Формирование навыка правильной осанки у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 19:36, курсовая работа

Описание работы

Для правильной работы органов дыхания, кровообращения, пищеварения, для нормальной деятельности нервной системы большое значение имеет правильно сформированная в дошкольном детстве осанка. Осанка – привычное положение тела ребенка, развивается в процессе индивидуального становления на основе наследственных факторов под воздействием воспитания. Наследственные факторы могут обусловливать похожие варианты осанки у родителей и детей, предрасположенность к определенному виду нарушений осанки. В то же время условия физического воспитания дают возможность не только сформировать соответствующую эстетическим и физиологическим требованиям осанку ребенка, но и исправить, создать новый вариант осанки.

Содержание работы

Введение
Глава I
Теоретические основы формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста
Изучение психолого – педагогической литературы по проблеме формирования правильной осанки у детей старше дошкольного возраста.
Особенности осанки детей дошкольного возраста.
Изучение педагогического опыта по формированию правильной осанки у дошкольников.
Вывод по первой главе.

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa.docx

— 74.39 Кб (Скачать файл)

18. Стоя, гантели в опущенных  руках. Поднять гантели вверх,  затем опустить. Смотреть сначала на правую гантель, затем на левую. Вновь перевести взгляд на правую гантель. Выполнять движения глазами в одном и другом направлении 15—20 с. Менять направление движения глаз через 5 с.

19. Стоя, в вытянутой руке  обруч. Вращать обруч в одну, затем в другую сторону 20—30 с. Смотреть на кисть. Выполнять  одной и другой рукой.

20. Стоя, смотреть только  вперед на какой-либо предмет.  Повернуть голову направо, затем  налево. Повторить 8—10 раз в каждую  сторону.

21. Стоя, смотреть только  вперед на какой-либо предмет.  Голову поднять, затем опустить, не изменяя взгляда. Повторить  10 раз. Смотреть на какой-либо  предмет.

Примечание. Упражнения 3 и 4 можно выполнять с гантелью массой 3—4 кг.

При выполнении упражнений рекомендуется голову не поворачивать, движения глазами выполнять медленно.

ЛФК

Одним из ведущих средств  консервативного лечения сколиоза является лечебная физкультура. Физические упражнения оказывают стабилизирующее  влияние на позвоночник, укрепляя мышцы  туловища, позволяют добиться корригирующего воздействия на деформацию, улучшить осанку, функцию внешнего дыхания, дают общеукрепляющий эффект. ЛФК показана на всех этапах развития сколиоза

Комплекс средств ЛФК, применяемых при консервативном лечении сколиоза включает:

· лечебную гимнастику;

· упражнения в воде;

· массаж;

· коррекцию положением;

· элементы спорта.

ЛФК сочетается с режимом  сниженной статической нагрузки на позвоночник. ЛФК проводят в форме  групповых занятий, индивидуальных процедур, а также индивидуальных заданий, выполняемых больными самостоятельно.

Методика ЛФК определяется также степенью сколиоза: при сколиозе I, III, IV степени она направлена на повышение устойчивости позвоночника, а в то время как при сколиозе II степени - также на коррекцию деформации. Упражнения лечебной гимнастики должны служить укреплению основных мышечных групп, поддерживающих позвоночник - мышц, выпрямляющих позвоночник, косых мышц живота, квадратные мышцы поясницы, подвздошно-поясничных мышц и др. Из числа упражнений, способствующих выработке  правильной осанки, используются упражнения на равновесие, балансирование, с усилением  зрительного контроля и др.

Одним из средств ЛФК является применение элементов спорта:

· плавание стилем “БРАСС”  после предварительного курса обучения. Элементы волейбола показаны детям  с компенсированным течением сколиоза.

Профилактика сколиоза предусматривает  соблюдение правильной осанки При длительном сидении необходимо соблюдать следующие правила:

· сиди неподвижно не дольше 20 минут;

· старайся вставать как  можно чаще. Минимальная продолжительность  такого “перерыва” - 10 секунд

· сидя, как можно чаще меняй положение ног: ступни вперед, назад, поставь их рядом, потом, наоборот, разведи и.т.д.

· старайся сидеть “правильно”: сядь на край стула, чтобы колени были согнуты точно под прямым углом, идеально выпрями спину и, если можно, сними часть нагрузки с позвоночника, положив прямые локти на подлокотники;

· периодически делай специальные  компенсаторные упражнения:

1) повисни и подтяни  колени к груди. Сделай упражнение  максимальное число раз

2) прими на полу стойку  на коленях и вытянутых руках.

Старайся максимально  выгнуть спину вверх, и потом  как можно сильнее прогнуть ее вниз.

Утренняя гимнастика, оздоровительная  тренировка, активный отдых - необходимый  каждому человеку двигательный минимум  и складывается он из ходьбы, бега, гимнастики и плавания.

Помимо упражнений общеукрепляющего, оздоровительного характера, есть и  немало специальных, например, для укрепления мышц брюшного пресса, груди, улучшения  осанки... Эти упражнения позволяют  в какой-то степени исправлять недостатки фигуры, позволяют лучше владеть  своим телом.

Следующие упражнения значительно  укрепят мышцы спины и удержать тело в правильном положении:

1) И.п. - стоя, руки за головой.  С силой отведите руки в  стороны, подняв руки вверх,  прогнитесь. Замрите на 2-4 секунды  и вернитесь в и.п. Повторите 6-10 раз. Дыхание произвольное.

2) И.п. - стоя и держа  за спиной гимнастическую палку  (верхний конец прижат к голове, нижний - к тазу). Присядьте, вернитесь  в и.п. Наклонитесь вперед, вернитесь  в и.п. и, наконец, наклонитесь  вправо, затем влево. Каждое движение  выполнить 8-12 раз.

3) И.п. - лежа на животе. Опираясь на руки и, не отрывая  бедер от пола, прогнитесь. Замрите  в этом положении на 3-5 секунд, затем вернитесь в и.п.

4) И.п. - стоя на шаг от  стены. Коснувшись руками стены,  прогнитесь назад, подняв руки  вверх, и вернитесь в и.п. Повторить 5-8 раз. Стоя у стены прижмитесь к ней затылком, лопатками, ягодицами и пятками. Затем отойдите от стены и старайтесь как можно дольше удерживать это положение тела.

Противопоказаны физические упражнения, увеличивающие гибкость позвоночника и приводящие его к  перерастяжению.

Кроме этого хорошо принимать  ванны с морской или акеанической солью по 20 минут.  

Необходимо самовытяжение пассивное: для этого головной конец кровати нужно приподнять на 10-15 сантиметров и лежать на спине и на животе по 40-50 минут расслабившись. Можно добавить висы на гимнастической стенке спиной к стене в течении 1-5 минут.

Лёжа на животе.  

Руки вытянуты вперёд. Вытягиваем тело в "струнку" (тянуть носки  и кисти в разные стороны) - 1 мин.  

Руки в упор, опираемся  на ладони и по очереди поднимаем  прямую ногу вверх - по 10 раз.  

Руки над головой в  замок, поднимаем плечевой пояс и  держим от 2 сек. до 10 сек - 6 раз.  

Поднять голову и руки вверх, прямыми руками делаем "ножницы" не касаясь пола - 1 мин.  

"Лодочка" - руки в  замок вытянуты вперед, ноги вместе  прямые. Поднять руки, ноги, голову  и держать 1 мин. - 5-10 раз.  

"Корзиночка": берём  руками ноги за лодыжки и  поднимаемся вверх на животе, держать от 2 - 10 сек. - 10 раз.  

Брюшное дыхание.  

На коленях.  

Стоя на коленях, руки вдоль  туловища. Отклоняемся назад "как  дощечка" - 10-12 раз.  

И.п. то же, руки на поясе. Выпрямляем по очереди ногу назад 10-12 раз.  

И.п. то же. Садимся на пол  слева и справа от ступней, спина  прямая.  

И.п. то же, колени вместе ступни широко разведены в стороны. Садимся  между ступней и встаём. Спина  прямая. 10-12 раз  

На четвереньках.  

Поднять правую (левую) прямую ногу и левую (правую) прямую руку, держать 2-6 сек. - 10 раз.  

Достать коленом до лба, откинуть голову и ногу назад вверх - 10 раз.  

"Кошечка" - спину вверх  и вниз - 1 мин.  

"По-турецки"  

Вытянуться руками вперёд на пол, голова между руками, спину  прогибать к полу - 12 раз.

Восстановить дыхание.  

Отдых в течении 3-5 мин: лёжа на спине, глаза закрыты, руки вдоль туловища, ладони к верху, ноги на ширине плеч. Дыхание спокойное.  

После ЛФК принять тёплый душ  

Все упражнения нужно делать в среднем темпе и больше на разворот плеч назад.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Изучение педагогического  опыта формирования    правильной осанки детей старшего дошкольного возраста.

 

Проблема  развития координационных  способностей детей  решается не только на теоретическом уровне. К решению  данной проблемы обращаются дошкольные работники.

Обращаясь к опыту воспитателей - практиков мы поставили перед собой задачи:

- выявить какие задачи решают  дошкольные работники по данной  проблеме;

- какие реализуют подходы и  принципы для формирования правильной осанки детей дошкольного возраста;

- каким средствам и методам  отдают предпочтение.

 

Для изучения педагогического опыта  использовали анализ статей периодической  печати.

Нами было проанализированы статьи из методической литературы и периодической печати.

Как отмечает в своей статье Бобер Т.Ф. на формирование осанки могут влиять факторы внешней среды. Особенно они отражаются на осанке детей, организм которых ослаблен заболеваниями. В первую очередь имеют значение такие болезни, перенесенные в раннем детстве, как рахит, туберкулезная инфекция, различные детские инфекционные заболевания, частые простудные заболевания. В раннем возрасте к факторам внешней среды следует отнести условия, в которых воспитывается ребенок. Особое значение для формирования осанки приобретает процесс развития двигательных навыков и функционально - морфологическое состояние основных мышечных групп.

Одежда ребенка не должна стеснять его движений или вызывать неравномерную нагрузку на мышцы. Кровать, на которой он спит, должна быть плоской, умеренно мягкой, с низкой подушкой. Слишком мягкий матрац и высокая  подушка способствуют формированию так называемой круглой спины; Наоборот, слишком жесткая кровать сглаживает физиологические изгибы позвоночного столба и способствует формированию плоской спины.

Чем старше ребенок, тем большее  значение для формирования осанки приобретает  правильная поза во время занятий  с игрушками, при чтении и письме.

М.Алиева раскрывает необходимость использования для формирования правильной осанки гимнастических упражнений с различными предметами. Можно использовать резиновые и теннисные мячи, обручи, палки, мешочки с песком и др. Малышам нравятся упражнения с флажками, кубиками, ленточкой, погремушкой. Хорошо влияет на осанку ползание, лазанье, ходьба с небольшим грузом на голове. Упражнения выполняются из различных исходных положений – стоя, лежа на спине и животе, сидя на стуле, скамейке, на четвереньках.

Упражнения для малышей 2-3 лет  чаще носят игровой характер: имитируют  движения животных, птиц и др. Главное - вызвать у детей желание двигаться  активно, с удовольствием. Например, в упражнении «Колобок» ребенок, лежа на животе, перекатывается несколько раз в одну, потом в другую сторону; тянется вверх, изображая «великана». (Е.Н.Вавилова, с.19).

Старшие ребята могут понять пользу упражнений, им объясняют, что движения помогут им стать здоровыми, красивыми, подтянутыми, а для этого надо делать движения правильно, энергично, проявляя усилия, настойчивость.

Учитывая быструю утомляемость дошкольников, следует после наиболее трудных статических упражнений давать кратковременный отдых (40-50 сек.) с выполнением дыхательных упражнений в положении сидя, лежа на спине.

Для формирования правильной осанки и профилактики ее нарушений в  процессе занятий физической культурой, утренней гимнастикой и во время  физкультминуток можно использовать следующие упражнения (М.Алиев):прогибание спины с обручем или с мячом в руках; наклоны в стороны с обручем за спиной; приседания стоя на носках с гимнастической палкой в руках; наклоны назад с разведением рук в стороны; наклоны вперед прогнувшись, ноги врозь, с гимнастической палкой в руках; поднимание ног вверх лежа на спине; ползание на четвереньках; ходьба с удержанием на голове груза с сохранением правильной осанки и др.

Очень эффективны упражнения, особенно на начальном этапе работы, проводимые в игровой и соревновательной форме, например: «лыжник» – приседание с отведением рук назад; «кошка» - ходьба на четвереньках с прогибанием и выгибанием спины; «Кто лучше и точнее выполнит упражнение»; «Делай как я» и др.

Для формирования правильной осанки полезны упражнения, выполняемые  у вертикальной плоскости (касание  спиной, затылком, ягодицами и пятками  стены или гимнастической стенки), и упражнения с удержанием на голове предмета (мешочка с песком, деревянного  кубика, резинового мяча, деревянного  или резинового кольца). Такие упражнения хорошо выполнять у зеркала, чтобы  ребенок мог фиксировать правильное положение тела. (М.Алиев, с.20)

Большой интерес для формирования навыка правильной осанки представляет система физического воспитания разработанная Н.Н.Ефименко. Любую форму двигательной активности детей он предлагает начинать из лежачих или горизонтальных положений, как наиболее естественных, простых, разгрузочных. И постепенно усложнять двигательный режим к более вертикальным, нагрузочным, гравитационным положениям стоя и далее в ходьбе, лазании, беге и прыжках. Причем, чем меньше возраст детей (1-3 года) тем более естественными, доминирующими для них в занятиях будут лежачие или горизонтальные положения (лежа на спине, на животе, на боку, переворот со спины на живот, ползание по-пластунски, упражнения на четвереньках, в позе сидя, на коленях). И наоборот, чем старше дети (5-7 лет), тем более предпочтительнее в их двигательной активности вертикальные положения, прямостояние, ходьба, лазание, бег, подскоки, прыжки.(с.26)

Информация о работе Формирование навыка правильной осанки у детей дошкольного возраста