюжетно-ролевой игры занимались Д.Б. Эльконин, Д.В. Менджерицкая, П.Г. Саморукова, Е.В. Зворыгина, Н.Е. Михайленко и другие. Именно сюжетно-ролевая игра является важным средством умственного воспитания ребенка, которое заключено в формировании символических действий.

Характерной особенностью данного вида игры является применения в такой игре предметов-заместителей, а также взятие ребенком определенной роли на себя. Именно в сюжетно-ролевой  игре у ребенка формируются такие важные социально-психологические качества личности как доброта, честность, самостоятельность и другие важные особенности личности, которые формируются на протяжении всего процесса обучения и воспитания личности. Пункт №1

Сюжетно-ролевая  игра представляет собой основной вид деятельности ребенка в дошкольном периоде, основными ее компонентами выступают воображаемая ситуация, определенный сюжет и роли, которые обозначает и выбирает ребенок самостоятельно. Не хватает содержания и мотива

Обратимся к понятию «сюжет». Он представляет собой отражение детьми в игровой деятельности определенных действий, а также событий и взаимоотношений из жизни и деятельности окружающей действительности. Сюжетные игры состоят из действий, персонажей, предметной ситуации.

Сюжеты отличаются друг от друга по тематическому содержанию, а также по структуре. Тематическое содержание сюжета может формироваться  в зависимости от условий жизни ребенка.

В зависимости  от количества элементов, а также  от типа связи между данными сюжетами выделяются такие структуры сюжетов игры как:

1.Сюжеты, которые  в свои структурные элементы  включают одного персонажа, при  этом связь в данной структуре  определяется одной предметной  ситуацией.

2.Сюжеты, которые  включают нескольких персонажей, которые имеют одинаковые виды действий в одной предметной ситуации, при этом связь персонажей определяется одной предметной ситуацией.

2.Сюжеты, которые  включают два взаимодополняемых  персонажа, которые взаимодействуют  в одной ситуации.

4.Сюжеты, который вместе с функциональным взаимодействием персонажи заданы определенными отношениями между ними.

Информация о работе Формирование игровых умений у детей дошкольного возраста