Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 20:39, курсовая работа
Целью работы является рассмотреть формирование коммуникативной компетенции учащихся в свете требований ФГОС.
Задачи:
1. Изучить и проанализирать литературу по изучаемой проблеме.
2. Раскрыть сущность и дать содержательную характеристику понятия «коммуникативная компетенция».
3. Определить роль коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка.
4. Раскрыть способы и виды формирования коммуникативной компетенции в современном обществе .
Компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
Здоровьесберегающие компетенции: позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования
2.4.1. Цели обучения иностранному языку на базовом уровне средней школы.
Изучение в старшей
школе иностранного языка на базовом
уровне направлено на достижение следующих целей:
- дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной
компетенции (речевой, языковой, социокультурной,
компенсаторной, учебно-познавательной):
— речевая компетенция — соверш
— языковая компетенция — систематизация ранее изученного
материала; овладение новыми языковыми
средствами в соответствии с отобранными
темами и сферами общения: увеличение
объема используемых лексических единиц;
развитие навыков оперирования языковыми
единицами в коммуникативных целях;
— социокультурная
компетенция — увеличение объема знаний о
социокультурной специфике страны / стран
изучаемого языка, совершенствование
умений строить свое речевое и неречевое
поведение адекватно этой специфике, формирование
умений выделять общее и специфическое
в культуре родной страны и страны изучаемого
языка;
— компенсаторная компетенция — дальнейшее развитие умений
выходить из положения в условиях дефицита
языковых средств при получении и передаче
иноязычной информации;
— учебно-познавательная компет
Развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка, дальнейшему самообразованию с его помощью, использованию иностранного языка в других областях знаний; способности к самооценке через наблюдение за собственной речью на родном и иностранном языках; личностному самоопределению учащихся в отношении их будущей профессии; их социальная адаптация; формирование качеств гражданина и патриота.
2.4.2. Результаты изучения учебного предмета на базовом уровне средней школы.
В результате изучения иностранного языка ученик должен знать:
- основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);
- основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенная оценочная лексика), принятые в стране изучаемого языка;
- признаки изученных грамматических явлений (видо-временных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
- особенности структуры и интонации различных коммуникативных типов простых и сложных предложений изучаемого иностранного языка;
- роль владения иностранными языками в современном мире, особенности образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известные достопримечательности, выдающиеся люди и их вклад в мировую культуру), сходство и различия в традициях своей страны и стран изучаемого языка;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
в области говорения:
- начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
- расспросить собеседника и ответить на его вопросы, высказать свое мнение, просьбу, ответить на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
- рассказать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщить краткие сведения о своей стране и стране изучаемого языка;
- делать краткие сообщения, описывать события/явления (в рамках пройденных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, кратко характеризовать персонаж;
в области аудирования:
- понимать основное содержание кратких, несложных аутентичных функциональных текстов (прогноз погоды, программы теле/радио передач, объявления на вокзале/в аэропорту) и выделять для себя отдельную значимую информацию;
- понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение, рассказ), уметь определять тему текста, выделять главные факты в тексте, опуская второстепенные;
в области чтения:
- читать аутентичные тексты разных жанров преимущественно с пониманием основного содержания (определять тему, выделять основную мысль, выделять главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);
- читать несложные аутентичные тексты разных жанров с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
- читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации;
в области письменной речи:
- заполнять анкеты и формуляры;
- писать поздравления, личные письма с опорой на образец (расспрашивать адресат о его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка;
владеть способами познавательной деятельности:
- ориентироваться в иноязычном письменном и аудиотексте: определять его содержание по заголовку, выделять основную информацию;
- использовать двуязычный словарь;
- использовать переспрос, перифраз, синонимичные средства, языковую догадку в процессе устного и письменного общения на иностранном языке.
Заключение.
Ситуация в мире постоянно меняется. Благодаря усилиям Совета Европы сложилась единая система оценки знаний по иностранному языку. В России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в учебно-воспитательном процессе.
Наши ученики сдают международные экзамены(DELF). Хорошее владение иностранным языком - это необходимая предпосылка для получения интересной работы в стране и за рубежом, укрепления дружбы с представителями других стран, а также для продолжения обучения в международных высших учебных заведениях и профессионального роста.
Исходя из этого, мы можем сделать выводы, что достижение высокого качества образовательного процесса путём использования современных образовательных технологий, создание условий для формирования у учащихся коммуникативной компетенции, т.е. способности реализовать лингвистическую компетенцию в различных условиях речевого общения.
Ведущими компонентами коммуникативной компетенции являются речевые умения, которые включают умение говорения, умение чтения с пониманием, умение понимания на слух и умение письма. В состав коммуникативной компетенции входит также социолингвистическая компетенция (умение выбрать нужную лингвистическую форму, способ выражения в зависимости от условий коммуникативного акта) и социокультурная компетенция (обычаи, правила, нормы, ритуалы, страноведческие знания и т. д.)
Только преодоления языкового барьера недостаточно для обеспечения эффективности общения между представителями разных культур. Для этого нужно преодолеть ещё и культурный барьер. Я считаю, что задача учителя иностранного языка- формирование всех компонентов коммуникативной компетенции.
Считаю, что формирование коммуникативной компетенции, необходимой для общения на иностранном языке возможно только при использовании современной методической системы, которая включает:
-использование на уроках
аутентичных документов как
-широкое применение методов
проектной деятельности, игровых
приемов, ситуативных
-осуществление межпредметных связей с историей, географией, литературой, живописью;
-индивидуальный и
Важнейшей составляющей системы считаю личностно-
Широкое использование метода
проектной деятельности, видео-уроки,
уроки-экскурсии, уроки-праздники, а также
регулярная организация культурно-языковых
обменов с французскими школьниками позволяет индивидуализировать
Кроме этого, использование метода проекта даёт возможность интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, применять полученные знания на практике.
Главная задача этих методов - сделать обучение не только результативным, но и интересным, вовлечь учащихся в процесс обучения, сделать их главными и активными участниками, активизировать деятельность каждого ученика, создать условия для его творческой активности. Таким образом, можно сказать, что использование эффективных методов позволяет формировать уверенную в себе личность, способную принять решение в любой ситуации. В процессе коммуникации ученик усваивает общечеловеческий опыт, ценности, знания т.е. формируется как личность. В этом смысле общение становится важным фактором развития личности.
Таким образом, необходимо выстраивать систему работы так, чтобы она отвечала новым требованиям к изучению иностранного языка как инструмента обучения в диалоге культур и цивилизации современного мира.
Список используемой литературы:
1. Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному языку.2 - 11 классы. - М.: Астрель: ФСЕ, 2004.
2. Бим, И.Л. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ / Л.М. Бим. М., 1999.
3. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / Авторская версия / И.А. Зимняя. М.: Московский исследовательский центр подготовки специалистов. 2004.
4. Кабардов, М.К. Языковые и коммуникативные способности / М.К. Кабардов, Арцишевская Е.В. // Способности и склонности. М.: Педагогика. 1989.103-104с.
5. Левитан, К.М. О содержании понятия "коммуникативная компетентность". Перевод и межкультурная коммуникация. / К.М. Левитан. Екатеринбург.: Издательство АБМ, 2001. вып.2.89-91с.
6. Соловова, Е.Н. Задачи языкового образования в русле глобальных реформ // Первое сентября, 17/2005
7. Хуторской, А.В. Технология проектирования ключевых
и предметных компетенций // Интернет-журнал
"Эйдос". - 2005. - 12 декабря. http://www.eidos.ru/journal/
8. Гришанова, Н.А. Компетентностный подход в обучении взрослых: Материалы к третьему заседанию методологического семинара 28 сентября 2004 г. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
9. Иванов, Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. - М.: АПКиПРО, 2006.
10. Коломиец, Б.К., Васильева, О.А. Разработка нового поколения образовательных стандартов высшего образования: экспериментальный подход // Материалы XIV Всероссийского совещания - М.; Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004
11. Рабочая программа по иностранному языку для 2-11 классов составленная на основе :
-Федерального компонента
государственного стандарта
-В соответствии с программой
развития МОУ «Березовская
Информация о работе Формирование коммуникативной компетенции