Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 10:23, аттестационная работа
На сегодняшний день вопросы социализации умственно отсталых детей вызывают особый интерес у дефектологов и специальных психологов. Учёные считают, что социальное развитие ребёнка проявляется в способах его познания окружающего мира и использование своих знаний в различных жизненных ситуациях. Каждый умственно отсталый ребёнок постепенно учиться понимать самого себя и окружающих. Приобретаемые навыки межличностных взаимоотношений помогают ему овладевать культурой поведения. С возрастом ребёнок расширяет для себя предметный, природный и социальный мир.
Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью 6
1.1 Определение понятия «умственная отсталость» 6
1.2 Особенности психических процессов умственно отсталых детей 10
1.3 Психические особенности развития мышления умственно отсталых детей 21
Глава 2. Значение курса «Ознакомление с окружающим и развитие речи» в формировании элементов логического мышления умственно отсталых детей 28
2.1 Анализ раздела «Ознакомление с окружающим и развитие речи» в программе «» 31
2.2 Развитие элементов логического мышления умственно отсталых детей при изучении явлений природы в курсе «Ознакомление с окружающим и развитие речи»
Заключение 72
Список литературы 74
Разработка и использование
этих систем осуществляется в индивидуальных
вариантах и комбинациях. Каждый
педагог может разработать
Использование тематического принципа планирования позволяет успешно формировать целостность восприятия ребенка-дошкольника с выраженной степенью интеллектуальной недостаточности. Наличие общей темы при обучении различным видам деятельности помогает ребенку легче воспринимать и усваивать необходимый объем информации, распределенный во времени и ситуативно. Реализация одной темы в различных ситуациях (на занятии, в режимных моментах) со сменой способов и приемов обучения способствует более прочному усвоению программного материала. Темп обучения должен соответствовать психофизическим возможностям ребенка (особенностям его восприятия и переработки информации). При прохождении каждой темы необходимо предусматривать достаточное количество времени на понимание ребенком предъявляемой информации и его ответную реакцию, большое количество повторений для усвоения формируемого умения или навыка.
Планирование и реализация каждой темы осуществляется по определенному алгоритму:
А) основное содержание ежемесячного тематического планирования составляют темы, отражающие взаимодействие ребенка с миром вещей, природой, социумом;
Б) каждая тема планируется на неделю и реализуется на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи и другим видам деятельности на подгрупповых занятиях дефектолога и индивидуальных занятиях логопеда/психолога;
В) формулировка каждой темы, разработка ее задач и содержания, количество занятий по теме определяются профессиональными предпочтениями специалистов и качественным составом подгруппы детей.
Рассмотрим как в данной программе и ее разделе «Ознакомление с окружающим» раскрываются темы, задачи, связанные с явлениями природы по годам обучения, что соответствует проблематике данной дипломной работы.
Одной из задач раздела при 1 годе обучения является накопление чувственного опыта и создание на этой основе первичных предметных образов. Реализация этой задачи осуществляется путем организации всех видов восприятия, ознакомления ребенка с доступными способами манипулирования.
Организация тактильно-проприоцептивного восприятия включает работу по:
- активизации всех видов чувствительности,
- использованию различных
способов сенсорной стимуляции
в качестве средств,
- формированию первичного телесн
Организация зрительного восприятия включает работу по:
- активизации ориентировочной реакции «Что это?;
- формированию поля
зрения (определение границ и
возможного выпадения его
- созданию зрительного предметного образа,
- формированию связи
«глаз – рука», обеспечивающей
в дальнейшем развитие
Организация слухового восприятия осуществляется по следующим направлениям:
- активизация акустического внимания (привлечение внимания к локальному звучанию игрушек, музыкальных инструментов, бытовых шумов),
- развитие ориентировочно-
- формирование двигательно-слуховых связей (координации движений руки с ритмом стихотворного текста потешки, со звуковым сигналом), зрительно-слуховых связей.
Необходимым условием организации восприятия является одновременная стимуляция нескольких анализаторных систем с опорой на двигательно-кинестетическую. Взрослый организует рассматривание предмета, манипуляции ребенка с ним, обозначает предмет соответствующим словом, жестом. Зрительный образ предмета соединяется с жестом и словом. Так ребенок учится узнавать предмет без выделения его существенных признаков. Предлагаемые манипуляции носят характер обследования. Формируется способность манипулировать предметами в соответствии с их функциональным назначением. Реализация манипулятивных действий осуществляется с помощью сопряженных или сопряженно-отраженных действий (в соответствии с психофизическим состоянием ребенка).
Рассматриваются следующие темы: «Люди», «Мои игрушки», «Качество предметов» (знакомят детей с внешним видом и свойствами объектов неживой природы (водой, песком); активизируют различные виды ощущений; организовывают наблюдение и манипулятивное взаимодействие с ними), «Еда», «Животные», «Одежда», «Мебель» , «Посуда», «Растения» (знакомят детей с елкой: внешним видом, запахом, украшениями к празднику; активизируют все виды восприятия (рассматривают дерево и новогодние украшения, ощупывают еловые веточки, нюхают их), «Праздники».
Одной из задач раздела 2 года обучения становится формирование устойчивых предметных образов:
- соотнесение предметов по подобию, выделение «парных» (одинаковых) предметов,
- объединение (первичная группировка) предметов после их обследования,
- сравнение предметов
с контрастными признаками
- формирование представления о постоянстве предметов, исчезающих из поля зрения ребенка, организация ориентировочно-поисковых движений,
- формирование поисковых
способов ориентировки в
Рассматриваются следующие темы: «Семья», «Люди», «Мои игрушки», «Качество предметов» (знакомят детей с внешним видом и свойствами объектов неживой природы (камнями, снегом); развивают восприятие, устанавливая различные формы межанализаторного взаимодействия. организуют наблюдение и предметно-манипулятивные действия с ними, направленные на получение результата (горка из камней, снежный колобок, зайка и пр.), «Фрукты. Овощи», «Животные», «Одежда», «Мебель», «Посуда», «Растения» (учат узнавать и выделять елку из ряда других деревьев, рассматривают елочные украшения; знакомят с процессом украшения елки к празднику; знакомят детей с листьями клена и березы (узнавать и выделять их среди других листьев по внешнему виду, названию дерева), организуют предметно-игровую деятельность с листьями), «Праздники».
Одной из задач раздела 3 года обучения становится работа над расширением объема и качественной наполняемостью предметных образов, формирование первичных представлений и их введение в пространственные отношения.
- целостность и качественная наполняемость предметных образов формируется по мере овладения ребенком различных способов сенсорного обследования (с установлением множественных межанализаторных связей). Ребенок учится выделять части предмета, его существенные детали и признаки, соотносить реальные предметы с их заместителями (например, предметы мебели и игрушечную мебель) и плоскостными изображениями (цветными и черно-белыми, реальными и схематичными, большими и маленькими).
- обучение способам
группировки предметов (
- установление устойчивой
связи между предметом,
- включение предмета в деятельность обеспечивает усвоение его пространственной характеристики;
- решение предметно-
Рассматриваются следующие темы: «Мой альбом», «Мои игрушки», «Качество предметов» (организовать предметно-практическую деятельность детей с учетом свойств и качеств объектов неживой природы (воды, песка, камней снега), познакомить с различными способами взаимодействия этих объектов (песка с водой, снега с водой, камней с водой); формировать представления о величине предметов/объектов, окружающих ребенка: различать большие и маленькие предметы/объекты, группировать их по этому признаку, находить в пространстве знакомой комнаты предметы заданной величины) «Продукты питания», «Животные и их детеныши», «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Посуда», «Растения» (учить различать деревья (ель, береза, клен) по форме листьев (хвоя – листья); формировать представление о елке как символе Нового Года: строении (ствол, ветки, иголочки), запахе, украшении к празднику; привлекать детей к украшению елки (настоящей, искусственной, ее плоскостного изображения) к празднику; развивать пространственное ориентирование, распределяя елочные украшения на елке по подобию, образцу и речевой инструкции; познакомить детей с цветами, обучать способам сенсорного обследования (рассматривать, нюхать), правилам обращения с цветами (брать за стебель, ставить срезанные в вазу с водой, поливать цветы в горшках); учить различать цветы по цвету, размеру и форме цветка), «Праздники».
Одной из задач раздела на 4 году обучения становится формирование и расширение представлений об окружающем мире:
- выделение заданного предмета (объекта) по образцу и речевой инструкции
а) из группы разнородных и похожих (по внешнему виду),
б) в пространстве знакомого помещения;
- соотнесение предмета
(объекта) с плоскостным
- выделение существенных деталей (частей) свойств и качеств предмета (объекта) с использованием соответствующих перцептивных способов исследования: примеривания, зрительного соотнесения;
- определение
- формирование первичной функции обобщения (соотнесение предмета с классом предметов), группировка предметов (объектов) в соответствии с выделенным признаком (группой признаков) по показу, образцу и речевой (жестовой) инструкции.
А также организация сенсорно-перцептивной деятельности:
- учет свойств и качеств предметов (объектов) при выполнении дидактической задачи;
- объединение действий
в цепочку последовательно
- решение задач, направленных на достижение практического результата, с использованием ориентировочных и перцептивных действий (примеривания и зрительного соотнесения).
- перенос усвоенных
способов действия с одного
предмета на другой, с одной
ситуации на другую с
И формирование элементарных временных представлений:
- усвоение детьми
порядка следования основных
событий дня (режима
- установление причинно-
Рассматриваются следующие темы: «Мой альбом», «Моя семья», «Люди», «Фотоальбом моей жизни», «Мальчики и девочки», «Профессии», «Дом», «Наш игровой уголок» «Качество предметов» (формировать представления о форме (круглый, квадратный, треугольный), цвете (основные цвета) предметов/объектов, окружающих ребенка, развивая слухопроизносительные, речедвигательные, зрительно-двигательные, двигательно-слуховые связи и координации, функцию стереогноза (узнавание на ощупь, организация ощупывающих и обводящих движений). Организовать предметно-практическую деятельность с учетом выделенных качеств предметов/объектов (различные виды группировки, игры на пространственную ориентировку); «Продукты питания», «Овощи. Фрукты», «Домашние и дикие животные», «Животные и птицы», «Зимняя и летняя одежда и обувь», «Мебель», «Посуда», «Растения. Деревья. Деревья и цветы» (формировать первичные представления о дереве (елке, березе, рябине, клене): внешнем виде, строении (корень, ствол, ветки, листья, плоды), назначении; учить различать деревья по этим признакам; соотносить реальные деревья с их плоскостными изображениями (реалистическими и схематичными), листья с плодами; развивать пространственное ориентирование в схеме дерева (внизу – корень, наверху – ветки с листьями и плодами); учить различать деревья и цветы по внешнему виду, строению), «Праздники», «Времена года» (формировать первичные представления о зиме и лете (выделение признаков зимы/лета в наблюдениях, на ситуативных и простейших сюжетных картинках); познакомить с сезонными развлечениями детей, «Части суток».
А теперь обратимся к «примерному» перечню умений детей, который показывает успешное продвижение ребенка по программе по годам обучения.