Формирование экологической культуры младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 12:24, курсовая работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы – разработать содержание, формы, методы и приемы внеклассной работы по курсу «Окружающий мир», направленной на формирование такого компонента экологической культуры младших школьников как экологическая воспитанность.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Современные подходы к проблеме экологического образования младших школьников во внеклассной работе
1.1 Концепция современного экологического образования в российской начальной школе
1.2 Содержание, формы, методы и приемы внеклассной работы, направленные на экологическое воспитание учащихся
Выводы по первой главе
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по формированию экологической культуры учащихся 4 классов
2.1 Определение уровня экологической воспитанности учащихся 4 класса
2.2 Разработка дидактического материала экологического содержания направленного на формирование экологической культуры и апробирование его в эксперименте
2.3 Определение результативности экспериментальной работы
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 106.65 Кб (Скачать файл)

Оборудование: компьютер, проектор, экран; слайды свалок, загрязненных городских улиц, леса, реки, озера и др., плакат «Жизнь мусора», расчетные листы.

Ход занятия

Учитель: Много полезной почвы занято мусором, свалками. Мусор сопровождает жизнь человека. А откуда берется бытовой мусор?

Ответы  детей.

Учитель: Чем цивилизованней страна, тем больше совершенствуется упаковка, тем больше мусора. Сейчас я предлагаю подсчитать, сколько мусора остается после вас и вашей семьи. Готовы к работе?

Учитель: Чтобы у нас получились правильные и точные результаты, вы должны быть внимательны и собраны. Посмотрите на расчетные листы. Там даны задания, которые вам предстоит выполнить:

1. Запишите, сколько мусора  ваша семья накапливает за 1 день. Обозначим эту массу буквой m:______________

  1. Сколько за год выбросит мусора ваша семья:

m * 365 = m г _______________

3. Рассчитайте количество  мусора, которое приходится на 1 человека  за год в вашей семье: 

m г : а = m а _____________,

где а  – количество членов вашей семьи.

  1. Рассчитайте, сколько в вашем городе ежегодно выбрасывается мусора:

m а * b = ______________,

где b – количество жителей в вашем городе.

Учитель: Каждый из вас должен был выполнить задание – узнать, сколько килограммов мусора накапливает ваша семья за один день. Для этого вы должны были взвесить мусор, накопившийся за день. Теперь вы легко можете провести свое мини исследование.

Дети  читают задания и производят расчеты  по предложенным формулам.

Учитель: Конечно, эти цифры неточны. Иногда выбрасываются крупные вещи, которые вы не учли. То есть мусора больше, чем вы подсчитали.

По подсчетам  специалистов, если мусор не уничтожать, то через 10 – 15 лет он покроет нашу планету слоем толщенной в 5 метров. Утонем в мусоре!

Опасно  не только это, но и то, что свалки отравляют окружающую среду: почву, воду, воздух.

 

 

Приложение 5

 

Детские работы по проведению мини исследования «Мусорный вопрос».

 

 

Приложение 6

 

Конспект  занятия на тему «Лекарственные растения – средства оздоровления организма  человека».

Цель: Формировать представления о лекарственных растениях и о их роли в жизни человека и животных.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с разнообразием лекарственных растений; правилами их сбора, хранения и применения.
  2. Развивать познавательную активность детей, умение готовить отвары из лекарственных трав.
  3. Воспитывать внимательное отношение к своему здоровью.

Оборудование: картинки с лекарственными растениями; засушенные растения, отвары трав; картины зверей или игрушки; гербарий «Растения нашего края»

Ход занятия.

Учитель: Сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами отправимся в царство растений. О каких растения будет идти речь, вы узнаете, отгадав загадки:

 

Ах, не трогайте меня,

Обожгу  и без огня. ( Крапива)

Рос шар  бел, дунул ветер-

Шар улетел. (Одуванчик)

Нарядные  платьица,

Жёлтые  брошки,

Ни пятнышка нет

На красивой одёжке. (Ромашки)

Каждый  лис мой любит тропки

У обочины  дорог.

Он однажды  людям добрым

Раны  вылечить помог. (Подорожник)

 

Учитель: Какими свойствами обладают названные растения?

Учитель: Издавна люди заметили, что больные животные уходят, чтобы найти какую-нибудь травку, съев которую, они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений.

Посмотрите  на это растение (картинки или засушенное растение). Его можно встретить  на лугах и лесных опушках, и называется оно тысячелистник. Обратите внимание на его листья. Как вы думаете, почему оно так называется. (Каждый лист состоит из множества крохотных листков, и у каждого листка – ажурные края).

Учитель: А кто-нибудь из вас знает, для чего используют тысячелистник?

Учитель: Тысячелистник - лекарственное растение. Его используют для остановки кровотечения, для улучшения аппетита.

Учитель: А вот это растение, я думаю, всем вам знакомо. Кто знает, как оно называется? (подорожник)

Учитель: Почему оно так называется?

Учитель: Подорожник растёт вдоль дорог. Листья его упругие, с прочными прожилками, густой пучок корней, который надёжно укрепляется в почве, стебелёк с соцветием. Они тоже жёсткие и упругие. Вот и не боится подорожник вытаптывания, от которого страдают другие растения. Подорожник - великий путешественник. Приклеившись к ногам людей, он без труда перебирается в другие места.

Учитель: А кто знает, какими свойствами обладает подорожник?

Учитель: Подорожник называют зелёным бинтом. Если разобьёшь коленку, сорви лист подорожника, очисть от пыли, затем немного поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок, и приложи его к ране.

Учитель: О каком растении говорят, что оно жжёт?

Учитель: Правильно, это крапива. Так почему же всё-таки крапива обжигает?

Учитель: На листьях и стеблях растения имеются особые волоски. Каждый волосок - как игла крошечного шприца. Внутри волосков едкая жидкость. Дотронулся - получай уколы.

Учитель: А что вы знаете об этом удивительном растении?

Учитель: Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят великолепные щи, крапивное пюре с яйцом, можно даже заквашивать крапиву, как капусту. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробы, она хорошо останавливает кровь. А ещё она укрепляет волосы. Из неё делают бумагу, мешковину. В стеблях этого растения очень прочные волокна.

Учитель: Все эти лекарственные растения и многие другие произрастают во многих районах нашего края.

Учитель: Как вы думаете, где и когда собирают лекарственные травы?

Учитель: Как правильно их сушить?

Учитель: Цветки собирают, когда растение цветёт. Корневища - поздней осенью, когда плоды уже осыпались. Собирают в сухую погоду, сушат под навесом. Нельзя собирать вблизи дорог.

Учитель: А сейчас я предлагаю поиграть в больницу. Так как доктор Айболит занят на вызовах, то лечить зверей будете вы. Согласны?

  1. У нашего Миши болит горло, давайте порекомендуем ему лечение. Что мы ему посоветуем?

(Очень  полезен отвар календулы или  ромашки. Ими можно полоскать  горло.)

  1. А у нашей Лисички простуда, сильный кашель. Что мы ей посоветуем?

(Очень  полезно будет ей попить отвар  мать-и-мачехи, чабреца.)

  1. Вы обратили внимание, какая бледная Обезьянка? У неё нет сил. Что же делать?

(Ей поможет  отвар шиповника, зверобоя, боярышника.)

Учитель: Давайте сделаем отвары из лекарственных трав, и нашим зверюшкам станет легче.

В конце  занятия учитель угощает детей  витаминным чаем.

 

 

Приложение 7

 

Детские работы, выполненные на занятии по теме «Мой спортивный уголок».

 

 

Приложение 8

 

Ответы  детей на вопросы анкеты на контрольном  этапе эксперимента.


Информация о работе Формирование экологической культуры младших школьников