Формирование эстетических суждений у школьников средствами детского эстрадного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 12:02, дипломная работа

Описание работы

Совокупностью названных противоречий и необходимостью их разрешения в социально-практическом и теоретико-методическом аспектах актуализируется проблема – это разработка концепции формирования дополнительного образования, в практическом плане - научный поиск и определение целей, содержания, технологий, педагогических условий, обеспечивающих формирование эстетических суждений и вкусов в системе дополнительного образования детей.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования эстетических суждений. … 6
§1. Содержание и сущность эстетических суждений в
психолого-педагогической литературе. …………………………………... 6
§2. Особенности изучения современного детского эстрадного искусства
в системе дополнительного образования. ………………………………... 21
§3. Теоретическая модель формирования эстетических суждений
и вкусов. ……………………………………………………………………. 26
Глава 2. Критерии и уровень сформированности эстетических суждений
у школьников. ……………………………………………………….. 32
Заключение ……………………………………………………………………. 37
Библиографический список ...…….………………………………………… 38

Файлы: 1 файл

Курсовая_Эстетические_суждения_2010.doc

— 341.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации 
Липецкий Государственный Университет

 

Музыкально – педагогический факультет кафедра педагогики  
и начального обучения.

 

 

 

 

 

Дипломная работа

Формирование эстетических суждений у школьников 
средствами детского эстрадного искусства 
(в системе дополнительного образования).

 

 

 

                                                                                        Студентки 4 курса 
                                                                                        группы МП – 42 
                                                                                        Куравлёвой А.Г. 
                                                                                        научный руководитель 
                                                                                        доктор педагогических наук 
                                                                                        профессор Протасова Н.Е.

                                                                                       

 

 

 

2010

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………..  3

Глава 1. Теоретические аспекты формирования эстетических суждений. … 6

§1. Содержание и сущность эстетических суждений в  
      психолого-педагогической литературе. …………………………………... 6

§2. Особенности изучения современного детского эстрадного искусства 
      в системе дополнительного образования. ………………………………... 21

§3. Теоретическая модель формирования эстетических суждений 
      и вкусов. ……………………………………………………………………. 26

Глава 2. Критерии и уровень сформированности эстетических суждений 
                у школьников. ……………………………………………………….. 32

Заключение ……………………………………………………………………. 37

Библиографический список ...…….………………………………………… 38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Существенные изменения в социокультурной ситуации современного общества требуют ориентированности подрастающего поколения на формирование эстетических суждений и вкусов, как базиса успешной социализации, что позволяет личности не только осмыслить все многообразие мира в единстве, но и определить свое место в нем. Присущее человеку эстетическое начало, как важнейший элемент культуры, является общим универсальным свойством, пронизывает восприятие всех видов деятельности человека, отражая яркость красок и смыслов неотчужденного, неравнодушного отношения человека к окружающему миру, содержит скрытые резервы для воспитания гармоничной личности.

Современное образование, недостаточно обеспечивающее развитие личности, способной к самостоятельному освоению путей формирования эстетических суждений и взглядов, вынуждено ориентироваться в рамках сложившихся социально обусловленных ограничений на приоритет пользы, а не красоты как блага. Существующее положение касается различных социальных институтов, в частности, учреждений дополнительного образования детей, которые призваны реализовать эстетически ориентированную концепцию освоения мира учащимися в социуме.

Актуализирует проблему формирования эстетических суждений и вкусов средствами детского творческого искусства Приоритетный национальный проект «Образование», основные положения которого предполагают развитие целостности личности, поддержку талантливой творческой молодежи, что подчеркивает необходимость преодоления барьеров отчуждения личности от своей сущности, требуют качественного изменения процесса позитивного освоения социальных норм жизнедеятельности. Востребованной остается целенаправленная эстетическая установка личности на освоение мира, от которой во многом зависит гармоничность взаимодействия человека и общества.

Исследования современных ученых констатируют углубляющееся несоответствие между рациональным и эмоциональным развитием человека, что ведет к отчуждению от культуры, природы, самого себя. Пессимистический взгляд на эстетическое освоение мира всегда появляется в период социально-экономических, политических преобразований, вызывающих недовольство у многих людей в ситуации аномии. Неспособность человека различить прекрасное и безобразное отмечается, как правило, когда новые поколения, «порывая» с традиционными устоями, считают, что ценности предшествующих поколений исчерпали себя.

Социально-педагогический смысл феномена формирования эстетических суждений и вкусов учащихся заключается в приобретении личностью эстетического отношения к миру, включающего способность сопереживать природе, истории, другому человеку, чувствовать мир во всех взаимосвязях и осознавать целесообразность бытия, развивать и закреплять опыт жизнедеятельности по законам эстетики.

Значимым социальным институтом, способным адекватно реализовать эстетически ориентированную концепцию формирования эстетически правильных вкусов и суждений учащимися в социуме, выступают учреждения дополнительного образования детей, в которых создается эстетически обогащенная среда, обеспечивающая персонификацию образования. Перед педагогической наукой возникает необходимость разработки социально-педагогической теории формирования эстетических суждений и вкусов учащимися, в системе дополнительного образования детей позволяющей, адекватно и объективно проявляющемуся социальному и личностному заказу, обеспечить социализацию учащихся.

Проблема формирования эстетических суждений, вкусов далеко не новая научная проблема. В научной литературе и в исследованиях, проведенных в 70-80 годы прошлого века, накоплен теоретический и эмпирический материал, необходимый для уяснения сущности, содержания эстетических суждений, вкусов и механизмов их формирования и развития у человека. Категория «эстетическое суждение» приобрела статус междисциплинарной категории, фиксирующей в каждой научной дисциплине ее значение и область применения, как содержащая эталоны красоты.

На философско-эстетическом уровне выясняется соотношение между эстетическим суждением и бытием, обосновывается своеобразие отражения данного бытия в эстетическом отношении, выявляются пути и механизмы их «движения друг к другу», раскрывается структура индивидуального формирования эстетических суждений. Эстетика в качестве звена философской теории рассматривает эстетическое суждение и служит средством постижения поведения, деятельности человека и общества в их взаимодействии.

Анализ теории педагогики и реального положения дел в учреждениях дополнительного образования в связи с выдвинутым обществом социальным заказом на личность, способную к самостоятельному формированию эстетических вкусов и суждений, позволяет констатировать наличие противоречий между:

- объективной потребностью  общества в личности, способной к самостоятельному формированию эстетических суждений, вкусов и недостаточной подготовленностью выпускников образовательных учреждений к познанию окружающей действительности по законам эстетики;

- потребностью учащихся  в осуществлении эмоционально-окрашенного  взаимодействия с окружающим  миром на основе представлений  о гармонии и красоте жизни  и отсутствием мироосваивающих технологий в образовательном процессе учреждений дополнительного образования детей;

- потребностью образовательной  практики в наличии научно-методического  обеспечения процесса формирования эстетических суждений и вкусов учащимися в системе дополнительного образования детей и неразработанностью социально-педагогической теории формирования эстетических суждений учащимися в педагогической науке.

Совокупностью названных противоречий и необходимостью их разрешения в социально-практическом и теоретико-методическом аспектах актуализируется проблема – это разработка концепции формирования эстетических вкусов и суждений учащихся в учреждении                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            дополнительного образования, в практическом плане - научный поиск и определение целей, содержания, технологий, педагогических условий, обеспечивающих формирование эстетических суждений и вкусов в системе дополнительного образования детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты формирования эстетических суждений.

§1. Содержание и сущность эстетических суждений в  
      психолого-педагогической литературе.

Эстетическое суждение – эстетическая оценка действительности, мнение об эстетическом предмете или явлении.

Эстетическое суждение – одна из самых высоких ступеней развития эстетического сознания, которую иногда называют вторичным суждением вкуса. Эстетическое суждение представляет собой логическое осмысление воспринятого в единстве с интуитивным, непосредственным постижением. Главным мерилом оценки для него выступает эстетический идеал. Суждение оперирует эстетическими категориями, которые отражают наиболее общие и существенные стороны эстетических явлений действительности, эстетической деятельности и эстетического сознания.

Проблема сущности эстетического суждения – одна из самых важных и наименее разработанных в современной эстетике.

Само по себе понятие “эстетическое суждение” неочевидно и часто трактуется по-разному.

Это словосочетание может означать то, что эстетик выносит некое суждение об эстетическом объекте. Будет ли такое научное суждение эстетическим? Безусловно! Но по своей логической сути оно ничем не будет отличаться от суждений других учёных о других объектах познания.

В другом случае определение “эстетическое” в применении к суждению может быть понято так, что, в отличие от суждений обычной формальной или диалектической логики, которыми оперируют все остальные науки, эстетика в силу специфичности своих объектов располагает какими-то особыми, присущими только ей суждениям. Но если это так, то, естественно, встаёт вопрос о своего  рода “эстетической логике”, которая имела бы свои законы, категории и т.д. Однако мы знаем, что такой логики не существует.

Наконец, есть и ещё один вариант трактовки эстетического суждения: допущение, что познание искусства – более сложный процесс, чем познание других явлений действительности. Мы часто говорим о неоднозначности, неопределённости, загадочности произведений искусства и их понимания. Появилось даже определение “сверхсмысловой остаток” как  след восприятия художественного произведения, находящийся за пределами возможностей нашего сознания.

Познание искусства – действительно непростой и противоречивый процесс. А эстетическое суждение отличается от любого другого. Но выражается оно в тех же самых логических формах, что и суждения остальных наук. Его специфические особенности – в оценочном характере.

Под “оценкой” принято понимать суждения о значимости чего-либо для человека, о соответствии предметов или явлений представлениям о пользе, совершенстве, красоте, т.е. соответствии чего-либо определённым нормам, идеалам, которые с необходимостью передаются социальной практикой, даже если они не всегда чётко зафиксированы или не совсем ясны каждому оценивающему субъекту. Понятно, что это обстоятельство делает процесс оценки ещё более трудным и противоречивым, в особенности по сравнению с доказательствами обычного типа.

Мы можем назвать основные составные части оценок: субъект, предмет, характер, основание. При этом под субъектом понимается лицо или группа лиц, оценивающая нечто. Под предметом – объекты, которым приписывается определённая ценность. Под характером – качество самой оценки, является ли она абсолютной (определения “хороший”, “плохой”) или сравнительной (“лучше”, “хуже”, “равноценно”). Основанием является то, с точки зрения чего, собственно, и производитсяоценивание. Этот момент требует дополнительных разъяснений.

В логике под основанием понимается та часть условного суждения, в которой отображается условие, определяющее истинность данного суждения.  Причём основание всегда с необходимостью вызывает появление следствия. Наиболее ответственным моментом любого оценочного процесса как раз является выбор основания,  то есть выбор того уже доказанного или очевидного факта, исходя из которого можно вынести оценочный приговор. Именно в этом пункте сказывается философская, мировоззренческая установка исследователя. Это является законом для логики вообще и для исследования любой научной сферы.

Таким образом, выбор первичного, начального основания предопределяется мировоззрением, теоретической философской позицией субъекта. И если считать основание системой доводов, которые склоняют нас к одобрению, порицанию или выражению безразличия, то их-то исследователь и подбирает. Формирование личности исследователя в процессе социализации определяет социальную детерминированность той гаммы аргументов, которую субъект привлекает для обоснования своего одобрения или отрицания чего-либо.

В эстетической оценке основанием служит наличие или отсутствие какого-то свойства, признака, черты произведения искусства или совокупности, системы свойств, которое и позволяет нам судить о предмете с эстетической точки зрения. Мы оцениваем его положительно или отрицательно. Решаем, соответствует ли этот предмет нормам, является ли он эстетически ценным или антиценным. При этом представление о “норме” искусства (исторически, разумеется, изменчивой) не является произвольным и субъективным, а порождается общественной практикой.

Информация о работе Формирование эстетических суждений у школьников средствами детского эстрадного искусства