Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 12:03, курсовая работа
Цель исследования: Определить влияние процесса формирования навыков самообслуживания на развитие ребенка раннего возраста.
Задачи: 1.Изучить теоретическую литературу по проблеме формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста;
2.Определить методы, формы и приемы необходимые для формирования навыков самообслуживания;
3.Разработать рекомендации родителям по формированию навыков самообслуживания.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1.ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ
САМООБСЛУЖИВАНИЯ У РЕБЕНКА РАННЕГО
ВОЗРАСТА…………………………………………………………..6
1.1.Психолого-педагогические особенности ребенка в возрасте
от 1 до 3 лет………………………………………………………….6
1.2.Понятие самообслуживания; методы, приемы, формы
Самообслуживания………………………………………………….9
1.3.Особенности формирования навыков самообслуживания в
раннем возрасте…………………………………………………….14
Вывод по первой главе……………………………………………....23
ГЛАВА 2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ
СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ
У РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА……………………………….24
2.1.Организация и проведение опытно-экспериментальной
Работы……………………………………………………………...24
2.2.Анализ результатов………………………………………………25
2.3.Рекомендации родителям……………………………………......26
Вывод по второй главе……………………………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….30
ПРИЛОЖЕНИЕ.…………………………………………………………………31
Ф.И. ребенка
Возраст
Опишите как можно более подробно, как дома происходит процесс кормления, одевания и приучения к туалету, опираясь на предложенные ниже вопросы.
Навыки самообслуживания:
Кормление
а) пищу какой консистенции умеет есть ребенок (пюреобразная, полупротертая, пища, которую можно брать руками);
б) ребенок получает пищу из бутылки или его кормят ложкой;
в) насколько активно ребенок включен в процесс (держит ручки на бутылке, держит ложку с помощью, держит ложку самостоятельно, правильно захватывая);
г) берет ли в руку и ест маленькие кусочки пищи;
д) умеет ли откусывать;
е) пьет из бутылки или из чашки (с помощью или самостоятельно).
Одевание
а) насколько ребенок включен в процесс одевания — помогает ли одевать и раздевать себя соответствующими движениями рук и ног;
б) снимает шапку;
в) снимает носки и стягивает частично снятую через голову рубашку;
г) снимает незавязывающуюся обувь;
д) надевает шапочку;
е) надевает носки, свободную обувь.
Навыки опрятности
а) пользуется памперсами или памперсы сняты (на дневное время, совсем);
б) контролирует ли свой стул (каждый день примерно в одно и то же время у ребенка бывает стул);
в) бывает ли в течение дня достаточно регулярно сухим;
г) показывает ли жестами, что хочет в туалет;
д) просится ли в туалет, выражая свое желание словами;
е) спускает ли сам штанишки в туалете;
ж) под руководством взрослого ходит в туалет.
Уход за собой
а) наслаждается игрой в воде;
б) участвует в мытье и вытирании рук;
в) позволяет чистить себе зубы;
г) тянется к крану, чтобы открыть его, умеет открывать кран;
д) нужна организационная помощь взрослого или действие может осуществить самостоятельно.
Приложение № 4
Критерии оценки.
Умение пить из чашки:
«5» - пьет чай из чашки аккуратно, не проливая на себя, сам держится за ручки;
«4» - сам держится за ручки, пьет чай из чашки не аккуратно, проливается;
«3» - чашку держат родители, поют ребенка небольшими глотками;
«2» - пьет из бутылки с соской или поильника.
Умение есть ложкой:
«5» - сам правильно держит ложку, ест аккуратно, не пачкаясь, стол остается чистый;
«4» - сам держит ложку, ест не аккуратно, на столе остается еда;
«3» - ребенок держит ложку, а родитель помогает ему, ест не аккуратно;
«2» - кормят родители.
Умение одеваться:
«5» - сам одевается и сам раздевается без помощи родителей;
«4» - стягивает частично снятую одежду родителями сам, участвует в процессе одевания и раздевания;
«3» - сам стягивает только штаны, а кофту снимает родитель, умеет снимать свободную обувь, но не надевать ее;
«2» - ребенок не включен в процесс одевания и раздевания, родители все делают за него.
Умение пользоваться туалетом:
«5» - сам ходит на горшок, снимает штаны, садится, поднимает штаны;
«4» - забывает проситься на горшок, сам снимает штаны, садится, поднимает штаны;
«3» - не просится на горшок, не снимает штаны, умеет садиться, не поднимает штаны;
«2» - ходит в памперсах.
Умение ухаживать за собой:
«5» - участвует в мытье и вытирании рук, лица, сам чистит зубы, умет открывать кран;
«4» - нужна организационная помощь взрослого, тогда ребенок делает все самостоятельно;
«3» - не умеет открывать кран, чистит зубы с помощью родителя, не участвует в мытье, но сам вытирается;
«2» - родители все полностью делают за ребенка.
Приложение № 5
Результаты формирования у детей навыков самообслуживания в возрасте от 1,6 до 2,1.
Таблица 3
№ п/п |
фамилия, имя ребенка |
возраст |
категория |
Общий балл ф.н. с/о за сентябрь |
Изменения за пять месяцев |
Общий балл ф.н. с/о за февраль |
1 |
Бабаева Татьяна |
1,6 |
1 |
19 |
3 |
21 |
2 |
Байков Богдан |
1,7 |
1 |
15 |
4 |
19 |
3 |
Вахрушев Роман |
1,11 |
2 |
15 |
7 |
22 |
4 |
Дудин Григорий |
1,11 |
2 |
19 |
3 |
22 |
5 |
Кузнецов Андрей |
2 |
2 |
22 |
2 |
24 |
6 |
Кузьмин Александр |
1,6 |
1 |
10 |
5 |
15 |
7 |
Леденев Роман |
2,1 |
2 |
16 |
7 |
23 |
8 |
Мельникова Кира |
1,8 |
1 |
19 |
3 |
22 |
9 |
Петров Алексей |
2,1 |
2 |
20 |
3 |
23 |
10 |
Соловьев Евгений |
1,7 |
1 |
13 |
5 |
18 |
11 |
Тугбаев Илья |
1,7 |
1 |
15 |
5 |
20 |
Вывод по приложению № 5.
По таблице № 3 мы видим изменения за пять месяцев. Всего два человека повысили свой балл формирования навыков самообслуживания на 7 баллов за пять месяцев, три человека – на 5 баллов, один – на 4 балла, четыре – на 3 балла и один - всего на 2 балла. Мы можем сказать, что родители, чьи дети повысили свой общий балл на 7 и 5 баллов, на протяжении пяти месяцев занимались с детьми, старались, чтобы их ребенок делал все сам, давали ребенку возможность делать то, что он уже умеет. А родители, чьи дети повысили свой общий балл всего на 4, 3 и 2 балла, не давали ребенку возможность делать то, что он уже умеет, торопили, подгоняли своего малыша.
Приложение № 6
Общие результаты формирования у детей навыков самообслуживания в возрасте от 1,6 до 2,1.
Таблица 4
Навыки Сентябрь Февраль
Умение
пить из чашки
38
Умение
есть ложкой
38
43
Умение одеваться
33
Умение
пользоваться
туалетом
37
Умение
ухаживать за собой
(мытье, вытирание)
37
47
Приложение № 7
Данные исследования по анкете за сентябрь.
Гистограмма 1
Приложение № 8
Данные исследования по анкете за февраль.
Гистограмма 2
Вывод по таблице 4 и приложениям № 7 и № 8
Гистограммы № 1 и № 2 показывают нам, что в период с сентября по февраль основные навыки самообслуживания в бальном соотношении повысились. А именно навыки: умение пить из чашки повысилось на 12 баллов - это самый высокий уровень повышения навыков самообслуживания из всех остальных навыков; умение пользоваться туалетом и умение ухаживать за собой на 10 баллов – это средний уровень повышения навыков самообслуживания; умение одеваться повысилось на 9 баллов, а умение есть ложкой на 5 баллов. Можно сделать вывод, что родителям проще самим накормить ребенка из ложки, и быстрее самим одеть малыша.
Информация о работе Формирование навыков самообслуживания у ребенка раннего возраста