Формирование нравственных мотивов поведения у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2015 в 23:13, дипломная работа

Описание работы

Проблема нравственного становления личности была нами выбрана не случайно, она существует очень давно и в этой области сделано немало открытий. Актуальность данной проблемы заключается в том, что в настоящее время, люди стремятся создать правовое общество с высокой культурой отношений между людьми, которые будут определяться социальной справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Такое общество обуславливает необходимость нравственной воспитанности каждого.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования нравственных мотивов поведения у детей дошкольного возраста
1.1. Понятия мотивов поведения человека………………………..………….6
1.2. Содержание нравственных мотивов поведения у дошкольников……15
1.3. Методы и приемы формирования нравственных мотивов поведения у дошкольников……………………………………………………………………24
Выводы
Глава 2. Опытно практическая работа по использованию игр - драматизации с целью формирования нравственных мотивов поведения у старших дошкольников
2.1. Анализ уровня сформированности нравственных мотивов поведения
2.2. Проектирование педагогической деятельности по использованию игр - драматизаций с целью формирования нравственных мотивов поведения у детей
2.3. Анализы результатов
Выводы
Заключение

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 134.41 Кб (Скачать файл)

Таким образом, следует отметить, что дети понимают смысл данной сказки с точки зрения таких нравственных качеств, как взаимопомощь, взаимовыручка и положительно реагируют на просьбу помочь.

Результаты в приложении №2

Первичная диагностика показала следующие результаты уровня сформированности нравственных мотивов поведения дошкольников. В группе 10 детей из них:

5 детей,50%- высокий  уровень 

3 ребенка,30%- средний уровень 

 2 ребенка,20 %- низкий уровень

По итогам проведенной беседы можно отметить, что дети понимают смысл сказки. На вопрос «из чего были сделаны избушки», отвечают точно и без затруднений.

 

 

2.2 Проектирование педагогической  деятельности по использованию  игр - драматизаций с целью формирования нравственных мотивов поведения у дошкольников.

Первичная диагностика показала, что не у всех детей сформированы нравственные мотивы поведения на высоком уровне. С целью формирования нравственных мотивов поведения, мы использовали серию игр-драматизаций по сказкам, апробировали их с детьми.

Были созданы условия для развития у детей театральной деятельности: оборудована зона театральной деятельности (или уголок сказки), и «стихийный уголок» (или уголок уединения), где ребенок может побыть один, прорепетировать роль перед зеркалом, поиграть в дидактическую игру, перелистать фотоальбом и вспомнить сюжеты в сыгранных спектаклях и д.р.

В зоне театральной деятельности были размещены разные виды кукольного театра:

•   театр верхних кукол (куклы находятся выше работающего с ними актера, над ширмой);

•  театр марионеток (куклы управляются при помощи ниток или проволок и находятся ниже актера-кукольника);

•  настольный театр;

•  театр масок

Организованы несколько практических занятий по обучению детей умениям и навыкам работы с этими видами театра.

В зоне театральной деятельности находились также:

•  ширма для показа кукольного театра (легкая, удобная с занавесом для смены декораций во время спектакля);

•  маски;

•  костюмы для ряженья;

•  музыкальные инструменты.

Нами был сделан отбор художественных произведений, являющихся содержанием театральной игры, в том числе и игры – драматизации, на основе следующих критериев:

•  соответствие литературного материала поставленной цели – по формированию нравственных ценностей;

•  доступность содержания детям, его соответствие личному опыту дошкольника;

•  сюжетность, динамичность литературных текстов;

•  способность иллюстрировать различные модели поведения в схожих ситуациях.

Опираясь на выделенные критерии, можно выделить ряд произведений, рекомендованных для работы с детьми. К ним относятся русские народные сказки:

•  «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;

•  «Кот, петух и лиса»;

•  «Теремок»;

•  «Заюшкина избушка»;

•  английская народная сказка «Три поросенка».

Мы использовали алгоритм ознакомления дошкольников с художественным произведением:

1) чтение;

2) повторное  чтение;

3) беседа  по прочитанному произведению;

4)  пересказ, рассказывание по ролям, заучивание  наизусть;

5) рассматривание  книг, иллюстраций, диафильмов, мультфильмов;

6) игры –  драматизации.

Мы использовали систему игр – драматизаций, она была такова:

•  знакомство с текстом произведения.

•  изготовление атрибутов и масок.

•  организация самих игр – драматизаций: «Три поросенка», «Кот, петух и лиса», «Теремок», «Айболит», «Заюшкина избушка».

Методика использования игр - драматизаций.

1.Русская народная сказка « Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Цель:

Развивать осознание необходимости заботиться о других и оказывать помощь.

Формировать произвольное поведение.

Стимулировать желание следовать законам добра.

Работа с текстом:

Выразительное чтение;  пересказ по ролям; инсценировка отрывка сказки.

Название оборудования и атрибутов:

Костюмы героев сказки; маска козленка; декорации леса и дома.

Варианты использования:

        Игра – беседа «С Алёнушкой»; рисование героев сказки по  выбору детей с помощью трафарета; разыгрывание этюдов.

2.Русская народная сказка «Кот, петух и лиса »

Цель:

Воспитывать у детей доброту, сострадание, умение оказывать помощь и сопереживать.

Закрепить представления детей о том, что нужно помогать своим близким, воспитывать отзывчивость и сострадание.

Работа с текстом:

        Выразительное чтение;  пересказ  по ролям; инсценировка отрывка  сказки; рисование на тему «  Лиса под окошком».

Название оборудования и атрибутов:

        Декорации, домика петуха и кота, домика лисы;  маски кота, петуха  и лисы.

Варианты использования:

         Игры – упражнения «Позови  петушка», «Позови котика - братика»;

 рисование  на тему «Как котик спасает  петушка»; драматизация в групповой  комнате.

Содержание:

Распределение ролей (кот, петух и лиса);  установка декораций (деревья, дом).

 Разыгрывание  сюжета сказки (появляются герои  сказки и произносят слова  в соответствии с выбранной ролью):

  - кот  уходит в лес за дровами  и наказывает петушку, как нужно  вести себя в его отсутствие;

  - появляется  лиса и поет песню «Петушок, петушок золотой гребешок…»;

- петушок  выглядывает в окошко и лиса  его забирает в лес;

- петушок  кричит: «Несет меня лиса за  темные леса…»;

- кот бежит  в погоню и отнимает петушка;

- история  повторяется;

- кот играет  на гуслях возле лисьего дома;

- лиса выглядывает, кот хватает петушка и убегает  с ним.

 

3. Английская народная сказка «Три поросенка»

Цель:

Развивать осознание необходимости заботиться о других и помогать; дружно играть и трудиться.

Формировать способности импровизировать, способность самостоятельно выбирать действия для эмоциональной выразительности нравственных ценностей.

Работа с текстом:

Выразительное чтение; пересказ по ролям; инсценировка сказки; аппликация на тему «Три поросенка».

Название оборудования и атрибутов:

Декорации  домика поросят;  маски поросят и волка.

Варианты использования:

 1.  Разыгрывание этюдов «Поросята танцуют и поют песенку «Поросята строят домики»;

2.  пересказ  произведения;

3.  показ  сказки.

Содержание:

Распределение ролей (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф);

установление декораций (домики, деревья);

  разыгрывание  сюжета сказки (появляются герои  сказки и произносят слова  в соответствии с ролью);

  - дети  имитируют строительство домиков  и поют песню: «Нам не страшен  серый волк»;

- появляется  волк и ломает домики двух  поросят;

  -поросята  бегут в домик Наф-Нафа и прячутся там от волка;

- волк проникает  в домик через дверь, а на  него выливается ведро кипятка  и он убегает. Поросята снова  весело танцуют на полянке.

4. Русская народная сказка «Теремок»

Цель:

Воспитывать у детей сострадание, формировать понимание в оказании помощи.

Формировать у детей эмоционально целостное восприятие сказочных образов, воспитывать сопереживание.

Работа с текстом:

Выразительное чтение; пересказ по ролям; инсценировка сказки; лепка героев сказки.

Название оборудования и атрибутов:

Декорации теремка и леса;  маски героев сказки мышки, лягушки, зайца, петуха, лисы, медведя.

Варианты использования:

 Игры – импровизации «Как лягушка прыгает», «Как медведь идет к теремку»; игра – драматизация в групповой комнате.

Содержание:

Распределение ролей (мышка, лягушка, петух, заяц, лиса, волк, медведь);

 установление  декораций (деревья, теремок);

 - разыгрывание сюжета сказки (появляются герои сказки и произносят слова в соответствии с ролью);

- к теремку  подходят мышка, лягушка, петух, лиса, волк и произносят слова: «Кто-кто в теремочке живет, кто-кто в невысоком живет…»;

- приходит  медведь и ломает теремок;

     - дети строят новый теремок

5. Русская народная сказка «Заюшкина избушка»

Цель:

Формировать у детей чувства отзывчивости, сострадание; воспитывать желание, помогать попавшим в беду.

Работа с текстом:

Выразительное чтение;  пересказ по ролям; инсценировка отрывка сказки.

Название оборудования и атрибутов:

Костюмы героев сказки; маска героев; декорации леса и домиков.

Варианты использования:

1.Разыгрывание  этюдов «Лиса просит пустить  зайчика к себе», «Собачка помогает  зайчику», «Медведь помогает зайчику», «Петушок помогает зайчику»;

2.пересказ  произведения; показ сказки.

Содержание:

Распределение ролей (Заяц, лиса, петушок, собачка, медведь);

 установка  декораций (деревья, дом);

 разыгрывание  сюжета сказки (появляются герои  сказки и произносят слова  в соответствии с выбранной  ролью);

- избушка  лисы таит, и она идет к зайчику;

- зайчик  пускает лису свою в избушку, она его выгоняет;

- зайчик  сидит на пеньке и плачет;

- к зайчику  подходит собачка и предлагает  помощь, но лиса её пугает и  собачка убегает;

- зайчик  опять плачет, к нему подходит  медведь, история повторяется;

- зайчик  плачет, к нему подходит петушок  и предлагает помощь;

- петушок  пугает лису, она убегает из  избушки;

- зайчик  возвращается домой.

 

2.3 Анализ результатов

После апробирования серии игр - драматизаций мы провели итоговую диагностику уровня сформированности нравственных мотивов поведения у детей, с целью обнаружения положительной динамики.

Использовались те же диагностические методики, что и в первичном варианте.

        1.Беседа. Автор (А.Д. Кошелева) результаты  в приложении № 3

2.Анализ  поступков сказочных персонажей  по сказке «Заюшкина избушка» результаты в приложении №4

Итоговая диагностика показала следующие результаты:

Из 10 детей:

6 чел.- 60% высокий  уровень сформированности

3чел.- 30% средний  уровень сформированности

1 чел.- 10% низкий  уровень сформированности

 

 

Выводы

В ходе решения задач, поставленных перед исследованием, изучены методы и приёмы, содержания и возможности нравственного воспитания дошкольников. Решающее значение для нравственного воспитания имеет положительный нравственный опыт, особенное значение для накопления которого имеет общение и совместная деятельность детей. Но опыт лишь тогда приведет к цели, когда поведение будет осуществляться по высоким мотивам. Нравственные отношения, представления, поступки, которые формируются в играх - драматизациях, закрепляются или несколько видоизменяются в свободное время. Это может быть коллективная игра или совместный труд. Но все разрозненные, порой противоречивые факты, полученные из разных источников, должны быть объединены в сознании ребенка и стать основой для формирования нравственных представлений. Решение этой задачи происходит в процессе различных упражнений, бесед, игр, занятий на нравственную тему. В конце обычно выводится нравственное правило, соблюдение которого нужно требовать от всех ребят. Сложность процесса формирования личности состоит в том, что воспитательные воздействия перерабатываются ребенком с учетом имеющегося у него опыта, его психических особенностей. При одинаковых воспитательных воздействиях развитие личности может протекать по- разному. Поэтому проведение воспитательных мероприятий еще не гарантирует нравственного развития ребенка. Эффективность нравственного просвещения дошкольников во многом зависит и от согласованной работы дошкольного учреждения и семьи. Работа должна вестись параллельно, дополняя друг друга.

Информация о работе Формирование нравственных мотивов поведения у детей дошкольного возраста