Формирование экологической культуры младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 12:24, курсовая работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы – разработать содержание, формы, методы и приемы внеклассной работы по курсу «Окружающий мир», направленной на формирование такого компонента экологической культуры младших школьников как экологическая воспитанность.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Современные подходы к проблеме экологического образования младших школьников во внеклассной работе
1.1 Концепция современного экологического образования в российской начальной школе
1.2 Содержание, формы, методы и приемы внеклассной работы, направленные на экологическое воспитание учащихся
Выводы по первой главе
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по формированию экологической культуры учащихся 4 классов
2.1 Определение уровня экологической воспитанности учащихся 4 класса
2.2 Разработка дидактического материала экологического содержания направленного на формирование экологической культуры и апробирование его в эксперименте
2.3 Определение результативности экспериментальной работы
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 106.65 Кб (Скачать файл)

В последние  десятилетия метод проектов вызывает большой интерес у учителей всех школьных дисциплин, в том числе и у учителей начальных классов [45, 65].

Учебный проект – это специальным образом оформленная детальная разработка определенной проблемы, предусматривающая поиск условий поиск условий и способов достижения реального практического результата; это самостоятельное развитие выработанных умений, применение знаний, полученных знаний, но уже на новом, продуктивном, поисковом уровне.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Учебный проект должен соответствовать определенным требованиям, в которые входят:

  1. наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической;
  2. планирование действий по разрешению проблемы;
  3. исследовательская работа учащихся.

Результатом деятельности является «продукт», т.е. средство, которое разработали участники  проектной группы для разрешения поставленной проблемы. Подготовленный «продукт» должен быть представлен  в виде презентации.

В современной  методической литературе описано несколько  разновидностей учебных проектов. По доминирующей деятельности учащихся выделяют информационный, ролевой, практико-ориентированный, творческий и исследовательский  проекты [30, 35].

Учебный проект для школьников – это возможность  делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально  используя свои возможности; это  деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить  свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это  деятельность, направленная на решение  интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели. [30, 36]

В учебном  проекте моделируются те же обобщенные этапы и процессуальные процедуры, что и в реальной работе над  проектом в любой деятельности.

Ход осуществления  учебного проекта от момента объявления его темы до завершения учащимися  самоанализа над проделанной  исследовательской работой Е.Н. Землянская представляет в виде таблице, отражающей деятельность учителя и учеников: [43, 57]

 

Учитель

Ученик

Первый этап- «погружение» в проект

Постановка проблемы, целей и задач  исследования

Выбор проблемы, вживание в ситуацию

Второй этап – организация деятельности

Организация групп, распределение ролей, планирование деятельности по решению  задач

Разбивка на группы, распределение  ролей, планирование работы

Третий этап – осуществление деятельности

Консультирование и контроль

Самостоятельная и активная работа в  соответствии с намеченным планом (поиск  информации, консультации с учителем, подготовка презентации результатов)

Четвертый этап – презентация проекта

Обобщение и разюмирование результатов

Демонстрация результатов исследования

Пятый этап – оценка работы

Подведение итогов обучения, оценка умений исследователей

Взаимооценка


 

Разнообразные виды внеклассной работы в экологическом  кружке взаимно дополняют друг друга, обогащая процесс обучения и воспитания младших школьников.

Комплексное использование описанных выше форм внеклассной работы по курсу «Окружающий  мир», по мнению ученых способствует развитию у младших школьников интереса к  познанию природы, исследованию ее экологического состояния, поиска причин и источников загрязнения окружающей среды. А  главное, дает возможность проводить  с детьми посильные практические работы по охране природы родного  края.

 

Выводы по первой главе

 

На основе изучения и анализа литературы по проблеме экологического воспитания младших  школьников сделаны выводы о том, что экологическое воспитание школьников – приоритетное направление в работе школы, осуществляющееся с учетом возраста учащихся, имеющее конечной целью формирование экологической культуры. Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентации, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью, т.е. процесс формирования экологической культуры. Экологическая культура рассматривается как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием среды.

Экологическое воспитание учащихся должно проводиться  в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учетом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов.

Необходимо  вовлекать младших школьников в  посильные для них практические дела по охране местных природных  ресурсов. Большие возможности для  включения учащихся в практическую деятельность дает внеклассная работа по курсу «Окружающий мир», под  которой методисты понимают организованную и целенаправленную образовательно-воспитательную работу учащихся, связанную с изучением  данной дисциплины, основанную на добровольных началах и проводимую во внеурочное время.

В последнее  время во внеклассной работе широко применяются инновационные методы. Как показал анализ методической и научной литературы, современные  технологии экологического воспитания младших школьников разработаны  и отражены недостаточно.

 

 

Глава 2. Опытно – экспериментальная  работа по формированию экологической культуры учащихся 4 класса

 

Исследовательская работа проводилась на базе МОУ СОШ  №3 г. Уварово Тамбовской области. Для  проведения исследования было привлечено 30 учащихся четвертых классов.

Контрольную группу составили 15 детей 4 «Б» класса. В экспериментальную группу вошли 15 учащихся 4 «В» класса.

Целью эксперимента является доказательство гипотезы. Задача эксперимента: сбор фактов, подтверждающих или опровергающих выдвинутую гипотезу.

Структура эксперимента определилась в соответствии с задачей:

1 этап- подготовка  и осуществление констатирующего  эксперимента (применение метода  анкетирования);

2 этап- подготовка  и осуществление формирующего  эксперимента, в ходе проведения  внеклассной работы по окружающему  миру, используя экологический материал;

3 этап - контрольный эксперимент.

Для исследования были использованы следующие методики: анкетирование и наблюдение.

 

2.1 Определение уровня экологической  воспитанности учащихся 4 класса

 

Эксперимент проводился с учащимися контрольной  и экспериментальной групп отдельно, и состоял в выборе ответа на вопросы  анкеты. За основу взята анкета Л.В. Моисеевой, которая состоит из восьми вопросов. [61]

Прочитайте  высказывания и подчеркните вариант  ответа

(согласен; не согласен)

  1. Нужно заботиться о животных, потому что они приносят пользу человеку.

согласен не согласен

  1. Если во время прогулки в лесу я увижу свалку мусора, меня это огорчит.

согласен не согласен

  1. Находясь в лесу, нарви букет цветов и подари их маме.

согласен не согласен

  1. Если увидишь пчелу, убей ее, она может укусить.

согласен не согласен

  1. Придя в лес, не шуми, шумом ты побеспокоишь птиц на гнездах, вспугнешь животных.

согласен не согласен

  1. Наша страна богата природными ресурсами, эти запасы никогда не закончатся.

согласен не согласен

  1. Человек должен заботиться о растениях, так как без них невозможна жизнь на Земле.

согласен не согласен

  1. Заводы и фабрики могут наносить вред окружающей среде.

согласен не согласен

Для выявления  уровня сформированности экологической  культуры и экологических знаний была проведена обработка полученных результатов. Нами использовался метод  математической обработки данных эксперимента – метод ограниченного выбора, когда число выборов определено.

Результаты  обрабатываются следующим образом: за каждый правильный ответ начисляется 1 балл, неправильный – 0 баллов. Степень  сформированности экологической культуры определяется по шкале:

  • высокий уровень;
  • средний уровень;
  • низкий уровень.

Оценка  результатов:

7 – 8 правильных ответов – высокий  уровень;

4 – 6 правильных ответов – средний  уровень;

1– 3 правильных  ответов – низкий уровень.

Высокий уровень: знание взаимосвязей и взаимозависимостей организмов в природе. Общение с представителями животного и растительного мира вызвано заботой о них. Знание и выполнение норм и правил поведения в природе. Экологические знания и элементы экологической культуры сформированы достаточно хорошо. Правильные ответы на все вопросы анкеты.

Средний уровень: недостаточное знание экологических взаимосвязей организмов в природе. Дети недостаточно хорошо знают и выполняют правила поведения в природе. Экологические знания и культура сформированы на среднем уровне.

Низкий уровень: незнание экологических взаимосвязей и взаимозависимостей организмов в природе. Дети не контролируют свое поведение, поступки в природе. Сформирован низкий уровень экологических знаний и культуры.

В ходе констатирующего  эксперимента мы получили следующие  результаты:

  • учащихся с высоким уровнем в контрольной группе 1 человек, в экспериментальной – 0 человек;
  • учащихся со средним уровнем в контрольной группе 3 человека, в экспериментальной – 5 человек;
  • учащихся с низким уровнем в контрольной группе 11 человек, в экспериментальной – 10 человек.

Результативность анкетирования  определялась по формуле 

F / N * 100%,

где F – количество верных ответов

N – количество учащихся.

Контрольная группа:

1/15*100% = 6,7%

3/15*100% = 20%

11/15*100% = 73,3%

Экспериментальная группа:

0/15*100% = 0%

5/15*100% = 33,3%

10/15*100% = 66,7%

Данные  экспериментального изучения уровня сформированности экологической культуры учащихся на начальном этапе представим в  таблице.

 

Таблица 1.

Уровень сформированности экологической воспитанности  учащихся на начало исследования.

Уровень сформированности

экологической культуры

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Количество учащихся, %

низкий (1 – 3)

10 / 66,7%

11 / 70,3%

средний (4 - 6)

5 / 33,3%

3 / 20%

высокий (7 - 8)

0 / 0%

1 / 6,7%


 

Таким образом, подводя итоги опроса, можно сделать  вывод о том, что экологическая  воспитанность у большинства  учащихся четвертых классов, участвовавших  в эксперименте, находятся на низком уровне. Поэтому нашей задачей  будет повышение уровня сформированности экологической воспитанности детей, путем включения их во внеклассную  работу

 

 

2.2 Разработка дидактических материалов для внеклассной работы, направленных на формирование компонентов экологической культуры и апробирование его в эксперименте

 

На основе изучения и анализа литературы по проблеме экологического образования  младших школьников мы разработали  методику организации и проведения занятий кружка «Юный эколог».

Содержание  занятий направлено на повышение  уровня экологической воспитанности, т. е. на воспитание гуманного отношения  к природе, на формирование практических навыков и умений разнообразной  деятельности в ней, а также на сохранение и укрепление здоровья детей.

В основе работы кружка лежит краеведческий  принцип. Исследование школьниками  реальной жизни в процессе занятий  дает материал для обсуждения разнообразных  жизненных ситуаций о состоянии  природной среды, поведении людей  в природе. Это позволяет детям  извлекать уроки на будущее, изменять цели своей деятельности, принимать  решения в соответствии с убеждениями.

Тематика  занятий кружка «Юный эколог»  составлена с опорой на учебно-методический комплекс А.А. Плешакова «Зеленый дом». Программа кружка рассчитана для  учащихся четвертых классов на полгода  обучения. Занятия проводятся один раз в неделю.

Главная цель работы кружка заключается в формировании у учащихся четвертых классов такого компонента экологической культуры как экологическая воспитанность.

Информация о работе Формирование экологической культуры младших школьников