Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2014 в 20:07, автореферат
Происходящие в последние десятилетия социально-экономические и политические изменения в жизни общества и государства повлияли на повышение требований к подготовке рабочих и специалистов в учреждениях профессионального образования. Это выражается в том, что сегодня недостаточно иметь хорошую базовую подготовку или владеть определенными технологиями, сегодня требуется то, что может обеспечить устойчивое положение на рынке труда. В связи с этим у государства и общества появилась потребность в конкурентоспособных рабочих и специалистах. Совершенно очевидным стало и то, что конкурентоспособного специалиста может подготовить только конкурентоспособный педагог профессионального обучения – человек, ответственный за воспитание, обучение и развитие подрастающего поколения.
Экспериментальная работа проводилась на базе Челябинского государственного педагогического университета, не нарушая естественного хода образовательного процесса. В исследовании задействована 1 контрольная группа и 3 экспериментальные группы, что в совокупности составило 106 студентов 4–5 курсов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение (по отраслям)».
Требования к проведению экспериментальной работы, ее цель и задачи предопределили наличие трех этапов: констатирующего, формирующего, обобщающего и четырех диагностируемых срезов: нулевого, двух промежуточных и итогового.
Для определения уровня сформированности конкурентоспособности использовались адаптированные для будущих педагогов профессионального обучения методики, а также осуществлялся анализ продуктов деятельности студентов. Результаты диагностируемых срезов подтверждались при помощи методов беседы, наблюдения, анкетирования, самооценки и т.д.
Уровень конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения оценивается по трехуровневой шкале – низкий, средний, высокий.
Согласно программе экспериментальной работы, в первой экспериментальной группе (ЭГ-1) комплекс моделей реализовывался с первым педагогическим условием; во второй экспериментальной группе (ЭГ-2) – на фоне второго и третьего педагогического условия; в третьей экспериментальной группе (ЭГ-3) – со всеми педагогическими условиями. В контрольной группе (КГ) комплекс моделей реализовывался без обеспечения педагогическими условиями.
Констатирующий этап экспериментальной работы был направлен на решение следующих задач: определение цели, задач экспериментальной работы; планирование организации экспериментальной работы; выявление состояния проблемы формирования конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения в педагогической практике; разработка диагностического инструментария; выбор групп для проведения экспериментальной работы и экспертной группы; определение начального уровня сформированности конкурентоспособности у будущих педагогов профессионального обучения.
Результаты нулевого среза показали недостаточный уровень сформированности конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения. В частности, на низком уровне сформированности конкурентоспособности находились 42 % студентов, на среднем уровне – 51 %, на высоком уровне – 7 % студентов.
Группы, участвующие в эксперименте, не имели существенных различий в распределении студентов по уровню сформированности конкурентоспособности, что подтверждено с помощью статистического критерия χ2.
На основании полученных данных было выдвинуто предположение о том, что недостаточная сформированность конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения связана с отсутствием целенаправленной деятельности в этом направлении.
Результаты констатирующего этапа экспериментальной
работы, свидетельствуют о целесообразности
внедрения в образовательный процесс
Профессионально-
Формирующий этап экспериментальной работы обеспечивал внедрение в образовательный процесс экспериментальных групп комплекса моделей и педагогических условий его эффективного функционирования, учет и фиксацию изменений в процессе формирования конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения, проверку достаточности выделенных условий, определение динамики уровня сформированности конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения.
В соответствии с разработанным комплексом моделей процесс формирования конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения включал три этапа – мотивационный, развивающий, профессионально-моделирующий.
Для формирования конкурентоспособности на мотивационном этапе были показаны и обсуждены со студентами отечественные и зарубежные кинофильмы, демонстрирующие ценность педагогической профессии («Доживем до понедельника», «Большая перемена», «Республика ШКИД», «Уроки французского», «Учитель года», «Опасные умы» и др.), а также фрагменты из документальных кинофильмов, демонстрирующих личностные и профессиональные качества великих педагогов (Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский и др.); проведена эвристическая беседа «Что изменилось в профессии педагога в современных условиях?»; разработан и использован набор слайд-презентаций («Составляющие имиджа конкурентоспособного педагога», «Виды карьерного роста конкурентоспособного педагога профобучения», «Карьерный путь известных педагогов») и многое другое. Наряду с аудиторными занятиями на данном этапе проводились экскурсии в учреждения среднего профессионального образования и праздник «День учителя».
Для формирования конкурентоспособности на развивающем этапе был организован просмотр фильма «Философия победителя»; подняты и обсуждены проблемные вопросы «Конкурентоспособный педагог: миф или реальность?», «Как сформировать конкурентоспособность у будущих педагогов профессионального обучения?»; используя метод примеров, представлены биографии известных конкурентоспособных специалистов и т.д.
Для формирования конкурентоспособности на профессионально-моделирующем этапе студентам были показаны фрагменты из отечественных и зарубежных кинофильмов, демонстрирующих применение педагогами методов активного социально-психологического взаимодействия в процессе учебной деятельности («Общество мертвых поэтов», «Большая перемена», «Учитель года», «Учитель в законе», «Спеши любить», «Республика ШКИД» и др.), а также фрагменты из выступлений участников конкурса «Учитель года» и др.
При этом в экспериментальных группах, работающих в условиях конкурентной образовательной среды, были проведены конкурсы «Лучшая аннотация к произведению педагогической направленности», «Лучшее сочинение о педагоге», «Лучший фильм о конкурентоспособном педагоге», «Лучший педагогический афоризм», «Лучший сценарий к Дню учителя», конкурс макетов журнала «Профессионал», конкурс резюме на соискание работы в образовательной сфере, конкурс студенческих портфолио, блиц-игра «Реклама педагогической профессии», дискуссия «Гендерные особенности построения карьеры в образовательной сфере» и др.
В экспериментальных группах, работающих в условиях реализации элективного курса «Конкурентология», были проведены информационно-ознакомительные занятия по темам: «Общие представления о конкурентоспособности специалиста», «Конкурентоспособный педагог XXI века», «Составляющие конкурентоспособности педагога профессионального обучения», «Ценность и социальная значимость педагогической профессии», «Имидж конкурентоспособного педагога профессионального обучения», «Карьера конкурентоспособного педагога профессионального обучения», «Собеседование при приеме на работу», «Культура делового общения конкурентоспособного педагога профессионального обучения», «Публичные выступления конкурентоспособного педагога профессионального обучения», «Разрешение конфликтов в педагогической деятельности конкурентоспособного педагога профессионального обучения», «Творческий подход в работе конкурентоспособного педагога профессионального обучения», «Понятие социально-педагогического взаимодействия», «Особенности применения методов активного социально-психологического взаимодействия в профессиональном образовании», «Методы социально-психологического взаимодействия в профессиональном образовании».
В экспериментальных группах, работающих в условиях реализации контекстного обучения, были проведены тренинг-игры «Собеседование», «Педагогические коммуникации», «Какие мы»; баскет-метод «Конфликтная ситуация»; ролевые игры «Гостиница», «Первая ступень к моей карьере»; деловая игра «Моя первая лекция» и др.
В ходе формирующего этапа были проведены промежуточные и итоговый срезы. Полученные данные позволили выявить позитивную динамику уровня сформированности конкурентоспособности у будущих педагогов профессионального обучения. Так, к окончанию эксперимента количество студентов, имеющих низкий уровень конкурентоспособности, уменьшилось на 32 %, имеющих средний уровень – уменьшилось на 19 %, имеющих высокий уровень конкурентоспособности увеличилось на 45 %. При этом наиболее существенные изменения произошли в ЭГ-3, где комплекс моделей формирования конкурентоспособности внедрялся со всеми педагогическими условиями. В контрольной группе произошедшие изменения оказались менее существенны, что подтверждает необходимость реализации построенного комплекса моделей и педагогических условий его эффективного функционирования.
Обобщающий этап экспериментальной работы был направлен на решение следующих задач: обобщение, систематизация и описание результатов исследования; определение соответствия полученных результатов основным теоретическим положениям исследования, обработка полученных данных путем теоретического анализа и методами математической статистики; внедрение результатов исследования в практику профессионального образования при подготовке будущих педагогов профессионального обучения; популяризация идей формирования конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения.
На обобщающем этапе экспериментальной работы объективность и достоверность полученных результатов доказана с помощью критерия хи-квадрат (χ2) на уровне статистической значимости 0,05.
На основе полученных данных сделан окончательный вывод о том, что формирование конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения будет более эффективным, если организовать работу со студентами на основе комплекса моделей формирования конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения и педагогических условий его эффективного функционирования.
Таким образом, поставленные в исследовании задачи выполнены, цель достигнута, гипотеза подтверждена.
В заключении обобщены теоретические и эмпирические результаты, сформулированы основные выводы:
Основные положения диссертационного исследования опубликованы в научно-периодических печатных изданиях России и Казахстана. По теме исследования опубликовано 21 работа общим объемом 9,7 п.л.
Публикации в изданиях, включенных в реестр ВАК МОиН РФ:
Публикации в рецензируемых научных журналах РФ:
Статьи в сборниках научных трудов и материалов конференций:
Информация о работе Формирование конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения