Формирование эстетического вкуса на уроках литературного чтения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 17:42, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотрение основных аспектов, касающихся развития эстетического вкуса учащихся начальной школы в процессе уроков литературного чтения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1.1. Современные подходы к содержанию литературного образования в начальной школе…………………………………………………………………..7
1.2. Эстетическое воспитание младших школьников…………………………12
1.3. Способы развития эстетического чувства на уроках литературного чтения…………………………………………………………………………….14
1.4. Отбор учебного текста с учётом его эстетической ценности……………20
1.5. Эстетический текстуальный анализ………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………...28
Список использованной литературы………………………………………..30

Файлы: 1 файл

Курсовая 4 курс.docx

— 59.07 Кб (Скачать файл)
  1. овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения;
  2. формирование читательского кругозора и опыта самостоятельной читательской деятельности;
  3. развитие художественно-творческих и познавательных способностей учащихся, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
  4. совершенствование основных видов речевой деятельности; воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге. [9]

   В соответствии с поставленными целями формируется круг чтения школьников начальных классов, в котором  выделяются три группы произведений. В первую группу входят произведения устного народного творчества (сказки, загадки, пословицы, поговорки). Вторую группу составляют произведения отечественной  классики (XIX в.), вошедшие в круг детского чтения (например, И.А.Крылов, А.С.Пушкин, Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, В.М.Гаршин, А.П.Чехов). Третья группа - произведения отечественной и зарубежной литературы, вошедшие в круг детского чтения или  созданные для детей (например, К.Чуковский, Б.Житков, С.Маршак, А.Барто, Н.Носов, Э.Успенский, братья Гримм, Г.-Х.Андерсен). Также учащиеся знакомятся с детской периодикой и справочно-энциклопедической литературой. [16]

   В начальных классах школьники  овладевают основными видами речевой  деятельности. Обычно выделяется четыре основных вида речевой деятельности: это чтение, аудирование (слушание); они объединяются под названием  рецептивных видов речевой деятельности; устная речь и письмо (вместе с письменной речью; последние два вида речевой  деятельности обычно называются продуктивными).  Соответственно виды речевой деятельности развиваются путём постановки вопросов, письменным и устным ответам на них; пересказа произведения (подробный, выборочный, краткий); связного рассказа о персонажах произведения по плану; простейшего рассказа о своих  впечатлениях от прочитанного; выразительного чтения и рассказывания [15].  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Эстетическое воспитание младших школьников

       Под эстетическим воспитанием понимается воспитание способности восприятия и правильного понимания прекрасного  в действительности (природе, труде, общественных отношениях, поступках  людей) и в искусстве, развитие эстетических взглядов, вкусов и чувств, потребности  и способности участвовать в  создании прекрасного в искусстве  и жизни.

       Эстетическое  воспитание включает в себя две взаимосвязанные  стороны: внешнюю — это задачи, содержание, средства и методы эстетического  воспитания — и внутреннюю —  творчески преобразующую деятельность ребенка, который под руководством педагога постепенно приобщается к  прекрасному, формирующую эстетическую культуру личности. [2]

       Эстетическая  культура рассматривается в педагогике как сложное комплексное понятие. Важнейшей составной ее частью является формирование эстетического чувства, особой эмоциональной отзывчивости человека к прекрасному в искусстве, природе, труде, общественной жизни  и поведении людей. [12]

       Другим  компонентом эстетической культуры следует считать знания, на основе которых формируются эстетические представления, понятия, взгляды, вкусы, составляющие эстетический кругозор личности. Особое место в эстетической культуре занимает эстетический идеал как  цель и образец. Важным компонентом  эстетической культуры следует считать  эстетический вкус, позволяющий человеку отличать прекрасное от безобразного, настоящую красоту от ложной. Показателем  эстетического отношения человека к миру служат эстетические интересы и потребности, а также эстетические способности. [2] Уровень развития эстетической культуры школьников не однороден. Школьники в состоянии видеть и достаточно глубоко переживать прекрасное в природе, искусстве, учении и труде. Они чутки ко всему возвышенному, героическому. Но у них мало знаний по теории искусства и художественного творчества. Младшие школьники проявляют повышенный интерес к красоте природы, внутреннего и внешнего мира человека. Через систему знаний и образных воздействий растущий человек воспринимает, впитывает, совершенствует правильное отношение к людям, Родине, непреходящим культурным ценностям. Недооценка или, наоборот, переоценка того или другого начала одинаково вредны в целостном процессе развития личности. [6]

       Воспитание  эстетических чувств, идеалов, вкусов, оценок является вместе с усвоением  знаний мощным фактором формирования мировоззрения.[1]

       Широкое понимание сущности, роли и места  эстетического воспитания во всестороннем развитии личности имеет в педагогике давнюю традицию. Основы такого понимания  были заложены А. В. Луначарским, Н. К. Крупской, С. Т. Шацким.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Способы развития  эстетического чувства  на уроках литературного  чтения.

     Эстетические  чувства людей играют огромную роль в их жизни. Умение понимать, видеть и создавать прекрасное делает духовную жизнь человека богаче, интереснее, даёт ему возможность испытывать самое высокое духовное наслаждение.

     Вступая в различные жизненные взаимоотношения  с людьми, вещами и природой, сталкиваясь  с явлениями общественной жизни  вообще и с явлениями искусства  в особенности, ребёнок под решающим влиянием взрослых развивает определенные эстетические взгляды.

     Познакомившись  с творчеством нового для него поэта, писателя, художника, композитора  иначе воспринимает мир, начинает видеть краски, формы, звуки, которые раньше не замечал, начинает иначе жить, иначе  чувствовать.

     Главная задача, стоящая перед нашей начальной  школой, - это задача разностороннего  развития ребенка, раннее выявление  и развитие его творческих способностей. [14]

     Эстетическое  обучение пронизывает всю организацию  жизнедеятельности ребенка в  школе. Радостная, доброжелательная атмосфера  обучения, наполненная постоянным открытием  для себя окружающего мира, дает возможность воспитывать личность, испытывающую интерес и потребность  к получению знаний. Художественной литературе принадлежит огромная роль в формировании духовного мира школьника. Она открывает юному читателю мир прекрасного, развивает его  эстетические чувства.

     Несомненно, книга для чтения имеет особое значение, от которой зависит во многом преподавание предмета литературного  чтения.

     В учебнике «Живое слово» (автор З.И. Романовская) представлена определенная система  чтения. Она отличается от других книг для чтения своим дидактическим  направлением – целями и задачами чтения, содержанием и расположением материала, а также характером методического аппарата. Основными критериями эстетических методов и приемов является уместность, органическая взаимосвязь с сущностью изучаемого материала, наибольшая направленность на достижение поставленных задач и развивающий характер. [13] 

     Школа основывает свою работу на единой системе  эстетического воспитания и ставит перед собой следующие задачи:

  • вырабатывать у детей потребность в приобретении знаний;
  • вовлекать учащихся в художественно – творческую деятельность и приобщать их к эстетической культуре;
  • развивать вкус;
  • формировать духовные качества, эстетические чувства.
 

    Для осуществления этих задач используются следующие пути.

1. Постоянная  связь с жизнью, широкие межпредметные  связи.

2. Упор  на задания познавательного и  творческого характера, творческие  уроки.

3. Проведение  любого урока на эстетическом  уровне.

4. Обобщение  знаний через внеклассную работу. [2]

     Объектом  изучения на уроках литературного чтения является детская художественная литература. Своеобразие литературы проявляется  в ее многофункциональности: она  несет в себе познавательную, развивающую, воспитательную, коммуникативную, эстетическую функции и воздействует не на отдельные  стороны психики ученика, а на личность в целом. Литература вобрала в себя социальные и нравственные идеалы, образцовый язык, культуру общества. Литература имеет в своем арсенале огромный потенциал духовных ценностей, которые могут обогатить человека, стать эффективным средством его развития. Начальная ступень школьного образования должна максимально использовать все функциональные возможности литературы. [1]

     Воздействие литературы на читателя осуществляется через ее восприятие, в основе которого лежат психические процессы мышления, воссоздающего воображения, логической и эмоциональной памяти, а также  работа чувств. Художественное произведение постигается не только умом, но и  чувствами. Развитие нравственных и  эстетических чувств, таких как отзывчивость, восхищение, переживание при встрече  с прекрасным, является непременным  условием литературного развития младшего школьника.

     Понимание образного содержания художественного  произведения маленькими читателями находится  в прямой зависимости от работы воссоздающего  воображения. [11] Психологи утверждают, что понимание художественного образа, выразительных средств языка (эпитет, сравнение, скрытое сравнение, олицетворение) становится осознанным и доступным, если ребенок представит в своем воображении прочитанное. В связи с этим, развитие образного мышления и воссоздающего воображения является актуальной задачей подготовительной ступени литературного образования младших школьников.

     Квалифицированного  читателя характеризуют развитое воображение, эмоциональная восприимчивость  и отзывчивость, ясный критический  ум. Закладывать основу этих качеств  читателя необходимо уже в начальных  классах. [15]

     Познавательная  деятельность детей, начинающих свое обучение с шестилетнего возраста, характеризуется  следующими особенностями: незавершенность  развития психических свойств внимания, памяти, мышления, воображения; непроизвольность всех этих процессов; опора на практические действия в процессе осознания предметов  реального мира и др. Знание этих особенностей дает основание рассматривать  начальные классы как подготовленную ступень литературного образования  школьников и наметить приоритетные направления содержания учебного предмета "Литературное чтение". [15]

     Приоритетными направлениями литературного образования в начальных классах должны быть развитие и обогащение чувственного, нравственно-эстетического и познавательного опыта ребенка, обучение мастерству чтения, способам работы с текстом и детской книгой, формирование потребности в чтении, развитие духовно-нравственной, гражданской, коммуникативной культуры учащихся. Важнейшей задачей уроков литературного чтения становится не сообщение и накопление литературоведческих сведений, не знакомство с творческими биографиями писателей, а развитие тех познавательных процессов, которые лежат в основе читательского восприятия, а именно логического и образного мышления, воссоздающего воображения, творческой фантазии, произвольного и осмысленного запоминания, эмоциональной и духовно-нравственной сферы читателя. [10]

     Художественное  произведение должно рассматриваться  не как иллюстрация к жизненным  ситуациям, картинам природы, дидактическим  правилам, а как словесное искусство. Понять специфику художественного  произведения как явления искусства  возможно при условии постоянного  внимания к художественной стороне  текста: художественному слову в  его образной, изобразительной и  эстетической функции, устойчивым жанровым признакам, композиционным приемам, особенностям языка. На подготовительной ступени  литературного образования в  силу возрастных возможностей учащихся должно осуществляться практическое освоение художественной формы.

     Для понимания специфики художественного  отображения жизни в искусстве  возможно широкое использование  в обучении произведений различных  видов искусства (живопись, музыка, кино). [2]

     Виды  учебно-речевой деятельности требуют  от учащихся глубокого проникновения  в художественный образ, сопереживания, перевоплощения, развивает воображение, образное мышление, эстетические чувства  и вкус.

Информация о работе Формирование эстетического вкуса на уроках литературного чтения