Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста ( из опыта работы)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 09:39, контрольная работа

Описание работы

Необходимость придания специальному обучению интересной, содержательной и развивающей формы привела к образованию специальных игровых комплексов для детей 5-7 лет жизни. Каждый комплекс включает в себя семь компонентов [12, с. ]:
игры и игровые упражнения на развитие внимания и восприятия, активизации памяти;
игры и игровые задания на развитие мышления, формирование определенных математических представлений;
игры и игровые упражнения, которые помогают закрепить полученные знания в практической деятельности;
подвижные игры, направленные на повышение активности, закрепление математических представлений, развитие познавательных процессов;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..……..…. 3

1. Психолого - педагогические основы развития математических представлений у детей дошкольного возраста ...................................................6

1.1. Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………6

1.2. Основные задачи и содержание формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста .......................8

2. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста ( из опыта работы)…………………………………..... 13

Заключение…………………………………………………………………….... 25

Список использованных источников ……………………………………….... 26

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

Счет предметов в мешочке более сложнее, потому что предметы в нем пересыпаются и один и тот же предмет можно посчитать и дважды и трижды. Здесь тоже нужно действовать двумя руками и быть очень внимательным. Считать на слух можно научить детей играя в музыкальные игры. Использование этих заданий развивает у детей внимание, память, мышление, а также действие различных анализаторов.

При ознакомлении с числами от  0 до 9 использовали  следующий алгоритм:

1.   Показ;

  1. Вспомнить о том, где дети видели эту цифру;
  2. Объяснить конфигурацию цифр;
  3. Рисование в воздухе;
  4. Сравнить с другими предметами или явлениями;
  5. Изображение цифр при помощи собственного тела;
  6. Найти цифры на картинках;
  7. Поставить цифру к тем предметам, количество которых можем   обозначить этой цифрой. ,

Цифры очень часто можно использовать в различных играх: «Найди пару», «Найди пропущенную цифру», «Сложить цифру», «Испорченный телефон» и другие.

При ознакомлении детей с порядковым счетом предполагается освоение числительных (первый, второй и т.д.), знание того, что для определения места предмета по порядку, необходима вначале оговорить направление счета. Помогут здесь- художественные произведения. Нпр., сказки: «Рукавичка», «Теремок», «У солнышка в гостях», «Лисичка со скалочкой», «Телефон», «Айболит», «Федорино горе» и другие и их наглядность; рисунки, театральная деятельность и др.

Изучение состава числа из единиц нужно начинать на пятом году жизни, так как этот алгоритм требует полной степени развития элементов логического мышления. Очень много возможностей для изучения состава числа предоставляется познавательно - практической деятельности. Закреплять полученные знания дети могут в играх «Я знаю пять имен мальчиков» и т.д. Эти игры развивают детскую память, формируют обобщающие понятия, умственно развивает ребенка.

В соответствии с программой мы формируем у детей в средней группе понятие «половина».  Поэтому объясняем, что «половина» это одна с двух ровных частей, а чтобы в этом убедиться, нужно поровнять эти части наложением или приложением. Чтобы  закрепить  или  расширить  представления  детей  мы использовали различные произведения художественной литературы.

В старшей группе мы обучаем детей соизмерению предметов  при  помощи  третьего,  который выступает в роли условной мерки.

Здесь мы помним, что изображенные предметы должны отличаться по цвету и по определенной примете величины. Размерная разница должна составлять 1/10 от большего размера. Для измерения по длине, ширине, высоте, толщине готовим полоски с картона. Каждая мера должна быть разного цвета и отличаться от цвета изображенного предмета.

При измерении натуральных предметов можно использовать в значении условной мерки (веревку, шнур, нитку, полоску бумаги). Обучая соизмерению при помощи третьего предмета мы подводим детей к знанию в будущем действий измерения сначала условной, а потом и абсолютной мерками, знанию такого свойства величины, как транзитивность.

Дети раннего  возраста знакомились с геометрическими формами и фигурами на уровне познания.  Во второй младшей и средней группах  познают фигуры и формы на более высоком уровне: ребёнок исследует их осязаемо - двигательным путем под контролем следующих действий:

1) обведение пальцем по контуру;

 2) поглаживание ладонью;

  1. проверка на устойчивость, на возможность прокалывания
  2. сравнение с уже знакомыми фигурами путем  наложения и приложения рук.

При этом, обращали внимание на то, что глаза детей должны направлять и сопровождать движения рук.

На 5-м году жизни дети учились характеризовать фигуру по следующим параметрам:

-количество и характер углов;

-количество и характер соотношение сторон;

-возможность трансфигурации (с каких фигур можно сложить данную, на какие фигуры она делится).

Изучению формы и фигуры успешно помогает решить художественная деятельность (конструирование, аппликация, рисование, лепка). Более того, в рисовании ребенок очень часто работает с линиями и должны правильно их называть: прямая, кривая, ломаная, дуга, полудуга. Познание формы очень помогает выкладывание детьми различных фигур из палочек. (Приложение № 4)

Подраздел «Ориентировка   в пространстве» реализовали в общении, бытовой, познавательно-практической деятельности. Поэтому, при обучении детей ориентировки от себя использовали разные ситуации общения, задавая вопросы: «кто (что) сейчас справа (слева) от тебя? Что изменилось? Кто сидит за столом справа от тебя? Слева? И т.д.  Более педагогическую   нагрузку   здесь   несут   подвижные   игры,   игры-драматизации, сюжетно- ролевые и настольно-печатные игры.

При ознакомлении с часовыми понятиями общение рассматривается как основной вид деятельности, потому что чаще всего дети и взрослые называют слова «вчера», «сегодня», «завтра», дни недели в общении. Знакомство с произведениями разных художников, графиков помогают, детям различать часовые отрезки по характерным природным явлениям деятельности детей и взрослых.

В старшем дошкольном возрасте при формировании предматематичских представлений предпочтение отдается познавательно-практической деятельности. В процессе исследования, экспериментирования ребенок познает новые сведения о числе (число-результат измерения - находится в зависимости от величины мерки), может закрепить полученные ранее представления о соотношении между целым и частью.

Познавательно-практическая      деятельность      дает       возможность отрабатывать у детей группировку предметов по 3-4 признакам, в установлении взаимовременного соответствии путем практического соединения, в делении целого на части, трансфигурации, ориентировки в пространстве.

В игровой деятельности старших дошкольников большое место занимают дидактические игры, направленные не на закрепление представлений, а на развитие воображения, фантазии («Узнай предмет», «Это Не цифра, а...» и др.), мышления («Отыщи лишнюю фигуру», «Поставь цифру, которой не хватает» и др.), памяти («Что изменилось?»), умения ориентироваться на листе бумаги, придерживаясь к 9 ориентирам: правый и левый нижний угол, центр листа, середины сторон.

Считаем, что эффективным средством предматематического представления, являются игры- тренинги со счетными палочками. ( Приложение № 4)

Сложность и абстрактность математического материала диктует необходимость введения в жизнь детей специально организованной учебной деятельности. В основу занятий мы закладывали обучающие игры, игровые комплексы( Приложение № 11).

Для обязательного включения в учебную деятельность предполагается обучение вычислительной деятельности (сложение и вычитание) на материале решения простых арифметических задач, знакомство со знаковой системой; знакомство с множеством и его графическое отображение; формирование обобщенного понятия «четырехугольник», «многоугольник», знакомство с образованием фигуры на основания знаний детей о множестве (геометрическая фигура как множество точек на плоскости); закрепление знаний о числах от 0 до 9, определение связей и отношений между смежными числами, изучение состава числа из единиц (5) и двух меньших 
чисел (10); ознакомление и учение измеренного. В решении данных задач помогли карточки с разрешением проблемных ситуаций. (Приложение № 5). Они используются как индивидуально, так и в подгруппах или в групповой форме. С детьми   мы  работали по карточкам-головоломкам ( Приложение №6), а также по карточкам для самостоятельной работы ( Приложение № 7) . Для развития внимания нами практикуются математические диктанты.  (Приложение № 8).

Специально организованное обучение требует познание ребенком следующих алгоритмов:

  • Установление взаимообратных связей и отношений между смежными числами натурального ряда;
  • изучение состава числа с двух меньших чисел, действий вычитания;
  • сложение множеств, сравнения их, установление отношений между элементами множества, действий измерения, установление функциональной зависимости числа от величин на листе бумаги.

Работа по формированию  предматематических представлений у детей дошкольного возраста будет эффективной  только тогда, когда родители станут активными помощниками. Наши родители принимали участие в составлении математических сказок ( Приложение № 9). С нашей стороны организована психолого-педагогическое сопровождение родителей( Приложение № 10).

Основная наша задача – наполнить повседневную жизнь группы интересным делами, идеями, включить каждого ребенка в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, мы развиваем у каждого ребенка стремление к проявлению инициативы, поиска разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В дошкольном возрасте закладываются  основы знаний, необходимых ребенку  в школе. Математика представляет собой  сложную науку, которая может  вызвать определенные трудности. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума.

И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Самое главное - это привить ребенку интерес к познанию. Поэтому,  в работе по развитию  у детей элементарных знаний в области математики,  нами  широко используются различные формы работы: игры и занятия.

Благодаря играм удаётся  сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться.

Таким образом, в игровой форме прививая ребенку знания из области математики, мы учим его выполнять различные действия, развиваем память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать.

Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли. Смысл  игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях с тем, чтобы основной смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность. В игре должны руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности, основанными на общечеловеческих ценностях.

 

Список использованных источников

 

  1. Белоус, А.Н. Развитие интеллектуально-познавательной сферы детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов, педагогов- психологов дошкольных учреждений/ А.Н. Белоус. – Минск: Беларусь, 2002. – 144 с.
  2. Белошистая, А.В.Большая обучалка. Развитие ребенка 4 – 5 лет./А.В. Белошистая.  – М.: АСТ Москва; Екатеренбург: У – Фактория, 2008. – 127 с.
  3. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников/ А.В. Белошистая. – М.: Владос, 2004. – 399 с.
  4. Будзько, Т.С. Развіцце матэматычных уяўленняў у дашкольнікаў: Метадычны дапаможнік для педагогаў дашкольных устаноў/ Т.С. Будзько. – Минск: НМЦэнтр, 1998. – 136 с.
  5. Давидович, Е.Б. Знакомимся с цветом, формой, величиной / Е.Б. Давидович. – Минск: ООО “Сэр-Вит”, 2000. — 32с.
  6. Житко, И.В. Бубик и Пики: Форма. Величина: Пособие для детей старшего дошкольного возраста/ И.В. Житко. - Минск: ООО «Сэр-Вит», 1999. — 24 с.
  7. Житко, И.В. Бубик и Пики: Время. Часы: Пособие для детей старшего дошкольного возраста/ И.В. Житко. - Минск: ООО “Сэр-Вит”, 2000. — 32 с.
  8. Житко, И.В. Бубик и Пики: Цифры. Счет до 10: Пособие для детей старшего дошкольного возраста/ И.В. Житко. - Минск.: ООО “Сэр-Вит”, 2000. – 24 с.
  9. Житко, И.В. В гости к веселым числам: диагностическая игра: процедура диагностики / И.В.Житко. -  Мозырь : Белый ветер, 2002. – 18 с.
  10. Житко, И.В. Веселые игры с числами и фигурами: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / И. В. Житко. - Минск : Жасскон, 2012. - 64 с.
  11. Житко, И.В. Где математика живет/И.В. Житко// Пралеска, 2005 - № 9. – с. 22 -23.
  12. Жытко, І.У. Гуляем, навучаем, развіваем, ці знаемім дзяцей з матэматыкай / І.У.Жытко , В.П.Бараноўская , Л.С.Хадановіч . – Мінск.: Выд. У.М. Скакун, 1997. – 184 с.
  13. Житко, И.В. Играем в математику: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / И. В. Житко. -  Минск : Национальный институт образования, 2010. - 15 с. + разрезной материал (24 л.)
  14. Житко, И.В. Круг, квадрат, куб...: знакомим детей с раннего возраста с формой предметов / И. В. Житко. - Минск, 2006. – 6 с.
  15. Житко, И.В. Математика для малышей: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / И. В. Житко. -  Минск : Национальный институт образования, 2009.- 15 с.
  16. Житко, И.В. Математический калейдоскоп: учебно-методическое пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования, с русским языком обучения / И. В. Житко. -  Минск : Национальный институт образования, 2006. -183 с.
  17. Житко, И.В. Математическая мозаика: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / И. В. Житко. - Минск : Жасскон, 2012. - 63 с.
  18. Житко , И.В. Навстречу математике: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования, родителей / / И.В. Житко. - Минск.: вышэйшая школа, 2005. -  11 с.  + приложение (43 л. цв. ил.)
  19. Житко, И.В. Первые шаги в математику/ И.Житко// Пралеска, 2009.- № 7. – с. 24 - 32 .
  20. Житко, И.В. Развивающие игры для дошкольников: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / И. В. Житко, А. А. Петрикевич, М. М. Ярмолинская. - Минск : Вышэйшая школа, 2007. -71 с.
  21. Михайлова, 3. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З.Д. Михайлова [и др.].- Санкт-Петербург: Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.- 184 с.
  22. Носова, Е.А. Интеллектуальные игры и упражнения для дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Е.А. Носова. – Минск: Народная асвета, 1998. – 64 с.
  23. Носова , Е.А. Предматематика: развиваем интеллект/ Е.Носова// Пралеска, 2009 - № 7. с. 14 – 16.
  24. Работаем по программе "Пралеска": пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования, с русским языком обучения / [Е. А. Панько и др.]. - Минск : Национальный институт образования : Аверсэв, 2007. – 304 с.
  25. Ярмолинская, М.М. Ребенок и взрослый: Учимся и развиваемся вместе/ М.М. Ярмолинская, Е.В. Гарбатова. – Минск: ООО “Сэр-Вит,2003. – с.

Информация о работе Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста ( из опыта работы)