Формирование коммуникативной компетенции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 20:39, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотреть формирование коммуникативной компетенции учащихся в свете требований ФГОС.
Задачи:
1. Изучить и проанализирать литературу по изучаемой проблеме.
2. Раскрыть сущность и дать содержательную характеристику понятия «коммуникативная компетенция».
3. Определить роль коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка.
4. Раскрыть способы и виды формирования коммуникативной компетенции в современном обществе .

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 54.36 Кб (Скачать файл)

Компенсаторная компетенция –  развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;

Здоровьесберегающие компетенции: позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования

 

 

 

2.4. Изучение иностранного языка на базовом уровне средней школы.

2.4.1. Цели обучения  иностранному языку на базовом  уровне средней школы.

Изучение в старшей  школе иностранного языка на базовом  уровне направлено на достижение следующих целей: 
 
-  дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной): 

— речевая компетенция — совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме); умений планировать свое речевое и неречевое поведение; 

— языковая компетенция — систематизация ранее изученного материала; овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения: увеличение объема используемых лексических единиц; развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях; 

— социокультурная компетенция — увеличение объема знаний о социокультурной специфике страны / стран изучаемого языка, совершенствование умений строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка; 

— компенсаторная компетенция — дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации; 

— учебно-познавательная компетенция — развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знаний. 

Развитие и  воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка, дальнейшему самообразованию с его помощью, использованию иностранного языка в других областях знаний; способности к самооценке через наблюдение за собственной речью на родном и иностранном языках; личностному самоопределению учащихся в отношении их будущей профессии; их социальная адаптация; формирование качеств гражданина и патриота.

 

2.4.2. Результаты изучения учебного предмета на базовом уровне средней школы.

В результате изучения иностранного языка ученик должен знать:

- основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);

- основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенная оценочная лексика), принятые в стране изучаемого языка;

- признаки изученных грамматических явлений (видо-временных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);

- особенности структуры и интонации различных коммуникативных типов простых и сложных предложений изучаемого иностранного языка;

- роль владения иностранными языками в современном мире, особенности образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известные достопримечательности, выдающиеся люди и их вклад в мировую культуру), сходство и различия в традициях своей страны и стран изучаемого языка;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

в области говорения:

- начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;

- расспросить собеседника и ответить на его вопросы, высказать свое мнение, просьбу, ответить на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;

- рассказать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщить краткие сведения о своей стране и стране изучаемого языка;

- делать краткие сообщения, описывать события/явления (в рамках пройденных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, кратко характеризовать персонаж;

в области аудирования:

- понимать основное содержание кратких, несложных аутентичных функциональных текстов (прогноз погоды, программы теле/радио передач, объявления на вокзале/в аэропорту) и выделять для себя отдельную значимую информацию;

- понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение, рассказ), уметь определять тему текста, выделять главные факты в тексте, опуская второстепенные;

в области чтения:

- читать аутентичные тексты разных жанров преимущественно с пониманием основного содержания (определять тему, выделять основную мысль, выделять главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);

- читать несложные аутентичные тексты разных жанров с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;

- читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации;

в области письменной речи:

- заполнять анкеты и формуляры;

- писать поздравления, личные письма с опорой на образец (расспрашивать адресат о его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка;

владеть способами  познавательной деятельности:

- ориентироваться в иноязычном  письменном и аудиотексте: определять его содержание по заголовку, выделять основную информацию;

- использовать двуязычный словарь;

- использовать переспрос, перифраз, синонимичные средства, языковую догадку в процессе устного и письменного общения на иностранном языке.

 

 

 

 

 

Заключение.

Ситуация в мире постоянно  меняется. Благодаря усилиям Совета Европы сложилась единая система  оценки знаний по иностранному языку.  В России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в учебно-воспитательном процессе.

Наши ученики сдают  международные экзамены(DELF). Хорошее  владение иностранным языком - это  необходимая предпосылка для  получения интересной работы в стране и за рубежом,  укрепления дружбы с  представителями других стран, а также для продолжения обучения в международных высших учебных заведениях и профессионального роста.  

Исходя из этого, мы можем сделать выводы, что достижение высокого качества образовательного процесса путём использования современных образовательных технологий, создание условий для формирования у учащихся коммуникативной компетенции, т.е. способности реализовать лингвистическую компетенцию в различных условиях речевого общения.

Ведущими компонентами коммуникативной  компетенции являются речевые умения, которые включают умение говорения, умение чтения с пониманием, умение понимания на слух и умение письма. В состав коммуникативной компетенции  входит также социолингвистическая компетенция  (умение выбрать нужную лингвистическую форму, способ выражения в зависимости от условий коммуникативного акта) и социокультурная компетенция (обычаи, правила, нормы, ритуалы, страноведческие знания и т. д.)

Только преодоления языкового  барьера недостаточно для обеспечения  эффективности общения между  представителями разных культур. Для  этого нужно преодолеть ещё и  культурный барьер. Я считаю, что задача учителя иностранного языка- формирование всех компонентов коммуникативной компетенции. 

Считаю, что формирование коммуникативной компетенции, необходимой  для общения на иностранном языке  возможно только при использовании современной методической системы, которая включает:

-использование на уроках  аутентичных документов как важного  фактора реализации творческого  потенциала совместной деятельности  учителя и учащихся;

-широкое применение методов  проектной деятельности, игровых  приемов, ситуативных творческих  заданий для создания на уроке  благоприятного психологического  климата и моделирования жизненной  позиции;

-осуществление межпредметных связей с историей, географией, литературой, живописью;

-индивидуальный и дифференцированный  подход к учащимся на уроке  с учетом их психовозрастных особенностей.

Важнейшей составляющей системы считаю личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками, развитие творческих способностей учащихся, поэтому свои отношения с учениками я выстраиваю как диалог и сотрудничество.

Широкое использование метода проектной  деятельности, видео-уроки, уроки-экскурсии, уроки-праздники, а также регулярная организация культурно-языковых обменов с французскими школьниками позволяет индивидуализировать учебный процесс, даёт возможность учащимся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Кроме этого, использование  метода проекта даёт возможность интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, применять полученные знания на практике.

Главная задача этих методов - сделать обучение не только результативным, но и интересным, вовлечь учащихся в процесс обучения, сделать их главными и активными участниками, активизировать деятельность каждого ученика, создать условия для его творческой активности. Таким образом, можно сказать, что использование эффективных методов позволяет формировать уверенную в себе личность, способную принять решение в любой ситуации. В процессе коммуникации ученик усваивает общечеловеческий опыт, ценности, знания т.е.  формируется как личность. В этом смысле общение становится важным фактором развития личности.

Таким образом, необходимо выстраивать систему работы так, чтобы она отвечала новым требованиям к изучению иностранного языка как инструмента обучения в диалоге культур и цивилизации современного мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1. Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному языку.2 - 11 классы. - М.: Астрель: ФСЕ, 2004.

2. Бим, И.Л. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ / Л.М. Бим. М., 1999.

3. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / Авторская версия / И.А. Зимняя. М.: Московский исследовательский центр подготовки специалистов. 2004.

4. Кабардов, М.К. Языковые и коммуникативные способности / М.К. Кабардов, Арцишевская Е.В. // Способности и склонности. М.: Педагогика. 1989.103-104с.

5.  Левитан, К.М. О содержании понятия "коммуникативная компетентность". Перевод и межкультурная коммуникация. / К.М. Левитан. Екатеринбург.: Издательство АБМ, 2001. вып.2.89-91с.

6. Соловова, Е.Н. Задачи языкового образования в русле глобальных реформ // Первое сентября, 17/2005

7.  Хуторской, А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 12 декабря. http://www.eidos.ru/journal/2005/1212. htm.

8. Гришанова, Н.А. Компетентностный подход в обучении взрослых: Материалы к третьему заседанию методологического семинара 28 сентября 2004 г. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

9. Иванов, Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. - М.: АПКиПРО, 2006.

10.      Коломиец, Б.К., Васильева, О.А. Разработка нового поколения образовательных стандартов высшего образования: экспериментальный подход // Материалы XIV Всероссийского совещания - М.; Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004

11. Рабочая  программа по иностранному языку для 2-11 классов составленная на основе :

-Федерального компонента  государственного стандарта начального  общего образования ( Приказ МО и науки от о5.03.2004г. № 1089)

-В соответствии с программой  развития МОУ «Березовская средняя  общеобразовательная школа №4»  от 20.01.2008 г.

 


Информация о работе Формирование коммуникативной компетенции