Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 09:39, контрольная работа
Необходимость придания специальному обучению интересной, содержательной и развивающей формы привела к образованию специальных игровых комплексов для детей 5-7 лет жизни. Каждый комплекс включает в себя семь компонентов [12, с. ]:
игры и игровые упражнения на развитие внимания и восприятия, активизации памяти;
игры и игровые задания на развитие мышления, формирование определенных математических представлений;
игры и игровые упражнения, которые помогают закрепить полученные знания в практической деятельности;
подвижные игры, направленные на повышение активности, закрепление математических представлений, развитие познавательных процессов;
Введение………………………………………………………………..……..…. 3
1. Психолого - педагогические основы развития математических представлений у детей дошкольного возраста ...................................................6
1.1. Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………6
1.2. Основные задачи и содержание формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста .......................8
2. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста ( из опыта работы)…………………………………..... 13
Заключение…………………………………………………………………….... 25
Список использованных источников ……………………………………….... 26
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Психолого - педагогические основы развития
математических представлений у детей
дошкольного возраста ..............................
1.1. Развитие математических способностей
у детей дошкольного возраста…………………………………………………………
1.2. Основные задачи и содержание формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста .......................8
2. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста ( из опыта работы)…………………………………..... 13
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников ……………………………………….... 26
Приложение
Введение
Актуальность темы обусловлена тем, что дошкольники возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.
Анализ состояния проблемы формирования и развития математических способностей дошкольников показывает: все без исключения исследователи (как отечественные, так и зарубежные) связывают её не с содержательной стороной предмета, а с процессуальной стороной мыслительной деятельности.
Сегодня существует ряд диаметрально противоположных взглядов на возможность и необходимость математического развития ребенка дошкольного возраста. Сторонники одного подхода считают, что раннее приобщение к научным знаниям не нужно и даже вредно ребенку, поскольку он «не успевает наиграться»; сторонники другого подхода полагают, что «после трех лет уже поздно», и предлагают обучать элементам арифметики буквально с «грудного возраста». Однако очевидно одно, что необходимо через систему специальных заданий и упражнений организовать ситуацию, позволяющую формировать и развивать у ребенка компоненты математического мышления: гибкость, системность, пространственную подвижность, логические приёмы умственных действий и т.п. Основная задача в работе с детьми по формированию элементарных математических представлений - развитие и стимулирование наглядно -действенного мышления на базе широкого использования конструирование логических приемов, умственных действий (сравнение, обобщение, абстрагирование, сериация, классификация, анализ и синтез), что влечёт за собой в перспективе более интенсивное формирование и развитие словесно-логических форм мышления, различные виды деятельности, приемы, используемые педагогом в процессе приобщения детей к миру математики, формирования познавательного интереса к ней. Он стремится при этом пробудить детскую активность, самостоятельность[3;12].
Основоположники системы дошкольного математического образования Я. А. Каменский и И. Г. Песталоций считали, что основы арифметики можно заложить только на третьем году, когда дети начнут считать до пяти, а впоследствии до десяти или, по крайней мере, начнут ясно выговаривать эти числа. Если на четвертом, на пятом; на шестом году они научаться считать по порядку до двадцати и быстро различать что больше , что меньше , то этого будет достаточно.
Современные исследователи пришли к выводу о необходимости учить детей обобщенным способам решения познавательных задач, усвоению связей, зависимостей, отношений и логических операций (классификации и сериации) используя модели, схематические рисунки и изображения, отражающие наиболее существенное в познаваемом содержании.
Современные методические
источники к обеспечению
Одним из средств реализации программы является технология алгоритмизации процесса математического развития детей дошкольного возраста И.В. Житко [12]. В основе технологии определены следующие задачи:
Необходимость придания
специальному обучению интересной, содержательной
и развивающей формы привела
к образованию специальных
1. ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Понятие «развитие математических
способностей» является довольно сложным,
комплексным и многоаспектным. Оно
состоит из взаимосвязанных и
взаимообусловленных
Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие - значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка.
Формированию у ребенка
Логические приемы умственных действий - сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование - в литературе также называют логическими приемами мышления. При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.
Для выработки определенных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. В школе им понадобятся умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям [20;22].
Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться.
Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Такие игры учат ребенка понимать некоторые сложные математические понятия, формируют представление о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивают умения ориентироваться в направлениях пространства, делать выводы.
При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме [10; 13; 14; 18].
Приобретению навыков устного счета способствует обучение дошкольников понимать назначение некоторых предметов бытового обихода, на которых написаны цифры. Такими предметами являются часы и термометр. Такой наглядный материал открывает простор для фантазии при проведении различных игр [7;8].
1.2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Ребенок постигает то содержание математической направленности, которое в современной методике именуется предматематикой (А. А. Столяр), т.е. обеспечивает развитие необходимых структур мышления через освоение логико- математических представлений и способов познания.
Содержание предматематики должно, прежде всего, обеспечивать развитие важнейшей составляющей личности ребёнка — его интеллекта и интеллектуально-творческих способностей. Результаты освоения — не только знания (представления, элементарные понятия), но и развитость познавательных процессов, интеллектуально-творческих способностей. Способность к абстрагированию, анализу, сравнению, обобщению, классификации, умению сравнивать предметы и явления, выяснять закономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и классифицировать—важнейшие составляющие логико-математического опыта ребёнка, который даёт возможность самостоятельно познавать мир. Этот опыт — основа дальнейшего познания ребёнком, окружающей действительности, постепенного вхождения в мир математики, развития его интеллектуальных способностей и возможностей самореализации в разных видах деятельности.
В круг основных задач математического развития дошкольников входят[23, с. 14]:
Отбор содержания определяется следующими важными критериями[23, с.14]: