Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2015 в 10:37, дипломная работа
1. Основные педагогические приемы по формированию экономических знаний и умений.
2. Программа формирования экономической культуры младших школьников.
3. Организация опытно-экспериментальной работы по экономическому образованию младших школьников.
Глава 1. Особенности формирования основ экономической культуры младших школьников.
1.1.Анализ методической литературы.
Культура (лет. culture) а буквальном переводе отнимает «возделывание», «обработка». Впервые оно было введено в научный оборот античным философом Цицероном и подразумевало целенаправленное воздействие человека на природу, а также воспитание и образование самого человека [8, c. 30].
С точки трения культурологии образования, культура представляет собой сумму духовных достижений человечества, результат и процесс творчества, творческое самовыражение людей, память человечества, совокупность знаковых систем, совокупность материальных и духовных ценностей, внутренние достижения личности, приобщающие ее к сумме достижений общества. Областью нашего исследования является экономическая культура младших школьников. Чтобы определить ее сущность, необходимо выяснить содержание понятия «экономическая культура» [15, c. 32].
Анализ философской, социологической и педагогической литературы по проблеме формирования экономической культуры показал различие подходов к определению сущности понятия «экономическая культура» относительно ее при такой, отражающих ратные направления развития теоретических исследований в области общей культуры.
Для сторонников «личностного» подхода культура есть личностный аспект человеческого бытия, процесс творческой деятельности, творение человеком человеческого мира. Исходя из определения культуры как определенной меры формирования, развития и реализации сущностных сил человека, а его социальной деятельности, выявляется и ее роль в развитии личности. Культура, согласно этому подходу, выступает средством формирования способностей, потребностей, чувств, то есть социальных сил человека. Такой подход подхода рассматривает Сысоева А. А. Она считает экономическую культуру «совокупностью интеллектуального, практического и эмоционально-ценностных компонентов, позволяющих личности самореализоваться в экономической деятельности и поведении, адаптироваться и интегрироваться в существующие и прогнозируемые социально-экономические условия с учетом морально-нравственных установок существа». Л.Н. Пономарев подчеркивает, что экономическая культура является важнейшим средством саморазвития, поскольку человек, обладающий сформированной экономической культурой, не только создает обогащает и потребляет ценности культуры, но и в процессе своего развития поднимается на более высокую, ступень свободы [12, с. 87].
«Технологический» подход, в отличие от личностного, рассматривает культуру как способ (технологию) и как результат деятельности. Эта позиция находит отражение в обозначении экономической культуры как органического (знаний, убежденности и творческой практической деятельности, а также результатов этой деятельности, которые создаются людьми в ходе развития общества.
Некоторые исследователи в определении экономической культуры подчеркивают то, что она является одним из видов общей культуры и имея видовые отличия, несет в своем содержании общие родовые черты - зная гуманистическую направленность усвоения и развития знаний применение в практической деятельности. Так, М.В. Владыка понимает под экономической культурой совокупность способов, форм и результатов деятельности личности в сфере экономики, создающей культурные экономические ценности и являющейся универсальной формой общественного развития человека. А.С. Кондыков, подчеркивая значение экономического мышления, определяет экономическую культуру как единство экономических знаний, экономического мышления, убеждений, умений и навыков с активной трудовой деятельностью [24, c. 21].
Развернутое определение экономической культуры дает в своей работе Т.Н. Скиба. По ее мнению, «экономическая культура - одно из направлений профессиональной культуры, представляющей исторически развивающийся процесс образования, воспитания, развития, основанный на созданных человеком экономических нормах, правилах, требованиях и способах, связанных с деятельностью по производству жизни (жизнеобеспеченностью), зафиксированный в экономическом сознании (теоретических знаниях, практических умениях и навыках - представляющих «фундамент» экономической грамотности), а также непосредственно связанный с реализацией этих знаний в социально-экономической сфере». Такой подход к определению экономической культуры мы считаем неоправданным, так как, на наш взгляд, недопустимо сводить экономическую культуру к подсистеме профессиональной культуры.
В свете современных тенденций обозначились новые подходы к определению экономической культуры. Ученые Л.Ш. Лозовский, Б.А. Райзберг, Е.Б. Стародубцева экономическую культуру трактуют как систему ценностей и побуждений к хозяйственной деятельности, уважительное отношение к любой форме собственности и коммерческому успеху как к большому социальному достижению, создание и развитие социальной среды для предпринимательства [1, с. 92].
На наш взгляд, данное определение экономической культуры трактуется с учетом современных социально-экономических условий и отражает рыночную, коммерческую сторону общественных отношений.
Как совокупность достижений в экономической науке и практике рассматривают экономическую культуру А.Ф. Аменд, В.М. Матушкин. Он подчеркивает, что экономическая культура не только совокупность усвоенных экономических знаний, но и профессиональное мастерство кадров, сформированность экономически значимых качеств личности для участия в экономической деятельности. А.Ф. Аменд утверждает, что экономическая культура представляет собой совокупность достижений в области экономической науки и практики, отражающую Уровень экономических знаний школьников, развитость их экономического мышления и сознания [3, с.59].
И.А. Мельничук в своих работах достаточно подробно раскрыл особенности экономического воспитания, формы и методы экономического воспитания младших школьников, определила условия эффективности экономического воспитания.
Анализ современной педагогической литературы по экономическому образованию и воспитанию позволил нам определить экономическую младшего школьника как интегративную характеристику, объединяющую обученность и воспитанность, которые выражаются в уровне овладения социально-экономическим опытом (в соответствии с возрастными особенностями). Экономическая одаренность характеризуется умениями учащихся оперировать экономическими понятиями, применять знания на практике [21, c. 27].
Экономическая культура младшего школьного возраста представлена следующими компонентами: мотивационный, когнитивный, деятельностный, поведенческий.
Таким образом, учитывая вышесказанное, я считаю возможным определить экономическую культуру как качественную характеристику личности, показывающую уровень сформированности экономических знаний, умений и навыков практической экономической деятельности развитость экономического мышления и сознания, степень реализации экономически значимых качеств личности в сфере общественного производства, распределения, обмена и потребления.
Отечественные программы по экономическому образованию школьников можно разделить на две группы. К первой группе относятся авторские (авторские коллективы) программы. Среди множества следует выделить те, которые наиболее адекватно отвечают современным требованиям науки и специфике экономической практики России, личностно-ориентированной педагогике и современным педагогическим технологиям, способные работать автономно от их создателей.
К таким программам относятся: авторская программа Л.Л. Любимова, которая нацелена на углубленное изучение экономики в 10-11 классах [11, c. 101], программа Л.В. Антоновой и И.В. Липсица, которую отличает занимательность изучаемого материала, интересные факты из истории экономической мысли.
Некоторые авторы создают целостные учебно-методические комплекты литературы. В частности, профессором Б.А.Райзбергом разработана концепция экономического образования школьников, которая реализуется в серии учебных пособий, комплексе практических заданий, практикумов, деловых экономических игр, связанных с учебной программой курсов "Введение в экономику" и "Основы предпринимательства". Программу отличает трехступенчатость и преемственность с 1 по 11 класс. Младших школьников предполагается знакомить с потребностями людей, способами их удовлетворения, основами производства. Первыми в разработке сквозной школьной экономической программы стали ученые из Нижнего Новгорода, предложившие в 1993 году Программу концепция экономического образования школьников, которая реализуется в серии учебных пособий, комплексе практических заданий, практикумов, деловых экономических игр, связанных с учебной программой курсов "Введение в экономику" и "Основы предпринимательства". Программу отличает трехступенчатость и преемственность с 1 по 11 класс. Младших школьников предполагается знакомить с потребностями людей, способами их удовлетворения, основами производства. Пионерами же в разработке сквозной школьной экономической программы стали ученые из Нижнего Новгорода, предложившие в 1993 году Программу школьного курса "Экономика" (I-XI кл.)" [8, c.115]. Надо отметить, что с самого начала разработки современных отечественных программ по экономике для школьников авторы предполагали начинать экономическую подготовку уже в начальных классах.
Так, авторы программы "Непрерывная социально-экономическая подготовка» (1995), рассчитанной на школьников с 1 по 11 классы, предлагают в младших классах изучать, что такое деньги, для чего нужны людям деньги, где делают деньги, что такое цена товара и от чего она зависит, как создается богатство [17, c.21]. Такой подход, когда экономическая подготовка детей сосредоточена на изучения денег, кажется нам неверным . Так как экономика не сводится к деньгам и не начинается с них. Более последовательно было бы начать изучение экономики с потребностей человека, как это предлагает авторский коллектив программы «Начала экономики» для младших школьников. Однако эта программа, как и программа группы авторов из Московской экономической школы содержат большое количество сложных экономических тем, изучение которых, на наш взгляд, является необязательным в начальной школе («История развития экономических знаний», «Выдающиеся экономисты прошлых лет», «Экономические проблемы моего города», «Городская экономическая система»).
Вторая группа отечественных программ - это региональные программы различных образовательных институтов (научных, исследовательских, учебных, административных). Из разработок для начальной школы наибольший интерес представляют программа Витебского ИУУ « Деловой человек» для 2-4 классов (40) и программа «Экономическая культура» (1-11 классы) Самарского областного управления образованием [17, c. 25].
Для реализации программы созданы учебно-методические пособия: "Экономический словарь", "Книга для учителя начальной школы", рабочие тетради для школьников 1-3-х классов, дидактический материал (тесты, контрольные вопросы и задания по выявлению уровня знаний, умений и навыков учащихся по экономической культуре в 1-3-х классах).
Анализ преподавания "Экономической культуры" показывает, что сейчас действующая программа в основном успешно осваивается детьми, вызывает у них интерес и желание овладеть экономическими знаниями и представлениями. Однако опросы учителей, их мнение по содержанию программы показывают, что в ныне действующей программе имеются изъяны, требующие не только коррекции, но и существенных изменений. В их числе: упрощение как по формулировкам разделов и тем, так и по требованиям к знаниям и умениям учащихся; ограничение числа понятий и терминов; недостаточный учет возрастных особенностей детей, преобладание теоретического материала, недостаточно представлена практическая часть (игры и деловые игры, в ходе которых ребенок в доступной форме получает необходимые представления об экономических закономерностях) [24, c.164].
Из приведенного выше перечня программ, а также из реальной практики видно, что интерес к формированию экономической культуры школьников значительно возрос.
На наш взгляд назрела необходимость изучения начал экономических знаний младшими школьниками в ходе специального урока экономики, создания программы, насыщенной современными экономическими знаниями.
Однако, увеличение круга экономических понятий, которыми следует овладеть ученику начальных классов, не должно превращаться в самоцель. Итак, экономическая работа с младшими школьниками должна рассматриваться как естественная часть целостной программы формирования экономической культуры личности. При традиционной системе обучения первоначальные экономические представления учащиеся начальных классов получают на уроках математики, чтения, природоведения, других предметов начального курса. Такой подход, на наш взгляд, не отвечает требованиям современного этапа развития общества.
Во-первых, в программах для начальной школы не указывается, какие экономические понятия, умения должны быть сформированы, не уделяется должного внимания изучению конкретных вопросов экономики, в результате чего школа не является главным источником экономической информации для учащихся и оказывает недостаточное влияние на формирование у них экономической культуры.
Во-вторых, имеющийся в курсе начального образования материал, связанный с экономикой, не представляет системы, отсутствуют межпредметные связи. Введение экономических факультативов для учеников начальных классов в некоторых школах не может решить этой проблемы, так как их посещает незначительная часть младших школьников. Главной проблемой в их организации остается по-прежнему острая нехватка педагогических кадров, способных преподавать экономику детям младшего школьного возраста.
В-третьих, как показывает практика, в значительном количестве случаев все экономическое воспитание сводится к воспитанию у младших школьников таких качеств, как бережливость, экономное расходование материалов, природных ресурсов, времени, соблюдению режима дня и небольшому запасу неупорядоченных экономических знаний, поскольку учителя начальных классов часто объединяют понятия "экономика" и "экономия".
В последнее время проблеме подготовки педагогических кадров для преподавания основ экономических знаний стало уделяться больше внимания. Более 50 вузов России ведут подготовку учителей по специальности "Технология, предпринимательство и экономика". Проблеме подготовки будущих учителей начальных классов к осуществлению экономического образования школьников посвящены исследования О.В. Бажиной, И.Г. Рябовой.
С самого начала в преподавании экономических знаний младшим школьникам не содержалась идея и не ставились задачи формирования экономической культуры личности. Прослеживалось 3 основные тенденции: -введение экономических знаний в процесс преподавания основных учебных предметов;
Информация о работе Формирование экономической культуры младших школьников