Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 12:24, курсовая работа
Цель выпускной квалификационной работы – разработать содержание, формы, методы и приемы внеклассной работы по курсу «Окружающий мир», направленной на формирование такого компонента экологической культуры младших школьников как экологическая воспитанность.
Введение
Глава 1. Современные подходы к проблеме экологического образования младших школьников во внеклассной работе
1.1 Концепция современного экологического образования в российской начальной школе
1.2 Содержание, формы, методы и приемы внеклассной работы, направленные на экологическое воспитание учащихся
Выводы по первой главе
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по формированию экологической культуры учащихся 4 классов
2.1 Определение уровня экологической воспитанности учащихся 4 класса
2.2 Разработка дидактического материала экологического содержания направленного на формирование экологической культуры и апробирование его в эксперименте
2.3 Определение результативности экспериментальной работы
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложение
Е.П. Торохова
считает, что большое значение имеет
пример учителя, который активно
влияет на сознание и поведение учеников,
на их отношение к природе. Педагогу
важно строить внеклассную
Успех формирования экологической культуры младших школьников зависит не только от того, как учитель понимает его цели и задачи, методы и приемы, но и от создания необходимых условий для воплощения их в учебно-воспитательный процесс.
Главными из них являются:
познания природы школьниками;
использование примеров положительного отношения к природе учителя, взрослых и детей;
Существенным вопросом для современной начальной школы является вопрос о том, какие технологии следует использовать для формирования основ экологической культуры у младших школьников на уроке и во внеклассной работе.
И.М. Чередов указывает на то, что выбор конкретной формы внеклассного занятия по формированию экологической культуры зависит от особенностей класса, общего развития детей, интересов и местных условий [108].
Формирование
экологической культуры младших
школьников возможно только при условии
взаимосвязи различных типов
и видов внеклассной
По своему содержанию, форме организации, методам проведения внеклассная работа по курсу «Окружающий мир» очень разнообразна:
Индивидуальная работа включает в себя конкретные задания отдельным детям, проявляющим интерес к природе. При этом тематика их проведения может быть самой разнообразной: по уходу за растениями, животными уголка живой природы или дома; проведение индивидуальных наблюдений помимо программного минимума; беседы по материалам прочитанной литературы о природе; постановка простейших опытов дома и т.д.
Важным видом индивидуальной внеклассной работы до сих пор остается домашнее чтение литературы о природе. На современном этапе остаются актуальными книги В.Бианки, М.Пришвина, И.Акимушкина, Н.Сладкова, Ю. Дмитриева и др., раскрывающие перед читателем увлекательный мир живой и неживой природы, способствующие воспитанию бережного отношения и любви к нему.
К индивидуальным
видам внеклассной работы также
относятся сезонные наблюдения за изменениями
в природе. Под ними подразумевают
задания, не только предусмотренные
дневником наблюдения, но и связанные
с конкретными наблюдениями, дающими
целостные представление о
К самым распространенным видам групповой внеклассной работы по курсу «Окружающий мир» следует относить:
Массовые виды внеклассной работы позволяют привлечь к участию в общественно полезной работе практически всех младших школьников (учащихся одного или нескольких классов, одной или всех параллелей). К ним относят: вечера, конференции, праздники, олимпиады, викторины, утренники, тематические недели, экскурсии, конкурсы, марафоны, ролевые игры, путешествия по станциям, КВН [48, 200].
Групповая внеклассная работа наиболее успешно протекает в кружке. Именно кружки получили наибольшее распространение в практике внеклассной работы по окружающему миру. В них занимаются школьники, проявляющие наибольший интерес к изучению взаимосвязей человека с живой природой. Чаще всего в кружках занимаются 15-20 человек одного возраста с близким уровнем подготовки и интересам. В кружках занятия выстраиваются наиболее планово, многообразно и целенаправленно, что не редко способствует их рассмотрению в качестве организационных центров для других видов внеклассной работы.
По мнению В.М. Минаевой программа экологического кружка должна отражать основные аспекты содержания экологического образования:
¾ научно-познавательного;
¾ ценностного;
¾ нормативного;
¾ практически-деятельностного.
Кружковая работа позволяет использовать большое многообразие форм и методов работы. Существуют следующие формы внеклассной работы:
Рассмотрим некоторые из них более подробно.
Изучение
природы нельзя представить себе
без непосредственного
Экскурсия – это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, но проводимая вне школы. Когда в экскурсии принимает участие весь класс и материал экскурсии тесно связан с программой по естествознанию, она становится формой общеклассной работы. В этом случае она входит в систему уроков и является важной частью учебного процесса. Кроме того, экскурсия может быть формой внеклассной работы, когда ее проводят с группой отдельных, наиболее заинтересованных учащихся [51].
К специфическим признакам экскурсии относят:
Педагогическое
значение внеклассных экскурсий
очень велико. Особую значимость имеют
экскурсии в природу. Попадая
в природную среду со всем ее многообразием
предметов и явлений, учащиеся учатся
разбираться в этом многообразии,
устанавливать связи организмов
друг с другом и с неживой природой.
Экскурсии в природу
Велико и воспитательные возможности экскурсий. Именно на экскурсиях у учащихся воспитывается интерес и любовь к природе, эстетические чувства. Они учатся видеть ее красоту, понимать необходимость бережного отношения к природе. Знания, полученные в условиях экскурсии, оказываются очень прочными и надолго укладываются в детскую память. Экскурсии способствуют формированию экологического сознания учащихся.
Таким образом, важной формой внеклассной работы, направленной на формирование экологической культуры младших школьников, является экскурсии на природу [48,173].
Среди форм
внеклассной работы по курсу «Окружающий
мир» Т.И. Тарасова, П.Т. Калашникова
и др. выделяют эколого-краеведческукую
исследовательскую работу. Экологическое
краеведение в школе является
важной составной частью экологического
образования. Организация эколого-
Проведение недели экологии также является одной из форм внеклассной роботы. В процессе проведения экологической недели дети получают элементарные экологические знания. Начальная школа стремиться повысить общий уровень экологической культуры детей. Для этого проводятся различные развлекательные программы, которые имеют экологическое содержание и предусматривают воспитание у детей экологической культуры. Подготовка к любому празднику требует большой работы, но дети любят активно участвовать в них. Они устают быть зрителями, им интересно самим быть героями. Праздники имеют большое воспитательное значение [13,79].
В настоящее время в педагогических исследованиях большое внимание уделяется игровым формам непрерывного экологического образования [1, 68].
Содержание игр по ознакомлению с окружающим миром разнообразно. В них ярко отражаются интересы детей, реализуются их мечты и стремления. Это делает игру важным средством формирования личности, воспитания нравственных чувств и побуждений. Развитие игрового творчества способствует воспитанию у детей необходимых в жизни качеств: целенаправленности, изобретательности, настойчивости.
Игра
служит ценным средством формирования
личности. Она активизирует психические
процессы, вызывает живой интерес
к познанию окружающего мира. Дети
преодолевают трудности, тренируют
свои силы, развивают способности
и умения. Игры помогают сделать
любой учебный материал увлекательным,
создают радостное настроение, облегчают
процесс усвоения знаний. Разыгрываемая
роль создает мотив обучения и
оказывает положительное
С точки зрения отечественных психологов, таких как Л.С. Выготский. В.С.Мухина, игра - это особая форма активности, деятельности ребенка. В ней выражаются отношения ребенка к окружающей действительности, к людям, к самому себе. Известный психолог С.Л.Рубинштейн считает, что игра человека - порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры - в способности, отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир.[88,99]
В руках
педагога игра может стать инструментом
воспитания, приобщения ребенка к
жизни природы и общества, развития
его физических, интеллектуальных и
эмоциональных качеств. Этому отвечают
и возрастные особенности младших
школьников - их эмоциональность и
легкая утомляемость от однообразия
видов деятельности, тяга к фантазии,
творчеству, переключаемость внимания.
Таким образом, игра, методика ее использования
должна стать органической частью экологического
образования младших
Одни
игры - серьезные, деловые - более подходят
для подростков, юношества и взрослых.
Другие - дидактические, познавательные,
ими пользуются на всех этапах обучения.
Третьи - сюжетно-ролевые, или просто
ролевые, - интересны для всех возрастов
- и младшего, и подросткового. Поэтому
в практике начальной школы особенно
часто используются дидактические,
обучающие игры и несколько реже
- ролевые. Они имеют большие
Информация о работе Формирование экологической культуры младших школьников