Формирование конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2014 в 20:07, автореферат

Описание работы

Происходящие в последние десятилетия социально-экономические и политические изменения в жизни общества и государства повлияли на повышение требований к подготовке рабочих и специалистов в учреждениях профессионального образования. Это выражается в том, что сегодня недостаточно иметь хорошую базовую подготовку или владеть определенными технологиями, сегодня требуется то, что может обеспечить устойчивое положение на рынке труда. В связи с этим у государства и общества появилась потребность в конкурентоспособных рабочих и специалистах. Совершенно очевидным стало и то, что конкурентоспособного специалиста может подготовить только конкурентоспособный педагог профессионального обучения – человек, ответственный за воспитание, обучение и развитие подрастающего поколения.

Файлы: 1 файл

avtoreferat.doc

— 315.00 Кб (Скачать файл)

Процессный подход гарантирует целостность и непрерывность педагогического процесса по формированию конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения; позволяет представить формирование конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения как последовательность этапов (мотивационный, развивающий, профессионально-моделирующий); требует детальной регламентации всего процесса формирования конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения; определяет требования ко «входу» и результату – «выходу» процесса формирования конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения.

Компетентностно-средовый подход ориентирован на установление связи образовательного процесса в вузе с требованиями внешней среды; позволяет признать ключевые компетенции в качестве цели и результата формирования конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения; способствует созданию условий для формирования конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения.

Опираясь на выделенные методологические подходы, для всестороннего изучения и решения проблемы исследования построен комплекс моделей формирования конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения, состоящий из компетентностной, структурно-функциональной и процессной моделей.

Основой компетентностной модели является перечень компонентов конкурентоспособности педагога профессионального обучения, выявленных в ходе специально проведенных исследований и отражающих требования к конкурентоспособному педагогу со стороны общества и государства, сферы труда, субъектов образования и самого специалиста. Построенная компетентностная модель свидетельствует, что конкурентоспособный педагог профессионального обучения должен обладать профессиональной компетентностью (психолого-педагогические знания, знания по отраслям, психолого-педагогические умения, умения по отраслям, профессионально-значимые личностные качества (целеустремленность, самостоятельность, ответственность, коммуникативность, креативность), мотивационным компонентом (профессионально-педагогическая мотивация, интерес к выбранной профессии), деятельностным компонентом (способность использовать в профессионально-педагогической деятельности методы социально-психологического взаимодействия) и рефлексивно-оценочным компонентом (осознание педагогом профессионального обучения имеющегося у него уровня конкурентоспособности, выявление причин, сдерживающих формирование конкурентоспособности).

Отметим, что профессиональная компетентность, которой должен обладать конкурентоспособный педагог профессионального обучения, заложена в Федеральном Государственном образовательном стандарте и должна быть сформирована в ходе основного учебно-воспитательного процесса в вузе, т.е. профессиональная компетентность – это база компетентностной модели конкурентоспособного педагога. Профессиональная компетентность в свя́зи с выделенными компонентами способствует сформированности конкурентоспособности у будущих педагогов профессионального обучения.

Для организации работы по эффективного формированию конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения построена структурно-функциональная модель, состоящая из трех блоков – диагностического, содержательно-методического, контрольно-оценочного. В каждом блоке выделена цель его реализации, функции, методы работы и результат реализации блока.

Первый блок – диагностический – заключается в определении начального уровня сформированности конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения, распределение результатов которого может быть представлено на трех уровнях – низком, среднем, высоком. На основе данного блока осуществляется диагностическая, аналитическая, обобщающая функции модели. В рамках реализации первого блока целесообразно использовать следующие методы: психолого-педагогическая диагностика, метод разыгрывания педагогических ситуаций, анализ продуктов деятельности студентов, опрос, беседа, наблюдение и др. Запланированный результат диагностического блока – определение начального уровня сформированности конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения.

Цель второго блока – содержательно-методического – обеспечить формирование конкурентоспособности у будущих педагогов профессионального обучения. Наполнение содержательно-методического блока представляет собой систему наиболее эффективных форм, методов и средств формирования конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения. Данный блок позволяет осуществить организационную, деятельностную, развивающую, обучающую, информационную, воспитательную функции модели. Запланированный результат организационно-деятельностного блока – сформированность конкурентоспособности у будущих педагогов профессионального обучения, составляющие которой отражены в компетентностной модели конкурентоспособного педагога профессионального обучения.

Цель контрольно-оценочного блока – выявить итоговый уровень сформированности конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения и соотнести полученные результаты с желаемыми, что позволяет оценить эффективность педагогических воздействий. На основе данного блока осуществляется диагностическая, аналитическая, обобщающая функции. В рамках реализации контрольно-оценочного блока используются следующие методы: психолого-педагогическая диагностика, метод разыгрывания педагогических ситуаций, анализ продуктов деятельности студентов, опрос, беседа, наблюдение и др. Результат реализации блока – определение итогового уровня сформированности конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения.

Для того чтобы глубже проникнуть в сущность предмета исследования, обеспечить целостность и непрерывность педагогического процесса по формированию конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения, выделить этапы формирования конкурентоспособности будущих педагогов, определить требования ко «входу» и результату – «выходу» процесса формирования конкурентоспособности будущих педагогов, в дополнение к компетентностной и структурно-функциональной построена процессная модель формирования конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения, представленная в виде блок-схем.

Процессная модель реализуется в три этапа (мотивационный, развивающий, профессионально-моделирующий), каждый из которых направлен на формирование конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения. На каждом этапе указаны целевые ориентации, содержание и особенности деятельности субъекта, методы, формы и средства работы, показатели эффективности и результат. Без последовательного прохождения студентами каждого из выделенных этапов невозможен переход на новый уровень формирования конкурентоспособности.

На первом этапе преимущественно формируется мотивация и интерес к выбранной профессии. Данный этап позволяет сформировать высокую мотивацию будущих педагогов к профессионально-педагогической деятельности, осознать ими значимость педагогической деятельности, перспективы личностного роста в рамках педагогической профессии.

На втором этапе происходит развитие профессионально значимых личностных качеств будущих педагогов профессионального обучения (целеустремленность, ответственность, самостоятельность, коммуникативность, креативность, рефлексивность). Данный этап позволяет будущим педагогам профессионального обучения осознать и оценить собственную конкурентоспособность, проявить потребность в формировании необходимых конкурентоспособному педагогу профессионально-значимых личностных качеств.

Третий этап посвящен изучению и освоению методов активного социально-психологического взаимодействия. Данный этап представляет собой освоение опыта, необходимого конкурентоспособному педагогу для осуществления конкретных действий педагогической деятельности на основании тех знаний и умений, которые будущие педагоги получили в процессе обучения.

Процессная модель наглядно демонстрирует тот факт, что формирование конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения происходит поэтапно.

Взаимосвязь моделей формирования конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения и методологических подходов исследования представлена на рисунке 1.

 

 









 

Рис. 1. Взаимосвязь моделей формирования конкурентоспособности

будущих педагогов профессионального обучения и

методологических подходов исследования

 

Эффективность комплекса моделей обеспечивается внедрением педагогических условий, представляющих собой совокупность мер, направленных на повышение эффективности педагогической деятельности по формированию конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения.

Первое условие – создание конкурентной образовательной среды в процессе подготовки будущих педагогов профессионального обучения.

Конкурентная образовательная среда предполагает погружение студентов в условия соперничества, состязания, борьбы при осуществлении деятельности по достижению лучшего результата. При этом педагог осуществляет контроль за тем, чтобы конкурентная борьба велась с соблюдением правовых, нравственных норм и заранее озвученных правил.

Конкурентная образовательная среда обеспечивает развитие конкурентной активности между студентами, что способствует формированию их конкурентоспособности.

Конкурентная среда создается преподавателем в процессе учебно-воспитательной работы со студентами и состоит из разных форм и методов взаимодействия соревновательного характера – конкурсов, дебатов, блиц-игр, проектной деятельности, балльно-рейтинговой системы и др.

При этом совокупность отдельных факторов образовательного процесса только тогда становится образовательной средой, когда имеется соответствующее материально-дидактическое оснащение, информационное наполнение создаваемой среды.

Второе условие – разработка и реализация элективного курса «Конкурентология» для будущих педагогов профессионального обучения.

Содержание курса представлено информационно-ознакомительным материалом, структурированным в четыре модуля: 1) базовые понятия и концептуальные основы конкурентоспособности будущего педагога профессионального обучения; 2) мотивация к профессионально-педагогической деятельности как необходимое условие конкурентоспособности будущего педагога профессионального обучения; 3) особенности деятельности конкурентоспособного педагога профессионального обучения; 4) применение методов социально-психологического взаимодействия в работе конкурентоспособного педагога профессионального обучения.

Реализация данного курса предполагает использование активных и интерактивных методов обучения. Наряду с общепринятыми средствами обучения (наглядные пособия, раздаточный материал, литература и др.) большое значение уделяется использованию компьютерных средств обучения – видеофильмам, информационно-коммуникационным технологиям, а также портфолио. Завершающим этапом каждого занятия является проведение студентами рефлексии профессионально-значимых личностных качеств.

Третье условие – реализация контекстного обучения в процессе подготовки будущих педагогов профессионального обучения.

Контекстное обучение является формой активного обучения, предназначенной для применения в высшей школе, ориентированной на профессиональную подготовку студентов и реализуемой посредством системного использования профессионального контекста, постепенного насыщения учебного процесса элементами профессиональной деятельности. В соответствии с концепцией контекстного обучения, усвоение социального опыта осуществляется в результате активной деятельности субъекта. Реализация контекстного обучения в процессе подготовки будущих педагогов профессионального обучения предполагает создание в студенческой среде учебных ситуаций, приближенных к профессионально-педагогической деятельности, что дает будущим специалистам возможность максимально полного погружения в профессиональную деятельность, скорейшей адаптации к ее условиям и специфике, позволяет повысить качество профессиональной подготовки через отработку способов поведения в типичных для будущей трудовой деятельности ситуациях.

Контекстное обучение преимущественно осуществляется на основе следующих методов обучения: тренинговая деятельность, ролевые и деловые игры, кейс-метод, баскет-метод и др.

Первую главу диссертационного исследования завершает вывод о том, что проблема формирования конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения будет решаться более эффективно при использовании специально разработанного комплекса моделей, реализованного на фоне педагогических условий.

Во второй главе «Экспериментальная работа по формированию конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения» определяются цель, задачи и этапы экспериментальной работы, описывается реализация комплекса моделей и педагогических условий его эффективного функционирования, определяются критерии и показатели сформированности конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения, анализируются полученные результаты и проводится их обработка с использованием методов математической статистики.

Информация о работе Формирование конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения