Формирование потребности в здоровом образе жизни у старшеклассников средствами культуры, различных видов и жанров искусства, театрализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

Проблема формирования здорового образа жизни за последние годы привлекает пристальное внимание специалистов в области медицины, биологии, физиологии, психологии, педагогики и других наук.
Здоровье формируется под влиянием ряда факторов. Во многом оно детерминировано социально-экономическими условиями. По мнению исследователей, здоровье человека более чем на 50 % зависит от образа жизни, на 15-20 % от окружающей среды и на столько же от наследственности и системы здравоохранения. Применительно к детям и подросткам обусловленность здоровья социальными условиями становится еще большей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1. Здоровый образ жизни.
1.1. Понятие здорового образа жизни и факторы влияющие на здоровый образ жизни…………………………………………………………………….….5
1.2. Актуальность проблемы потребности и влияние культуры на здоровый образ жизни у старшеклассников…………………………………………… .…8
1.3. Аспекты индивидуального здоровья……………………………………....11
ВЫВОДЫ………………………………………………………………….……..12
ГЛАВА 2. Средства культуры, различных видов и жанров искусства, театрализованных представлений
2.1. Многообразие видов искусства…………………………………….…..…..13
2.2. Театр и музыка………………………………………………………….…...15
2.3. Фотография………………………………………………………………….16
2.4. Паркур - как альтернатива традиционным видам спорта……………………………………………………………………………..16
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….……….19
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...20

Файлы: 1 файл

Курсовая Педагогика.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

 Музыка. Музыка многозначна, на некоторых людей она действует даже острее, чем слово. Восприятие музыки очень индивидуально и зависит не только от степени подготовленности человека к ее восприятию, но и от состояния здоровья, психологических особенностей личности. Она способна изменять душевное и физическое состояние человека, влиять благотворно на настроение. Самой органичной для человека является классическая музыка, учитывающая биологические ритмы природы: большинство произведений имеют идеальный ритм (60 ударов в мин.), что соответствует биению сердца. Обязательно наполнение музыки текстом оптимистичного содержания. Это поможет создать представления, направленные на восстановление приятных воспоминаний, позволяющих сформировать у молодого поколения позитивную установку и образы, вызывая положительные ощущения и настроения. Интересны рекомендации Г.П.Шипулина, А.Н.Коровина и В.Л.Шаболевича по использованию инструментальной музыки. По их мнению, вокальная музыка может привлечь внимание к содержанию текста, особенно у музыкально необразованных слушателей, и этим снизить эффективность ее восприятия. Также они рекомендуют исключить наиболее популярные произведения, которые могут вызвать нежелательные ассоциации.

 

2.3. Фотография

С давних времен изображение на картинах и в скульптурах человеческого тела, восхищение его красотой было одним из направлений искусства. Это относится и к одетым телам, но снятым в красивом движении, порыве, с максимально проявленной амплитудой или в экстремальных условиях.

 Кроме художественной  ценности, качественно сделанная  фотография человеческого тела  стимулирует не только и не  столько сексуальное возбуждение,  а вызывает естественный отклик  в эфирном теле – волну активной  тяги к здоровому образу жизни,  поднимает самооценку, вдохновляет и является картой для завтрашнего «образа себя».

 

2.4. Паркур - как альтернатива традиционным видам спорта.

В детстве каждый из нас сам того не подозревая, занимался  паркуром (лазанье по деревьям, пожарным лестницам и прочее), но в отдельное движение этот род занятий вылился только в середине 80-х годов. "Отцом" паркура стал француз Давид Белль. Как это ни странно, но началось все в лесу. Отец Давида, участник военных действий во Вьетнаме, стал обучать сына методу физического и духовного единения с природой. Переехав позднее в пригород Парижа, Давид перенес полученные знания с лесного окружения на городское. Из детских игр с друзьями родился новый вид спорта - паркур (parkour или PK, название произошло от фр. parcour - полоса препятствий). С начала девяностых годов паркур стал приобретать все больше последователей во всем мире, а с выходом фильма по сценарию Люка Бессона "Ямакаси" в 2001 году попал и в Россию. Паркур стал частью современной культуры со своими модой, музыкой, фильмами и языком.

 Городской житель перемещается по строго запрограммированному маршруту, обозначенному асфальтированными дорогами, лестницами и указателями. Паркур рассматривает стены, заборы и прочие элементы городского ландшафта не как обычные препятствия, а как вызов. Прокладывание новых путей помогает по-другому воспринимать окружающий мир и приносит единение с городской природой. Цель паркура - быстро и красиво без вспомогательных средств перемещаться на местности кратчайшим путем. В экипировку трейсера (бегуна, так называется последователь паркура) входит только пара хорошей спортивной обуви. Как и любой другой вид спорта паркур требует хорошей физической подготовки. Важными моментами в тренировках также являются дисциплина, концентрация, способность реально оценить свои силы и самоконтроль. Тренировки проводятся в спортивном зале и на местности, но начинаются всегда с легких объектов. Как и в занятиях спортом - предварительно разогреваются мышцы, а в конце занятий делаются растяжки. В арсенал физической подготовки трейсера входят и общеизвестные упражнения: приседания, бег, отжимание, подтягивание, упражнения на пресс и пр. Существует набор базовых прыжков паркура, но каждый может сам придумывать свои элементы. В паркуре ни одно движение не совершается необдуманно и цель его не доказать другим свою смелость и отвагу. К каждому препятствию нужно относиться с уважением. Очень важно держать все происходящее под контролем, дабы избежать травм: "сила без контроля это ничто" - гласит одна из заповедей паркура. Трейсеры уважают не только препятствие, но и частную собственность, целостность окружающих объектов и прохожих. Именно это отличает их от хулиганов, за которых трейсеров часто ошибочно принимают.

 Эстетическая сторона в паркуре тоже важна, движения оттачиваются в тренировках до такой степени, что они при исполнении выглядят очень легко и элегантно, настоящий трейсер передвигается как текущая вода. Элементы шоу, такие как сальто и акробатические номера, чужды паркуру, все движения вызваны только необходимостью. Перед трейсером не ставится задача быть лучше других, что свойственно обычным видам спорта. Каждое движение требует идеального исполнения. Опасные прыжки тоже не принадлежат к базовым элементам паркура, ведь все действо совершается для себя, а не для оценки или похвалы других. У настоящего трейсера травмы и повреждения случаются очень редко, так как это, прежде всего, показатели плохой тренировки, переоценки своих сил и потери контроля. Во многих странах начали открываться школы паркура, где молодых ребят физически и морально готовят к передвижению по городским джунглям.

 Паркур имеет и философский смысл: наша жизнь состоит из препятствий и вызовов, их преодоление обозначает прогресс. Если вы становитесь искусными в паркуре, то это помогает вам в жизни в целом. Паркур его приверженцами рассматривается не как модное увлечение, а как эволюция сознания. Как вода находит всегда новый путь, так и трейсер обходит любые препятствия. Таким образом, цель паркура - это самосовершенствование, полное единение духа, тела и окружающего мира. Немаловажный фактор - каждое движение должно приносить радость и позитивную энергию. Философский подход приближает паркур и к восточным единоборствам.

 Появление паркура можно расценивать как логическое следствие приспособления к городскому пространству. Также как обитатели джунглей, гор и морей ищут свои стези, так и трейсеры прокладывают новые пути среди стали, бетона и стекла. Паркур как вид спорта уже заинтересовал французскую спортивную ассоциацию. Возможно, в недалеком будущем трейсеры будут вызывать не только раздражение у прохожих, но и понимание и даже уважение. Между прочим, среди их рядов есть немало представительниц женского пола, что придает паркуру особое изящество и грацию.

 

ВЫВОДЫ.

Существует  огромный выбор различных видов  искусства, обладающих оздоровительным потенциалом: музыка, танец, пение, прикладное искусство, живопись и даже садоводство.

Правильный  выбор того или иного вида искусства способствует вовлечению подростка в процесс творчества и по достижению определённой цели своей деятельности, он,  испытывает творческий подъём, тем самым, испытывает позитивные эмоции, ощущает физический, психологический и душевный комфорт. В результате у детей и подростков формируется чувство удовлетворённости, раскрепощённости, происходит высвобождение энергии, что приводит к возникновению ощущения гармонии и полного здоровья. Данное состояние можно назвать состоянием целостности, так, как оно связано с интеграцией интеллектуального, эмоционального и физического аспектов. Именно опыт переживания такого состояния сам по себе приводит к гармонизации личности, вовлеченной в творческий процесс. Сохраняя это состояние в памяти, в том числе и эмоциональной, подросток будет стремиться к нему и в обычной жизни. При этом первичные базовые потребности  в стремлении получить чувство гармонии (внутреннее побуждение, вызывающее активность организма) перестраиваются и превращаются во вторичные побуждения: действия молодёжи по истечении времени становятся самомотивированными. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

У каждого ребёнка, и тем более у старшеклассников существует стремление к творческой деятельности. То самое, которое приводит его, как правило, на творческий путь, заставляет его искать применение своим дарованиям. Возникновение у учащихся старших классов в творческой самореализации, формирования мотива деятельности, появлению активности, способствует формированию у них значимой цели. Восприятие искусства не требует «пересиливания себя», несёт положительную эмоциональную окраску и позволяет поставить перед человеком значимую для него цель. Если потребности определяют психологическую активность личности, то осознаваемые цели направляют её в определённое русло. Постановка человеком цели предполагает формирование самостоятельности, дисциплинированности, что позволяет творческой личности ориентироваться на свои собственные цели и следовать своим путём, преодолевая трудности и неудачи. Ставя перед собой конкретную цель, человек выбирает её из многих, таким образом, отказывается от большинства остальных. Являясь непосредственным мотивом, цель, направляет и регулирует действия, снижает значимость различных препятствий на пути её достижения. Высокая цель, как недоступная сияющая вершина, которая стоит перед глазами и неотступно манит, наполняет жизнь человека смыслом, задевает глубокие душевные струны, вызывает к жизни скрытые силы и возможности. Стремление к самой возвышенной из доступных человеку целей помогает ему преодолеть себя и выйти на новый уровень развития, что,  естественно,  формирует образ жизни.  

Государство, в свою очередь, понимая актуальность потребности, конечно, предпринимает меры по формированию здорового образа жизни у населения страны путем создания национальных программ, призванных решать сложные проблемы сложившейся демографической ситуации: улучшается медицинская помощь, принимаются законодательные акты, как, например, касающиеся курения, казино – тоже большого фактора возникновения стресса. Но роль государства и общества не должна ограничиваться этим в формировании здорового образа жизни. Государство должно создавать не только материальную базу формирования здорового образа жизни, но и способствовать воспитанию каждого гражданина в духе борьбы за собственное здоровье, создавая соответствующую атмосферу в обществе и условия по формированию здорового образа жизни.

Мне кажется, что создание этических  комиссий из представителей мира культуры, искусства и психологов могли  бы сыграть положительную роль в  создании здорового образа жизни.

 

 

 

 

Литература.

 Любушина О. Н. Значение творческой деятельности в формировании у школьников ценностного отношения к здоровью // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского 2009 №16

 

 

 

 

Приложения.

 

http://www.nirsi.ru/47

http://do.teleclinica.ru/375162/

http://ro.mgou.ru/catalog/category200/157.html

http://art.thelib.ru/medicine/healthy/parkur_novoe_iskusstvo_peredvizheniya.html

http://animaclan.com/cltt10r1part6.html




Информация о работе Формирование потребности в здоровом образе жизни у старшеклассников средствами культуры, различных видов и жанров искусства, театрализ