Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста ( из опыта работы)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 09:39, контрольная работа

Описание работы

Необходимость придания специальному обучению интересной, содержательной и развивающей формы привела к образованию специальных игровых комплексов для детей 5-7 лет жизни. Каждый комплекс включает в себя семь компонентов [12, с. ]:
игры и игровые упражнения на развитие внимания и восприятия, активизации памяти;
игры и игровые задания на развитие мышления, формирование определенных математических представлений;
игры и игровые упражнения, которые помогают закрепить полученные знания в практической деятельности;
подвижные игры, направленные на повышение активности, закрепление математических представлений, развитие познавательных процессов;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..……..…. 3

1. Психолого - педагогические основы развития математических представлений у детей дошкольного возраста ...................................................6

1.1. Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………6

1.2. Основные задачи и содержание формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста .......................8

2. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста ( из опыта работы)…………………………………..... 13

Заключение…………………………………………………………………….... 25

Список использованных источников ……………………………………….... 26

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………..……..…. 3

 

1. Психолого - педагогические основы развития математических представлений у детей дошкольного возраста ...................................................6

 

1.1. Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………6

 

1.2. Основные задачи и содержание формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста .......................8

 

2. Формирование  элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста ( из опыта работы)…………………………………..... 13

 

Заключение…………………………………………………………………….... 25

 

Список использованных  источников ……………………………………….... 26

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Актуальность темы обусловлена тем, что дошкольники возраста  проявляют спонтанный интерес к математическим категориям:  количество,  форма,  время, пространство,  которые  помогают  им  лучше  ориентироваться   в   вещах   и ситуациях,  связывать  их  друг  с  другом,   способствуют формированию понятий.

Анализ состояния проблемы формирования и развития математических способностей дошкольников показывает: все без исключения исследователи (как отечественные, так и зарубежные) связывают её не с содержательной стороной предмета, а с процессуальной стороной мыслительной деятельности.

Сегодня существует ряд  диаметрально противоположных взглядов на возможность и необходимость  математического развития ребенка  дошкольного возраста. Сторонники одного подхода считают, что раннее приобщение к научным знаниям не нужно и даже вредно ребенку, поскольку он «не успевает наиграться»; сторонники другого подхода полагают, что «после трех лет уже поздно», и предлагают обучать элементам арифметики буквально с «грудного возраста». Однако очевидно одно, что необходимо через систему специальных заданий и упражнений организовать ситуацию, позволяющую формировать и развивать у ребенка компоненты математического мышления: гибкость, системность, пространственную подвижность, логические приёмы умственных действий и т.п. Основная задача в работе с детьми по формированию элементарных математических представлений - развитие и стимулирование наглядно -действенного мышления на базе широкого использования конструирование логических приемов, умственных действий (сравнение, обобщение, абстрагирование, сериация, классификация, анализ и синтез), что влечёт за собой в перспективе более интенсивное формирование и развитие словесно-логических форм мышления, различные виды деятельности, приемы, используемые педагогом в процессе приобщения детей к миру математики, формирования познавательного интереса к ней. Он стремится при этом пробудить детскую активность, самостоятельность[3;12].

Основоположники системы дошкольного  математического образования Я. А. Каменский и И. Г. Песталоций считали, что основы арифметики можно заложить только на третьем году, когда дети начнут считать до пяти, а впоследствии до десяти или, по крайней мере, начнут ясно выговаривать эти числа. Если на четвертом, на пятом; на шестом году они научаться считать по порядку до двадцати и быстро различать что  больше , что меньше , то этого будет достаточно.

Современные исследователи пришли к выводу о необходимости учить детей обобщенным способам решения познавательных задач, усвоению связей, зависимостей, отношений и логических операций (классификации и сериации) используя модели, схематические рисунки и изображения, отражающие наиболее существенное в познаваемом содержании.

Современные методические источники к обеспечению математического образования детей дошкольного возраста позволяют реализовать задачи, предусмотренные базовой национальной программой «Пралеска» на качественном уровне [1;3;4;12;21;22;25]. 

Одним из средств реализации программы является технология алгоритмизации процесса математического развития детей дошкольного возраста И.В. Житко [12]. В основе технологии определены следующие задачи:

  • вызвать и развить интерес к математическим отношениям в окружающем мире;
  • развивать деятельность различных органов чувств, которые обеспечивают восприятие множеств на слух, в действии, по ощущениям, средствами зрения;
  • сформировать специфические практические и умственные действия: обследование, сравнение (наложение, приложение, примеривание, соизмерение), счет и вычисление, подчинение, ориентировочно-поисковые действия, контроль и самоконтроль и т.д..);
  • наполнить словарь ребенка математическими терминами;
  • развить мыслительные операции классификации и сериации на основе, сравнения предметов и объектов по 1-4 признакам (величина, форма, цвет, содержание, число);
  • формировать умение обобщать, строить индуктивные и дедуктивные рассуждения; лаконично, точно, логично и последовательно доказывать правильность своих практических и умственных действий;
  • стимулировать самостоятельность, познавательную активность, творческий подход к решению разных проблем;
  • учить пользоваться математическими знаниями, умениями, навыками в разных видах деятельности.

Необходимость придания специальному обучению интересной, содержательной и развивающей формы привела  к образованию специальных игровых  комплексов для детей 5-7 лет жизни. Каждый комплекс включает  в себя семь компонентов [12, с. ]:

  1. игры и игровые упражнения на развитие внимания и восприятия, активизации памяти;
  2. игры и игровые задания на развитие мышления, формирование определенных математических представлений;
  3. игры и игровые упражнения, которые помогают закрепить полученные знания в практической деятельности;
  4. подвижные игры, направленные на повышение активности, закрепление математических представлений, развитие познавательных процессов;
  5. игры и игровые упражнения с целью формирования у детей умений использовать свои знания в новых условиях, развитие продуктивного мышления, элементов логического мышления;
  6. игры и игровые упражнения, которые содействуют проявлению творчества, развитию представлений, логического мышления;
  7. игровые упражнения на расслабление, развитие представлений.

 

 

1. ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ  ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

 

    1. РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно  состоит из взаимосвязанных и  взаимообусловленных представлений  о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий [1].

Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения  в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие - значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка.

Формированию у ребенка математических представлений способствует использование  разнообразных дидактических игр. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом[12].

Логические приемы умственных действий - сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование - в литературе также называют логическими приемами мышления. При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.

Для выработки определенных математических умений и навыков необходимо развивать  логическое мышление дошкольников. В школе им понадобятся умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям [20;22].

Логические игры математического  содержания воспитывают у детей  познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться.

Формированию у ребенка  математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Такие игры учат ребенка понимать некоторые сложные математические понятия, формируют представление о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивают умения ориентироваться в направлениях пространства, делать выводы.

При использовании дидактических  игр широко применяются различные  предметы и наглядный материал, который  способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной  форме [10; 13; 14; 18].

Приобретению навыков  устного счета способствует обучение дошкольников понимать назначение некоторых предметов бытового обихода, на которых написаны цифры. Такими предметами являются часы и термометр. Такой наглядный материал открывает простор для фантазии при проведении различных игр [7;8].

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ  И СОДЕРЖАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ребенок постигает то содержание математической направленности, которое в современной методике именуется предматематикой (А. А. Столяр), т.е. обеспечивает развитие необходимых структур мышления через освоение логико- математических представлений и способов познания.

Содержание предматематики должно, прежде всего, обеспечивать развитие важнейшей составляющей личности ребёнка — его интеллекта и интеллектуально-творческих способностей. Результаты освоения — не только знания (представления, элементарные понятия), но и развитость познавательных процессов, интеллектуально-творческих способностей. Способность к абстрагированию, анализу, сравнению, обобщению, классификации, умению сравнивать предметы и явления, выяснять закономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и классифицировать—важнейшие составляющие логико-математического опыта ребёнка, который даёт возможность самостоятельно познавать мир. Этот опыт — основа дальнейшего познания ребёнком, окружающей действительности, постепенного вхождения в мир математики, развития его интеллектуальных способностей и возможностей самореализации в разных видах деятельности.

В круг основных задач математического развития дошкольников входят[23, с. 14]:

  • развитие у детей логико-математических представлений (о математических свойствах и отношениях, геометрических фигурах, величинах, числах, пространстве и времени, зависимостях и закономерностях);
  • развитие способов познания свойств и отношений: обследование, пробующие действия, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение, классификация, воссоздание, видоизменение, моделирование, трансформация и другие; 
  • овладение математическими способами познания действительности: счёт, измерение, простейшие вычисления;
  • развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;
  • обогащение словаря ребёнка и развитие точной, аргументированной и доказательной речи;
  • развитие активности и инициативности детей;
  • формирование готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, действий самоконтроля и самооценки.

Отбор содержания определяется следующими важными критериями[23, с.14]:

  • во-первых, личностно-развивающей направленностью содержания математического развития дошкольников. Оно должно являться эффективным средством развития их интеллектуально-творческих способностей и содействовать выработке самостоятельности в решении интеллектуальных задач;
  • во-вторых, социализирующей направленностью. Накопленный логико-математический опыт детей в действительности станет их значимым личностным приобретением, если обеспечит ситуацию успеха в разных видах деятельности, требующих проявления интеллектуально-творческих способностей;
  • в-третьих, пропедевтичностью содержания. Осваиваемое содержание должно позволить детям на чувственном уровне познать те стороны действительности и развить те структуры мышления, на основе которых впоследствии будут формироваться математические понятия и осваиваться более сложные способы познания;
  • в-четвёртых, соответствием осваиваемого содержания возрастным и индивидуальным возможностям дошкольников, ориентацией на зону ближайшего развития. Как и любое другое, математическое содержание развития личности дошкольника должно быть соразмерно возрастным и индивидуальным возможностям детей.

Информация о работе Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста ( из опыта работы)