Формирование коммуникативной компетенции с использованием дидактического сборника «игровой калейдоскоп»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 10:33, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования: выявление сформированности коммуникативной компетенции с использованием дидактического сборника «игровой калейдоскоп». Объект исследования: формирование коммуникативной компетенции. Предмет исследования: использование дидактического сборника игровой калейдоскоп». В соответствии с целью, объектом и предметом в работе ставились и решались следующие задачи:
1.Раскрыть сущность понятия «коммуникативная компетенция», «игра» через изучение психолого - педагогической и методической литературы.
2.Обобщить опыт по формированию коммуникативной компетенции у учащихся 2 класса на уроках английского языка.
3. Выявить уровень сформированости коммуникативной компетенции у учащихся 2 класса на уроках английского языка.

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 55.49 Кб (Скачать файл)

 

Введение:

 

В  новых образовательных стандартах подчёркивается необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающихся определённой суммы  знаний, но и на развитие  личности, познавательных и созидательных  способностей.

Общеобразовательная школа  должна формировать целостную систему  универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования.Современное состояние теории обучения иностранного языка и накопления знания делают необходимым еще раз вернуться к компетенции коммуникативного обучения. На пороге нового века существенно изменился социокультурный контекст изучения иностранного языка в России. Желание ребенка изучать язык другого народа это начало доброго отношения к самому народу, осознание принадлежности к людям планеты, независимо от

того где кто живет  и на каком языке говорит.

Обучение иностранному языку  носит деятельностный характер, так речевое общение осуществляется посредствам речевой деятельности, которая служит для решения задач в условиях социального взаимодействия общающихся людей. Значительно возросли их образовательная и самообразовательная функция в школе и вузе, профессиональная значимость на рынке труда в целом, что повлекло за собой усиления мотивации в изучении языков международного общения. Именно учитель поможет ребенку познать культуру языка и поддержит его желание общаться на английском языке.  Мы считаем, что одним из важнейших средств формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка является использование учителем в процессе обучения дидактического сборника. Для курсовой работы была выбрана тема: Дидактический сборник «Игровой калейдоскоп» для формирования коммуникативной компетенции учащихся 2 класса на уроках английского языка.

Сложность изучения иностранного языка заключается и в том, что необходимо ещё и создать  условия для формирования коммуникативной  компетенции, то есть внутреннюю готовность и способность к речевому общению.              Целью исследования: выявление сформированности коммуникативной компетенции с использованием дидактического сборника «игровой калейдоскоп».            Объект исследования: формирование коммуникативной компетенции.  Предмет исследования: использование дидактического сборника игровой калейдоскоп». В соответствии с целью, объектом и предметом  в работе ставились и решались следующие задачи:

1.Раскрыть сущность понятия  «коммуникативная компетенция», «игра»  через изучение психолого - педагогической и методической литературы.

2.Обобщить опыт по формированию коммуникативной компетенции у учащихся 2 класса на уроках английского языка.

3. Выявить уровень  сформированости коммуникативной компетенции у учащихся 2 класса на уроках английского языка.

4. Разработать  дидактический сборник «Игровой  калейдоскоп» как средство формирования  коммуникативной комптенции у учащихся 2 класса на уроках английского языка

Для реализации целей и  задач исследования применялись  следующие методы.  
• Анализ теоретических и практико-ориентированных исследований, психолого-педагогической, методической и литературы по проблеме исследования.

• Анализ и отбор англоязычных материалов, являющихся инструментальной средой создания дидактического сборника «Игровой калейдоскоп» как средства формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка 2 классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1

Формирование коммуникативной  компетенции младших школьников на уроках английского языка

 

1.1 Сущность коммуникативной компетенции и её структура

 

Концепция модернизации российского  образования определяет новые социальные требования к формированию жизненных  установок личности. Происходит переориентация оценки результатов образования с понятия«компетенции» обучающихся. Коммуникативная направленность обучения является основной стратегией гуманизации обучения, так как именно коммуникативность стимулирует мыслительную активность учащихся, центром внимания становится не форма, а содержание.

Компетенция предполагает целый спектр личностных качеств человека, включая в себя не только когнитивную и операционно-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную, поведенческую. Компетенция всегда личностно окрашена качествами конкретного человека, предполагает минимальный опыт применения личностью компетенций.

Компетенция - как совокупность знаний, навыков, умений, формируемых  в процессе обучения иностранному языку. Следовательно «язык» - является зеркалом культуры, в котором отражается не только окружающий человека мир, но и  его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции и виденье мира

Коммуникативная компетенция относится к группе ключевых компетентностей, то есть имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание.

Коммуникативная компетенциявлияет на учебную успешность. [6]

Если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетенции) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.

Основное назначение обучения иностранному языку состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. От коммуникативной компетенции во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Как известно, школьная адаптация подразделяется на учебную и социально-психологическую. Ребенок должен привыкнуть не только к новому виду деятельности (обучению), но и к окружающим его людям. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает больший психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущения непринятости, одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы поведения.

Коммуникативная компетенция учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни. Современные школьники имеют возможность изучать иностранный язык и одновременно развивать свою коммуникативную компетенцию. Для разговорной речи характерны непринужденность отношений между партнерами коммуникации, неподготовленность речевого акта и отсутствие установки на сообщение, имеющее официальный характер. [15]

Для развития коммуникативной компетенции необходимо:

  • определить ее понятие и структуру, а также содержание на разных возрастных этапах;
  • применить системный подход, обеспечить взаимодействие различных субъектов, направлений и технологий в целях достижения полноценного результата;
  • выбрать метод, разработать программы, направления, технологию и техники развития коммуникативной компетентности учащихся.

Коммуникативная компетенция как целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, достигает цели (эффективно) и эмоционально благоприятно (психологически комфортно) для участвующих сторон. В ее структуре выделяются следующие компоненты: когнитивный, ценностно-смысловой, личностный, эмоциональный и поведенческий.

Они не являются частями целого, однако предполагают взаимовлияние, взаимопроникновение  и существование каждого в  остальных, что означает следующее:

  • содержание отдельного компонента "раскрывается" через другие, взаимодействует с ними, проявляется в них;
  • все компоненты (направления) должны быть включены в работу;
  • более эффективным считается занятие, обеспечивающее развитие ребенка по всем или многим обозначенным направлениям.

Когнитивный компонент образует знания о ценностно-смысловой стороне  общения, о личностных качествах, способствующих и препятствующих общению, об эмоциях  и чувствах, всегда сопровождающих его, о поведенческой стороне общения. Человек обучается общению, наблюдая поведение близких людей, подражая их примеру, что происходит недостаточно осознанно. Ребенок, и даже взрослый, не задумывается о самой форме этого процесса и может познавать его на протяжении всей жизни. Это позволяет лучше понять особенности собственного стиля общения, усовершенствовать его, разнообразить коммуникативные возможности.

Ценностно-смысловой компонент  – ценности, которые активизируются в общении. Личностные ценности, проявляясь в базовых отношениях к себе и  другим людям, регулируют общение, придавая ему определенный смысл. Данный уровень регуляции весьма значим для человека.

Например, для обращения с просьбой к кому-либо о чем-то для себя важно, какой смысл это имеет для просящего. Если, по его мнению, просить – значит показывать свою зависимость или слабость, что недопустимо, то он не будет этого делать. Или, например, если человек считает, что "никто никому ничего не должен", и поэтому боится получить отказ, то он тоже не может попросить. Подобные ситуации наблюдаются в начальной школе: ученик плачет и не может попросить у соседа карандаш. В этом случае "работает" личностный смысл, который не позволяет просить.

Личностный компонент образуют особенности личности вступающего в общение, которые естественным образом влияют на содержание, процесс и сущность коммуникации. Застенчивость, беззастенчивость, эгоистичность, заносчивость, тревожность, агрессивность, конфликтность, авторитарность негативным образом сказываются на общении. Коммуникативная компетенция должна базироваться на уверенности в себе, оптимизме, доброжелательности  уважении к людям, справедливости, альтруизме, честности, стрессоустойчивости, эмоциональной стабильности, неагрессивности, неконфликтности.

Эмоциональный компонент коммуникативной  компетенции связан, прежде всего, с созданием и поддержанием позитивного эмоционального контакта с собеседником, саморегуляцией, умением не только реагировать на изменение состояния партнера, но и предвосхищать его. Именно эмоциональный фон создает ощущение психологически благоприятного или неблагоприятного, комфортного или дискомфортного общения.

Поведенческий компонент образуют коммуникативные умения, способы  деятельности и опыт, который является образованием, интегрирующим в себя на уровне поведения и деятельности все проявления коммуникативной  компетенции. Коммуникативные умения как элементы создают коммуникативное поведение. Их особенности, степень сформированности могут быть изучены и измерены, а также стать конкретной задачей или коррекцией развития у ребенка.[10]

Коммуникативные умения можно разделить  на две группы, находящиеся во взаимодействии и взаимопроникновении:

  • базовые, отражающие содержательную суть общения: приветствие; прощание; обращение; просьба о поддержке, помощи, об услуге; оказание поддержки, помощи, услуги; благодарность; отказ; прощение;
  • процессуальные, обеспечивающие общение как процесс: умение анализировать ситуацию коммуникации с точки зрения чувств и состояний партнеров, производимых ими воздействий; говорить перед другими; слушать других; сотрудничать; управлять (командовать); подчиняться.

Приведенная классификация может  служить основой системы развития коммуникативных умений учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Значение коммуникативной компетенции при обучении иностранному языкуучащихся 2 классов

 

Отличительные для нашего времени изменения в характере  образования – в его направленности, целях, содержании – все более  явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Современному ученику недостаточно просто получить определенную базу знаний, умений и навыков. Время требует  от него умения самореализовываться, саморазвиваться, максимально использовать свои потенциальные возможности, мыслить творчески, выходя за рамки одного предмета.  В связи с этим обновляющейся школе потребовались новые методы обучения (деятельностные,  игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные).

Таблица 1 Компонентный состав коммуникативной компетенции

Информация о работе Формирование коммуникативной компетенции с использованием дидактического сборника «игровой калейдоскоп»