Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 12:02, дипломная работа
Совокупностью названных противоречий и необходимостью их разрешения в социально-практическом и теоретико-методическом аспектах актуализируется проблема – это разработка концепции формирования дополнительного образования, в практическом плане - научный поиск и определение целей, содержания, технологий, педагогических условий, обеспечивающих формирование эстетических суждений и вкусов в системе дополнительного образования детей.
Введение ……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования эстетических суждений. … 6
§1. Содержание и сущность эстетических суждений в
психолого-педагогической литературе. …………………………………... 6
§2. Особенности изучения современного детского эстрадного искусства
в системе дополнительного образования. ………………………………... 21
§3. Теоретическая модель формирования эстетических суждений
и вкусов. ……………………………………………………………………. 26
Глава 2. Критерии и уровень сформированности эстетических суждений
у школьников. ……………………………………………………….. 32
Заключение ……………………………………………………………………. 37
Библиографический список ...…….………………………………………… 38
Сегодня руководители кружков в основном используют песни современных композиторов- песенников, специализирующихся на создании песен для детей. Среди них можно назвать имена А. Варламова, С. Ведерникова, А. Ермолова, А. Иевлева, Т. Морозовой, В. Осошника, А. Пи- негина, О. Поляковой, В. Потапова, О. Сачкова, С. Смирновой, В. Цветкова, О. Юдахиной и др. Композиторы, пишущие для детей, чувству- ют, что нужно сегодняшним детям, они, с одной стороны, ориентируются на моду, но вместе с тем стараются оказать на них положительное воспитательное воздействие с учетом направленности эстетических вкусов и суждений в сфере детского эстрадного искуства.
Помимо этого, у сегодняшних детей большой популярностью пользуются современные обработки песен, проверенных временем, которые по праву могут быть названы «классикой детской песни». Также в репертуаре юных артистов – произведения из репертуара взрослых певцов-музыкантов, где они по-своему используют различные актерские, певческие приемы.
Как уже было сказано выше, эстрадное пение отличается от академического не только самой манерой пения, способами вокализации и фонации, но и средствами сценического воплощения. Это сольное или ансамблевое пение под музыкальную фонограмму с микрофоном, на- прямую связанное с постановкой концертных эстрадных номеров (т. е. объединение вокального исполнения, танцевальных движений и актерского воплощения образного строя и содержания песен средствами мимики и пластики, оформление номера яркими, красочными костюмами).
Внешнее оформление номера очень важно. Причем все эти средства нужно применять так, чтобы они работали на создание цельного синтетического образа с учетом детского эстетического вкуса. В этом и заключается сложность подготовки музыкального эстрадного номера. «Одной из главных особенностей музыкального эстрадного номера, вокального или инструментального, является специфика общения со зрителем. Эстрадный исполнитель всегда непременно обращается к залу, к зрителям». В каждом ребенке нужно раскрыть артиста, подчеркнуть его индивидуальность, подобрать репертуар, подходящий к тембру голоса и темпераменту юного певца, а так же к направленности его эстетических суждений.
Несмотря на свой юный возраст, ребята, занимающиеся эстрадным вокалом, учатся перебарывать свой страх, стеснительность, неуверенность в себе и выходят на сцену, как настоящие артисты, общаясь с залом, стараясь донести основную мысль исполняемого произведения. Побывав на сцене в качестве артиста и исполнителя, испытав сценическое волнение и удовлетворение от своего выступления, дети строят множество дальнейших планов, понимая, что для того, чтобы добиться успеха, нужно много работать над собой. Концертные выступления являются для детей стимулом к работе, они побуждают детей обновлять и увеличивать свой репертуар, быть всегда в хорошей исполнительской форме стремиться к эстетическому совершенству.
Пластика, актерское мастерство, пение – все эти навыки необходимо развивать у любо- го ребенка, а не только у того, кто хочет связать свою жизнь с искусством или чьи родители мечтают увидеть имя своего ребенка в первых строчках хит-парадов. Самое главное, что дает детям детская эстрада, кроме навыков сцены, – это дисциплина, уважение к своему и чужому времени и труду, эстетическое совершенствование суждений и вкусов в отношении к эстрадному искусству . Это очень важное качество и в любой работе, и в жизни, нашло прямое воплощение в системе дополнительного образования.
§3. Теоретическая
модель формирования эстетических суждений
и вкусов.
Обоснование педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования эстетических суждений и вкусов культуры подростка в учреждении дополнительного образования детей, обусловило необходимость создания структурно-функциональной теоретической модели исследуемого процесса, ибо она дает абстрактное отражение основных изучаемых характеристик процесса, «повышая способность исследователя к пониманию и разрешению встающих перед ним проблем» (Ю.В. Геронимус).
Структурно-функциональная теоретическая модель формирования эстетических суждений и вкусов подростка, отражает цель (воспитать эстетическую культуру подростка), задачи, принципы (целостности, аксиологизации, гуманизации, индивидуализации, эмоциональной насыщенности, культуро- и природосообразности); методы и формы личностно-ориентированного образования (целеполагания, стимулирования, моделирования, убеждения, создание ситуации успеха и воспитывающих ситуаций), которые носят эвристический характер; педагогические условия формирования эстетических суждений и вкусов подростка (создание культурно-эстетической воспитательной среды; отбор содержания эстетического воспитания на методах межпредметной интеграции, синтезе искусств; использование личностно-ориентированных методов воспитания) и позволяет целостно представить поэтапность данного процесса.
Цель: сформировать эстетические суждения и вкусы подростка
- раскрыть личную
значимость эстетической культуры;
Первый этап – стимулирующе-мотивационный, – предполагает на основе результатов диагностики решение задачи – воспитать у подростка эстетическое отношение к действительности, предпочтение эстетических ценностей, вкусов и суждений.
Второй – содержательно-деятельностный, – предусматривает организацию воспитательного процесса на основе включения подростка в эстетическую деятельность; построение культурно-эстетической воспитательной среды; взаимодействие субъектов образовательного процесса по воспитанию эстетической культуры подростка. Интеграция методов взаимодействия педагога и подростка обеспечивает весь цикл продвижения подростка к высокому уровню воспитанности эстетической культуры.
Основной задачей третьего – оценочно-результативного этапа стала оценка эффективности и результативности образовательного процесса, направленного на формирование эстетических суждений и вкусов подростка в учреждении дополнительного образования детей посредством синтеза искусств.
Апробация модели
в ходе опытно-
Основной путь решения проблемы воспитания эстетической культуры подростка в учреждении дополнительного образования детей – создание педагогических условий, обеспечивающих эффективную реализацию структурно-функциональной модели воспитания эстетической культуры подростка в учреждении дополнительного образования детей посредством синтеза искусств.
Реализация первого условия – создание культурно-эстетической воспитательной среды, – потребует от педагога обращения к гуманистически ориентированной концепции воспитания, в основе которой сочетаются активная художественная деятельность подростков, усвоение лучших образцов мировой и отечественной культур, свободное творчество, межличностное общение подростков, педагогов, родителей. Субъект-субъектное взаимодействие в рамках культурно-эстетической воспитательной среды, основанное на принципах добровольности, общности интересов, равенства, полезности, обеспечивало интегративное влияние на личность каждого подростка, его эстетические взгляды, убеждения, идеалы, инициировало высоконравственные поведение и поступки.
Воспитательный эффект взаимодействия в культурно-эстетической среде учреждения дополнительного образования детей достигался путем реализации ценностно-рефлексивных технологий воспитания (диалог, полилог, система воспитательных ситуаций) и активных методов обучения (проблемное обучение, метод проектов, деловые и ролевые игры, анализ ситуаций). Каждый из подростков участвовал сначала в просмотре выступлений, концертной деятельности театра музыки и танца, выступлений лауреатов детских конкурсов и постепенно включался в разучивание хореографических этюдов, прослушивание музыки (Б. Барток, Д. Бизе, А. Бородин, Д. Гершвин, А. Журбин, С. Прокофьев, А. Рыбников, И. Стравинский).
В результате культурно-эстетическая воспитательная среда учреждения дополнительного образования детей «раскрыла» свой эстетико-педагогический потенциал в формировании и развитии эстетических суждений и вкусов подростков, образовав открытое социокультурное пространство.
В качестве второго условия
– отбор содержания
эстетического воспитания на методах
межпредметной интеграции, синтезе искусств
– обозначена приоритетность
интегративно-
В соответствии со степенью подготовленности и возрастом подростков в театре использовались: эмоционально-хореографические тренинги; групповые музыкальные занятия; индивидуальные вокальные занятия; уроки музыкального воспитания; занятия по пластике и гимнастике. Воспитательная система театра музыки и танца реализовалась через интеграцию художественно-эстетической, театральной и декоративно-прикладной деятельности. Интеграция как направление воспитательной деятельности базировалась на системном и комплексном ознакомлении подростков с широким спектром образцов мировой и российской (рок-оперы А. Рыбникова «Юнона и Авось», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», зонг-опера А. Журбина «Орфей и Эвридика», детские мюзиклы ("Красная шапочка" в Детском музыкальном театре имени Н.И. Сац, "Маугли" в Московском театре оперетты и "Том Сойер" в Московском театре юного актера) художественной культуры.
В ходе данной деятельности были зафиксированы положительные изменения в эстетических оценках, эстетических вкусах и эстетическом восприятии, в эстетических суждениях, умениях организовать окружающую действительность по законам красоты.
Интеграция занятий гуманитарного и художественного циклов в театре музыки и танца пробуждали интерес подростков к миру художественной культуры, потребность в разных способах удовлетворения эстетических интересов; обогащала образные представления о театральной жизни в разные эпохи, в различных типах культуры; позволяла находить способы выработки навыков общения с художественными произведениями разных видов и жанров.
На занятиях в учреждениях дополнительного образования использовались следующие эстетически воспитывающие ситуации:
– требующие для своего решения компетентности подростков в области эстетических знаний и эстетических отношений;
– предполагающие свободный выбор форм эстетической деятельности и поведения в условиях взаимодействия или оказания помощи другим в плоскости эстетического творчества;
– признающие успех и достижения подростков в области эстетической деятельности.
Обогащение эстетических знаний подростков осуществлялось в ходе рассказов, сообщений, бесед, экскурсий, конференций, встреч с деятелями искусства, музыкантами, литераторами. Формирование эстетических суждений, отношений, способности к эстетическому общению и творчеству наиболее эффективно происходило в виде дискуссий, свободного диалога, ролевых игр, круглых столов, коллективного планирования, что воспитывало ответственность за принятые решения, их правомочность.
Ситуации успеха, признание достижений подростков – это аплодисменты зрителей на спектаклях, мюзиклах, конкурсах, выставках, смотрах, фестивалях. Достижениями театра музыки и танца «Щелкунчик» только за 2009 год являются: Международный молодежный эстрадный фестиваль детского творчества «В стиле ретро» (г. Санкт-Петербург) – лауреат ГРАН-ПРИ в номинациях «Хореографическое искусство – народный танец», «Вокальное искусство»; Международный театральный фестиваль «Волшебный занавес» Чехия, г. Прага: диплом Лауреата ГРАН-ПРИ в номинации «Эстрадный танец. Средняя группа»; Национальный отборочный конкурс исполнителей детской песни «Евровидение-2009»: Савилова Юлиана – финалистка конкурса; Международный фестиваль детского и юношеского творчества «Талисман удачи» (Турция, г. Аланья): диплом лауреата ГРАН-ПРИ; Международный детский конкурс «Союз талантов России» (г. Сочи): 1 место; Всероссийский конкурс молодых исполнителей эстрадного вокала «Магия звука – 2009» (г. Екатеринбург): 1 место; Чемпионат мира по танцевальному шоу в рамках Всемирной танцевальной Олимпиады (Германия, г. Риза): 1 место (золото) в номинации «Мини продакшн».
Основным механизмом реализации третьего условия – использование личностно-ориентированных методов воспитания, – выступала актуализация направленности подростка на интеллектуально-эмоцио-нальное освоение эстетических ценностей, готовности к преобразованию окружающей действительности по законам красоты.