Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2015 в 10:37, дипломная работа
1. Основные педагогические приемы по формированию экономических знаний и умений.
2. Программа формирования экономической культуры младших школьников.
3. Организация опытно-экспериментальной работы по экономическому образованию младших школьников.
Подход к оцениванию носит строго индивидуальный характер, учитывает интерес и склонности ученика к экономическим знаниям, возрастные психофизиологические особенности. Младший школьный возраст – первая ступенька для овладения экономическими знаниями, начало формирования экономических качеств личности.
Таким образом, работая по данной программе формирования экономической культуры у младших школьников, можно повысить интерес учащихся к занятиям по данной дисциплине, заинтересовать миром экономики. Помочь овладеть экономическими понятиями познакомить с этимологией экономических терминов. Итогом работы могут быть экономические проекты: «Как экономить воду, тепло, электроэнергию и т.д.». участие в школьных ярмарках.
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по осуществлению экономического образования в учебной деятельности учащихся младших классов.
3.1.Организация опытно-
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ СОШ Шипуновская средняя школа №2. Для проведения исследования было привлечены учащиеся 2 «А» и 2 «Б» классов.
Контрольную группу составили учащиеся 2 «А» класса. В экспериментальную группу вошли учащиеся 2 «Б» класса.
Экспериментальное исследование проходило в три этапа.
Для исследования были использованы следующие методики: анкетирование и беседа.
Эксперимент проводился с учащимися контрольной и экспериментальной групп отдельно, и состоял в выборе ответа на вопросы анкеты. Анкета состоит из двух частей. Экспериментатор предлагает ответить на вопросы анкеты.
Оценка результатов:
7 и более правильных ответов - высокий уровень;
4-6 правильных ответов - средний уровень;
1- 3 правильных ответов - низкий уровень.
Высокий уровень: знание основных понятий экономики. Экономические знания и элементы экономической культуры сформированы достаточно хорошо. Правильные ответы на большее число вопросов анкеты.
Средний уровень: недостаточное знание экономических понятий. Дети недостаточно хорошо знают и выполняют правила бережливости. Экономические знания и культура сформированы на среднем уровне.
Низкий уровень: незнание экономических взаимосвязей и понятий. Сформирован низкий уровень экономических знаний и культуры.
Цель: выявить уровень сформированности экономической культуры и экономических знаний учащихся.
Показатели сформированности экономической культуры у младших школьников на втором этапе дополняются:
- интересом ребенка к объектам окружающего мира, сопровождающимися попытками ребенка их анализировать;
- участием в той или иной деятельности вместе со взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества;
- выполнением ряда правил поведения в окружающей среде, ставших привычным делом.
Нами была составлена анкета для выявления уровня экономических знаний (приложение А).
Для выявления уровня сформированности экономической культуры и экономических знаний была проведена обработка полученных результатов. Нами использовался метод математической обработки данных эксперимента - метод ограниченного выбора, когда число выборов определено.
Данные обрабатывались по трем критериям:
• Высокий уровень;
• Средний уровень;
• Низкий уровень.
Результаты отражены в таблице А.1.
Высоким считается уровень, когда из предложенных вопросов на 7 и более учащиеся давали правильный ответ. К среднему мы отнесли от 4 до 6 верных ответов. Низкий уровень - 1-3 верных ответа.
По данным таблицы мы получили следующие результаты:
- учащихся с высоким уровнем в контрольной группе 3 человека, в экспериментальной — 2 человека;
- учащихся со средним уровнем в контрольной группе 4 человека, в экспериментальной – 5 человек;
- учащихся с низким уровнем в контрольной группе 4 человека, в экспериментальной - 5 человек.
Контрольная группа:
7-8 правильных ответов - высокий уровень - 3 человека
4-6 правильных ответов - средний уровень - 4 человека
1 - 3 правильных ответа - низкий уровень – 5 человек
где F — количество верных ответов
N — количество учащихся.
Экспериментальная группа:
7-8 правильных ответов - высокий уровень - 2 человека
4-6 правильных ответов - средний уровень - 5 человек
1 - 3 правильных ответа - низкий уровень - 4 человека
где F - количество верных ответов
N - количество учащихся.
Представим полученные результаты в виде рисунка А.1.
По полученным данным мы видим, что доля учащихся с высоким уровнем экономической культуры составила в обеих группах 19% -25%, со средним уровнем 34% - 45%, с низким уровнем 36%- 41%.
Таким образом, подводя итоги опроса, мы можем сделать вывод о том что, говоря об экономической культуре детей, можно констатировать, что экономическая культура с направленностью на ответственное отношение к окружающей природной среде у учащихся находится на низком уровне. Поэтому нашей задачей будет целенаправленное формирование экономической культуры у учащихся.
Нами были выявлены имеющиеся у учащихся экономические знания, тем самым мы смогли определить уровень сформированности экономических знаний у учащихся.
Для определения уровня экономических знаний нами также была проведена беседа с учащимися.
Для беседы были использованы понятия, которые дети должны были объяснить.
Результаты беседы отражены в таблице В.1.
Полученные данные были обработаны по трем критериям
Контрольная группа.
7-10 правильных ответов - высокий уровень - 2 человека
4-6 правильных ответов - средний уровень - 4 человека
1 — 3 правильных ответа — низкий уровень — 6 человек.
где F — количество верных ответов
N — количество учащихся.
Экспериментальная группа.
7-10 правильных ответов - высокий уровень - 3 человека
4-6 правильных ответов - средний уровень - 4 человека
1 - 3 правильных ответа - низкий уровень - 4 человека
Из полученных данных правильных ответов 33,3% - 40%. Это говорит о том, что у детей недостаточно сформированы знания по этой теме.
Результаты отражены на рисунке В.1.
Также по результатам исследования мы видим, что уровень знаний в контрольной я экспериментальной группах по данной теме примерно одинаков.
3.2.Результаты опытно
На констатирующем этапе мы ставили перед собой такие цель -изучить уровень сформированности экономических знаний и культуры на завершающем этапе эксперимента.
Для выявления влияния эксперимента, проведенного с детьми экспериментальной группы, мы провели эксперимент с учащимися контрольной и экспериментальной групп. При этом использовались те же методики, что и в констатирующем эксперименте. (А.2.)
По данным таблицы мы получили следующие результаты:
- учащихся с высоким уровнем в контрольной группе- 1человек, в экспериментальной группе - 2 человека;
- количество учащихся со средним уровнем в контрольной группе- 2 человека, в экспериментальной - 4 человека;
- учащихся с низким уровнем в контрольной группе-3 человека, в экспериментальной – 0 человек.
Контрольная группа:
Экспериментальная группа:
Результаты опроса представлены на рисунке А.2.
Таким образом, подводя итоги опроса, мы можем сделать вывод о том, что, говоря об экономической культуре детей можно констатировать, что данный опрос показал, что экономическая культура с ее направленностью на ответственное отношение к окружающей природной среде у учащихся стало выше по сравнению с итогами констатирующего эксперимента. Но, если сравнивать уровень экономической культуры в контрольной и экспериментальной группах, то мы можем утверждать, что в экспериментальной группе уровень экономической культуры намного выше.
Это было достигнуто благодаря использованию в нашем исследовании ролевых игр и специализированных уроков. Учитывая возрастные особенности младших школьников занятия были эмоциональны, методически разнообразно построены, насыщены играми, проблемными ситуациями из жизни, сказок и рассказов. Теоретический материал подавался в основном в игровой форме, предусмотрены: игра-путешествие, сюжетно-ролевая игра, игра-конкурс. Кроме того, используются традиционные способы передачи информации: рассказ, беседа, лекция. Практическая работа предусматривала составление и решение экономических задач, поиск информации в справочной литературе, разработку алгоритмов и маршрутных листов, экскурсии, тренинги, творческие гостиные.
Занятия проводились с использованием слайдовых презентаций, наглядных пособий, дидактического материала, литературных произведений и видеоматериалов.
Заключение
Экономическое воспитание это организационная педагогическая деятельность, специально разработанная система работы, направленная на формирование экономического сознаний учащихся.
Экономическое воспитание обеспечивает развитие экономического мышления, формирование экономических и нравственных качеств, образующихся и необходимых в процессе экономической деятельности и ее успешного внедрения; общественной активности, предприимчивости; бережливого, честного отношения к общественному достоянию, обновлению технологических процессов и оборудования.
Успех экономического просвещения школьников во многом зависит от умения пользоваться разнообразными формами этой работы. Поскольку работа по экономическому просвещению ещё не стала важной стороной воспитательной деятельности учителей, приходится искать различные формы и метода её. Формы экономического воспитания в системе внеклассной работы могут быть различными: кружки экономики, ученические научные общества, общественно-полезный труд, читательские конференции, диспуты, ученические конференции, беседы, тематические стенды, вечера вопросов и ответов, экскурсии и походы, стенгазеты.
Вопросы экономического воспитания школьников как части процесса всестороннего воспитания не могут решаться без целенаправленного планирования и чёткого руководства.
Говоря об индивидуальных особенностях детей в первую очередь можно вспомнить о явлении акселерации, ведь уже в дошкольном возрасте около 8 % детей имеют «разброс» физиологического развития по показателям биологического возраста в 2-3 года. Педагогу особенно трудно будет работать в коллективе, где выявится подобный феномен.
Другой аспект: один ученик приходит в школу ухоженный, дома интересуются его успехами, помогают преодолеть трудности - все это создает у ребенка состояние внутренней уверенности и защищенности, с ним и учителю легче найти контакт. А у сидящего рядом может быть иная среда обитания в семье: неустроенность быта, скандалы между родителями - все это влияет на усвоение моральных и нравственных ценностей, от того зависит его реакция на школьные события.
Помимо проблем, связанных с условиями развития ребенка в полной семье, существуют проблемы воспитания в неполной семье или усыновленного ребенка.
Ребенок изо всех сил старается преодолеть все встающие перед ним преграды, ведь огромное значение для развития его личности приобретают мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений с другими детьми. Главным мерилом, определяющим положение ребенка группе сверстников становится оценка учителя, успехи в учебе. Именно он может помочь ребенку в его психологическом и социальном становлении. В детях заключено будущее нашей страны и мира а малом, едва учебы и для долгой дороги жизни им нужно здоровье, а в Уставе ВОЗ сказано: Здоровье -это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
С поступлением в школу ребенок включается в новую систему отношений; его эмоциональное благополучие, отношения с родителями уже во многом зависит от учителя: похвалит учитель ребенка - мама радуется и дарит ему любовь и ласку, а чуть провинится в школе или неудачно выполнит задание - и отношение к нему может резко измениться. В этот период учитель становится для ребенка фигурой, определяющей его психическое состояние не только в классе, на уровне и в общении со сверстниками, его влияние простирается и на отношения в семье.
Информация о работе Формирование экономической культуры младших школьников