Формирование потребности в здоровом образе жизни у старшеклассников средствами культуры, различных видов и жанров искусства, театрализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

Проблема формирования здорового образа жизни за последние годы привлекает пристальное внимание специалистов в области медицины, биологии, физиологии, психологии, педагогики и других наук.
Здоровье формируется под влиянием ряда факторов. Во многом оно детерминировано социально-экономическими условиями. По мнению исследователей, здоровье человека более чем на 50 % зависит от образа жизни, на 15-20 % от окружающей среды и на столько же от наследственности и системы здравоохранения. Применительно к детям и подросткам обусловленность здоровья социальными условиями становится еще большей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1. Здоровый образ жизни.
1.1. Понятие здорового образа жизни и факторы влияющие на здоровый образ жизни…………………………………………………………………….….5
1.2. Актуальность проблемы потребности и влияние культуры на здоровый образ жизни у старшеклассников…………………………………………… .…8
1.3. Аспекты индивидуального здоровья……………………………………....11
ВЫВОДЫ………………………………………………………………….……..12
ГЛАВА 2. Средства культуры, различных видов и жанров искусства, театрализованных представлений
2.1. Многообразие видов искусства…………………………………….…..…..13
2.2. Театр и музыка………………………………………………………….…...15
2.3. Фотография………………………………………………………………….16
2.4. Паркур - как альтернатива традиционным видам спорта……………………………………………………………………………..16
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….……….19
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...20

Файлы: 1 файл

Курсовая Педагогика.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

Ведь когда-то пионерские и комсомольские организации оказывали на детей и подростков большое воспитательное воздействие, вовлекая их в различные виды общественно полезной деятельности, прививали любовь к традициям и культурным ценностям своего народа. Пионерские организации, конечно же, существуют в ряде мест и сегодня, хотя содержание их деятельности претерпело некоторые изменения. Сегодня тоже необходимы подобные организации, где молодежь сможет не только занять чем-то полезным свое свободное время, но и внести свой вклад в развитие общества, научиться беречь то, что уже создали люди, а может быть даже найти свое призвание или образ жизни.

Подготавливая подростка к практической общественной жизни и действующей системой образования, встают проблемы духовно-нравственного воспитания, социализации и становления личности растущего человека, социально-психологической адаптации к жизни в социуме детей, от которых жизнь требует специфические навыки и опыт. Одно из возможных решений этих проблем на подростковом этапе является активное участие в культурной и творческой жизни общества.

Развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания является одной из социально значимых задач современного российского  общества. В качестве высшей цели образования  определено становление саморазвивающейся и самоопределяющейся личности, способной к открытому творческому взаимодействию с окружающей средой и обществом. В настоящее время в практике работы учреждений культурно-досуговой деятельности используется большое разнообразие социально-педагогических и психологических методик, направленных на изучение вкусов и предпочтений посетителей, развитие их талантов и способностей. Однако, учитывая то, что сфера культуры имеет социально открытый характер и отличается динамизмом, разработка новых технологий связана с определенными сложностями. К тому же действующие разнопрофильные социально-культурные институты имеют свои специфические особенности.

Сегодня особое место в реализации творческих возможностей населения принадлежит многочисленным социально-культурным институтам, а также системе дополнительного образования. Именно в рамках внешкольной работы разнообразных досуговых центров и комплексов в последнее время создаются инновационно-экспериментальные площадки, на которых и дети, и взрослые имеют возможность самореализоваться, выбрать занятие по душе, пообщаться и поделиться своими проблемами и заботами. Процесс социализации личности активизируется как на уровне сознания, так и поведения, поэтому правильная организация свободного времени людей, особенно в подростково-молодежный период является важным фактором как интеллектуального, так и физического развития.

Девиантные  подростки и молодежь часто обнаруживают целый ряд свойств, свидетельствующих  о значительных эмоциональных нарушениях. Они, как правило, импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, агрессивны, конфликтны, что затрудняет их общение с окружающими и создает значительные трудности с точки зрения их воспитания. Для девиантных подростков характерны такие свойства эмоционально-волевой и ценностно-нормативной сфер личности, как тревожность, дефектность ценностной системы (особенно в области целей и смысла жизни). Можно утверждать, что девиация как форма поведения находится в прямой зависимости от уровня общей культуры либо, правильнее сказать, ее отсутствия.

 С целью психологической поддержки и социальной адаптации таких молодых людей необходимо усилить направления коррекционной работы, способствующие формированию у молодежи новых стереотипов поведения, воспитанию позитивных чувств по отношению к старшим поколениям, сверстникам, самому себе; повышению уверенности в себе; развитию и обогащению форм общения со сверстниками; формированию потребности в самореализации. Использование произведений искусства, приемов и методов артпедагогики в работе со старшеклассниками может сделать самореализацию более результативной.

Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, врачи, философы, педагоги использовали разные виды искусства для лечения души и тела. Они задумывались над тайнами влияния живописи, театра, движений, музыки, пытаясь определить их роль, как в восстановлении функций организма, так и в формировании духовного мира личности. Видные древнегреческие философы Пифагор, Аристотель, Платон, Демокрит указывали на профилактическую и лечебную силу воздействия искусства на человека.

Искусство своей образностью активно воздействует на сознание, чувства, волю людей, играет существенную роль в формировании художественной культуры человека и включает в себя художественно-эстетические, гуманистические, познавательные, нравственные ценности, воздействуя на духовно-нравственное становление личности. Известно коррекционное воздействие произведений музыкального искусства. Включение классических произведений как отечественных, так и зарубежных авторов в коррекционно-развивающую работу с подростками девиантного поведения будет содействовать восполнению недостатка его собственных образов и представлений, способствовать замене травмирующих психику мыслей и чувств и одновременно направлять их по новому руслу, к новым целям .

 

1.3. Аспекты  индивидуального здоровья

Одной из фундаментальных  проблем валеологии является отношение  к понятию индивидуального здоровья. Системный подход к оценке индивидуального  здоровья ставит в центр проблемы человека в целостности и многомерности его динамических характеристик и выдвигает на первый план задачи по воспитанию потребностей в здоровье, формировании культуры здоровья в процессе индивидуального развития.

 

 В настоящее время накоплено немало сведений по постнатальному онтогенезу, в частности, о целостности, дискретности и гетерохронности развития, об индивидуальности и типологии, о «критических периодах», однако в практической медицине, в педагогике, в физическом воспитании эти вопросы не нашли должного отражения, а большинство методических разработок ориентировано на среднестатистического человека.

 Необходимо определить материальный (морфофункциональный и психофизиологический) субстрат и структуру индивидуального здоровья. Известно, что здоровье человека формируется в неразрывном единстве биологических, психологических, социальных и экологических факторов, что должно находить отражение в методологических подходах к его изучению. Признание социальной сущности человека предполагает более глубокое изучение его естественного биологического бытия, закономерностей индивидуального развития, чтобы с помощью различных социальных мер способствовать реализации потенциальных возможностей, содержащихся и геноме.

 

Выводы.

Известно о  наиболее распространенных болезнях детей: органы дыхания, зрение, нарушения осанки, хронические болезни желудка  и другое. Делаются пугающие выводы о том, что очень мало детей  школьного возраста практически  здоровы. Еще более тревожат данные о росте показателей по венерическим заболеваниям, ВИЧ-инфекции, гепатитам, абортам, беременности школьниц. Эти заболевания и явления есть прямой результат образа жизни, в которой для многих на первом месте «психотропные удовольствия» и ранняя половая жизнь. Это медики называют болезнями поведения, противоречащего социальным нормам.

 Есть две основные причины нездорового состояния части детей и школьной молодежи, это социальные и педагогические причины. К первым относится общее социально-экономическое положение в России, низкий уровень жизни большинства и нездоровая морально-психологическая атмосфера в обществе, в том числе безответственное поведение взрослых. Среди педагогических причин надо выделить перегрузку учебных планов школ и вузов.

Основой формирования здорового образа жизни в деятельности учителей должны быть глубокие мировоззренческие, культурологические идеи о смысле человеческой жизни, идеалах, морали.  Содержание такого обучения и воспитания не должно сводиться к “анти-”, то есть к тому, чего не надо делать. Оно должно быть построено на утверждении идеала и норм здоровой, гармонической и счастливой жизни каждого.  Учителя должны использовать все средства просвещения и пропаганды: не только лекции и объяснения, но и наглядные пособия, аудиовизуальные материалы, дискуссии, игры, в том числе и личное влияние, пример. Учителя не должны курить, не говоря уже об алкоголе и наркотиках.

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Средства культуры, различных видов и жанров искусства, театрализованных представлений

2.1. Многообразие видов искусства

Отмечая активную роль искусства в жизни общества, обычно указывают на три  его основные функции: познавательную, воспитательную и эстетическую (в последнее время  их дополняют и конкретизируют, выделяя  также коммуникативную, созидательную, гедонистическую, компенсаторную, внушающую и пр.). Данная  классификация фиксирует разнообразие общественного применения результатов художественного творчества.

 Но следует заметить, что само многообразие «применения» продуктов художественного творчества носит целостный характер и обусловлено  эстетической сущностью искусства.

 Искусство проявляет себя в огромном разнообразии конкретных видов художественного творчества, количество и сложность которых неуклонно увеличивается по мере развития эстетического сознания. Многообразие видов искусства как исторически сложившихся устойчивых форм творческой деятельности, обусловлено многогранностью самого реального мира, отображаемого в процессе художественного творчества. Виды искусства отличаются друг от друга, как предметом изображения, так и использованием различных изобразительных средств.

 Традиционно было принято делить художественные произведения по признаку их отношения к категориям пространства и времени - на пространственные, временные и пространственно-временные. К первой группе принадлежат те виды художественного творчества, в которых не обнаруживается движение, которые неизменны во времени: архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство. Ко второй группе относят музыку, балет, драму, пантомиму и т.п. К третьей - театр,  кино, телевидение, цирк, имеющие признаки первых двух.

Современная классификация  видов искусства выделяет такие  его разновидности, как изобразительное, музыкальное, «синтетическое», техническое, декоративно-прикладное.

 Изобразительное искусство воздействует на человека визуально, т.е. через зрительное восприятие. Произведения его имеют, как правило, предметную (материальную) форму. К ним относятся живопись, скульптура, графика, монументальное искусство, декоративно-прикладное искусство.

 Художники и скульпторы воспроизводят в статике людей, ситуации, природу, предметы окружающего мира, применяя определенные материалы (холст, глина, мрамор, цемент), инструменты (кисть, карандаш, резец) и широко используя такие свойства материи как линия, объем, цвет, фактура и др. Относясь к пространственному искусству, этот вид творчества способен даже в фиксированных образах передавать не только внутренний духовный мир человека (портрет), но и само движение, развитие жизни во времени и пространстве, социальные, политические, философские и этические идеи.

 Музыка - этот вид искусства, рассчитанный на слуховое восприятие, вид художественного творчества, главным выразительным средством которого являются звуковые образы. В отличие от изобразительного и словесного искусства музыка не воспроизводит видимых картин мира и лишена смысловой конкретности, поэтому ее можно считать подлинно общечеловеческим, универсальным «языком», не требующим перевода.

 Синтетические искусства - это те виды художественного творчества, которые представляют собой органическое слияние разных видов искусства, образующих качественно новое и единое эстетическое целое. Сюда относятся театр, балет, кино. Так,  театр, например, объединяет  в себе литературу, актерское мастерство, режиссерское прочтение, живопись, музыку, декоративно-прикладное искусство.

«Технические  искусства» возникли сравнительно недавно  как результат слияния искусства  с техникой. Процесс этот, активно  начавшийся в XIX веке (изобретение фонографа, фотографии, немого кино), получил небывалое развитие  уже в наше время. К наиболее распространенным «техническим искусствам» относят фотоискусство, искусство кино, мультипликацию, телевидение. Их общими признаками являются статичное или динамичное воспроизведение действительности с помощью технических средств, органическая взаимосвязь творческого и технологического процессов с обязательным преобладанием эстетического начала, т.е. художественности.

 С бурным развитием техники, совершенствованием технологических процессов расширяются границы эстетической деятельности. Самостоятельным видом современного искусства стал дизайн, художественно-проектное творчество, способствующее эстетическому формированию предметно-пространственной среды.

 Говоря в целом о классификации искусств, следует отметить, что и внутри каждого из них существуют определенные разновидности, как, например, жанры в литературе, живописи и др., которые выделяются по тематическим (историческое, бытовое полотно), структурным (картина маслом, рисунок, эскиз и т.п.) или функциональным (картина, декорация, плакат и т.п.) признакам.

 

2.2. Театр  и музыка

 Театр, безусловно, стоит в ряду любимых у детей развлечений. Но это - развлечение особого рода; оно связано с серьезной внутренней работой. В театре ребенок учится переживать. Театр! Как много значит он для детского сердечка, с каким желанием дети и  молодежь участвуют и с каким нетерпением ждут встречи с ним. Театр творит чудеса: веселит, обучает, развивает творчество школьников, корректирует их поведение. Воспитательные возможности театральной деятельности огромны: ее тематика практически неограниченна и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. По средствам спектаклей ребята получают знания по гигиене, этикету, ОБЖ, а поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения для себя и тем детям кому они показывают этот спектакль. В ходе спектакля дети являются не только "артистами", но и активными участниками представления, участвуют в диалоге вместе со зрителями, поют песни, загадывают загадки, делают дыхательную гимнастику и точечный массаж и т.д.

Информация о работе Формирование потребности в здоровом образе жизни у старшеклассников средствами культуры, различных видов и жанров искусства, театрализ