Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2015 в 23:13, дипломная работа
Проблема нравственного становления личности была нами выбрана не случайно, она существует очень давно и в этой области сделано немало открытий. Актуальность данной проблемы заключается в том, что в настоящее время, люди стремятся создать правовое общество с высокой культурой отношений между людьми, которые будут определяться социальной справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Такое общество обуславливает необходимость нравственной воспитанности каждого.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования нравственных мотивов поведения у детей дошкольного возраста
1.1. Понятия мотивов поведения человека………………………..………….6
1.2. Содержание нравственных мотивов поведения у дошкольников……15
1.3. Методы и приемы формирования нравственных мотивов поведения у дошкольников……………………………………………………………………24
Выводы
Глава 2. Опытно практическая работа по использованию игр - драматизации с целью формирования нравственных мотивов поведения у старших дошкольников
2.1. Анализ уровня сформированности нравственных мотивов поведения
2.2. Проектирование педагогической деятельности по использованию игр - драматизаций с целью формирования нравственных мотивов поведения у детей
2.3. Анализы результатов
Выводы
Заключение
Советы родителям по формированию нравственных мотивов поведения в домашних условиях. Анализировать вместе с детьми поступки, хорошо или плохо он поступил в той или иной ситуации, побуждать детей доводить начатое дело до конца, оказывать положительный пример.
Заключение
Изучение теоретических основ обозначенной проблемы позволяет отметить её актуальность и необходимость решения в дошкольном возрасте.
В трудах И.Ф. Исаева, Е.С. Рапацевича рассматривается сущность нравственных ценностей, в трудах С.А. Козловой, П.Г. Саморуковой, В.С. Мухиной, особенности их формирования в дошкольном возрасте.
Предмет исследования игры – драматизации, как средство формирования нравственных ценностей был выбран нами неслучайно, поскольку, произведения искусства и творческая деятельность являются кратчайшим путем донесения до сознания ребенка нравственной сути тех или иных ценностей. Кроме того, в играх – драматизациях дети упражняются в проявлении таких качеств как: сочувствие, забота, доброта, эмоциональная отзывчивость через обыгрывание образов художественного произведения.
Содержание игры – драматизации обуславливается сюжетом литературных произведений, отбор которых осуществляется с учетом их нравственных ценностей, динамичностью сюжета, повторов, яркости образов.
Опытная экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста, показала, что все участники эксперимента ориентированы на гуманный тип поведения со сверстниками и в оказании помощи другому человеку.
Кроме того, дети седьмого года жизни, участвовавшие в эксперименте, не только понимают переживания других людей, но и способны применять свои знания в повседневной жизни. В ходе исследования была доказана выдвинутая нами гипотеза о том, что включение игр – драматизаций в целостный педагогический процесс будет способствовать формированию нравственных ценностей у старших дошкольников.
Таким образом, теоритические и практические исследования позволяют отметить, что эффективным средством в формировании нравственных ценностей в старшем дошкольном возрасте является игра – драматизация.
Список использованной литературы
1.Алябьева Е.А. «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками». – М., 2003. – 57 с.
2. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: кн. для воспитателя детского сада / Л.В. Артемова.- М.: Просвещение, 1991. - 127 с.
3.Бархатова «Воспитание культуры поведения». // Д/в №11 – 1989.- 17 с.
4. Большой энциклопедический словарь:/ под ред. А.М. Прохоров. – М: Большая всероссийская энциклопедия. - 1998. – 1434с.
3. Волобуева Л., Авилова, Е. Ранний и дошкольный возраст: вопросы нравственного воспитания в педагогических концепциях И.А. Сикорского и В.М. Бехтерева: Л. Волобуева, Е. Авилова // Дошкольное воспитание.- 2007.-№3.- с. 88-91.
4. Воспитание детей в игре / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - М., 1993.
5. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: кн. для воспитателя детского сада/ Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова [и др.]; под ред. А.М. Виноградовой - 2-е изд., испр.и доп.- М.: Просвещение, 1989 .-с.191
6. Губанова Н. Педагогические возможности игры - драматизации // Детский сад от А до Я. 2008. №4. с. 28-35.
7.Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина [и др.]; под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович.- 3-е, переработанное. - СПб.-244 с.
8.Дошкольная педагогика: учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №410 Педагогика и психология (дошк.) В 2ч. 4г. Методика и организация коммунистического воспитания в детском саду/ В.И. Логинова, Б.С. Лейкина и р.; под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой: 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1998.-270 с.
9. Жуковская, Р.И. Воспитание ребенка в игре [Текст]/ Сост. Р.И. Жуковская. - М.: АПН РСФСР, 1983.- 28-29 с.
10. Истоки. Базис развития ребенка дошкольника / под. ред. Н.А. Парамоновой, Г.А. Алиевой, Т.В. Антоновой // М.- 2003. 335 с.
11. Карпинская Н.С. Игра - драматизация детей дошкольного возраста// Дошкольное воспитание. 1999. №12.- 17-22 с.
12. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь[Текст]: для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений. - М.: Академия, 2003. – 176 с.
13. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. учеб, пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академия. - 201. – 416 с.
14. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998.-160 с.
15. Колесникова З. Игрушечный театр: 3. Колесникова // Игра и дети.-2007.-№6.-с.13 -15.
16. Минаева В. Знакомим детей с эмоциональным миром человека: В. Минаева, Л.П. Стрелкова // Дошкольное воспитание.-2003.-№2.-с. 13-20.
17. Мухина В.С. Психология дошкольника: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1975. – 239 с.
18. Нравственное воспитание в детском саду/ Под ред. В.Г. Нечаевой и Т.А. Марковой. - М., Просвещение, 1975. - 256 с.
19. Педагогика [Текст]: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа - Пресс, 1998. - 512 с.
20. Программа воспитание и обучение в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой: 4-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика - Синтез, 2006. - 232 с.
21.Развитие: программа нового поколения для дошкольных общеобразовательных учреждений. Старшая группа /под ред. О.М. Дьяченко: изд. -2-е, испр. и доп. М.: ГНОМ и Д.-2002.-96с.
22.Смирнова Е. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений: Е. Смирнова // Дошкольное воспитание. -2003.- №9.- с. 68-74.
23. Смирнова Е. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам : Е. Смирнова // Дошкольное воспитание.- 2003.-№8. с. 73 -76.
24.Смирнова Е. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений [Текст]: Е. Смирнова // Дошкольное воспитание. -2003.- №9.- с. 68-74.
25. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: учеб. пособие для студ. высш. И сред. пед. учеб, заведений / Под ред. Т.И. Ерофеевой. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2000. – 344 с.
26. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стериотип. - М.: –Издательский центр «Академия», 2000.- 304 с.
27. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений / Г.А. Урунтаева.- М.: Академия, 1996.-336 с.
28. Усова А.П. Роль игр в воспитании детей / Сост. А.П. Усова. - М., Просвещение, 1996.
29. Эйсмонт-Швыдкая Г.Н. Нравственное воспитание дошкольников/ Сост. Г.Н. Эйсмонт-Швыдкая. М., Просвещение, 1969. - 167 с.
3. Бархатова «Воспитание культуры поведения». // Д/в №11 – 1989.
4. «Беседы на этиче ские темы». // Д/в №4 – 1988.
5. Болотина Л.Р. ,Комарова Т. С. , Баранов С. П. « Дошкольная педагогика: Учебно е пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд. ». – М: Издател ьский центр «Академия» , 1997. 6. Буре Р. С., Островская Л.Ф. « Воспитатель и дети » . – М., 1985. 7. «Ваш ребе нок воспитан?» . // Д/в №10 - 19 8 6. 8. «Воспиты вать тактичного собеседника» . // Д/в №8 - 1985 . 9. Возрастная и педагогическая пс ихология. // М.В. Матюхина, Т. С. Михальчук, Прокина Н.Ф. и др.; Под. ред. Гамезо М.В. и др. – М. , 1984. 10. Воспитание нравственных чувст в у старших дошкольников: 2-е изд.// Буре Р. С., Година Г. Н., Шатова А. Д. и др.; Под. ре д. Виноградовой А.М. 11. Гелло В. «Учите беречь книгу». // Д/в №1 - 1976 . 12. Ермолаева М.В., Захарова А.Е., Калинина Л.И., Наумова С.И. Психологи ческая практика в системе образования. – Воронеж: НПО «МОДЭК» , 1998. 13. Ерофеева Т. «Усвоение дошкольниками правил поведения с товарищами». // Д/в №10 - 1980. 14. Зернова «Воспитание любви и уважения к книге». // Д/в №6 - 1989. 15. Иванова «Воспитание культуры речи». // Д/в №12 - 1988. 16. Константинов Н.А., Медынский Е.Н. История педагогики. М.,-1982.- 445с 17. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 1998. 18. Козлова С. А. «Нравственное воспитание детей в современном мире». //Д/в № 9 – 2001. 19. Котырло В.К . Некоторые подходы к экспериментальному исследованию волевых действи й у детей. – В кн.: Материалы 2-й международной научной конференции по проб лемам психологии воли. – Рязань, - 1967, с. 28- 30 20. Купина Н.А, Богуславская Н.Е Веселый этикет. Нравственное восп итание, развитие коммуникативных способностей ребен ка, сюжетно-ролевые игры. – М., 1992. - 176 с. 21. Курочкина И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. – М., 2001. 22. Курочкина И. Н. «О культуре поведения и этикете». //Д/в № 10 – 2003. 23. Лихачев Б.Т . Педагогика. – М, 1992. – с. 463 24. Логинова В.И., Саморукова М.А. Дош кольная педагогика. – М.- 1988. – 25. Макаренко А.С. Соч.т.5. – М.- 1951. – 404 с. 26. Мухина В.С. Психология дошкольника. – М, - 1975. - 239 с. 27. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. – М., 2004 – 96 с. 28. Нравствен но-эстетическое воспитание ребёнка в детском саду. // Ветлугина Н. А., Казак ова Т. Г. и др. ; Под. ред. Ветлугиной Н. А. 29. Одинцова Л. Г. «Воспитание навыков культурного поведения де тей в коллективе сверстник а » . //Д/в - №7 – 1975. 30. Островск ая Л. Ф. «Поведение – результат воспитания».// Д/в №5 – 19 77. 31. Островск ая Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. – М ., 1990. 32. Островск ая Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников. – М., 1987. – с. 143 33. Островск ая Л. Ф. , Р. С. Буре Воспитатель и дети . – М., 1985. 34. Островская Л.Ф. «Азы воспитанности». // Д/в №8 - 1985. 35. Островска я Л. Ф. «Приглашаем к разговору об этике и культуре поведения». //Д/в №10 – 1989. 36. Парамонова Л.А. Воспитание и обучение детей шестого года жизн и. – М,- 1987. - 160 с. 37. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольн ого возраста. - М., 1986. 38. Петрова И.А., Обучение, воспитание и развитие детей шестилетне го возраста. – М.- 1990. - 95 с. 39. Портянкина «Примерное планирование работы по воспит анию культуры повед е ни я». // Д/в №1 - 1989 г. 40. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1996. 41. Русскова Л.В. Методические рекомендации к “программе воспита ние и обучение в детском саду”. – М., - 1986. - 397 с. 42. Рычашкова «Упражнения по закреплению культуры поведения».// Д/в №3 - 19 89. 43. Свадковски й И.Ф. Нравственное воспитание. – М.- 1972. - 144 с. 44. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. – М,- 1972. - 96 с. 45. Теплюк С. « Об опрятности и аккуратности». //Д/в №9-88. 46. Ушинский К.Д. Соч., т. 9. – М, - 1950. - 775 с. 47. Харламов И.Ф. Педагогика: 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1990. 48. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитать нравственное поведение?. – М.- 19 86. 49. Хорунжени о К. М.. П едагог ический словарь , М ., 1997 50. Юдина «Уроки вежливости». // Д/в №4 - 19 88. 51. Юркевич В.С. Об индивидуальном подходе в воспитании волевых п ривычек.- М., 1986. 52. Яковенко Т., Ходонецких З. «О воспитании культурно-гигиениче ских навыков». // Д/в №8 – 79.
Информация о работе Формирование нравственных мотивов поведения у детей дошкольного возраста