Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 12:03, курсовая работа
Цель исследования: Определить влияние процесса формирования навыков самообслуживания на развитие ребенка раннего возраста.
Задачи: 1.Изучить теоретическую литературу по проблеме формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста;
2.Определить методы, формы и приемы необходимые для формирования навыков самообслуживания;
3.Разработать рекомендации родителям по формированию навыков самообслуживания.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1.ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ
САМООБСЛУЖИВАНИЯ У РЕБЕНКА РАННЕГО
ВОЗРАСТА…………………………………………………………..6
1.1.Психолого-педагогические особенности ребенка в возрасте
от 1 до 3 лет………………………………………………………….6
1.2.Понятие самообслуживания; методы, приемы, формы
Самообслуживания………………………………………………….9
1.3.Особенности формирования навыков самообслуживания в
раннем возрасте…………………………………………………….14
Вывод по первой главе……………………………………………....23
ГЛАВА 2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ
СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ
У РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА……………………………….24
2.1.Организация и проведение опытно-экспериментальной
Работы……………………………………………………………...24
2.2.Анализ результатов………………………………………………25
2.3.Рекомендации родителям……………………………………......26
Вывод по второй главе……………………………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….30
ПРИЛОЖЕНИЕ.…………………………………………………………………31
Методика организации приучения
- объяснение, для чего нужно это делать;
- показ, как выполняется
- закрепление правильных
Упражнение – многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания. Многие упражнения носят предметный характер, то есть их выполнение требует использования предметов, игрушек, дидактического материала. В обучении дошкольников применяются упражнения разного типа. В одних случаях дети выполняют упражнения, подражая взрослому (подражательные упражнения). К таковым относятся упражнения на развитие артикуляционного аппарата, на закрепление культурно-гигиенических навыков, с дидактическими игрушками и другие. Упражнения другого типа называются конструктивными, ребенок переносит ранее усвоенные способы действий на новое содержание.
Опыты и экспериментирование. Элементарные опыты и эксперименты, которые используются при обучении детей раннего возраста в обучении, направлены на то, чтобы помочь ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. В ходе опытов и экспериментов ребенок воздействует на объект с целью познания его свойств, связей и тому подобное. Экспериментирование рассматривается как особая форма поисковой деятельности ребенка. Благодаря поисковым действиям развивается наглядно-действенное мышление. Опыты помогают детям глубже осмыслить явления, которые происходят в окружающем мире, выяснить связи между ними. Благодаря опытам и экспериментированию у ребенка развиваются наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, высказывать предложения, делать выводы. (Ребенку демонстрируют носовой платок и задают вопросы: «Вот платок. Что им делают?; можно ли вытирать платком руки? Почему можно? Почему нельзя?; Можно ли вытирать платком туфельки? Почему можно? Почему нельзя?)
Моделирование – наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта. В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. Основное назначение моделей - облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связей. Эти скрытые свойства и связи весьма существенны для познаваемого объекта. В результате знания ребенка поднимаются на более высокий уровень обобщения, приближаются к понятиям. (Ребенок играет с куклой: Девочка будто бы наливает из ведерка в чашку и говорит: «Не трогать кисель». Приносит куклу, сажает ее и говорит: «Ты сиди, дам кисель», снова переливает из сосуда в сосуд и говорит: «Кушай!»)
Игровые методы и приемы. Достоинство игровых методов и приемов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями. Эти методы дают возможность направлять не только умственную активность детей, но и моторную. Моторная активность способствует образованию богатых ассоциативных связей, что облегчает усвоение знаний, умений. В ситуации игры процессы восприятия протекают в сознании ребенка более быстро и точно. Игровые методы и приемы достаточно разнообразны. Наиболее распространенным является дидактическая игра. Первая функция – совершенствование и закрепление знаний. При этом ребенок не просто воспроизводит знания в том виде, в каком они были усвоены, а трансформирует, преобразовывает их, учится оперировать или в зависимости от игровой ситуации. Сущность второй функции дидактической игры заключается в том, что дети усваивают новые знания и умения разного содержания. В качестве игрового метода используется воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием. Важное значение для повышения активности детей на занятиях имеют такие игровые приемы, как внезапное появление объектов, игрушек, выполнение взрослым различных игровых действий. К игровым приемам относится введение элементов соревнования (соревнуются ребенок и взрослый – один из родителей, кто быстрее и аккуратнее оденет свою куклу на прогулку, а потом, после одевания куклы, соревнуются уже сам взрослый и ребенок).
Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов семьи. [№ 6]
Метод примера.
Характерные черты:
Виды:
Этапы реализации метода:
Условия эффективности использования:
1.3 Особенности формирования навыков самообслуживания в раннем возрасте.
Трудовое воспитание в семье начинается
с формирования у детей навыков самообслуживания,
направленных на удовлетворение их личных
повседневных потребностей. В процессе
самообслуживания у детей формируются
самостоятельность, трудолюбие, аккуратность,
бережное отношение к вещам, культура
поведения. Овладев навыками самообслуживания,
ребенок не только может обслужить себя,
но и приучается к аккуратности.
Воспитание навыков самообслуживания
у маленьких детей — длительный процесс,
требующий от родителей знания малышей
и большого терпения. Известно, что ребенок
трех лет при хорошем педагогическом руководстве
может многое сделать самостоятельно.
Дети, которые приходят из яслей в группу
постарше, сами надевают колготы, рубашку,
рейтузы. Однако все они не знают, в какой
последовательности надо одеваться и
раздеваться. У детей, приходящих из дома,
отсутствуют не только элементарные навыки
самообслуживания, но и желание что-либо
делать самостоятельно.
Из этого следует, что родители
чрезмерно опекают детей, все за них делают
сами. Поэтому стремление детей к самостоятельности,
проявляющееся у них уже в начале третьего
года жизни, не поддержанное своевременно,
утрачено.
У малышей
нужно формировать простейшие навыки
самообслуживания: учить их есть самостоятельно,
умываться, одеваться и раздеваться. Взрослому
необходимо продумать все мелочи, знать
ребенка и его особенности.
В успешном формировании навыков
самообслуживания большое значение имеют
условия. И здесь важно все: удобная одежда
и обувь детей, оборудование.
Одновременно с созданием необходимых
условий нужно обучать детей правилам
поведения: за столом — во время приема
пищи, в ванной комнате — при выполнении
гигиенических процедур, в прихожей —
при одевании и раздевании. Учить производить
все действия правильно и в определенной
последовательности.
Обычно,
семьдесят процентов родителей не придают
серьезного значения воспитанию самостоятельности
у детей и, считая их слишком маленькими,
стараются все сделать за них сами. Другие,
понимая значение воспитания самостоятельности
в развитии ребенка, все же проявляют нетерпение
и делают за ребенка то, с чем он может
справиться сам. Это происходит потому,
что утром родители спешат на работу, а
вечером устают, и медлительность детей
их раздражает. Только в некоторых семьях
молодые родители, которые живут одни,
работают и к тому же учатся, приучают
маленьких детей к труду по самообслуживанию.
[№ 5]
При формировании любого навыка
надо обучать детей определенным действиям.
Без этого формирование навыков самообслуживания
немыслимо. Младших детей необходимо учить
застегивать пуговицы, шнуровать ботинки.
Большое значение нужно придавать многократным
упражнениям ребенка в выполнении этих
действий.
Основная деятельность маленьких
детей — игра. Научить детей одеваться
и раздеваться самостоятельно, правильно,
аккуратно не так просто. Необходимо учесть
при этом индивидуальные особенности
каждого ребенка, продумать доступные
детям правила действия и их последовательность.
Обучая детей навыкам самообслуживания,
не надо забывать о таком эффективном
приеме, как поощрение. Поощрения вызывают
у ребенка чувство радости, создают уверенность
в том, что он может, умеет сам что-то делать,
побуждают его к проявлению усилий, к самостоятельности.
Однако следует помнить, что похвала —
дело тонкое, и если она часто применяется,
то может отрицательно сказаться на формировании
характера.
Формируя навыки самообслуживания,
нужно воспитывать и бережное отношение
к вещам.
Нужно учить самостоятельности
детей и во время еды, используя такие
приемы, как показ с пояснением. Обедая
за одним столом с детьми, показывать,
как правильно есть, как держать ложку,
предлагать взять ложку так, как это делает
взрослый. Использовать игровые приемы.
Так же нужно обучать детей пользоваться
вилкой.
Родители постоянно должны
уделять внимание воспитанию культурных
привычек. Естественно, дети неодинаково
быстро усваивают правила и действия,
которым учат их родители. Но у каждого
ребенка при правильном воспитании вырабатывается
стремление все делать самостоятельно.
[№ 5]
Первый - третий год жизни - период интенсивного
развития самостоятельности у ребенка.
Промедление в ее формировании приводит
к появлению у детей капризов, упрямства
или лени: ребенок надеется, что все для
него должны делать взрослые, родители.
Самостоятельность
проявляется во всех сферах жизни и деятельности
ребенка: совершенствуются навыки самообслуживания.
Играя, ребенок самостоятельно воспроизводит
с игрушками последовательные эпизоды
из собственной жизни. Самостоятельность
формируется и проявляется в процессе
приобретения и закрепления умения заниматься
(слушать сказку, объяснение, отвечать
на заданные вопросы и таким образом передавать
несложное содержание, а также самому
реализовываться в рисунках, постройках
задуманного). Ребенок учится самостоятельно
выполнять простейшие трудовые поручения:
собирать в коробку свои игрушки или расставлять
их по местам, поливать домашние цветы,
кормить рыбок и птичек, мыть руки перед
едой, складывать свои вещи в шкаф, одеваться
и раздеваться.
У ребенка в этот
период формируется умение по собственной
инициативе выражать положительное отношение
к
родителям и сверстникам в виде ласк, элементарной
помощи совместных действий, наблюдения
за чем-то интересным.
Для своевременного
формирования самостоятельности вы должны
сообщать и постоянно напоминать ребенку
о его маленьких ежедневных обязанностях:
беречь свою одежду, игрушки, не разбрасывать
их, где попало, охотно выполнять мелкие
поручения взрослых, не шуметь, когда родители
заняты или спят.
Задача родителей
- создавать все необходимые условия для
того, чтобы в самостоятельной деятельности
ребенок мог использовать накопленные
знания и опыт. Воспитывая самостоятельность
в своем ребенке, родители должны не просто
говорить приказным тоном, что следует
делать, а непременно объяснять ребенку
и показывать на собственном примере (при
этом вы можете производить натуральные
действия, например, при умывании, либо
инсценированные с предметами, игрушками).
Если необходимо, часть работы родитель
должен выполнять сам, а не усердно заставлять
ребенка делать то, что у того не получается.
В процессе показа того, что ребенок может
и должен делать самостоятельно, и после
него малышу следует задавать разнообразные
вопросы, чтобы направить его внимание
на основные действия, помочь ему уяснить
содержание того или иного требования,
способ его выполнения, чтобы ребенок
до конца понял, почему нужно поступать
именно так, а не иначе.
По мере накопления
ребенком конкретных сведений родители
должны показывать меньше, а больше предоставлять
детям возможность действовать по словесному
указанию. Чтобы движения ребенка были
точными и четко осознанными, вначале
объяснения должны носить подробный характер
и постепенно переходить к общим напоминаниям.
Например, когда ребенок учится наводить
порядок в том углу, в котором играет, вначале
ему следует объяснить: "Машинки, кубики
и кукол нужно положить в ящик, а книжки
и карандаши - в шкаф". В дальнейшем достаточно
лишь напоминать ребенку: "Помнишь,
что нужно делать с игрушками после того,
как закончил игру?"
Надо сказать, в трехлетнем возрасте дети
гораздо охотнее делают все сами, в отличие
от двухлетнего возраста, когда они стараются
прислушиваться к тому, что говорят и делают
взрослые. Родители должны учитывать особенности
ребенка, используя эту наклонность. Например,
видя, как мама одевается, ребенок может
повторять за ней ее движения. Поэтому
всякий раз, когда мама или папа одеваются,
собираясь гулять с малышом, нужно сделать
так, чтобы он находился рядом и внимательно
наблюдал за тем, как они одеваются, в какой
последовательности надевают ту или иную
вещь. При этом желательно произносить
что-нибудь вроде: "Видишь, Оленька,
как мама надевает кофту: сначала просовывает
руки в рукава, потом застегивает на пуговицы
и т. п.", "Давай попробуем одеться
вместе". Таким образом у ребенка развивается
не только зрительная память, но и способность
к самостоятельным действиям, к элементарному
самообслуживанию.
Если одеваться совершенно самостоятельно
в три года ребенку еще трудно и родители
ему в этом помогают, то научить его обуваться
в это время не только можно, но и необходимо.
Многие родители
сталкиваются с такой распространенной
проблемой, как спадание ботинок с маленькой
детской ножки (поскольку движения ребенка
во время ходьбы еще недостаточно уверенные
и правильные). Естественно, что взрослым
надоедает постоянно нагибаться и обувать
ребенка в подобных случаях.
Можно избежать
этой проблемы, если научить ребенка обувать
ботинки самому всякий раз, когда это необходимо.
Достаточно каждый раз указывать ребенку
на то, что с него спал ботиночек, спрашивая
при этом: "А где наш ботинок? Ну-ка, поищи
его... Нашел? Неси сюда. А теперь давай
наденем его". И так каждый раз до тех
пор, пока ребенок не станет делать это
сам, без ваших указаний.
Другая банальная
проблема, которая касается самообслуживания
ребенка, - это спадание штанов (колготок).
У детей часто во время игры и бега спадают
штанишки. Так же как и в случае с обувью,
нужно постоянно спокойным тоном напоминать
ребенку, что ему неудобно ходить, когда
спущены штанишки, и что он выглядит неаккуратно,
просить малыша о том, чтобы он сам поправил
и заправил кофточку. Таким образом, ребенок
не только учится самообслуживанию, но
и привыкает следить за своим внешним
видом, понимая, что ходить со спущенными
штанишками некрасиво.
Научив ребенка надевать и снимать с себя простейшую одежду, следует приучать его к одной из самых основных функций самообслуживания - самостоятельному хождению в туалет (на горшок). Если в два года ребенок только научился сидеть на горшке и делает это, когда его посадят, то в три года он должен научиться ходить в туалет тогда, когда ему захочется, причем делать это в основном без помощи и сопровождения родителей. Приучая ребенка к горшку до трех лет, родители обычно сажают его на горшок тогда, когда подошло время или когда ребенок сам попросился. После того как малыш сделал то, что требовалось, родители сопровождают его действия похвалой. Это производит на ребенка положительное впечатление, малыш всякий раз гордится своим достижением, понимает, что он делает то, что нужно делать. Если занятые родители изо дня в день сажают ребенка на горшок тогда, когда, по их мнению, подошло время, не побуждая в малыше никакой инициативы к самостоятельным действиям, то ребенок вряд ли скоро начнет ходить в туалет сам. Некоторые дети сами чувствуют, что хотят в туалет, поэтому молча садятся на горшок (правда, иногда забывают снять штанишки). Для того чтобы ускорить этот процесс и приучить ребенка пользоваться горшком, важно первым делом научить его понимать то, о чем с ним говорят. Важно не только хвалить малыша за понятливость (за то, что он своевременно просится на горшок), но и все время говорить о том, чтобы он делал это каждый раз, как захочет. Следует также просить ребенка о том, чтобы он сам снимал штанишки, когда садится на горшок. Ласковый и уверенный тон родителей позволяет достигнуть взаимопонимания с маленьким ребенком и помогает его приучить к самостоятельности. В некоторых случаях ребенка рекомендуется "подкупать", предлагая ему какое-нибудь поощрение, подарок в случае, если он сделает то, о чем его просят. Многим же детям достаточно понаблюдать, как другие малыши пользуются горшком, чтобы начать делать это самим. [№ 4]
Существует ряд проблем и
Информация о работе Формирование навыков самообслуживания у ребенка раннего возраста