Формирование потребности в здоровом образе жизни у старшеклассников средствами культуры, различных видов и жанров искусства, театрализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

Проблема формирования здорового образа жизни за последние годы привлекает пристальное внимание специалистов в области медицины, биологии, физиологии, психологии, педагогики и других наук.
Здоровье формируется под влиянием ряда факторов. Во многом оно детерминировано социально-экономическими условиями. По мнению исследователей, здоровье человека более чем на 50 % зависит от образа жизни, на 15-20 % от окружающей среды и на столько же от наследственности и системы здравоохранения. Применительно к детям и подросткам обусловленность здоровья социальными условиями становится еще большей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1. Здоровый образ жизни.
1.1. Понятие здорового образа жизни и факторы влияющие на здоровый образ жизни…………………………………………………………………….….5
1.2. Актуальность проблемы потребности и влияние культуры на здоровый образ жизни у старшеклассников…………………………………………… .…8
1.3. Аспекты индивидуального здоровья……………………………………....11
ВЫВОДЫ………………………………………………………………….……..12
ГЛАВА 2. Средства культуры, различных видов и жанров искусства, театрализованных представлений
2.1. Многообразие видов искусства…………………………………….…..…..13
2.2. Театр и музыка………………………………………………………….…...15
2.3. Фотография………………………………………………………………….16
2.4. Паркур - как альтернатива традиционным видам спорта……………………………………………………………………………..16
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….……….19
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...20

Файлы: 1 файл

Курсовая Педагогика.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

 

МОСКОВСКИЙ            ГОСУДАРСТВЕННЫЙ    УНИВЕРСИТЕТ             КУЛЬТУРЫ  И  ИСКУССТВ

 

Факультет: МАСС МЕДИА

Специальность: Фототворчество                                                                                         

          

 

                           КУРСОВАЯ  РАБОТА ПО ПЕДАГОГИКЕ

  на тему: «Формирование потребности  в здоровом образе жизни у  старшеклассников средствами культуры, различных видов и жанров искусства,  театрализованных представлений» 

                                                                     

                                                                ВЫПОЛНИЛ  СТУДЕНТКА 3 курса з/о

                                                                                 Группа 320а-з  Горячева В.В.

 

                                                      

 

                                                              Научный руководитель работы  к.п. н.,

                                                                                        профессор Флоря В.И.

 

 

 

                                         МОСКВА 2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3

ГЛАВА 1. Здоровый образ жизни.

1.1. Понятие здорового образа жизни и факторы влияющие на здоровый образ жизни…………………………………………………………………….….5

1.2. Актуальность проблемы потребности и влияние культуры на здоровый образ жизни у старшеклассников…………………………………………… .…8

1.3. Аспекты индивидуального здоровья……………………………………....11

ВЫВОДЫ………………………………………………………………….……..12

ГЛАВА 2. Средства культуры, различных видов и жанров искусства, театрализованных представлений

2.1. Многообразие видов искусства…………………………………….…..…..13

2.2. Театр и музыка………………………………………………………….…...15

2.3. Фотография………………………………………………………………….16

2.4. Паркур - как альтернатива традиционным видам спорта……………………………………………………………………………..16

ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….……….19

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...20

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….…20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

Проблема формирования здорового образа жизни за последние годы привлекает пристальное внимание специалистов в области медицины, биологии, физиологии, психологии, педагогики и других наук.

Здоровье формируется  под влиянием ряда факторов. Во многом оно детерминировано социально-экономическими условиями. По мнению исследователей, здоровье человека более чем на 50 % зависит от образа жизни, на 15-20 % от окружающей среды и на столько же от наследственности и системы здравоохранения. Применительно к детям и подросткам обусловленность здоровья социальными условиями становится еще большей.

Согласно данным Министерства здравоохранения и  социальной политики Российской Федерации, лишь 14 % детей практически здоровы, в то время как более 50% - имеют  различные функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания. За период обучения в общеобразовательных учреждениях среди учащихся в пять раз увеличивается количество нарушений зрения, в три раза - патологий органов пищеварения, в пять раз - осанки, в четыре раза -нервно-психических расстройств. По оценке специалистов, при непринятии срочных мер в ближайшие годы здоровыми будут менее 1% учащихся общеобразовательных учреждений.

Ведущими факторами  здоровья оказываются режим дня, экология, внутренняя среда помещений, организация физического воспитания, медико-санитарная помощь и т.п., даже наследственность, которая, казалась бы, не зависит от социально-экономических условий, на самом деле аккумулирует их воздействие по принципу эволюционной эстафеты.

В современной  науке здоровье рассматривается  как естественное состояние организма, характеризующееся равновесием между окружающей средой, отсутствием каких-либо болезненных изменений и определяющееся комплексом биологических и социальных факторов.

Особый интерес  вызывает проблема, связанная с влиянием творчества на здоровье людей, «качество жизни», достижение высоких жизненных целей. Творческая деятельность, сама по своей природе обладает здоровьеформирующим потенциалом.

 Понимание  творчества рассматривалось в различных исторических эпохах, но и на современном уровне развития научного знания некоторые составляющие творческого процесса с трудом поддаются изучению.

 Исследователями  феномена творчества установлено,  что творческие люди лучше концентрируют свою энергию и силы для решения внутренних и внешних конфликтов. По мнению большинства психологов, творчество является одним из средств преодоления негативных проявлений, возникающих в связи с конфликтами и стрессами. Каким же образом можно найти связующее звено между творчеством и здоровьем? И каким образом  возникает потребность в здоровом образе жизни у тех, кто так или иначе приобщён к культуре, искусству и творчеству?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Здоровый образ жизни.

1.1. Понятие  здорового образа жизни и факторы, влияющие на здоровый образ жизни.

По современным  представлениям в понятие "здоровый образ жизни" входят следующие составляющие:

· Рациональная организация трудовой (учебной) деятельности;

· Правильный режим  труда и отдыха;

· Рациональная организация свободного времени;

· Оптимальный  двигательный режим;

· Рациональное питание;

· Соблюдение правил личной гигиены, закаливание;

· Сексуальная  культура, рациональное планирование семьи;

· Профилактика аутоагрессии;

· Контроль над своим здоровьем.

Для чего нужен  здоровый образ жизни?

· Для выполнения всех бытовых и общественных функций в оптимальном режиме для человека.

· Для сохранения и укрепления здоровья.

· Для воплощения социальных, психологических и физических возможностей, раскрытия потенциала личности.

· Для продления  рода и достижения активного долголетия.

ОБРАЗ ЖИЗНИ — собирательное понятие, благодаря которому можно охарактеризовать самые разные стороны жизни человека, социальной группы, общества в целом. Современные социологи в основном согласны с тем, что понятие культуры гораздо шире, чем понятие «образ жизни». В чем же сходство и различие этих понятий?

 Действительно,  традиции, обычаи, нормы поведения,  нравы и ценности составляют основу, как культуры, так и образа жизни. Разница лишь в том, что понятие культура выражает возвышенную, духовную сторону этой совокупности элементов, а образ жизни — повседневную, материально-практическую сторону.

 Образ жизни  — это заведенный порядок или  жизненный уклад: привычка рано  вставать или поздно ложиться, курить натощак, одеваться дома  во все старое, покупать продукты  на оптовом рынке, а не в магазине, по выходным бегать в лес или каждый день делать зарядку, читать перед сном и многое другое.

 Культура  и образ жизни настолько увязаны  друг с другом, что порой их  невозможно разделить. Специалисты  утверждают, что корни культуры  лежат в повседневном опыте людей, который строится на коллективных привычках, правилах и нормах поведения. Последние, образно говоря, представляют собой строительные кирпичики и культуры, и образа жизни.

 Можно утверждать, что понятие «образ жизни»  составляет только часть объема понятия «культура», именно ту ее часть, которая относится к настоящему времени, которая характеризует то, как люди живут «сейчас». Образ жизни не накапливается из поколения в поколение, не образует подобие культурного наследия. Образ жизни символизирует динамическую сторону культуры.

 Компонентами, составляющими образ жизни, являются: язык, верования, установки, ценности, манеры поведения, форма одежды, качество жилья, условия труда, времяпрепровождение, обычаи, нравы, этикет, нормы и другие элементы культуры.

«Культура - совокупность традиций, обычаев, социальных норм, правил, регулирующих поведение тех, кто  живет сейчас, и передаваемых тем, кто будет жить завтра».

 В культуре  государства заложена система  ценностей народа, проживающего на данной территории. Нужно отметить, что культура – это основа государственности и экономики, причем данный тезис не требует доказательств.

 Российская  школа балета, живописи, театра признаны  во всем мире, причем за рубежом  у российского искусства есть  немало ярых поклонников. Россия обладает богатейшим культурным наследием: лучшие музеи, обширные коллекции живописи и т.д.. Безусловно, наша задача состоит в сохранении и развитии нашего Наследия. Тем не менее, время диктует несколько другое понимание культуры.

 Актуальным  на данный момент становится  понимание термина «культура»  как метода формирования мировоззрения,  то есть того, через что можно  формулировать ценности, цели и  задачи, которые сегодня и завтра  будут приняты гражданами. Культура  позволяет формировать картину мира, картину того, как понимается действительность и в каком ключе она должна развиваться и, тем самым — формировать образ жизни россиян.

 Российская культура сейчас воспринимается, с одной стороны, как «водка, селедка и нежелание работать», но, с другой, как научные «прорывы» и «революции», «великие достижения» и рекорды, творения великих талантов. Очевидно, что представления о народе и у народа о самом себе формируются за счет образов, воплощенных в культуре как официальной, так и нет. В данном ключе вопрос развития культуры – это вопрос стратегического развития страны. Русский философ Л.П. Карсавин в своих рассуждениях о нации и ее единстве писал, что «идея культуры определяет государственность».

 Если мы, как народ и как страна, хотим завтра жить лучше, то уже сегодня нужно создавать притягательные и успешные образы своей завтрашней жизни и помещать их в увлекательные сценарии. И уже в них закладывать системы ценностей, социально желательные поступки и решения. Под воздействием данных образов тогда и будут формироваться желаемые установки, поведение.

 Важно не только создавать образы, но и обеспечивать максимально широкий доступ людей к ним, то есть использовать максимально эффективные формы и каналы трансляции информации. К примеру, в первой половине XX века таким каналом был кинематограф. Созданные на экране образы хотелось воплощать в жизнь. Власти различных стран быстро оценили мощь этого ресурса: так появился Голливуд, была создана отечественная киноиндустрия. Голливуд как фабрика грез, до сих пор бесперебойно работает на создание необходимых смыслов и образов, причем довольно успешно.

Мотивации, которые  в основе формирования стиля здоровой жизни.

1.САМОСОХРАНЕНИЕ. Когда человек знает, что, то  или иное действие впрямую  угрожает жизни, он это действие не совершает.

 Формулировка  мотивации «Я не совершаю определенные  действия, так как они угрожают  моему здоровью и жизни».

2.ПОДЧИНЕНИЕ  ЭТНОКУЛЬТУРНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ. Человек  живет в обществе, которое на  протяжении длительного времени  отбирало полезные привычки, навыки, вырабатывало систему защиты от неблагоприятных факторов внешней среды.

 Формулировка  мотивации «Я подчинюсь этнокультурным  требованиям потому, что хочу  быть равноправным членом общества, в котором живу. От моего здорового образа жизни зависят здоровье и благополучие других».

3.ПОЛУЧЕНИЕ  УДОВОЛЬСТВИЯ ОТ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ. 

 Формулировка мотивации «Ощущение здоровья приносит мне радость, поэтому я делаю все, чтобы испытать это чувство».

4. ВОЗМОЖНОСТЬ ДЛЯ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.

 Формулировка мотивации «Если я буду, здоров, я смогу подняться на более высокую ступень общественной лестницы».

5. ДОСТИЖЕНИЕ МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНОЙ КОМФОРТНОСТИ.

 

1.2. Актуальность  проблемы потребности и влияние  культуры на здоровый образ  жизни у старшеклассников.

Состояние здоровья детей и молодежи является одним  из главных показателей устойчивого  развития общества, человечества. Дети и молодежь составляют почти треть  населения планеты, и они больше всего страдают от социальных и политических катаклизмов, деградации окружающей среды. Наступает время понимания того, что вопросы здоровья детей очень важны для стабильного развития общества и разрешимы они только при консолидации усилий различных государственных и общественных структур с единой концепцией сохранения и укрепления здоровья людей.

В современной  России в результате социально-экономического кризиса возникла масса проблем, решение которых видится в  ответственности государства за организацию и активизацию самозащиты различных групп населения и  каждого человека в отдельности. Самым важным в развитии социально здорового общества является профилактика и коррекция детской, подростковой и молодежной девиации, оказание грамотной помощи молодому поколению для их дальнейшей социализации. Социализация подростка всегда протекает в определенных условиях, кроме того, человек сам влияет на создание этих условий и может стать не только субъектом или объектом социализации, но и жертвой тех или иных жизненных условий, например, сироты, инвалиды или девианты. В обществе существуют специальные учреждения для поддержки этих людей, но учреждений, которые бы пропагандировали здоровый образ жизни и предупреждали различного рода девиации, а также отвлекали бы подростков и молодежь от вредного влияния улиц, дурных привычек,- катастрофически не хватает. В наше время очень мало организаций направленных на досуговые занятия с детьми, а еще меньше специалистов – энтузиастов, которые бы этим занимались и восстанавливали духовно-нравственную структуру, разрушенную современным обществом.

Информация о работе Формирование потребности в здоровом образе жизни у старшеклассников средствами культуры, различных видов и жанров искусства, театрализ