Формирование нравственных мотивов поведения у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2015 в 23:13, дипломная работа

Описание работы

Проблема нравственного становления личности была нами выбрана не случайно, она существует очень давно и в этой области сделано немало открытий. Актуальность данной проблемы заключается в том, что в настоящее время, люди стремятся создать правовое общество с высокой культурой отношений между людьми, которые будут определяться социальной справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Такое общество обуславливает необходимость нравственной воспитанности каждого.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования нравственных мотивов поведения у детей дошкольного возраста
1.1. Понятия мотивов поведения человека………………………..………….6
1.2. Содержание нравственных мотивов поведения у дошкольников……15
1.3. Методы и приемы формирования нравственных мотивов поведения у дошкольников……………………………………………………………………24
Выводы
Глава 2. Опытно практическая работа по использованию игр - драматизации с целью формирования нравственных мотивов поведения у старших дошкольников
2.1. Анализ уровня сформированности нравственных мотивов поведения
2.2. Проектирование педагогической деятельности по использованию игр - драматизаций с целью формирования нравственных мотивов поведения у детей
2.3. Анализы результатов
Выводы
Заключение

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 134.41 Кб (Скачать файл)

Этическая беседа - это беседа на моральные темы. Функция ее - моральное воздействие на сознание и поведение детей с целью формирования и развития обобщенных моральных представлений и понятий, на основе которых воспитывается убежденность. Источниками для этических бесед в детском саду и в начальной школе являются факты, явления, события в жизни самого детского коллектива, поступки детей, их взаимоотношения, поступки героев художественных произведений, кинофильмов, спектаклей.

К этическим беседам предъявляются определенные требования: идейная направленность содержания, тесная связь с жизнью данного детского коллектива и с жизнью страны, соответствие содержания и методики проведения беседы возрастным возможностям и индивидуальным особенностям детей, закрепление моральных представлений, понятий, норм, правил в ходе живого обмена мнениями.

В детском саду и в школе этические беседы проводятся учителем, воспитателем с отдельным ребенком и с коллективом детей. Назначение индивидуальной беседы - опираясь на особенности и возможности отдельных детей, на специфику их поступков, «поговорить по душам», оказать воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанника.

Методы стимулирования чувств и отношений ребенка

К этой группе методов относятся пример нравственного поведения, поощрения и наказания.[10,149]

Пример - это воздействие поступков и действий на чувства, сознание и поведение воспитуемого. Непосредственное воздействие может оказать личный пример окружающих людей, примеры из жизни и деятельности великих людей, героев литературных произведений, кинофильмов и театральных спектаклей. Примеры обладают наглядностью, большой силой эмоционального воздействия на детей, поэтому облегчают усвоение нравственных привычек и навыков. Применение примера как метода нравственного воспитания основывается также на любви и уважении детей к окружающим их людям. Дети дошкольного и младшего школьного возраста подражают поступкам и поведению детей, которые пользуются у них авторитетом: стараются копировать их действия, манеры и т. д. Велика роль примера окружающих, в первую очередь воспитателей и родителей. Дети искренно любят внимательных, заботливых, справедливых взрослых, стараются им во всем подражать.

Специфика и сила примера как метода нравственного воспитания заключается в том, что при его использовании знания формируются в единстве со способами поведения. Дети усваивают знания о способах поведения в конкретных нравственных ситуациях.

Поощрения и наказания рассматриваются как необходимые в воспитательном процессе средства педагогического воздействия. В сложном процессе нравственного воспитания личности ребенка поощрения и наказания выступают как вспомогательные средства, но в определенных ситуациях они приобретают решающее значение.

Поощрение и наказание нельзя свести только к этической оценке поведения детей, т. е. к одобрению или осуждению. Не всякое одобрение является поощрением в полном смысле слова, и не всякое осуждение является наказанием. Между этической оценкой поведения детей и поощрением или наказанием имеется определенное различие. Одобрение и осуждение являются повседневными, рядовыми воздействиями на воспитанников. При поощрении или наказании педагог или детский коллектив принимают решение, которое выделяет одного воспитанника или группу из общей массы, производит определенное изменение в их правах и обязанностях, во взаимоотношениях с ними.

Поощрение и наказание отличаются от других средств нравственного воспитания силой воздействия.

Эффективность поощрений и наказаний зависит от методики их применения. При использовании поощрений и наказаний надо, прежде всего, исходить из анализа конкретной ситуации. Именно создавшаяся ситуация подсказывает воспитателю и учителю, какие изменения нужно внести во взаимоотношения с данным воспитанником: отсрочить наказание, выждать самоосуждение ребенком своих действий. Применение поощрения и наказания предполагает осознание ребенком последствий своих поступков и должно помочь ему выбрать правильную линию поведения.

Важнейшим требованием в применении поощрений, а также наказаний является справедливость и объективность. При соблюдении этих требований оценка воспитателя или учителя встречает одобрение в детском коллективе и является более действенной.

Поощрение есть выражение внимания к воспитаннику, оценка его усилий, результатов его работы или поведения. Признание и одобрение коллектива имеют большое воспитательное влияние, оказывают сильное воздействие на чувства детей, вызывают удовлетворение, радость. Справедливое поощрение повышает веру детей в свои силы, вызывая желание проявить себя с лучшей стороны.

Применяя поощрения, необходимо соблюдать меру. При частом использовании их дети привыкают к ним как к обыденному, и в силу этого воспитательная ценность поощрений снижается.

Поощрения надо сочетать со справедливой требовательностью, с самокритикой, учить детей не успокаиваться на достигнутом, воспитывать умение ценить доверие коллектива, воспитателя или учителя и стремление оправдать его. Как в дошкольном, так и в школьном возрасте нельзя допускать перехваливания: оно ведет к возникновению зазнайства и эгоизма. Особое внимание нужно обратить на робких, скромных детей, которых часто заслоняют более бойкие и активные дети. Надо систематически, повседневно поддерживать скромных детей, высказывать одобрение им перед всем коллективом, стимулировать их к инициативным действиям и т. д.

В сложном процессе формирования нравственной направленности личности приходится применять и наказание как одно из средств педагогического воздействия на поведение детей.

Наказание используется в тех случаях, когда отдельный ребенок или группа в целом не выполнили установленных требований, нарушили принятые нормы и правила жизни в коллективе, а характер нарушения требует немедленного воздействия.

Общественная оценка поведения отдельного воспитанника коллективом - важнейшая основа наказаний в учебно-воспитательных учреждениях.

 

 

 

Выводы

Мотивационная составляющая личности человека пронизывает все аспекты, все уровни его бытия, оказывает решающее влияние на совершаемые им поступки, регулирует и направляет его деятельность, служит источником жизненной активности.

Мотивы и мотивация имеют сложную структуру и различные уровни (сознательный и бессознательный) проявления, что вносит определенную сложность при выяснении их роли в формировании поведения человека.

Ввиду этого существенным является дальнейшее изучение проблематики мотивации человеческого поведения в контексте решения прикладных задач стоящих перед обществом.

Наказание всегда должно быть обосновано и понятно для провинившегося, а также для всех членов коллектива. Следует добиваться, чтобы наказание убеждало ребенка в необходимости исправить свое поведение, вызывало в нем чувство стыда, раскаяния, пробуждения совести.

В применении наказаний необходим индивидуальный подход, учет индивидуальных особенностей характера, типа нервной системы. Полученное воспитанником наказание после исправления им своего поведения не может служить поводом для обидных напоминаний и укоров. В семье, в детском саду недопустимы угнетающие человеческое достоинство наказаниям обидные клички, грубые слова, стояние в углу. Категорически недопустимы телесные наказания, которые озлобляют ребенка, заставляют его лгать, скрытничать, хитрить, воспитывают трусость.

Кратковременное отчуждение воспитателя или учителя оказывают сильное воздействие: ребенок переживает это отношение, испытывает чувство раскаяния, желание исправить свое поведение.

В детском саду можно использовать такие наказания, как лишение ребенка удовольствия или развлечения, временное лишение любимой игрушки или интересной игры, отстранение от желанной роли в игре и т. д. Наказание необходимо сочетать с убеждением.

2. Исследование процесса формирования нравственных мотивов поведения по средствам игр - драматизаций

2.1 Анализ уровня сформированности нравственных мотивов поведения у детей старшего дошкольного возраста

Я работаю в МБДОУ «ЦРР - ДС №29 «Светлячок»» г. Кулебаки Нижегородской области. Меня заинтересовала проблема нравственных мотивов поведения у детей старшего дошкольного возраста. Исследовательская работа проводилась на базе МБДОУ «ЦРР - ДС №29 «Светлячок»» г. Кулебаки Нижегородской области. Она состояла из трех этапов исследования. В исследовании принимали участие десять детей седьмого года жизни.

Вначале мы провели первичную диагностику уровня сформированности нравственных мотивов поведения у данной группы. Исследование проводилось индивидуально с каждым ребенком. Для этого использовались диагностические методики:

Методика №1 Беседа. Автор методики (А.Д. Кошелева):

Каждому ребенку задавали вопросы:

1.  Кого  можно назвать добрым (злым)? Почему?

2.  Кого  можно назвать честным (лживым)? Почему?

3.  Кого  можно назвать щедрым (жадным)? Почему?

4.  Кого  можно назвать смелым (трусливым)? Почему?

Анализ ответов детей на предложенные вопросы осуществлялся с учетом рекомендованных автором методики критериев:

Высокий уровень: 

у ребенка сформировано обобщенное представление о нравственном качестве («Жадные … которые жалеют: все для себя берут и ничего не оставляют бедным»);

•  носителями определенного качества в конкретной ситуации выступают конкретные люди («Смелый Женя» потому, что он очень хороший мальчик, никого не бьет, быстро бегает… Но я, конечно, быстрее… Никто его не догонит, даже Славик);

•  носителями нравственного качества являются литературные и сказочные персонажи : «Добрый Дед Мороз. Он всегда приходит, приносит подарки», «Доктор Айболит добрый. Он всех зверей вылечил»;

•  в роле носителя определенного качества выступает сам ребенок: «Меня можно назвать добрым. Я никого не обижаю»;

Средний уровень:  

нравственное качество объясняет как совокупность жизненных ситуаций из собственного опыта: «Жадный тот, кто конфет не дает. Сам все ест», «Жадный тот, кто жадничает. Например, говорит: «Я тебе не дам шоколадки кусочек, жвачки»;

•  при ответе нравственное качество соотносит с конкретным действием («Жадный тот, кто не дает попить»);

Низкий уровень:

 ребенок  ориентируется на оценку качества («Скромным можно назвать хорошего  человека», «Жадный…он плохой»);

•  у детей недифференцированное представление о качестве («Справедливый, который делает все только справедливое»).

Результаты в приложении №1

Анализируя ответы детей, следует отметить:

1. Обобщенное  представление о нравственном  качестве сформировано у большинства  детей. Такие качества как «добрый - злой» почти все объясняли  правильно, то есть «тот, кто со  всеми дружит; всем делится; ничего  плохого не делает» или «ругается  и делает все плохо; кто всех  обижает; кто всегда злится… сердится». В процессе беседы дети не демонстрировали не правильных формулировок нравственного качества.

2. Нравственные  качества «честный - лживый» дети  дифференцировали, опираясь на совокупность  жизненных ситуаций из собственного  опыта («кто выполняет обещания; кто никогда не врет; кто не  обманывает» или «кто всем  врет; всегда обманывает»). Можно отметить, что все дети правильно дали определение нравственному качеству.

3. Представление  о нравственном качестве - «смелый»  практически у всех детей сформировано  обобщенное.

Обработка данных о сформированности нравственных качеств осуществлялась с учетом следующих критериев:

- высокий уровень: сформировано обобщенное представление о нравственных качествах;

- средний уровень: нравственные качества объясняют на примере конкретных людей как носителей определенного качества в конкретной ситуации или на примере литературных и сказочных персонажей; также ссылаясь на самого себя или совокупность жизненных ситуаций из собственного опыта;

- низкий уровень: не объясняют нравственное качество или не дифференцируют представление о качестве.

Методика № 2

Анализ поступков сказочных персонажей по сказке «Заюшкина избушка» автор (Г.А. Урунтаева).

Детям предлагалось ответить на следующие вопросы:

1.  Какая  в сказке была избушка у  зайца? У лисы?

2.   Как  перехитрила лиса зайца?

3.  Кто  помогал зайчику? Как?

4.  Как  бы ты поступил, если бы кто  – то нуждался в твоей помощи?

Критерии:

Высокий уровень:

Дети соотносят такие качества как «коварство» и «хитрость» с тем персонажем, которому они присущи – лисе («лиса была хитрой и обманула зайца», «заяц поверил лисе, а она его перехитрила»).

Средний уровень:

Дети называют всех героев, которые «помогали зайчику». Говорят, что «помогал только петушок, ссылаясь на то, что медведь и собачки испугались лису, а петушок её выгнал».

Низкий уровень:

Следует отметить, что на вопрос «как бы ты поступил, если бы кто-то нуждался в твоей помощи?», все дети ответили положительно, они бы помогли.

Информация о работе Формирование нравственных мотивов поведения у детей дошкольного возраста