Формирование коммуникативной компетенции с использованием дидактического сборника «игровой калейдоскоп»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 10:33, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования: выявление сформированности коммуникативной компетенции с использованием дидактического сборника «игровой калейдоскоп». Объект исследования: формирование коммуникативной компетенции. Предмет исследования: использование дидактического сборника игровой калейдоскоп». В соответствии с целью, объектом и предметом в работе ставились и решались следующие задачи:
1.Раскрыть сущность понятия «коммуникативная компетенция», «игра» через изучение психолого - педагогической и методической литературы.
2.Обобщить опыт по формированию коммуникативной компетенции у учащихся 2 класса на уроках английского языка.
3. Выявить уровень сформированости коммуникативной компетенции у учащихся 2 класса на уроках английского языка.

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 55.49 Кб (Скачать файл)

Коммуникативная компетенция

Лингвистическая компетенция (в том  числе социолингвистическая)

владение языковыми средствами, процессами порождения и распознавания  текста

Тематическая компетенция 

владение экстралингвистической  информацией, в том числе страноведческой

Социокультурная компетенция (поведенческая, в том числе этикетная,)

Знание социокультерного контекста

Компенсаторная компетенция 

умение добиться взаимопонимании, выйти из затруднительного положения

Учебная компетенция 

умение учиться




 

 

Ценностно-смысловая компетенция - это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами  ученика, его способностью видеть и  понимать окружающий мир, ориентироваться  в нём, осознавать свою роль, уметь  выбирать целевые установки для  своих действий и поступков, принимать  решения.

Формирование ценностно-смысловой  компетенции – очень важное условие  становления личности, развития её качеств. Уроки иностранного языка  – благодатная почва для этого, поскольку, используя язык как средство, мы изучаем окружающий нас мир  во всех его проявлениях. Учащиеся овладевают данной компетенцией, участвуя в нравственных беседах, в ситуациях морального выбора поступков.

Таблица 2 Уровни коммуникативной компетенции


 






 

 


 

 



 

Следует заметить, что за последние годы требования к иностранному языку возросли. Современный выпускник школы должен быть готов к эффективной коммуникации, что позволяет ему проявить себя не только квалифицированным специалистом в своей области, но и обладать рядом совершенно новых социальных навыков: уметь общаться с разными категориями людей, быть способным работать в команде, мотивировать окружающих. В результате преподавание английского языка, с учётом перспективных тенденций развития языкового образования, использование современных образовательных технологий в системе позволяют ученикам достичь уровня знаний, соответствующего требованиям государственного образовательного стандарта.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

Использование Дидактического сборника «Игровой калейдоскоп» в обучении иностранному языку

2.1 Возможности использования Дидактического сборника в  процессе обучения младших школьников английскому языку

Основной целью при  обучении иностранному языку является развитие коммуникативной компетенции. Для достижения этой цели будет использоваться дидактический сборник.

Под дидактическим сборником  понимается сборник, содержащий игровые уроки, помогающие ребёнку учиться с увлечением, формировать предметные и надпредметные умения и навыки.

В настоящее время формирование иноязычной деятельности приобретает  особую значимость. Начались изменения  в содержании, средствах и методах  обучения школьников, применение демократического стиля общения учителя и ученика, способствующего развитию его познавательных интересов и нравственных личностных качеств. Главным становится не планирование общей, единой для всех линии обучения и развития, а осуществление подхода  к каждому ученику с учётом его индивидуальных особенностей. При  обучении иностранному языку это  означает поиск и выявление продуктивных методов и приёмов обучения.

Значительным и во многом неиспользованным средством для  целенаправленного формирования учебной  деятельности детей является игра.

Несомненно, что задачи обучения значительно шире, чем сообщение  ученикам определённой суммы знаний и выработка умений применять  эти знания. Главная задача обучения - подготовка детей к жизни. Она особенно важна на этапе становления личности в младшем школьном возрасте, так как именно этот период, будучи переходным обладает глубокими потенциальными возможностями физического, духовного, социального и психологического развития ребёнка. Особенно актуальна реализация игровых технологий в процессе формирования личностных качеств учащихся в процессе обучения иностранному языку, направленных на общее развитие младших школьников. Поскольку именно в этот период происходит формирование личностных качеств ребёнка, его отношение к труду, учению, окружающему его миру. Анализ литературы показал, что эффективность и продуктивность реализации игровых технологий в процессе обучения отмечают многие методисты. Однако в осмыслении, трактовке и интерпретации игровых технологий не прослеживается единства и однозначной теоретической основы.

По мнению  Селевко Г. К. игровая деятельность выполняет следующие функции: иглотерапевтическую - преодоление различных трудностей, возникающих у ребёнка в поведении, общении, учении, и других видах жизнедеятельности.«Эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые ребёнок получает в ролевой игре. Именно практика новых реальных отношений, в которые ролевая игра ставит ребёнка как со взрослым, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества, взамен отношений принуждения и агрессии, приводит в конце концов к терапевтическому эффекту» (Эльконин Д. Б.);

диагностическую-выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры. Диагностическая функция игры предоставляет педагогу возможность диагностировать различные проявления ребёнка (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.). В то же время игра - «поле самовыражения», в котором ребёнок проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражает и самоутверждает себя;

функцию коррекции- внесение позитивных изменений и дополнений в структуру личностных показателей. В игре этот процесс происходит естественно, мягко.

межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

социализации-включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

В условиях общения ребёнок  сталкивается с необходимостью применять  на практике усваиваемые нормы поведения  по отношению к другим людям, приспосабливаясь к их конкретным ситуациям.

Одной из важнейших функций игры является функция социализации. Игра - сильнейшее средство включения ребёнка в систему общественных отношений, усвоения им богатств культуры. Игра способствует безболезненной адаптации к условиям социальной жизни в дальнейшем.

Игровая деятельность как  метод обучения и передачи социального, коммуникативного опыта, как метод  активизации учебного процесса может  использоваться в следующих случаях:

в качестве самостоятельных  технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

как элементы более обширной технологии;

в качестве урока (занятия) или  его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

как технологии внеклассной  работы.

В игре создаются благоприятные  условия для дальнейшего, более  глубокого освоения и отработки  знаний, норм поведения, что приводит к эффекту общего развития. Игры способствуют выполнению следующих  методических задач:

созданию психологической  готовности детей к речевому общению;

обеспечению естественной необходимости  многократного повторения языкового  материала;

тренировке детей в  выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной  спонтанной речи.

Не следует забывать о  том, что дидактическая игра - это  игра не только для ребёнка, так как  её организация и проведение-задача достаточно сложная для педагога.

В настоящее время особое внимание уделяется развитию и поддержанию  интереса школьников к учению, положительного к нему отношения, усиление акцентов на формирование познавательных интересов. Поскольку мотивация - развивающийся  во времени сложный психологический  процесс, внутренняя движущая сила действий и поступков личности, возникает  острая необходимость в формировании её на начальном этапе. Мотивационная  сфера младшего школьника не постоянна  и не устойчива. Её изменение непосредственно  связано с развитием личности и видами деятельности. Одним из постоянно сильнодействующих мотивов  детской деятельности является интерес. Включение игровых технологий в  процесс изучения иностранного языка  способствует формированию устойчивого  интереса у младших школьников к  учению. Устойчивость интереса выражается в длительности сохранения интереса к изучаемому предмету.[11]

Младший школьный возраст  особенно подходящий для изучения иностранного языка: «шестилетки отличаются особой восприимчивостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к  осознанию своего разговорного опыта, «секретов» языка». Игра не противоречит учебной деятельности, а органично  связана с ней.

Принцип активности ученика  в процессе обучения - один из доминирующих в дидактике. Под этим понятием подразумевается  такое качество деятельности, которое  характеризуется высоким уровнем  мотивации, созданной потребностью в усвоении знаний и умений. Такого рода активность ученика в процессе обучения сама по себе не возникает, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, то есть.применяемой педагогической технологии.

В игре языковой материал усваивается  незаметно, но эффективно, снимая при  этом психологический барьер употребления в речи слов иностранного языка.

Являясь сложным и одновременно увлекательным занятием, игра требует  концентрации внимания, тренирует память, развивает речь. Отказ от инертности, однообразия, альтернативность работы, быстрота интеллектуальной реакции  на возникшую игровую ситуацию - в этом заключаются преимущества реализации игровых технологий на уроке  иностранного языка.

При реализации игровой технологии на уроке английского языка необходимо учитывать следующие требования:

  • игра не должна быть образцом для механического подражания - это образец творчества;
  • учитель представляет оригинальный образец иностранной речи, который должен побуждать детей быть оригинальными, самостоятельными;
  • в игре не пользуются системой оценок, ошибка в речевом действии должна приводить к проигрышу;
  • игра должна вызывать положительный эмоциональный интерес, желание как можно скорее включиться в игру.

Использование игр на уроке  поможет в обучении иностранному языку. Игры имеют широкий спектр применения на уроках иностранного языка. Они могут использоваться для введения нового языкового материала, для отработки изученных лексических и грамматических явлений, для контроля знаний школьников. [5]

2.2. Пути формирования  коммуникативной компетенции учащихся 2 классов при использовании Дидактического  сборника «Игровой калейдоскоп»

 

Сегодня цели и задачи, стоящие  перед современным образованием, меняются – акцент переносится с  усвоения знаний на формирование компетенции.  Именно применение дидактического сборника « Игровой калейдоскоп» поможет  в формировании компетенции. Использование игрпредставляют мощный инструмент мотивации к изучению иностранного языка.Дидактический сборник содержит игры для английского языка, для улучшения знаний и повышения интереса к английскому языку.Дидактический сборник является сборником игр, которые можно использовать для дополнительной практики в совершенствовании знаний и навыков английского языка, а также в качестве занимательных видов деятельности с детьми на уроке. Состоит из четырех стран.

Основная цель сборника –  помочь детям совершенствовать знания в английском языке. Из этих спокойных  радостей игры со временем  может  развиться трудолюбие, настойчивость, увлеченность, плодотворность и обучаемость.

Первая страна «Фонолэнд»  включает в себя игры способствующиекорректировке произношения на этапе формирования речевых навыков и умений, а также в дальнейшем обучении. И, наконец, формированию и развитию речевых и произносительных навыков.      Также в сборнике собраны игры, которые помогают расширять словарный запас, эти игры включает в себя вторая страна «ABCлэнд» Эта страна направлена на запоминание букв английского алфавита, развитие логического мышления, способности рассуждать, также направлен на необходимость ученику для успешной и плодотворной учебы. Задания – это все различные упражнения, способствующие закреплению изученной темы. При отборе заданий учитывались возрастные особенности, интересы и потребности учащихся, уделялось особое внимание и новизне имеющейся информации. Представленные материалы содержат избыточную информацию, предполагающую расширение фоновых знаний учащихся. Такой метод изучения алфавита прослеживается по всему курсу изучения букв.

Третья страна «Грамолэнд». Данная страна поможет развитию внимания учащихся, их познавательного интереса, творческого мышления, а также запомнить лексические единицы иностранного языка.       Четвертая страна «Лексолэнд». Эта страна поможет познакомить учащихся с новыми словами и их сочетаниями, тренировать учащихся в употреблении лексики, активизировать речемыслительную деятельность учащихся,  развивать речевую реакцию учащихся. Немаловажным аспектом применения учебного дидактического сборника «Игровой калейдоскоп» является возможность изучения материала в удобном для учащегося темпе, осуществление свободного перехода от одной темы (буквы, звука, буквосочетания) к другой в любой последовательности. Вследствие экономии времени при поиске необходимого материала достигается интенсификация учащегося.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение языка в школе  не всегда продвигается, так как  этого хотелось. Использование дидактического сборника на уроках даст возможность  развить у учащихся нужные умения и навыки. В реальной жизни дети сталкиваются с необходимостью владеть  письменными видами речевой деятельности (чтение, письмо) и устными для  получения отметки. К сожалению, существующие учебники иностранного языка,  дети с неохотой берутся, за них и  в итоге нет обучения иностранному языку. А с помощью дидактического сборника можно заполнить пробелы  в знаниях (лексики, фонетики, грамматике, и в знании алфавита). Который включает различные игры на формирование коммуникативных навыков. Очень сложно найти подходящий материал для формирования тех или иных умений.

Информация о работе Формирование коммуникативной компетенции с использованием дидактического сборника «игровой калейдоскоп»