Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2014 в 20:07, автореферат
Происходящие в последние десятилетия социально-экономические и политические изменения в жизни общества и государства повлияли на повышение требований к подготовке рабочих и специалистов в учреждениях профессионального образования. Это выражается в том, что сегодня недостаточно иметь хорошую базовую подготовку или владеть определенными технологиями, сегодня требуется то, что может обеспечить устойчивое положение на рынке труда. В связи с этим у государства и общества появилась потребность в конкурентоспособных рабочих и специалистах. Совершенно очевидным стало и то, что конкурентоспособного специалиста может подготовить только конкурентоспособный педагог профессионального обучения – человек, ответственный за воспитание, обучение и развитие подрастающего поколения.
На правах рукописи
ЕВПЛОВА Екатерина Викторовна
ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
13.00.08 – теория и методика профессионального образования
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
образовательном учреждении высшего профессионального образования
«Челябинский государственный педагогический университет»
Научный руководитель: |
доктор педагогических наук, профессор Аменд Александр Филиппович |
Официальные оппоненты: |
Назарова Ольга Леонидовна |
доктор педагогических наук, профессор, начальник учебно-методического управления ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» | |
Терещук Наталья Ивановна | |
кандидат педагогических наук, генеральный директор АНО «Уральский Консультационный Учебный центр ЮТЭК» | |
Ведущая организация: |
ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» |
Защита состоится 27 ноября 2012 года в 10:00 на заседании диссертационного совета Д 212.295.01 при ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет» (454080, г. Челябинск, пр. Ленина, 69, ауд. 116).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет».
Автореферат разослан 25 октября 2012 года.
Ученый секретарь диссертационного совета, доктор педагогических наук, доцент |
Н.В. Уварина |
Происходящие в последние десятилетия социально-экономические и политические изменения в жизни общества и государства повлияли на повышение требований к подготовке рабочих и специалистов в учреждениях профессионального образования. Это выражается в том, что сегодня недостаточно иметь хорошую базовую подготовку или владеть определенными технологиями, сегодня требуется то, что может обеспечить устойчивое положение на рынке труда. В связи с этим у государства и общества появилась потребность в конкурентоспособных рабочих и специалистах. Совершенно очевидным стало и то, что конкурентоспособного специалиста может подготовить только конкурентоспособный педагог профессионального обучения – человек, ответственный за воспитание, обучение и развитие подрастающего поколения.
Данное обстоятельство предопределило возникновение в педагогической теории и практике проблемы формирования конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения, которая может быть рассмотрена на нескольких уровнях.
Так, актуальность проблемы на социально-педагогическом уровне определяется требованиями к современному специалисту, отраженными в Законе Российской Федерации «Об образовании», Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Национальной доктрине образования Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)» и других нормативно-правовых документах.
Непосредственное подтверждение важности и актуальности проблемы формирования конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения отражено в проекте «Российское образование – 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях», где указывается, что существенное повышение конкурентоспособности квалифицированного учителя, мастера производственного обучения и преподавателя вуза на рынке труда приведет к притоку в систему образования новых высокоэффективных и профессиональных работников. В стратегии инновационного развития Российской Федерации «Инновационная Россия – 2020» также уделяется большое внимание вопросам формирования конкурентоспособности будущих педагогов. В документе сказано, что одна из важнейших задач образовательной сферы – формирование конкурентоспособных преподавателей, исследователей и управленцев.
Таким образом, государство заинтересовано
в формировании конкурентоспособности
будущих педагогов профессионального
обучения, поскольку это связано с решением
задач подготовки конкурентоспособного
рабочего и специалиста, повышения социальной
эффективности работы организаций и учреждений,
подъема экономики. Данный вывод подчеркивает
актуальность проблемы исследования на
социально-педагогическом уровне, конкретизируя
заказ на конкурентоспособных педагогов
профессионального образования современному
высшему профессионально-
Актуальность проблемы на теоретико-методологическом
уровне вызвана недостаточной теоретической
разработанностью проблемы формирования
конкурентоспособности будущих педагогов
профессионального обучения, несмотря
на то, что значительный вклад в изучение
смежных аспектов вышеназванной проблемы
внесли И.А. Бибик, А.А. Власова, О.А. Любченко,
В.Н. Мезинов, И.М. Файзрахманов, О.Ф. Чупрова,
С.Н. Широбоков и др. Однако, несмотря на
наличие широкого спектра педагогических
исследований в данной области, они не
способны решить поднятую проблему, т.к.
в них не учитывается специфика подготовки
будущего педагога профессионального
обучения. В связи с этим, актуальность
проблемы на научно-теоретическом уровне
определяется потребностью создания теоретических
основ формирования конкурентоспособности
будущих педагогов профессионального
обучения в процессе их подготовки в вузе,
которая выражается в разработке определений
основополагающих понятий проблемы исследования – «
Актуальность проблемы на содержательно-методическом уровне заключается в необходимости методического обеспечения формирования конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения, которую ощущают педагоги-практики профессионально-педагогических учебных заведений. Решение этой проблемы может выражаться в разработке комплекса моделей и педагогических условий формирования конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения.
На основании анализа существующих исследований, а также собственного поиска в данном направлении была сформулирована проблема исследования, которая заключается в необходимости разрешения противоречия между потребностью государства и современного общества в педагогах профессионального обучения, обладающих конкурентоспособностью, и недостаточной теоретико-методологической и содержательно-методической разработанностью путей ее формирования.
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы послужили основанием для выбора темы исследования: «Формирование конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения».
Цель исследования – разработать, теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить комплекс моделей формирования конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения, а также выявить и проверить педагогические условия его эффективного функционирования.
Объект исследования – подготовка будущих педагогов профессионального обучения.
Предмет исследования – формирование конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения.
Гипотеза исследования. Формирование конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения будет реализовано более эффективно, если:
В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой были поставлены и решались следующие задачи:
Методологическую основу исследования составили положения: системного подхода (И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин и др.) и его конкретизация в педагогических исследованиях (В.П. Беспалько, В.И. Долгова, Ю.А. Конаржевский, Н.В. Кузьмина, Г.Н. Сериков, В.А. Сластенин, Н.И. Терещук и др.), процессного подхода (П.П. Данилов, Н.Н. Матвеева, О.Ю. Нисман, Е.М. Садыкова, Р.В. Сюров и др.), компетентностного подхода (А.А. Вербицкий, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской и др.), средового подхода (Ю.С. Мануйлов, С.Ф. Сергеев, З.И. Тюмасева, В.А. Ясвин и др.).
Теоретическую основу исследования составили:
Исследование проводилось на базе Профессионально-
Основные этапы исследования:
Первый этап (2009–2010 гг.) включал определение актуальности
проблемы исследования; анализ философской,
экономической, психолого-педагогической,
научно-методической литературы, диссертационных
исследований и научных статей по проблеме
исследования; проведение констатирующего
этапа экспериментальной работы по определению
состояния проблемы и выявлению возможностей
и перспектив ее решения в условиях профессионально-
Методы исследования данного этапа: анализ научной литературы и нормативно-правовых документов в области образования, историко-педагогический анализ, изучение и обобщение эффективного педагогического опыта по формированию конкурентоспособности будущих специалистов, понятийно-терминологический анализ, наблюдение, беседа, педагогический эксперимент, психолого-педагогическая диагностика.
Второй этап (2010–2012 гг.) включал определение теоретико-методологической основы исследования, обоснование выбора методологических подходов исследования, разработку комплекса моделей и педагогических условий его эффективного функционирования, апробацию разработанных условий в рамках экспериментальной работы.
Информация о работе Формирование конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения