Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2015 в 23:13, дипломная работа
Проблема нравственного становления личности была нами выбрана не случайно, она существует очень давно и в этой области сделано немало открытий. Актуальность данной проблемы заключается в том, что в настоящее время, люди стремятся создать правовое общество с высокой культурой отношений между людьми, которые будут определяться социальной справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Такое общество обуславливает необходимость нравственной воспитанности каждого.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования нравственных мотивов поведения у детей дошкольного возраста
1.1. Понятия мотивов поведения человека………………………..………….6
1.2. Содержание нравственных мотивов поведения у дошкольников……15
1.3. Методы и приемы формирования нравственных мотивов поведения у дошкольников……………………………………………………………………24
Выводы
Глава 2. Опытно практическая работа по использованию игр - драматизации с целью формирования нравственных мотивов поведения у старших дошкольников
2.1. Анализ уровня сформированности нравственных мотивов поведения
2.2. Проектирование педагогической деятельности по использованию игр - драматизаций с целью формирования нравственных мотивов поведения у детей
2.3. Анализы результатов
Выводы
Заключение
Таким образом, следует отметить, что дети понимают смысл данной сказки с точки зрения таких нравственных качеств, как взаимопомощь, взаимовыручка и положительно реагируют на просьбу помочь.
Результаты в приложении №2
Первичная диагностика показала следующие результаты уровня сформированности нравственных мотивов поведения дошкольников. В группе 10 детей из них:
5 детей,50%- высокий уровень
3 ребенка,30%- средний уровень
2 ребенка,20 %- низкий уровень
По итогам проведенной беседы можно отметить, что дети понимают смысл сказки. На вопрос «из чего были сделаны избушки», отвечают точно и без затруднений.
2.2 Проектирование педагогической деятельности по использованию игр - драматизаций с целью формирования нравственных мотивов поведения у дошкольников.
Первичная диагностика показала, что не у всех детей сформированы нравственные мотивы поведения на высоком уровне. С целью формирования нравственных мотивов поведения, мы использовали серию игр-драматизаций по сказкам, апробировали их с детьми.
Были созданы условия для развития у детей театральной деятельности: оборудована зона театральной деятельности (или уголок сказки), и «стихийный уголок» (или уголок уединения), где ребенок может побыть один, прорепетировать роль перед зеркалом, поиграть в дидактическую игру, перелистать фотоальбом и вспомнить сюжеты в сыгранных спектаклях и д.р.
В зоне театральной деятельности были размещены разные виды кукольного театра:
• театр верхних кукол (куклы находятся выше работающего с ними актера, над ширмой);
• театр марионеток (куклы управляются при помощи ниток или проволок и находятся ниже актера-кукольника);
• настольный театр;
• театр масок
Организованы несколько практических занятий по обучению детей умениям и навыкам работы с этими видами театра.
В зоне театральной деятельности находились также:
• ширма для показа кукольного театра (легкая, удобная с занавесом для смены декораций во время спектакля);
• маски;
• костюмы для ряженья;
• музыкальные инструменты.
Нами был сделан отбор художественных произведений, являющихся содержанием театральной игры, в том числе и игры – драматизации, на основе следующих критериев:
• соответствие литературного материала поставленной цели – по формированию нравственных ценностей;
• доступность содержания детям, его соответствие личному опыту дошкольника;
• сюжетность, динамичность литературных текстов;
• способность иллюстрировать различные модели поведения в схожих ситуациях.
Опираясь на выделенные критерии, можно выделить ряд произведений, рекомендованных для работы с детьми. К ним относятся русские народные сказки:
• «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;
• «Кот, петух и лиса»;
• «Теремок»;
• «Заюшкина избушка»;
• английская народная сказка «Три поросенка».
Мы использовали алгоритм ознакомления дошкольников с художественным произведением:
1) чтение;
2) повторное чтение;
3) беседа по прочитанному произведению;
4) пересказ, рассказывание по ролям, заучивание наизусть;
5) рассматривание книг, иллюстраций, диафильмов, мультфильмов;
6) игры – драматизации.
Мы использовали систему игр – драматизаций, она была такова:
• знакомство с текстом произведения.
• изготовление атрибутов и масок.
• организация самих игр – драматизаций: «Три поросенка», «Кот, петух и лиса», «Теремок», «Айболит», «Заюшкина избушка».
Методика использования игр - драматизаций.
1.Русская народная сказка « Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Цель:
Развивать осознание необходимости заботиться о других и оказывать помощь.
Формировать произвольное поведение.
Стимулировать желание следовать законам добра.
Работа с текстом:
Выразительное чтение; пересказ по ролям; инсценировка отрывка сказки.
Название оборудования и атрибутов:
Костюмы героев сказки; маска козленка; декорации леса и дома.
Варианты использования:
Игра – беседа «С Алёнушкой»;
рисование героев сказки по
выбору детей с помощью
2.Русская народная сказка «Кот, петух и лиса »
Цель:
Воспитывать у детей доброту, сострадание, умение оказывать помощь и сопереживать.
Закрепить представления детей о том, что нужно помогать своим близким, воспитывать отзывчивость и сострадание.
Работа с текстом:
Выразительное чтение; пересказ по ролям; инсценировка отрывка сказки; рисование на тему « Лиса под окошком».
Название оборудования и атрибутов:
Декорации, домика петуха и кота, домика лисы; маски кота, петуха и лисы.
Варианты использования:
Игры – упражнения «Позови петушка», «Позови котика - братика»;
рисование на тему «Как котик спасает петушка»; драматизация в групповой комнате.
Содержание:
Распределение ролей (кот, петух и лиса); установка декораций (деревья, дом).
Разыгрывание сюжета сказки (появляются герои сказки и произносят слова в соответствии с выбранной ролью):
- кот уходит в лес за дровами и наказывает петушку, как нужно вести себя в его отсутствие;
- появляется лиса и поет песню «Петушок, петушок золотой гребешок…»;
- петушок выглядывает в окошко и лиса его забирает в лес;
- петушок кричит: «Несет меня лиса за темные леса…»;
- кот бежит в погоню и отнимает петушка;
- история повторяется;
- кот играет на гуслях возле лисьего дома;
- лиса выглядывает, кот хватает петушка и убегает с ним.
3. Английская народная сказка «Три поросенка»
Цель:
Развивать осознание необходимости заботиться о других и помогать; дружно играть и трудиться.
Формировать способности импровизировать, способность самостоятельно выбирать действия для эмоциональной выразительности нравственных ценностей.
Работа с текстом:
Выразительное чтение; пересказ по ролям; инсценировка сказки; аппликация на тему «Три поросенка».
Название оборудования и атрибутов:
Декорации домика поросят; маски поросят и волка.
Варианты использования:
1. Разыгрывание этюдов «Поросята танцуют и поют песенку «Поросята строят домики»;
2. пересказ произведения;
3. показ сказки.
Содержание:
Распределение ролей (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф);
установление декораций (домики, деревья);
разыгрывание сюжета сказки (появляются герои сказки и произносят слова в соответствии с ролью);
- дети
имитируют строительство
- появляется волк и ломает домики двух поросят;
-поросята бегут в домик Наф-Нафа и прячутся там от волка;
- волк проникает в домик через дверь, а на него выливается ведро кипятка и он убегает. Поросята снова весело танцуют на полянке.
4. Русская народная сказка «Теремок»
Цель:
Воспитывать у детей сострадание, формировать понимание в оказании помощи.
Формировать у детей эмоционально целостное восприятие сказочных образов, воспитывать сопереживание.
Работа с текстом:
Выразительное чтение; пересказ по ролям; инсценировка сказки; лепка героев сказки.
Название оборудования и атрибутов:
Декорации теремка и леса; маски героев сказки мышки, лягушки, зайца, петуха, лисы, медведя.
Варианты использования:
Игры – импровизации «Как лягушка прыгает», «Как медведь идет к теремку»; игра – драматизация в групповой комнате.
Содержание:
Распределение ролей (мышка, лягушка, петух, заяц, лиса, волк, медведь);
установление декораций (деревья, теремок);
- разыгрывание сюжета сказки (появляются герои сказки и произносят слова в соответствии с ролью);
- к теремку подходят мышка, лягушка, петух, лиса, волк и произносят слова: «Кто-кто в теремочке живет, кто-кто в невысоком живет…»;
- приходит медведь и ломает теремок;
- дети строят новый теремок
5. Русская народная сказка «Заюшкина избушка»
Цель:
Формировать у детей чувства отзывчивости, сострадание; воспитывать желание, помогать попавшим в беду.
Работа с текстом:
Выразительное чтение; пересказ по ролям; инсценировка отрывка сказки.
Название оборудования и атрибутов:
Костюмы героев сказки; маска героев; декорации леса и домиков.
Варианты использования:
1.Разыгрывание этюдов «Лиса просит пустить зайчика к себе», «Собачка помогает зайчику», «Медведь помогает зайчику», «Петушок помогает зайчику»;
2.пересказ произведения; показ сказки.
Содержание:
Распределение ролей (Заяц, лиса, петушок, собачка, медведь);
установка декораций (деревья, дом);
разыгрывание сюжета сказки (появляются герои сказки и произносят слова в соответствии с выбранной ролью);
- избушка лисы таит, и она идет к зайчику;
- зайчик пускает лису свою в избушку, она его выгоняет;
- зайчик сидит на пеньке и плачет;
- к зайчику подходит собачка и предлагает помощь, но лиса её пугает и собачка убегает;
- зайчик опять плачет, к нему подходит медведь, история повторяется;
- зайчик плачет, к нему подходит петушок и предлагает помощь;
- петушок пугает лису, она убегает из избушки;
- зайчик возвращается домой.
2.3 Анализ результатов
После апробирования серии игр - драматизаций мы провели итоговую диагностику уровня сформированности нравственных мотивов поведения у детей, с целью обнаружения положительной динамики.
Использовались те же диагностические методики, что и в первичном варианте.
1.Беседа. Автор (А.Д. Кошелева) результаты в приложении № 3
2.Анализ
поступков сказочных
Итоговая диагностика показала следующие результаты:
Из 10 детей:
6 чел.- 60% высокий уровень сформированности
3чел.- 30% средний уровень сформированности
1 чел.- 10% низкий уровень сформированности
Выводы
В ходе решения задач, поставленных перед исследованием, изучены методы и приёмы, содержания и возможности нравственного воспитания дошкольников. Решающее значение для нравственного воспитания имеет положительный нравственный опыт, особенное значение для накопления которого имеет общение и совместная деятельность детей. Но опыт лишь тогда приведет к цели, когда поведение будет осуществляться по высоким мотивам. Нравственные отношения, представления, поступки, которые формируются в играх - драматизациях, закрепляются или несколько видоизменяются в свободное время. Это может быть коллективная игра или совместный труд. Но все разрозненные, порой противоречивые факты, полученные из разных источников, должны быть объединены в сознании ребенка и стать основой для формирования нравственных представлений. Решение этой задачи происходит в процессе различных упражнений, бесед, игр, занятий на нравственную тему. В конце обычно выводится нравственное правило, соблюдение которого нужно требовать от всех ребят. Сложность процесса формирования личности состоит в том, что воспитательные воздействия перерабатываются ребенком с учетом имеющегося у него опыта, его психических особенностей. При одинаковых воспитательных воздействиях развитие личности может протекать по- разному. Поэтому проведение воспитательных мероприятий еще не гарантирует нравственного развития ребенка. Эффективность нравственного просвещения дошкольников во многом зависит и от согласованной работы дошкольного учреждения и семьи. Работа должна вестись параллельно, дополняя друг друга.
Информация о работе Формирование нравственных мотивов поведения у детей дошкольного возраста