Формирование познавательного интереса на уроках русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 22:11, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: раскрыть проблему формирования познавательного интереса учащихся на уроке русского языка.
Задачи исследования:
- рассмотрение историко-педагогического аспекта проблемы
- сущность познавательного интереса
- характеристика познавательного интереса
- познавательный интерес как мотив учения
- Необходимость развития познавательного интереса к русскому языку

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..…….1-3
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирование познавательного интереса учащихся на уроках русского языка
1.1 Историко-педагогический аспект проблемы формирования познавательного интереса……………………………………………….4-9
1.2 Определение познавательного интереса……………………………10-12
1.3 Характеристика познавательного интереса…………………………12-13
1.4 Познавательный интерес как мотив учения…………………………13-17
Глава 2. Практические решения проблемы формирования познавательного интереса
2.1 Методы изучения познавательного интереса…………………………17-18
2.2 Анкета……………………………………………………………………18-20
2.3 Наблюдение……………………………………………………………..20-21
2.4 Наглядность……………………………………………………………..21-23
2.5 Необходимость развития познавательного интереса к русскому языку…………………………………………………………………………23-25
Заключение……………………………………………………………………..26
Список литературы…………………………………………………………27-28
Приложение………………………………………………………………….29-32

Файлы: 1 файл

Содержание курсовая работа.docx

— 89.88 Кб (Скачать файл)

Значение познавательного  процесса выходит далеко за рамки  учебного. Именно благодаря интересу, как знания, так и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности. Причем, психологи подчеркивают, что подростковый возраст сензитивен, то есть очень благоприятен для развития познавательных интересов.

Основные условия, при  которых возникает и развивается  интерес к учению.

  1. Развитию познавательных интересов, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера.
  2. Учебный труд, как и всякий другой интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действия быстро вызывают скуку.
  3. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.
  4. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.
  5. Ни слишком легкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.
  6. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.      
  7. Яркость, эмоциональность учебного материала, взволнованность самого учителя с огромной силой действует на школьника, на его отношение к предмету.

Глава 2. Практические решения проблемы формирования познавательного  интереса

2.1 Методы изучения  познавательного интереса

Процесс формирования познавательного  интереса происходит в деятельности. Главный вид этой деятельности –  учение, в процессе которого происходит систематическое овладение знаниями в различных предметных областях, приобретение и совершенствование  способов познавательной деятельности, трансформация целей, выдвигаемых  обществом, школой, в мотивы деятельности самого ученика.

Для того, чтобы проследить изменения в развитии познавательного  интереса, необходимо знать его проявления.

В качестве общего показателя познавательного интереса выделяют активность учащегося: поднятие руки, отражающие желание быть вызванным, характер ответов, реплики с места, адекватные эмоциональные реакции, сосредоточенность и напряженность  внимания при выполнении самостоятельной  работы, успешные результаты работы на уроке. Показателями, раскрывающими  в процессе наблюдения картину устойчивости и силы познавательного интереса, являются и избирательная направленность круга чтения учащихся, и участие  по свободному выбору в различных  формах и видах внеклассной работы и выполнение индивидуальных заданий, и характер использования свободного времени.

Методика изучения познавательных интересов учащихся – вопрос актуальный для практики и воспитания, поэтому  существуют некоторые методики исследования познавательного интереса учащихся (речевые реакции – восклицания, обмен мнениями с соседом; особое эмоциональное последствие).

2.2 Анкета

Положительная сторона этого  метода – получение массового  материала, на основе которого можно  установить различные корреляции  между познавательными интересами и отношением к учению, к школе, к учителю, между интересами и  общественной активностью.

В анкете необходимы вопросы, направленные на установление степени  выраженности интереса, вопросы, уточняющие его уровень.

Анкета может запечатлеть  какой–то срез или несколько срезов, если она проводится с одними и  теми же учениками в разные сроки, через определенные промежутки времени. Но никогда анкета не может зафиксировать  процессуальной стороны явлений.

Анкета была проведена  среди учащихся. В анкетировании  принимали участие 20 учащихся класса.

Цель анкеты: выявить мотивацию  учащихся по отношению к русскому языку.

Анкета состояла из 10 вопросов.

  1. Тебе нравится в школе или не очень?
  2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома?
  3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим  модно остаться дома, ты пошел бы в школу, или  остался бы дома?
  4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
  5. Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий?
  6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
  7. Ты часто рассказываешь о школьной жизни своим родителям?
  8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой учитель?
  9. У тебя  много друзей  в твоем классе?
  10. Тебе нравится твой класс?

Анкета проводилась два  раза в начале практики и по ее окончании, для того чтобы сравнить результаты с интервалов в один месяц.

Первый этап проведения анкеты дал следующие результаты:

У 5 % учащихся высокий уровень  мотивации, 15 % учащихся имеют средний  уровень мотивации, 50 % – имеют  внешнюю мотивацию, 30 % – имеют  низкий уровень школьной мотивации. Первый этап анкеты показывает, что  уровень мотивации у школьников невысокий, половина ребят в классе имеет лишь внешнюю мотивацию, а 30 % учащихся – низкий уровень мотивации. Таким образом, из первого этапа  анкеты видно, что ребята учатся не с самым большим интересом, который  мог быть в данный период обучения, следовательно, и познавательный интерес  к русскому языку у учащихся слаб, т.к. данный предмет является одним  из основных и выдается в количестве пяти часов в неделю.

По русскому языку периодически, в течение месяца, проводились  дидактические игры. По завершению данного периода вновь была проведена  анкета.

Второй этап анкеты дал  следующие результаты:

У 10 % учащихся высокий уровень  мотивации, 25 % учащихся имеют средний  уровень мотивации, 40 % – имеют  внешнюю мотивацию, 15 %  – имеют  низкий уровень мотивации.

Таким образом, анализируя результаты анкеты можно сделать следующие  выводы. Проведение дидактических игр  на уроках русского языка дола положительный  результат, учебная мотивация у  школьников повысилась, хотя и немного. Следовательно, использование дидактических  игр положительно влияет на обучение школьников, делает уроки более продуктивными  и интересными, тем самым повышается мотивация учащихся, возникает познавательный интерес к урокам русского языка.

 

2.3 Наблюдение

В подростковых классах появления  познавательных интересов не столь  открыты, как в начальных классах, реакции учащихся бледнее, однако обнаружить его с помощью наблюдения возможно.

По каким же показателям  можно обнаружить познавательный интерес?

  1. К ним прежде всего относятся многообразные проявления, характеризующие мыслительную активность учащихся:

-   вопросы учащихся  как результат глубокого и  активного познавательного процесса  свидетельствуют об умственной  активности школьника.

-  стремление учеников  по собственному почину принять  участие в обсуждении фронтальных  вопросов, в дополнении и исправлении  ответов товарищей.

-  характер познавательной  деятельности: как принимает задание  – с готовностью или безразлично,  как выполняется познавательная  задача.

2. Эмоциональные проявления  учащихся также являются показателями  познавательного интереса. Эти проявления  выражаются:

-  в речевых реакциях  – в восклицаниях 

-  в особом эмоциональном  последствии

-  в  адекватности  реакций учащихся в ответ на  происходящее в классе.

3. Показателями, раскрывающими  в процессе наблюдения картину  устойчивости и силы познавательного  интереса, являются и избирательная направленность круга чтения учащихся, и участие по свободному выбору в различных формах и видах внеклассной работы.

2.5 Наглядность

Одним из способов, развивающих  внимание школьников к русскому языку, является применение наглядных пособий: различного рода занимательных таблиц, схем и т.д.

Например, изучая правила  правописания приставок на з, с  не обязательно требовать от учащихся запоминания перечня звонких  и глухих согласных. Ученикам целесообразно  сообщить, что если при произнесении звонких согласных, мы приложим ребро  ладони к щитовидному хрящу, то ясно ощутим дрожание голосовых связок. При произнесении глухих согласных  этого явления не наблюдается. Этот вспомогательный прием нравится учащимся. Чаще всего им пользуются те ученики, которых серьезно затрудняет аналитико-синтетическая работа мышления в процессе письма. Использование  этого приема помогает многим учащимся почти полностью освободиться от ошибок при написании слов с приставкой на з.

Для наглядной записи сути грамматических правил могут использоваться различные символические обозначения: стрелки, математические знаки и  т.п.

Особенно большой эффект дает применение таблиц при написании  разного рода обучающих диктантов. Пример предупредительно – объяснительного  диктанта по таблицам: учитель читает предложение, а ученики находят  нужную таблицу и называют ее номер, если диктант принимает объяснительный характер, то каждый ученик делает нужные выводы по таблицам уже самостоятельно. Практика показывает, что в обучающих  диктантах такого рода слабые учащиеся не делают ошибок. С большим интересом  работают учащиеся над изготовлением  подвижных наглядных пособий  по русскому языку. Иногда на уроках для  оживления работы может быть использован прием мысленной «экранизации» правила. Наблюдения показывают, что такие приемы нередко помогают отстающим учащимся со слабо развитым логическим мышлением быстрее овладевать грамматическими абстракциями.

Большим успехом пользуется у детей игра «Орфографическое лото», правила которого напоминают обычное  лото. Оно применяется не на каждом уроке, а периодически, при повторении трудных разделов орфографии. Практика работы показывает, что игра «орфографическое лото» имеет значение для развития у отстающих в учебе школьников интереса к русскому языку.

Большой интерес у школьников вызывает вычерчивание схем под диктовку учителя. Этот вид работы можно назвать» графическим диктантом». Практика показывает, что многим учащимся со слабо развитым речевым слухом такая работа приносит большую пользу. После диктанта учащимся дается задание по начерченным ими  схемам составить свои примеры.

Разумеется, всем сказанным  не исчерпывается проблема использования  наглядности для развития у школьников интереса к урокам русского языка.

2.4 Необходимость развития  познавательного интереса к русскому  языку

В настоящее время в  школах идут активные творческие поиски новых путей улучшения процесса обучения, повышения эффективности  урока, более рациональных и более  соответствующих современным задачам  образования методов работы; происходит переоценка многих общепринятых дидактических  и методических положений. Каждый учитель  стремиться решать эти проблемы прежде всего специфическими средствами своего учебного предмета.

Раскрытие условий успешного  формирования у школьников знаний и  навыков в процессе изучения родного  языка возможно лишь в результате совместных усилий психологов, дидактов и методистов при активном участии  в этой работе лучших учителей. К  сожалению, такой совместной работы представителей различных отраслей педагогической науки над актуальными  вопросами методики преподавания русского языка серьезно не велось.

  Изыскивая наиболее  эффективные пути повышения качества  процесса обучения в школе  и развитие активности детей  в учебных занятиях, педагоги  стали чаще говорить об интересе  учащихся, о тесной связи между  активностью и интересом к  предмету. Интерес школьников, направленный  на приобретение определенных  знаний играет огромную роль  в изучении любого предмета.

«Под влиянием интереса, - замечает Г.И. Щукина, - психологический  мир человека как бы преображается: мышление глубоко познает предмет, память надолго сохраняет то, что  связано с объектом интереса, воображение  содействует тому, чтобы открывать  в предмете новое, внимание становится устойчивым, эмоции более глубокими».

Вот почему интерес учащихся к предмету является необходимой  предпосылкой активизации процесса обучения. Если учитель сумеет пробудить  интерес детей к тому, что предстоит  им изучать, на уроке будет обеспечена активная мыслительная деятельность учащихся, необходимая для восприятия учебного материала, для образования прочих ассоциаций с уже имеющимися знаниями, для формирования необходимых навыков, на уроке же, не возбуждающим у школьников интереса к предмету занятий, всегда наблюдаются снижение внимания и  ухудшения дисциплины, а в результате этого- малая эффективность занятий.

При разработке вопроса о  развитии интереса школьников к учебному предмету, при отборе методов обучения, более всего соответствующих  данному вопросу учащихся, имеет, конечно, большое значение учет психологических  особенностей этого возраста. Необходимо добиваться, чтобы школьник не только понимал, зачем ему надо изучать  русский язык, но и испытывал к  занятиям по этому предмету непосредственный познавательный интерес. Это -  обязательное условие для решения проблемы активизации обучения русскому языку.

Информация о работе Формирование познавательного интереса на уроках русского языка