Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 12:02, дипломная работа
Совокупностью названных противоречий и необходимостью их разрешения в социально-практическом и теоретико-методическом аспектах актуализируется проблема – это разработка концепции формирования дополнительного образования, в практическом плане - научный поиск и определение целей, содержания, технологий, педагогических условий, обеспечивающих формирование эстетических суждений и вкусов в системе дополнительного образования детей.
Введение ……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования эстетических суждений. … 6
§1. Содержание и сущность эстетических суждений в
психолого-педагогической литературе. …………………………………... 6
§2. Особенности изучения современного детского эстрадного искусства
в системе дополнительного образования. ………………………………... 21
§3. Теоретическая модель формирования эстетических суждений
и вкусов. ……………………………………………………………………. 26
Глава 2. Критерии и уровень сформированности эстетических суждений
у школьников. ……………………………………………………….. 32
Заключение ……………………………………………………………………. 37
Библиографический список ...…….………………………………………… 38
На занятиях, репетициях подростки пытались дать оценку своим переживаниям, эмоциям, поступкам, проследить зарождение опыта художественно-эстетического отношения к окружающей действительности, интереса к искусству. Участие в спектаклях театра увлекало подростков зрелищностью, яркостью, максимальной «изобразительностью музыки», захватывающим языком декораций и костюмов; зрелищность, «волшебность» театра, его синтетичность, обращение к принципу синтеза искусств основаны на стремлении к идеалу прекрасного, глубокой воспитательности и образовательности. Нагляднее всего воспитательная роль музыки видна, когда все благое в подростке не внушается извне, а рождается в результате живого контакта сценической площадки и зрительного зала. Включение в театральную деятельность, работа над хореографическими и вокальными номерами расширяла творческие возможности подростков, у них проявлялась удаль, благородство, широта души. Использование синтеза искусств, включающего музыку, хореографию, литературу, позволяло дополнять природу эстетического выразительностью движений, активизировало художественно-эстетические способности подростков, расширяло сферу прилагаемых педагогических усилий. В мюзикле «Маленький принц» сопереживания подростков благородным, добрым героям учат их быть верными в дружбе, ответственными за близкого человека; в беседах дети учатся давать нравственно-эстетическую оценку описываемым событиям, проявляют сформированность эстетических суждений и вкусов в полной мере.
Реализация данного условия приводит к расширению спектра мотивов (познавательных, исследовательских, эстетических). Формирование эстетических суждений и вкусов переходит в процесс самовоспитания подростка. В силу действия внутренних факторов развитая эстетическая культура оказывала воздействие на сферу чувств подростка, успешность учения, творческую активность и, как следствие, побуждает рост познавательной потребности. Эстетические знания, их широта и глубина отражались на эстетическом сознании, эстетическом вкусе, эстетической потребности, эстетическом суждении, эстетическом восприятии каждого подростка.
Результатом реализации третьего педагогического условия становится готовность подростка к преобразованию окружающей действительности по законам красоты.
Глава 2. Критерии и уровень сформированности
эстетических суждений
у школьников.
На основе теоретического анализа философской, педагогической и психологической литературы можно определить и конкретизировать структуру формирования эстетических суждений и вкусов школьников в условиях дополнительного образования художественно-эстетической направленности, которая включает: воспитание как явление, процесс и деятельность; эстетическое воспитание как целенаправленное формирование эстетических потребностей, вкусов, взглядов и суждений; эстетику, раскрывающую сущность прекрасного и его роль в жизни человека; дополнительное образование художественно-эстетической направленности как приобщение к искусству, культуре, художественно-эстетическим знаниям через программы дополнительного образования; эстетическую культуру как свойство высокоразвитой личности, позволяющее человеку активно участвовать в созидании прекрасного; этнокультурную коннотацию, обеспечивающую культурообразующий характер и природосообразность воспитания через сохранение и развитие этнических констант центральной культурной темы этноса.
В работах В.А. Березиной, Л.И. Виноградовой, Г.И. Гузевой, Е.Е.Чепурных и др. доказывается, что в процессе занятий в рамках дополнительного образования художественно-эстетической направленности школьники гораздо лучше усваивают эстетические нормы, проявляют и формируют свои эстетические взгляды и суждения, благодаря гибкому режиму дополнительного образования, возрастанию уровня самосознания, самодеятельности и творческого сотрудничества. Следовательно, учреждение дополнительного образования детей, обладая максимальной вариативностью и пластичностью, более всего открыто для воспитания эстетической культуры личности на основе этнокультурных традиций.
Анализ работ Л.И. Виноградовой, Г.Н. Волкова, С.А. Кикеевой, А.Б. Панькина и др. показывает, что формирование эстетических суждений и вкусов к школьников в условиях дополнительного художественно-эстетического образования целесообразно строить на идеях и концепциях этнокультурного образования, ориентированного на воспитание эстетической культуры ребенка как представителя своего этноса, носителя родной культуры и, в тоже время, гражданина многонациональной России и полноценного члена мировой цивилизации. В этом плане большой интерес представляет концепция этнокультурной коннотации образования А.Б. Панькина. Этнокультурная коннотация предполагает ориентацию на развитие ребенка как личности, восходящей от родной культуры к мировой, обеспечивая не только эмоциональное развитие чувства ответственности за сохранение и развитие этнокультурной традиции, но и формирование эстетической культуры школьника (по А.Б. Панькину). Принцип этнокультурной коннотации заключается в выделении и подчеркивании, сохранении и развитии этнических констант центральной культурной темы этноса. В дополнительном образовании художественно-эстетической направленности он реализуется посредством введения во все дополнительные образовательные программы сквозных этнолингвокультурологических тем, их систематического использования в повседневной педагогической практике, как системы мер, способствующей эффективному формированию и развитию эстетических суждений и вкусов учащихся.
На основе научных разработок Е.И. Левит, Р.В. Смирновой уточнены уровни сформированности эстетических суждений и вкусов школьников в условиях этнокультурной коннотации дополнительного образования художественно-эстетической направленности (возраст 12-15 лет), см. Табл.1.
Уровни сформированности эстетических суждений школьников
уровень |
Информационно-познавательный |
Ценностно-избирательный |
Деятельностно-творческий |
1. Инертный |
элементарные знания об эстетике, национальном искусстве; образная широта невелика(2-3 вида образов); взаимосвязь характеристик художественных образов и выразительных средств искусства не устанавливается. |
низкий интерес к искусству, в т.ч. национальному, художественной образности и другим средствам образного выражения действительности (не выражен явно); эстетические качества действительности не вызывают интереса и активности в общении по поводу этноэстетических объектов и явлений. |
способы эстетической деятельности немногочисленны, не осознаны, самостоятельное творчество проявляется слабо либо отсутствует |
2. Целостный |
изобразительно-выразительная целостность образного представления, познания в области эстетики и национального искусства широкие, стойкие, но в познании действительности преобладает созерцательность. |
возрастание интереса к художественным этноэстетическим явлениям не только в процессе обучения, но и в повседневной жизни, однако поступки определяются эстетическими ценностями лишь в отдельных случаях. |
в учебно-творческой деятельности школьник применяет известные ему способы воссоздания художественных образов; творческая активность иногда проявляется, но носит несистематический характер; самостоятельность не стабильна. |
3. Продуктивный |
глубокие познания в области эстетики, искусства, этнокультуры, причем имеет место стремление к самообразованию, саморазвитию; при наличии изобразительно-выразительной целостности образного представления подросток свободно ассоциирует, его суждения многообразны, образно насыщены; проявляется устойчивая познавательная мотивация. |
потребность в восприятии и создании художественно-эстетических объектов, стремление к коммуникации, эстетическая мотивация поступков и деятельности (в том числе и в повседневной жизни); имеет место сознанный выбор художественных и эстетических объектов; созерцательность сочетается с действенностью. |
школьник не только полноценно владеет известными ему способами творческой деятельности, но и самостоятельно комбинирует их; творческие проявления выступают как стремление привнести собственное отношение в выполняемое дело, создать собственный образ; активность и самостоятельность проявляются всегда. |
На основе исследований В.И. Волынкина, М.Р. Катуновой разработаны критерии и показатели сформированности эстетических суждений и вкусов школьников в условиях этнокультурной коннотации дополнительного образования художественно-эстетической направленности (возраст 12-15 лет), представленные в Табл. 2.
Таблица 2
Критерии и показатели
сформированности эстетических
суждений и вкусов школьников
Критерии |
Показатели |
Способы определения |
когнитивный |
Широта эстетического этнокультурного кругозора, суждений и вкусов, их направленность. |
Беседа; анкетирование; творческие задания |
аксиологический |
Качество эстетических предпочтений и ценностных ориентаций, выражающихся в определенных эстетических потребностях, взглядах, вкусах. |
Беседа; анкетирование; анализ продуктов творческой деятельности |
креативный |
Устойчивость проявления художественно-творческих способностей: наличие творческого воображения, фантазии, образного мышления. |
Беседа; анкетирование; анализ продуктов творческой деятельности |
Уровень сформированности эстетических суждений подростка рассматривается как интегративное качество личности, характеризующееся совокупностью эстетических качеств, свойств, проявлений, позволяющих подростку полноценно воспринимать прекрасное в жизни и искусстве; готовностью и способностью к художественно-творческой деятельности. Значимыми в этом понятии выступают когнитивный, эмоционально-ценностный, деятельностно-творческий критерии.
Структура, содержание понятия «эстетического суждения подростка» повлияли на выбор критериев воспитанности последней (когнитивный, эмоционально-ценностный, деятельностно-творческий) и позволили определить показатели, по которым можно судить об уровне сформированности данного феномена.
Показатели уровня сформированности эстетических суждений подростка
Крите- рии |
Показатели |
Уровневые характеристики |
1 |
2 |
3 |
Когнитивный |
- эстетический кругозор; - система знаний сущности эстетической культуры, содержания эстетических категорий, способов преобразования окружающей действительности по законам красоты |
Высокий (творческий): наличие глубоких, осознанных, системных эстетических знаний |
Средний (допустимый): наличие базовых знаний | ||
Низкий (элементарный): знания отрывочные, бессистемные, неосознанные | ||
Эмоционально-ценностный |
- отношение к эстетической - стремление к личностному
эстетическому -направленность личности
на удовлетворение - познавательный интерес в области искусств |
Высокий (творческий): всегда проявляются эстетическая потребность и интерес, адекватная эстетическая самооценка, направленность на развитие эстетической культуры |
Средний (допустимый): эстетическая потребность и интерес проявляются ситуативно; адекватная эстетическая самооценка, личностная направленность на развитие эстетической культуры | ||
Низкий (элементарный): эстетическая потребность и интерес фрагментарны, неадекватная самооценка, слабая направленность на развитие эстетической культуры | ||
Деятельностно-творческий |
Подросток умеет: - видеть красоту окружающей жизни; - создавать эстетически ценные предметы; - оценить результаты эстетической деятельности; - включиться в эстетическую деятельность; - способен к художественно-эстетическому творчеству, эстетической рефлексии |
Высокий (творческий): в эстетической деятельности проявляется инициатива, эмоциональная насыщенность; поведение согласуется с эстетическими нормами, рефлексируется и оценивается с позиций красоты |
Средний (допустимый): в эстетической деятельности ответственен, старателен, аккуратен, но безынициативен, не проявляет творческой активности, стремления к поиску оригинальных путей решения поставленной задачи; поведение согласно эстетическим нормам, рефлексируется, но не всегда объективно оценивается; репродуктивный характер эстетической деятельности | ||
Низкий (элементарный): не проявляет инициативу в эстетической деятельности; не способен самостоятельно решить творческие задачи; поведение не рефлексируется и не оценивается с позиций красоты; досуговый характер эстетической деятельности |
Заключение
1. Анализ философской, психолого-педагогической
и музыковедческой литературы, учебно-воспитательной
деятельности учреждений
2. Результаты научных исследований по проблеме формирования эстетического вкуса и суждения у школьников позволяет уточнить его сущностную характеристику и компоненты. Эстетическое суждение и вкус школьника - это разновидность вкуса художественного, представляющая формирующуюся систему музыкально-эстетических взглядов, предпочтений, оценочных суждений в области музыкального искусства, включающая в себя взаимодействие эмоционального и рационального, эстетического чувства и идеала. Компонентами сформированного эстетических суждений и вкуса у школьника являются развитые музыкальные потребности, адекватное восприятие и способность к оценке музыкальных произведений, положительная мотивация к творческой и исполнительской деятельности, сформированный эстетический идеал.
Библиографический список