Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 12:03, курсовая работа
Цель исследования: Определить влияние процесса формирования навыков самообслуживания на развитие ребенка раннего возраста.
Задачи: 1.Изучить теоретическую литературу по проблеме формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста;
2.Определить методы, формы и приемы необходимые для формирования навыков самообслуживания;
3.Разработать рекомендации родителям по формированию навыков самообслуживания.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1.ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ
САМООБСЛУЖИВАНИЯ У РЕБЕНКА РАННЕГО
ВОЗРАСТА…………………………………………………………..6
1.1.Психолого-педагогические особенности ребенка в возрасте
от 1 до 3 лет………………………………………………………….6
1.2.Понятие самообслуживания; методы, приемы, формы
Самообслуживания………………………………………………….9
1.3.Особенности формирования навыков самообслуживания в
раннем возрасте…………………………………………………….14
Вывод по первой главе……………………………………………....23
ГЛАВА 2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ
СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ
У РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА……………………………….24
2.1.Организация и проведение опытно-экспериментальной
Работы……………………………………………………………...24
2.2.Анализ результатов………………………………………………25
2.3.Рекомендации родителям……………………………………......26
Вывод по второй главе……………………………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….30
ПРИЛОЖЕНИЕ.…………………………………………………………………31
Например, ребенок не использует руки при надевании ботинок, не продевает ноги в брюки. [№ 2]
Педагогика предлагает
1 уровень: совместное действие, осуществляемое «рука в руку» с ребенком, сопровождаемое пошаговой инструкцией или комментарием действий;
2 уровень: частичная помощь действием (последнее действие ребенок осуществляет сам);
3 уровень: взрослый помогает начать действие, а продолжает и заканчивает ребенок самостоятельно при контроле взрослого;
4 уровень: ребенок осуществляет действие сам от начала до конца, опираясь на пошаговую речевую инструкцию взрослого;
5 уровень: ребенок осуществляет действие сам, если программа действия выведена на предметный уровень (например, при одевании на каждом стуле лежит по одному предмету одежды в нужном порядке);
6 уровень: ребенок осуществляет действие полностью самостоятельно.
Существует ряд условий
— для формирования умения самостоятельно одеваться и раздеваться — шкафчик с полочками для одежды и обуви, удобные для детей по высоте сиденья-банкетки или стулья, наличие необходимой одежды (как правило, по сезону), карточки с изображением отдельных видов одежды, иллюстрированный план одевания;
— для формирования умения самостоятельно принимать пищу — большие непромокаемые фартуки; ложки и вилки со специальными насадками на ручку; тарелки на присосках с одним более высоким краем (желательно); кружки с двумя ручками; соответствующий высоте стола стул и подставка под ноги (чтобы ребенок во время еды не болтал ногами, а имел опору); карточки с изображением отдельных видов еды;
— для формирования умения пользования туалетом — ручки, прикрепленные к боковой стене, помогающие ребенку вставать и садиться; подставка под ноги, необходимая для опоры; набор разных сидений для унитаза;— для формирования умения умываться и ухаживать за собой — набор умывальных принадлежностей; легко открывающиеся ручки крана; зеркало на высоте, соответствующей росту ребенка. [№ 2]
Вывод по первой главе:
Самообслуживание – это
Воспитание навыков самообслуживания у маленьких детей – длительный процесс, требующий от родителей знаний малышей и большого терпения. Взрослому нужно продумать все мелочи, знать ребенка и учитывать особенности развития ребенка от 1 года до 3-х лет.
Задача родителей – создавать все необходимые условия для того, чтобы самостоятельной деятельности ребенок мог использовать накопленные знания и опыт.
ГЛАВА 2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА
2.1Организация
и проведение опытно-
Для проведения опытно-экспериментальной работы с целью сбора данных об уровне сформированности навыков самообслуживания у детей раннего возраста было проведено анкетирование в ясельной группе № 1 ясли-сад «Кроха» № 136. Анкеты (Приложение № 3) заполняли родители одиннадцати детей. Внимание уделялось таким навыкам самообслуживания как: кормление, одевание, уход за собой, навыки опрятности. После анкетирования был составлен его протокол (Приложение № 5).
2.2Анализ результатов формирования у детей навыков самообслуживания в возрасте от 1,6 до 2,1.
Из результатов исследования видно, что за пять месяцев наблюдения первая категория детей (к ней относятся дети возраста от 1,6 до 1,8) повысила свой навык самообслуживания примерно на 3 балла, а вторая категория детей (к ней относятся дети возраста от 1,11 до 2,1) повысила свой навык самообслуживания примерно на 4 балла. Это показывает средний результат по пятибалльной шкале.
Результаты анкеты показали, что не все родители воспитывают самостоятельность в своем ребенке, что большинство семей замещают действия ребенка по самообслуживанию одним из родителей или другими членами семьи. Поэтому нужно разработать рекомендации родителям в период формирования навыков самообслуживания у ребенка.
2.3 Рекомендации родителям в период формирования навыков самообслуживания у ребенка:
Вывод по второй главе:
Анкетирование – один из
Анкетирование помогло
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании изложенного материала можно сделать вывод, что автор раскрыл все поставленные задачи, а именно:
Целью курсовой работы являлось определение влияния формирования навыков самообслуживания на развитие ребенка раннего возраста.
Проведенное анкетирование родителей у детей раннего возраста по формированию навыков самообслуживания показало, что овладение навыками самообслуживания у детей раннего возраста необходимо для дальнейшего существования ребенка как индивида в обществе. Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а так же умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий. Следовательно, родители должны уделять большое внимание этой стороне воспитания ребенка, исходя из физических особенностей ребенка, выбирать оптимальные пути к формированию навыков самообслуживания, методы, формы и приемы необходимые для формирования навыков самообслуживания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Программы вспомогательной школы. Формирование санитарно-гигиенических умений и самообслуживание. — Минск: Национальный институт образования, 2003.
2. Руководство по раннему обучению. Портедж, США. Выпуск 9, 14.— СПб., 1998.
3. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
4. Пономаренко А.Н. Развитие ребенка первого-третьего года жизни.
5. Сборник статей «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста», составитель Русскова Л.В., М., 1984.
6. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000
7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Издательство «Азбуковник», М., 1996. – 952 с.
8. Титов
В.А. Педагогика начальной
9. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Издательский центр «Академия». – 456 с.
10. Подласый
И.П. Педагогика начальной
11. Словарь русского языка: В 4-х т./Ан СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А.П. Евгеньевой. – 3-е изд., стереотип. – М.: Русский язык, 1985 – 1988. Т.4. С-Я. 1988. 800 с.
12. Педагогическая энциклопедия. Гл. ред.: И.А Капров (глав. ред.), Ф.Н. Петров (глав. ред.) [и др.] , т.3, М., «Советская Энциклопедия», 1996. (Энциклопедии. Словари. Справочники) т.3. Н-См. 1966. 880 столб. с илл.
Министерство образования и науки Удмуртской Республики
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Удмуртский республиканский социально-педагогический колледж»
ПРИЛОЖЕНИЕ
По учебной дисциплине: «Педагогика»
Тема: Формирование навыков самообслуживания у ребенка раннего возраста
Выполнил: студент III курса; 231 группы;
Вахрушева Елена
Ижевск, 2009 г.
Приложение № 1
Сопоставительный анализ понятия «Самообслуживание» в справочной литературе.
Таблица 1
Справочное издание |
Автор / редактор |
Определение |
страница |
Толковый словарь русского языка |
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. |
Самообслуживание – обслуживание самого (самих) себя, без помощи обслуживающего персонала. |
695 |
Педагогическая энциклопедия |
Капров И.А. и Петров Ф.Н. |
Самообслуживание – общеобразовательный для всех детей систематический коллективный труд, направленный на создание максимально благоприятных условий для жизни и работы своего коллектива. |
779 |
Словарь русского языка
|
Евгеньева А.П. |
Самообслуживание – обслуживание самого себя, удовлетворение своих бытовых нужд, потребностей собственными силами. |
21 |
Вывод: более полным определением понятия «Самообслуживания» является определение, написанное Капровым И.А. и Петровым Ф.Н. в педагогической энциклопедии.
Приложение № 2
Сопоставительный анализ понятия «Навык» в справочной литературе.
Таблица 2
Справочное издание |
Автор / редактор |
Определение |
страница |
Толковый словарь русского языка |
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. |
Навык – умение, выработанное упражнением, привычкой. |
377 |
Большой психологический словарь
|
Мещерякова Б.Г. и Зинченко В.П. |
Навык – это приобретенное в результате обучения м повторения умение решать трудовую задачу, оперируя орудиями труда с заданной точностью и скоростью. |
320 |
Педагогика начальной школы. Конспект лекций. |
Титов В.А. |
Навыки – умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства. |
71 |
Вывод: более полным определением понятия «Навык» является определение, написанное Мещеряковой Б.Г. и Зинченко В.П. в большом психологическом словаре.
Приложение № 3
Анкета для родителей
Информация о работе Формирование навыков самообслуживания у ребенка раннего возраста