Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 20:39, курсовая работа
Целью работы является рассмотреть формирование коммуникативной компетенции учащихся в свете требований ФГОС.
Задачи:
1. Изучить и проанализирать литературу по изучаемой проблеме.
2. Раскрыть сущность и дать содержательную характеристику понятия «коммуникативная компетенция».
3. Определить роль коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка.
4. Раскрыть способы и виды формирования коммуникативной компетенции в современном обществе .
Введение.
Современное
российское общество стоит перед лицом
острейших социально-политических, межэтнических,
межкультурных, коммуникативных проблем.
Именно образование во все времена содействовало
сохранению устойчивости общества, модификации
форм и типов взаимоотношений людей. В
настоящие время общество характеризуется
усилением социальной мобильности, развитием
контактов всех уровней, резкими изменениями
ценностных ориентиров. Все вышесказанное
делает особенно актуальной проблему
формирования толерантного сознания и
коммуникативной компетенции как стабильных
характеристик личности подрастающего
человека. Решение этой проблемы становится
сегодня действительным приоритетом педагогической
науки и практики.
Особый интерес сегодня представляет
коммуникативный фактор, влияющий на контакты
между национальностями, иерархию их ценностей,
о возможности преодоления расовых (национальных)
предубеждений и дискриминации. В последнее
время большое внимание уделяется проблемам
развития коммуникации и компетенции.
Значимыми для нашего исследования явились
работы, посвященные раскрытию понятия
компетенций и компетентностного подхода
в современном образовании. В языкознании
эта проблема исследуется с точки зрения
выявления единиц, отражающих специфику
языка, проблем вербальной и невербальной
коммуникации при диалоге культур, языковой
интерференции. В педагогике исследуемая
проблема рассматривается с точки зрения
общей интеллектуальной компетенции учащихся,
иноязычной компетенции студентов.
Вышеизложенное позволяет утверждать,
что в современной теории и практике существует
противоречие между объективно возрастающими
требованиями, предъявляемыми обществом
к решению проблем использования коммуникативной
компетенции учащихся, с одной стороны
(С.Е. Шишов), недостаточной теоретической
и практической разработанностью принципов
и методов коммуникативного образования
средствами иностранного языка, с другой
стороны (В.А. Кальней).
Целью
работы является рассмотреть
формирование коммуникативной компетенции
учащихся в свете требований ФГОС.
Задачи:
1. Изучить и проанализирать литературу
по изучаемой проблеме.
2. Раскрыть сущность и дать содержательную
характеристику понятия «коммуникативная
компетенция».
3. Определить роль коммуникативной
компетенции учащихся на уроках иностранного
языка.
4. Раскрыть способы и виды формирования
коммуникативной компетенции в современном
обществе .
Объект исследования: педагогический п
Предмет исследования: условия формирования коммуникативной
компетенции на уроках иностранного языка.
Методы исследования: Теоретический анализ и синтез
литературы.
Коммуникативная компетенция ориентированная на достижение практического результата в овладении иностранным языком, а также на образование, воспитание и развитие личности школьника. Это и составляет актуальность данного исследования.
Глава I. Государственный стандарт общего образования.
1.1. Государственный стандарт общего образования — нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса (в том числе к его материально-техническому, учебно-лабораторному, информационно-методическому, кадровому обеспечению).
Назначением государственного стандарта общего образования является обеспечение:
Государство гарантирует общедоступность и
Государственный стандарт общего образования является основой:
Приказ об утверждении
федерального государственного образовательного
стандарта (ФГОС) среднего (полного) общего
образования был подписан перед
отставкой министром
Глава II. Формирование коммуникативной компетенции при изучении иностранного языка.
2.1. Понятие коммуникативной компетенции.
Коммуникативная компетентность — это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии.
Коммуникативная компетентность — это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере делового общения.
Коммуникативная компетентность складывается из способностей:
Коммуникативная компетентность
выступает интегральным качеством,
синтезирующим в себе общую культуру
и ее специфические проявления в
профессиональной деятельности. Одним
из условий коммуникативной
Наиболее значимые из этих правил состоят в следующем:
2.2. Формирование
коммуникативной компетенции
2.2.1. Изучение иностранного языка на начальном этапе образования.
Изучение иностранного языка
в общеобразовательных
В свою очередь, изучение иностранного языка способствует развитию коммуникативных способностей младших школьников, что положительно сказывается на развитии речи учащихся на родном языке; развитию их познавательных способностей; формированию общеучебных умений учащихся.
Деятельностный характер предмета «Иностранный язык» соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста (игровую, эстетическую и т.п.) и дает возможность осуществлять разнообразные межпредметные связи.
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Иностранный язык как учебный предмет характеризуется:
- межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии, математики и др.);
- многоуровневостью (с одной стороны, необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой – умениями в четырех видах речевой деятельности);
- многофункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения знаний в самых различных областях знания).
Являясь существенным элементом культуры народа – носителя данного языка и средством передачи ее другим, иностранный язык способствует формированию у школьников целостной картины мира. Владение иностранным языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира.
Иностранный язык расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся. В этом проявляется взаимодействие всех языковых учебных предметов, способствующих формированию основ филологического образования школьников.
2.2.2. Цели обучения иностранному языку в начальной школе.
В процессе обучения иностранному языку в начальной школе важно реализовать следующие цели:
- формирование умений общаться на иностранном языке с учетом речевых возможностей, потребностей и интересов школьников: элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме;
Информация о работе Формирование коммуникативной компетенции