Формирование навыков самообслуживания у ребенка раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 12:03, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Определить влияние процесса формирования навыков самообслуживания на развитие ребенка раннего возраста.
Задачи: 1.Изучить теоретическую литературу по проблеме формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста;
2.Определить методы, формы и приемы необходимые для формирования навыков самообслуживания;
3.Разработать рекомендации родителям по формированию навыков самообслуживания.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1.ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ
САМООБСЛУЖИВАНИЯ У РЕБЕНКА РАННЕГО
ВОЗРАСТА…………………………………………………………..6
1.1.Психолого-педагогические особенности ребенка в возрасте
от 1 до 3 лет………………………………………………………….6
1.2.Понятие самообслуживания; методы, приемы, формы
Самообслуживания………………………………………………….9
1.3.Особенности формирования навыков самообслуживания в
раннем возрасте…………………………………………………….14
Вывод по первой главе……………………………………………....23
ГЛАВА 2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ
СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ
У РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА……………………………….24
2.1.Организация и проведение опытно-экспериментальной
Работы……………………………………………………………...24
2.2.Анализ результатов………………………………………………25
2.3.Рекомендации родителям……………………………………......26
Вывод по второй главе……………………………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….30
ПРИЛОЖЕНИЕ.…………………………………………………………………31

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Удмуртской Республики.doc

— 272.00 Кб (Скачать файл)

Ф.И. ребенка

Возраст

Опишите как  можно более подробно, как дома происходит процесс кормления, одевания и приучения к туалету, опираясь на предложенные ниже вопросы.

Навыки самообслуживания:

Кормление

а) пищу какой  консистенции умеет есть ребенок (пюреобразная, полупротертая, пища, которую можно брать руками);

б) ребенок получает пищу из бутылки или его кормят ложкой;

в) насколько  активно ребенок включен в  процесс (держит ручки на бутылке, держит ложку с помощью, держит ложку  самостоятельно, правильно захватывая);

г) берет ли в руку и ест маленькие кусочки пищи;

д) умеет ли откусывать;

е) пьет из бутылки  или из чашки (с помощью или  самостоятельно).

Одевание

а) насколько  ребенок включен в процесс  одевания — помогает ли одевать и раздевать себя соответствующими движениями рук и ног;

б) снимает шапку;

в) снимает носки  и стягивает частично снятую через  голову рубашку;

г) снимает незавязывающуюся обувь;

д) надевает шапочку;

е) надевает носки, свободную обувь.

Навыки опрятности

а) пользуется памперсами или памперсы сняты (на дневное время, совсем);

б) контролирует ли свой стул (каждый день примерно в  одно и то же время у ребенка  бывает стул);

в) бывает ли в  течение дня достаточно регулярно  сухим;

г) показывает ли жестами, что хочет в туалет;

д) просится ли в туалет, выражая свое желание словами;

е) спускает ли сам штанишки в туалете;

ж) под руководством взрослого ходит в туалет.

Уход за собой

а) наслаждается игрой в воде;

б) участвует  в мытье и вытирании рук;

в) позволяет  чистить себе зубы;

г) тянется к  крану, чтобы открыть его, умеет открывать кран;

д) нужна организационная помощь взрослого или действие может осуществить самостоятельно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  № 4

 

 

Критерии оценки.

 

 

Умение пить из чашки:

«5» - пьет чай из чашки  аккуратно, не проливая на себя, сам  держится за ручки;

«4» - сам держится за ручки, пьет чай из чашки не аккуратно, проливается;

«3» - чашку держат родители, поют ребенка небольшими глотками;

«2» - пьет из бутылки с  соской или поильника.

 

Умение есть ложкой:

«5» - сам правильно  держит ложку, ест аккуратно, не пачкаясь, стол остается чистый;

«4» - сам держит ложку, ест не аккуратно, на столе остается еда;

«3» - ребенок держит ложку, а родитель помогает ему, ест не аккуратно;

«2» - кормят родители.

 

Умение одеваться:

«5» - сам одевается  и сам раздевается без помощи родителей;

«4» - стягивает частично снятую одежду родителями сам, участвует  в процессе одевания и раздевания;

«3» - сам стягивает  только штаны, а кофту снимает  родитель, умеет снимать свободную  обувь, но не надевать ее;

«2» - ребенок не включен  в процесс одевания и раздевания, родители все делают за него.

 

Умение пользоваться туалетом:

«5» - сам ходит на горшок, снимает штаны, садится, поднимает  штаны;

«4» - забывает проситься  на горшок, сам снимает штаны, садится, поднимает штаны;

«3» - не просится на горшок, не снимает штаны, умеет садиться, не поднимает штаны;

«2» - ходит в памперсах.

 

Умение ухаживать  за собой:

«5» - участвует в мытье  и вытирании рук, лица, сам чистит зубы, умет открывать кран;

«4» - нужна организационная  помощь взрослого, тогда ребенок делает все самостоятельно;

«3» - не умеет открывать  кран, чистит зубы с помощью родителя, не участвует в мытье, но сам вытирается;

«2» - родители все полностью  делают за ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  № 5

 

 

Результаты  формирования у детей навыков самообслуживания в возрасте от 1,6 до 2,1.

 

 

Таблица 3

п/п

фамилия, имя ребенка

возраст

категория

Общий балл ф.н. с/о за сентябрь

Изменения  за пять месяцев

Общий балл ф.н. с/о за февраль

1

Бабаева Татьяна

1,6

1

19

3

21

2

Байков 

Богдан

1,7

1

15

4

19

3

Вахрушев Роман

1,11

2

15

7

22

4

Дудин Григорий

1,11

2

19

3

22

5

Кузнецов Андрей

2

2

22

2

24

6

Кузьмин Александр

1,6

1

10

5

15

7

Леденев

Роман

2,1

2

16

7

23

8

Мельникова Кира

1,8

1

19

3

22

9

Петров Алексей

2,1

2

20

3

23

10

Соловьев Евгений

1,7

1

13

5

18

11

Тугбаев

Илья

1,7

1

15

5

20


 

 

Вывод по приложению № 5.

 

         По таблице № 3 мы видим изменения за пять месяцев. Всего два человека повысили свой балл формирования навыков самообслуживания на 7 баллов за пять месяцев, три человека – на 5 баллов, один – на 4 балла, четыре – на 3 балла и один - всего на 2 балла. Мы можем сказать, что родители, чьи дети повысили свой общий балл на 7 и 5 баллов, на протяжении пяти месяцев занимались с детьми, старались, чтобы их ребенок делал все сам, давали ребенку возможность делать то, что он уже умеет. А родители, чьи дети повысили свой общий балл всего на 4, 3 и 2 балла, не давали ребенку возможность делать то, что он уже умеет, торопили, подгоняли своего малыша.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  № 6

 

 

Общие результаты формирования у детей навыков самообслуживания в возрасте от 1,6 до 2,1.

 

 

Таблица 4

Навыки      Сентябрь             Февраль


Умение  
пить из чашки            38                                   50


Умение  
есть ложкой            38                                   43


Умение одеваться            33                                   42 


Умение  
пользоваться  
туалетом            37                                   47  


Умение 
ухаживать за собой  
(мытье, вытирание)          37                                   47 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  № 7

 

 

Данные исследования по анкете за сентябрь.

 

 

Гистограмма 1


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  № 8

 

 

Данные исследования по анкете за февраль.

 

 

Гистограмма 2


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по таблице 4 и приложениям № 7 и № 8

 

 

         Гистограммы № 1 и № 2 показывают  нам, что в период с сентября  по февраль основные навыки  самообслуживания в бальном соотношении повысились. А именно навыки: умение пить из чашки повысилось на 12 баллов - это самый высокий уровень повышения навыков самообслуживания  из всех остальных навыков; умение пользоваться туалетом и умение ухаживать за собой на 10 баллов – это средний уровень повышения навыков самообслуживания; умение одеваться повысилось на 9 баллов, а умение есть ложкой на 5 баллов. Можно сделать вывод, что родителям проще самим накормить ребенка из ложки, и быстрее самим одеть малыша.


Информация о работе Формирование навыков самообслуживания у ребенка раннего возраста