Формирование коммуникативной компетенции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 20:39, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотреть формирование коммуникативной компетенции учащихся в свете требований ФГОС.
Задачи:
1. Изучить и проанализирать литературу по изучаемой проблеме.
2. Раскрыть сущность и дать содержательную характеристику понятия «коммуникативная компетенция».
3. Определить роль коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка.
4. Раскрыть способы и виды формирования коммуникативной компетенции в современном обществе .

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 54.36 Кб (Скачать файл)

- развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивация к дальнейшему изучению английского языка на последующих ступенях школьного образования;

- обеспечение коммуникативно-психологической  адаптации младших школьников  к новому языковому миру для  преодоления в дальнейшем психологических  барьеров в использовании английского  языка как средства общения;

- освоение элементарных  лингвистических представлений,  доступных младшим школьникам  и необходимых для овладения  устной и письменной речью  на английском языке: формирование  некоторых универсальных лингвистических  понятий (звук, буква, слово, предложение,  части речи, интонация и т. п.), наблюдаемых в родном и английском  языках;

- приобщение к новому  социальному опыту с использованием  английского языка: знакомство  с миром их зарубежных сверстников,  с некоторыми обычаями страны  изучаемого языка, с детским  песенным, стихотворным и сказочным  фольклором на английском языке;  воспитание дружелюбного отношения  к представителям других стран;

- формирование речевых,  интеллектуальных и познавательных  способностей школьников, а также  их общеучебных умений;

- развитие эмоциональной  сферы детей в процессе обучающих  игр, учебных спектаклей с использованием  английского языка;

- приобщение школьников  к новому социальному опыту  за счет проигрывания на английском  языке различных ролей в игровых  ситуациях, типичных для семейного,  бытового и учебного общения.

2.2.3. Результаты изучения учебного предмета.

Личностными результатами изучения английского языка в начальной школе являются:

- общее представление  о мире как многоязычном и  поликультурном сообществе;

-осознание себя гражданином  своей страны; осознание языка,  в том числе иностранного, как  основного средства общения между  людьми;

-знакомство с миром  зарубежных сверстников с использованием  средств изучаемого иностранного  языка (через детский фольклор, некоторые образцы детской художественной  литературы, традиции).

Метапредметными результатами изучения английского языка в начальной школе являются:

- развитие умения взаимодействовать  с окружающими при выполнении  разных ролей в пределах речевых  потребностей и возможностей  младшего школьника;

- развитие коммуникативных  способностей школьника, умения  выбирать адекватные языковые  и речевые средства для успешного  решения элементарной коммуникативной  задачи;

- расширение общего лингвистического  кругозора младшего школьника;

- развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер  младшего школьника; формирование  мотивации к изучению иностранного  языка;

- овладение умением координированной  работы с разными компонентами  учебно-методического комплекта  (учебником, аудиодиском и т.д.)

Предметными результатами изучения английского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах английского языка (фонетических, лексических, грамматических); умение (в объеме содержания курса) находить и сравнивать такие языковые единицы, как звук, буква, слово.

В коммуникативной  сфере.

Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:

говорении:

- вести элементарный этикетный  диалог в ограниченном круге  типичных ситуаций общения, диалог-расспрос (вопрос – ответ) и диалог-побуждение  к действию;

- уметь на элементарном  уровне рассказывать о себе, друге;  описывать предмет, картинку; кратко  характеризовать персонаж;

аудировании:

- понимать на слух речь  учителя и одноклассников; основное  содержание небольших доступных  текстов в аудиозаписи, построенных  на изученном языковом материале;

чтении:

- читать вслух небольшие  тексты, построенные на изученном  языковом материале, соблюдая  правила чтения и нудную интонацию;

- читать про себя тексты, включающие как изученный языковой  материал, так и отдельные новые  слова, и понимать их основное  содержание; находить в тексте  нужную информацию;

письменной  речи:

- владеть техникой письма;

- писать с опорой на  образец поздравление с праздником  и короткое личное письмо.

Языковая  компетенция:

- адекватное произношение  и различение  на слух всех  звуков английского языка; соблюдение  правильного ударения в словах  и фразах;

-соблюдение особенностей  интонации основных типов предложений;

- применение основных  правил чтения и орфографии, изученных  в курсе начальной школы;

- распознавание и употребление  в речи изученных в курсе  начальной школы лексических  единиц (слов, словосочетаний, оценочной  лексики, речевых клише) и грамматических  явлений.

Социокультурная осведомленность:

- знание названий стран  изучаемого языка, некоторых литературных  персонажей известных детских  произведений, сюжетов некоторых  популярных сказок, небольших произведений  детского фольклора; знание элементарных  форм речевого и неречевого  поведения, принятых в стране  изучаемого языка.

В познавательной сфере:

- умения сравнивать языковые  явления родного и иностранного  языков на уровне отдельных  звуков, букв, слов, словосочетаний, простых  предложений;

- умение действовать по  образцу при выполнении упражнений  и составлении собственных высказываний  в пределах тематики начальной  школы;

- совершенствование приемов  работы с текстом с опорой  на умения, приобретенные на уроках  родного языка;

- умение пользоваться  справочным материалом, представленным  в доступном данному возрасту  виде (правила, таблицы);

- умение осуществлять  самонаблюдение и самооценку  в доступных младшему школьнику  пределах.

В ценностно-ориентационной сфере:

- представление об изучаемом  иностранном языке как средстве  выражения мыслей, чувств, эмоций;

- приобщение к культурным  ценностям другого народа через  произведения детского фольклора.

В эстетической сфере:

- владение элементарными  средствами выражения чувств  и эмоций на английском языке;

- развитие чувства прекрасного  в процессе знакомства с образцами  доступной детской литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Изучение иностранного языка в основной школе.

2.3.1. Изучение иностранного  языка на среднем этапе обучения.

Иностранный язык входит в общеобразовательную область «Филология». Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников. Все это повышает статус предмета «иностранный язык» как общеобразовательной учебной дисциплины.

Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

В основной школе усиливается  значимость принципов индивидуализации и дифференциации обучения, большое  значение приобретает использование  проектной методики и современных  технологий обучения иностранному языку. Это позволяет расширить связи  английского языка с другими  учебными предметами, способствует иноязычному  общению школьников, содействует  их социальной адаптации в современном  мире.

Степень сформированности речевых учебно-познавательных и общекультурных умений у обучающихся создает реальные предпосылки для учета конкретных потребностей обучающихся в использовании иностранного языка при изучении других школьных предметов. В связи с этим возрастает важность межпредметных связей английского языка с другими школьными предметами.

К завершению обучения в  основной школе на базовом уровне планируется достижение обучающимися уровня соответствующего нормам Государственного стандарта основного (общего) образования.

2.3.2. Цели обучения иностранному языку в основной школе.

 Изучение иностранного языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- развитие речевых умений в целях дальнейшего формирования способности и готовности общаться на иностранном языке, то есть для достижения иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности таких ее составляющих, как:

  • речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме); развитие у школьников умений выходить из положения при дефиците языковых средств  при получении и передаче информации;
  • языковая/лингвистическая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, о разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;
  • социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого иностранного в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (5-6 и 7-9 классы); формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;
  • учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общеучебных и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;

- развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.

 

2.3.3. Результаты изучения учебного предмета на основном этапе.

Формирование  ключевых компетенций учащихся.

Общеобразовательная школа  должна формировать целостную систему  универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной  деятельности и личной ответственности  обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования.

Компетенции подразумевают деятельностный подход и проявляются в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки своих возможностей в конкретной ситуации и связаны с мотивацией на непрерывное образование.

Коммуникативные компетенции: уметь представить себя устно и письменно в ситуациях межкультурного общения, выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, вести учебный диалог.

Речевая компетенция: развитие коммуникативных  умений в четырех видах речевой  деятельности (чтение, говорение, аудирование, письмо).

Языковая компетенция: овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, лексическими, грамматическими средствами в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы).

Учебно-познавательные компетенции: – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;

Ценностно-смысловые компетенции: формулировать собственные ценностные ориентиры, уметь принимать решения, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок, развитее толерантного отношения к иной культуре.

Социокультурные компетенции: приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V-VI и VII-IX классы); формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;

Информационные компетенции: владеть навыками работы с различными источниками информации, ориентироваться в информационных потоках, применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии.

Информация о работе Формирование коммуникативной компетенции