Формирование навыка правильной осанки у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 19:36, курсовая работа

Описание работы

Для правильной работы органов дыхания, кровообращения, пищеварения, для нормальной деятельности нервной системы большое значение имеет правильно сформированная в дошкольном детстве осанка. Осанка – привычное положение тела ребенка, развивается в процессе индивидуального становления на основе наследственных факторов под воздействием воспитания. Наследственные факторы могут обусловливать похожие варианты осанки у родителей и детей, предрасположенность к определенному виду нарушений осанки. В то же время условия физического воспитания дают возможность не только сформировать соответствующую эстетическим и физиологическим требованиям осанку ребенка, но и исправить, создать новый вариант осанки.

Содержание работы

Введение
Глава I
Теоретические основы формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста
Изучение психолого – педагогической литературы по проблеме формирования правильной осанки у детей старше дошкольного возраста.
Особенности осанки детей дошкольного возраста.
Изучение педагогического опыта по формированию правильной осанки у дошкольников.
Вывод по первой главе.

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa.docx

— 74.39 Кб (Скачать файл)

Занятия Ефименко проводит в форме спектаклей, с определенным сюжетом, что очень нравится детям. Вся программа Н.Н.Ефименко построена на том, что «детей можно вырастить здоровыми, если делать это в гармонии с естественными силами Природы и биологическими процессами» (с.48).

Кроме того, Ефименко создал горизонтальный пластический балет («пластик-шоу»). Выполняя программу пластического балета, малыш «погружается в особый мир движений, музыки, ритма, ассоциаций и вызванных ими эмоций» (с.168).

Все позы в программе «пластик-шоу» горизонтальные: лежа на спине, животе, на боку, переворот со спины на живот, упражнения в упоре лежа, в упоре сзади, ползание по-пластунски, на четвереньках, упражнения в позе сидя и в позе на низких и высоких коленях.

Все движения пластичные, мягкие, плавные.

Упражнения выполняются под  соответствующую музыку с использованием элементов хореографии.

По словам Н.Н.Ефименко горизонтальный пластический балет имеет ряд преимуществ для коррекции осанки. Во-первых, режим горизонтированных поз обеспечивает позвоночнику оптимальное положение для коррекции, разгрузки, расслабления. Во-вторых, деятельность сердечно-сосудистой системы также находится в щадящем режиме, в то же время нестоячие, неходячие дети имеют возможность нагрузить себя функционально. И, кроме того, музыкальность программ, наличие элементов хореографии, театрализации позволяют создать у детей во время упражнений положитель-ный эмоциональный фон.(с.179).

Еще один из методов коррекции осанки это плавание.

Тело человека обладает плавучестью, поскольку его удельный вес приближается к удельному весу воды. Поэтому, находясь в водной среде, оно становится почти  невесомым. Это имеет практическое значение: освобождается от нагрузки опорно-двигательный аппарат, включая  позвоночник и связки.

Исследования и практический опыт показали, что детский организм при  плавании способен переносить относительно высокие нагрузки. И, наоборот, продолжительные  физические упражнения на суше, при  которых основная нагрузка приходится на опорный аппарат, вызывают чрезмерное напряжение еще недостаточно окрепших костей, связок и позвоночника.(Г.Левин, с.9).

При плавании тело лежит в воде почти горизонтально и находится  в вытянутом состоянии. Поэтому  часто весьма серьезные искривления  позвоночника исправляются с помощью  плавания. Во время плавания мышцы  конечностей ритмично напрягаются  и расслабляются.

При любых способах плавания руки принимают активное участие в  движении. Это особенно характерно для кроля и плавания на спине. Кроме того, эти способы плавания влияют на гибкость позвоночника (вследствие активного попеременного движения руками в воде и над водой). Поэтому  плавание активно рекомендуется  ортопедами и педиатрами для предупреждения и лечения нарушений осанки и  сутулости.

При исправлении дефектов осанки используются определенные упражнения.

Для профилактики и коррекции  сутулости (кифоза): прогибание спины назад с отведением рук вверх назад; ходьба на носках с прогибанием спины; прогибание спины, сидя на стуле (скамейке) с потягиванием; вытягивание сцепленных рук назад; прогибание спины в положении лежа с упором на локти; прогибание спины стоя на четвереньках и коленях; наклоны назад с отведением рук в стороны.

При искривлении позвоночника в поясничном отделе (лордозе): наклоны вперед с доставанием носков (пола); упражнение «велосипед» – в положении лежа на спине; наклоны туловища вправо и влево; сгибание ног и отведение в сторону, стоя спиной к вертикальной плоскости; сгибание ног в положении лежа; доставание носков ног в положении сидя на коврике (скамейке); подтягивание бедра к груди лежа на спине.

При плоскостопии и для его предупреждения вводятся упражнения, направленные на укрепление мышц стопы и голени: ходьба на носках и босиком по неровной поверхности (песку, мелкой гальке), на носках и пятках, на наружных краях стоп, по гимнастической палке и растянутому на полу канату; захватывание мяча ногами; собирание мелких предметов пальцами ног и переноска их на небольшое расстояние; катание обруча, мяча пальцами ног.

При боковом искривлении  позвоночника (сколиозе): пружинящие наклоны вправо и влево; поднимание левой руки вверх с отведением правой назад и наоборот; прогибание спины с отведением левой руки вверх в положении лежа на животе, затем то же с отведением правой руки; прогибание спины из положения стоя на четвереньках с подниманием левой руки вверх, затем то же для правой руки. Упражнения, выполняемые лежа на спине, животе разгружают позвоночник, способствуют увеличению подвижности пораженного сегмента, укрепляют мышечный корсет.(М.И.Фонарев, с.235).

В.М.Краснова предлагает следующие  упражнения для коррекции осанки.

Упражнения для формирования правильной осанки, выполняемые у вертикальной плоскости (стены, гимнастической стенки):

1.И.п. - основная стойка у стены,  касаясь ее затылком, спиной, ягодицами  и пятками; 1-2 – поднять руки  через стороны вверх; 3-4 – вернуться  в и.п. Повторить 5-6 раз в медленном темпе.

2.И.П. – основная стойка у  стены; 1-2 – подняться на носки,  руки вперед; 3-4 – опускаясь на  пятки, вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз в медленном темпе.

3.И.п. – основная стойка у  стены; 1-2 - поднять правую ногу, согнутую  в колене, руки в стороны; 3-4 –  опустить правую ногу, руки вниз; 5-6 - то же другой ногой; 7-8 –  вернуться в и.п. Повторить каждой ногой 3-4 раза в медленном темпе.

4.И.п. – основная стойка у  стены; 1-2 – шаг вперед правой (левой) ногой; 3-4 – вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз в медленном темпе.

5.И.п. – стойка ноги врозь  на ширине плеч, руки на поясе,  касаясь стены затылком, пятками,  спиной и ягодицами; 1-2 – наклон  вправо; 3-4 – вернуться в и.п. Повторить 3-4 раза в каждую сторону в медленном темпе.

6.И.п. – основная стойка у  стены; 1-2 – присесть, руки вверх; 3-4 – вернуться в и.п. Повторить в медленном темпе 3-4 раза.

7.И.п. – основная стойка у  стены; 1-2 – поднять правую (левую)  ногу, согнутую в колене, и захватить  руками голень;3-4 – опуская ногу, вернуться в и.п. Повторить каждой ногой 3-4 раза в медленном темпе.

Упражнения для формирования правильной осанки, выполняемые с удержанием предметов на голове:

1.И.п. – основная стойка с  мешочком на голове; 1-2 – подняться  на носки, руки на поясе; 3-4 –  опускаясь на пятки, вернуться  в и.п. (не уронить предмета). Повторить 5-6 раз в медленном темпе.

2.И.п. – основная стойка с  мешочком на голове; ходьба на  носках, руки в стороны, удерживая  на голове мешочек (10-15 с). Повторить  2 раза с интервалом в 1-2 мин.

3.И.п. – ноги врозь на ширине  плеч, руки на поясе, на голове  деревянный кубик; 1-2 – подняться  на носки, руки в стороны  (не уронить предмет); 3-4 – вернуться  в и.п. Повторить 5-6 раз в медленном темпе.

4.И.п. – основная стойка с  мешочком на голове; 1-2 – подняться  на носки, повернуть туловище  вправо (влево), руки в стороны; 3-4 – вернуться в и.п. Повторить 2-3 раза в каждую сторону в медленном темпе.

5.И.п. – основная стойка с  резиновым кругом на голове; 1-2 – присесть, руки в стороны  (не уронить предмет); 3-4 – вернуться  в и.п. Повторить 5-6 раз в медленном темпе.

6.И.п. – основная стойка с  мешочком на голове; 1-4 – два  приставных шага на носках  вправо; 5-8 – два приставных шага  на носках влево. Повторить  2-3 раза в каждую сторону в  медленном темпе.

7.И.п. – основная стойка с  деревянным кубиком на голове; ходьба на носках по гимнастической  скамейке, руки на поясе. Повторить  в медленном темпе 1-2 раза с  интервалами 1,5-2 минуты.

В основу использования специальных  упражнений, направленных на формирование правильной осанки и устранение ее дефектов, должны быть положены следующие  принципы: индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку и  постепенное нарастание нагрузки в  применяемых физических упражнениях. Нагрузка во время занятий не должна превышать функциональных возможностей дошкольников и без ущерба для  их здоровья улучшать физическое развитие и осанку.

Таким образом, при подборе и  использовании упражнений необходимо учитывать уровень физического  развития, подготовленность и состояние  здоровья каждого ребенка и в  соответствии с этим продумывать  объем и интенсивность нагрузок.

Работу по формированию правильной осанки следует постоянно вести  со всеми детьми, а не только с  теми, у которых замечены какие-либо отклонения. Необходимые упражнения включаются в утреннюю гимнастику, занятия, подвижные игры. В особо  сложных случаях, когда специалист обнаружил у ребенка серьезное  нарушение осанки и предложил  курс лечебной физкультуры в поликлинике, родители должны обеспечить это лечение, выполнять все рекомендации ортопеда. Раннее выявление и коррекция  нарушений принесет более заметные успехи, чем запоздалое лечение в  более позднем возрасте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  Вывод по первой главе:

 

       Таким образом, можно сделать вывод, что раннее выявление и коррекция нарушений приносит более заметные успехи, чем запоздалое лечение в более позднем возрасте. Различные варианты нарушений осанки, установленные у воспитанников детских учреждений, не требуют выделения этих детей в какую-либо специальную группу. Прежде всего, необходимо выяснить причины, повлекшие за собой нарушения осанки. В некоторых случаях устранение причины задерживает дальнейшее развитие нарушений. Кроме того, работу по формированию правильной осанки следует постоянно вести со всеми детьми, а не только с теми, у которых замечены какие-либо отклонения. Необходимые упражнения включаются в утреннюю гимнастику, занятия, подвижные игры.

 Приведенные упражнения и системы упражнений, хотя и способны облегчить ощущения страдающего нарушениями осанки, но имеют временный характер. Не стоит забывать, что при систематическом нарушении правил работы за столом, рабочим местом, компьютером нарушения осанки могут вернуться, и нередко в еще более выраженной форме. Поэтому задачей чрезвычайной важности является систематическое повторение лечебно-оздоровительных комплексов и неукоснительное следование рекомендациям при работе.

Если не останавливаться сейчас на врождённых нарушениях центральной  мышечной регуляции, которые всё  больше специалистов начинают расценивать, как основополагающие, то в первую очередь стоит назвать факторы  окружающей среды. Как правило, мы используем плохо спроектированное оборудование - стулья, освещение, рабочие места… Список возможных виновников бесконечен. Кое-что меняется, но в этой области  всё ещё много можно и нужно  сделать Неправильная осанка может  привести к целому ряду заболеваний, о которых мы даже не подозреваем. Искривление позвоночника становится основной причиной возникновения проблем  со здоровьем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

  1. Алиев М. Формирование правильной осанки// ДВ №2 1993.
  2. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателей детского сада. – М.:Просвещение, 1986.
  3. Ефименко Н.Н. Материалы к оригинальной авторской программе «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста». – М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.
  4. Краснова В.М. Осанка вашего ребенка // ДВ № 3 1991.
  5. Лебедева Е.А., Русакова Е.В. Воспитание правильной осанки у детей дошкольного возраста. – М.:Просвещение, 1970.
  6. Левин Г. Плавание для малышей. Пер. с нем. – М., Физкультура и спорт, 1974.
  7. Развитие движений ребенка дошкольника. Из опыта работы. Под ред. М.И.Фонарева. – М., Просвещение, 1975.
  8. Учебник инструктора по лечебной физической культуре / под ред. В.П. Правосудова. – М.: Физкультура и спорт, 1980.
  9. Фонарев М.И., Фонарева Т.А. Лечебная физкультура при детских заболеваниях. – Л., 1977. 
  10. Анисимова В.В. Предупреждение нарушения осанки у детей. М., 1959.
  11. Арсланов В.А. педагогические условия формирования осанки школьников младшего возраста в учебной деятельности /Автореферат дис. Канд. пед. наук. Казань,1985.
  12. Алиев М. формирование правильной осанки: подготовительная к школе группа //Дошкольное воспитание. 1993, №2.
  13. Баландина В.Н., Вавилова Е.Н. Формирование правильной осанки //Дошкольное воспитание.1984, №2.
  14. Богачихина М.М. Уроки китайской гимнастики. М., 1991.
  15. Вовк Н.М. Каратэ. М., 1991.
  16. Долин А.А., Попов Г.В. Традиции у-шу. М., 1991.
  17. Каратаева Н.Б., Михайлова А.В. Гиподинамика и состояние осанки у дошкольников. М., 1991.
  18. Ловейко И. А. О формировании правильной осанки //Дошкольное воспитание. 1985, №3.
  19. Методические рекомендации по организации занятий лечебной физкультурой с детьми школьного возраста при нарушении осанки и сколиозе. Казань, 1994.
  20. Оранский И.В. восточные единоборства. М., 1990.

Информация о работе Формирование навыка правильной осанки у детей дошкольного возраста