"Шадринский государственный
педагогический институт"
Факультет "Дошкольной педагогики
и психологии"
Контрольная работа по педагогике
Тема: "Формирование
эмоциональной отзывчивости у детей
дошкольного возраста".
Выполнила:
Студентка заочного отделения
3,5 года
Билебрух Л.Д.
Проверила: Киселева Г.М.
Тема: "Формирование
эмоциональной отзывчивости у детей
дошкольного возраста".
- План:
1. Введение. Актуальность
темы.
2. Развитие опыта эмоциональной
отзывчивости
3. Заключение
4. Ожидаемые результаты
5. Список используемой литературы:
Введение
Актуальность
темы. Эмоциональное развитие дошкольников
– целенаправленный педагогический процесс,
тесно связанный с личностным развитием
детей, с процессом их социализации и творческой
самореализации, введением в мир культуры
межличностных отношений, усвоением культурных
ценностей. Дошкольный возраст
– благодатный период для организации
работы по эмоциональному развитию детей.
Ребенок-дошкольник впечатлителен, открыт
для усвоения социальных и культурных
ценностей, стремится к признанию себя
среди других людей. У него ярко прослеживается
неотделимость эмоций от процессов восприятия,
мышления, воображения. По данным психологов,
опыт эмоционального отношения к миру,
обретаемый в дошкольном возрасте, весьма
прочен и принимает характер установки.
Нельзя не отметить, что в последние годы
увеличивается число детей с нарушениями
психоэмоционального развития. К типичным
симптомам этих нарушений у дошкольников
относятся эмоциональная неустойчивость,
враждебность, агрессивность, тревожность
и т. д., что серьезно осложняет взаимоотношения
ребенка с окружающим миром. Кроме того,
на фоне таких нарушений легко возникают
вторичные личностные отклонения, обуславливающие
негативный характер способов поведения
и общения, деформацию личностного роста
детей в целом. Соответственно организованная
педагогическая работа в этом направлении
может не только обогатить эмоциональный
опыт дошкольников, но и значительно смягчить
или даже полностью устранить недостатки
в их личностном развитии. Осваивая социальную
обусловленность эмоций, дети овладевают
нормативными категориями, эталонами
их проявления, что способствует начальному
становлению эмоциональной культуры личности.
Ребенок с развитыми эмоциями легче преодолевает
эгоцентризм, лучше включается в учебно-познавательные
ситуации, успешнее самореализуется в
деятельности. Сегодня, как
никогда, широко осознается ответственность
общества за воспитание подрастающего
поколения. А эмоциональное развитие является
одним из новых направлений в развитии
личности.
Пожалуй, самыми ценными человеческими
качествами во все времена и во всех культурах
считаются доброта и отзывчивость. Способность
поделиться, помочь, уступить, разделить
чужую радость и беду — драгоценный талант, который,
увы, встречается все реже. И хотя в наши
дни более важными становятся совсем другие
качества (способность добиваться своего,
сила, прагматизм, стремление к лидерству
и пр.), на вопрос «Что вы больше всего цените
в людях?» подавляющее большинство по-прежнему
отвечает: доброту и отзывчивость. Известно, что
детские эмоции характеризуются импульсивностью
и лишь со временем перерастают в более
устойчивые привязанности, симпатии и
антипатии, на основе которых с годами
складываются такие эмоции и чувства,
как любовь и ненависть, дружба и взаимопонимание
и т.д.
Психологическая и педагогическая
наука подчеркивают огромную роль эмоций
для всего хода становления психики
детей, а также важность развития
эмоциональной саморегуляции у
детей-дошкольников (А.И. Захаров, Л.Ф. Островская,
Ольшанникова А.Е., Юркевич В.С.) Действительно,
эмоции помогают ребенку приспособиться
к той или иной ситуации, участвуют в формировании
социальных взаимодействий и привязанностей.
Они влияют на будущее поведение человека,
способствуют социальному и нравственному
развитию.
Психологическую основу эмоциональной
отзывчивости дошкольника составляет
складывающаяся в общении и совместной
деятельности определенная готовность
субъекта чувствовать, переживать, действовать
так, как если бы этим другим являлся он
сам.
Считается вполне естественным, что маленького
ребенка надо почти всему обучать: как
пользоваться предметами в быту, как одеваться
и раздеваться и т. п. Воспитание у ребенка
отзывчивого, гуманного, чуткого отношения
к другим людям, которое становится его
внутренним побуждением, свойством личности
ребенка,— задача совершенно иного качества
и сложности. Сложность ее состоит в том,
что, пробуждая в ребенке добрые чувства,
мы касаемся сферы его самосознания, которая
характеризует «человеческое в человеке»
и которая относится к сущностным характеристикам
человека. Существенное значение для эмоционального
развития детской личности имеет деятельность
не только реальная, но и воображаемая,
позволяющая эмоционально предвосхитить
отдаленные последствия своих поступков.
В процессе такого воображения происходит
своеобразное проигрывание данной ситуации,
во время которого можно обнаружить ценность
для субъекта сложившихся обстоятельств
или действий, которые в этих обстоятельствах
могут быть выполнены. Ребенок, достигший
относительно высокого уровня эмоционального
воображения, пытается, прежде чем приступить
к решению задачи, предварительно проиграть
в воображаемом плане различные варианты
действия и предугадать их последствия
для окружающих людей, а следовательно,
и для него самого. Так он стремится определить
направление своего последующего поведения,
избегая тех поступков, которые может
совершить под влиянием случайных обстоятельств
и мимолетных желаний.
Следовательно, развитие эмоциональной
сферы дошкольников способствует социальному
развитию ребенка и формированию детской
личности. На основании этих теоретических
положений построены цель и задачи.
Исходя из цели, что если
систематично и целенаправленно развивать
эмоциональную отзывчивость детей дошкольного
возраста, то это окажет продуктивное
и благоприятное влияние на их творческие
способности, разовьет их образное и абстрактное
мышление, столь необходимое для проявлений
креативности в различных видах деятельности.
Задачи:
- познакомить детей с основными эмоциями: интересом, радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом;
- формировать умения понимать эмоциональное состояние по различным признакам (мимике, пантомимике, жестам, интонации голоса);
- дать детям понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные;
- развивать умение выражать эмоции вербально и невербально социально приемлемыми способами;
- обучать приемам регуляции и саморегуляции;
- обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения;
- научить соотносить эмоции с цветом, явлениями, предметами и выражать их художественными средствами.
Методы решения поставленных задач:
- беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами;
- словесные, настольные, подвижные, ролевые игры;
- рисование эмоций;
- проигрывание этюдов;
- чтение литературных произведений (сказка терапия);
Для осознания ребенком собственных
эмоциональных состояний и реакций
необходимо:
1. – называние взрослым;
2. – принятие или непринятие
взрослым;
3. – поддержка, которую
взрослый оказывает ребенку.
Диагностические методы для
начальной и итоговой диагностики
умения понимать и распознавать эмоции:
- подбери эмоцию;
- узнай эмоцию;
- эмоциональные ситуации;
- характер цвета;
- веселые и грустные шарики.
Развитие опыта
эмоциональной отзывчивости Это первый базовый механизм
эмоциональной регуляции действий, деятельности
детей, субъективной поведенческой адаптации
поведения. Именно с него начинается процесс
социализации, интеллектуализации эмоций,
становления эмоционально-чувственного
опыта. Именно в нем заложена динамика
сложного процесса эмоционального развития
в целом. Несмотря на то что эмоциональные
реакции являются природозаданными (с
первых дней жизни ребенок бурно реагирует
на дискомфорт в физиологическом состоянии,
проявляя так называемые «натуральные»
эмоции), только в процессе общения, целенаправленных
педагогических влияний возможно становление
социально значимых форм эмоционального
реагирования – разнообразных, ярких,
адекватных социальному стимулу эмоциональных
реакций. Социально-опосредованные эмоциональные
реакции необходимо развивать с раннего
возраста в рамках эмоционально-личностного
общения. Первым результатом правильной
его организации у трехмесячного малыша
становится «комплекс оживления», или
эмоциональное общение ребенка со взрослым
в доречевой период жизни. В дошкольном возрасте эмоциональные
реакции сопровождают ребенка в его восприятии
окружающего мира, в его общении, служат
откликом на поступки и действия людей.
Это начальный этап в развитии эмоциональной
отзывчивости, выразительности экспрессивных
действий детей. Многие нарушения в эмоциональном
развитии обусловлены именно неблагополучием
эмоциональных откликов дошкольников
на окружающее, нарушениями качества эмоционального
реагирования. Вот почему так важно поддерживать
и расширять у детей опыт адекватного
эмоционального реагирования, яркость
и выразительность эмоциональных реакций.
При подборе педагогического опыта в этом
направлении за основу были взяты следующие
положения, научно обоснованные в работах
известных психологов (Л. А. Венгер, А. В. Запорожец,
Я. З. Неверович и др.).
• Успешное развитие эмоционального
реагирования и соответственно благополучное
функционирование эмоциональной сферы
в целом зависят от качества сенсорного
опыта детей, от уровня развития их сенсорной
сферы. Известно, что сенсорная сфера –
многомерное образование, включающее
в себя, помимо интеллектуального и мнемонического,
эмоциональный компонент. Присутствуя
в ощущениях, эмоции придают им определенный
эмоциональный тон, являются следствием
процесса ощущения.
• Эмоциональная и сенсорная
сферы имеют природообусловленные взаимосвязи
и оказывают друг на друга взаимное влияние.
Богатый сенсорный опыт ребенка одновременно
является результатом развития других
психических функций, в частности кратких
эмоциональных реакций.
Эти положения помогают сделать
важный педагогический вывод: воздействуя
на сенсорную сферу личности, обогащая
сенсорный опыт детей, можно одновременно
непроизвольно влиять на эффективную
сферу, вызывая эмоциональные реакции,
которые при педагогическом управлении
из диффузных, трудноразличимых постепенно
становятся яркими, выразительными, индивидуализированными.
Несмотря на то что психологи достаточно
давно определили реагирование как общее
свойство сенсорной и эмоциональной сфер,
в дошкольной педагогике связь между ними
в аспекте эмоционального развития детей
специально не рассматривалась.
С целью развития эмоционального реагирования
посредством воздействия на сенсорную
сферу личности был разработан комплекс эмоционально-сенсорных
игр, направленных на побуждение детей
к эмоциональному реагированию путем
воздействия на сенсорные процессы и актуализацию
разномодальных ощущений. Такие игры вводят
детей в мир содержательного взаимодействия
с сенсорными стимулами, активизируют
моторные механизмы эмоционального отклика,
опосредованно приводят в действие эмоциональную
сферу в целом. Они не предполагают большой
подготовки к их проведению и весьма привлекательны
для дошкольников, поскольку связаны с
воздействием на сенсорику (наиболее близкое
детям и часто использующееся средство
познания окружающего). Эти игры в младшем
дошкольном возрасте служат начальным
этапом эмоционального развития, а в среднем
и старшем дошкольном возрасте представляют
большие возможности для совершенствования
эмоциональных реакций. Эмоционально-сенсорные
игры не требуют от детей высокого уровня
игрового поведения, проявления самостоятельности
при распределении ролей, удерживания
общей сюжетной линии и т. п. Ценность их
заключается в том, что эмоциональные
реакции возникают непроизвольно, без
преднамеренной социальной активизации.
Педагогическое воздействие на эмоциональную
сферу осуществляется естественно, за
счет воздействия на процессы ощущения,
планомерной регуляции потока сенсорной
информации, подаваемой в игровом контексте.
Именно этим объясняются большие эмоциональные
свойства этих игр. Последовательное введение
сенсорного стимулирования, различного
по знаку, качеству и интенсивности воздействия,
можно рассматривать в качестве методического
ориентира работы с детьми на начальных
этапах обогащения эмоционального опыта
дошкольников – на этапах развития кратких
эмоциональных реакций. Эмоционально-сенсорные
игры служат своего рода тренингом, стимулирующим
эмоциональные формы поведения у детей.
Тренинг, как определил А. Н. Бернштейн, –
«повтор без повторений». В таких играх
эмоциональные реакции на сенсорные воздействия
«каждый раз строятся заново», что исключает
механические повторы.
Основой игрового контекста эмоционально-сенсорных
игр служат сенсорные стимулы, которые
рекомендуется вводить в такой последовательности.
1. Постепенное расширение диапазона
сенсорного воздействия. Вначале вводятся
сенсорные стимулы, провоцирующие детей
к переживанию привычных, наиболее знакомых
им ощущений, к которым относятся осязательные
и вестибулярные. Именно эти ощущения
в онтогенетической последовательности
в развитии анализаторов выделяются в
качестве первых. Затем вводятся игры,
в которых сенсорная информация подается
по двум дистанктным анализаторам – зрительному
(различные цветовые ощущения и др.) и слуховому
(использование звуков различного качества).
И последними вводятся стимулы, подающие
информацию по каналам вкусового, обонятельного
анализатора и требующие определенного
уровня подготовленности к встрече с сенсорной
информацией. Вот почему такие игры, как
«Вкусно не вкусно», «Как много запахов
вокруг» и другие, рекомендуется проводить
начиная со среднего дошкольного возраста.
2. При подаче сенсорной информации
любой локализации необходимо обеспечивать
свободную открытую позицию детей, самостоятельность
в регулировании потока сенсорной информации.
Так, по собственному желанию дети могут
повторить понравившееся сенсорное воздействие,
изменить его интенсивность, например
ускорить темп движений или, наоборот,
замедлить, выйти из игры и т. п. Педагогу
важно поддерживать спонтанную активность
детей, их стремление к повтору сенсорного
воздействия, к повтору переживания удовольствия
в процессе ощущения.
3. Последовательно изменять
характер подачи сенсорной информации,
увеличивать коэффициент ее сложности,
разнообразить сочетание сенсорных воздействий,
их интенсивность, модальность, степень
новизны.
Так, в младшем дошкольном
возрасте подача сенсорной информации
осуществляется как ненавязчивое сенсорное
воздействие малой интенсивности
и продолжительности с использованием
побуждающих и подражательных действий
и элементов сюрпризности.
В среднем дошкольном возрасте
подача сенсорной информации осуществляется
как актуализация ощущений в движениях
и позе, как неожиданное изменение
сенсорного воздействия, как попеременные
или поочередные действия или
простые импровизации.
В старшем дошкольном возрасте
подача сенсорной информации осуществляется
как одновременное или поочередное
демонстрирование действий, как преднамеренная
изоляция одного из анализаторов, например
зрения («Закрыть глаза!» или «Отвернуться!»)
или слуха («Закрыть уши!»), как неожиданное
изменение сенсорного воздействия (прекращение
подачи, введение контрастных ощущений
и т. д.), а также как ввод динамичных сенсорных
раздражителей с эффектом неожиданности,
что требует быстрой смены темпа и ритма
движений и носит в основном комплексный
характер (зрительно-вестибулярные, зрительно-слухо-осязательные
ощущения и т. д.).