Формирование познавательного интереса на уроках русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 22:11, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: раскрыть проблему формирования познавательного интереса учащихся на уроке русского языка.
Задачи исследования:
- рассмотрение историко-педагогического аспекта проблемы
- сущность познавательного интереса
- характеристика познавательного интереса
- познавательный интерес как мотив учения
- Необходимость развития познавательного интереса к русскому языку

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..…….1-3
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирование познавательного интереса учащихся на уроках русского языка
1.1 Историко-педагогический аспект проблемы формирования познавательного интереса……………………………………………….4-9
1.2 Определение познавательного интереса……………………………10-12
1.3 Характеристика познавательного интереса…………………………12-13
1.4 Познавательный интерес как мотив учения…………………………13-17
Глава 2. Практические решения проблемы формирования познавательного интереса
2.1 Методы изучения познавательного интереса…………………………17-18
2.2 Анкета……………………………………………………………………18-20
2.3 Наблюдение……………………………………………………………..20-21
2.4 Наглядность……………………………………………………………..21-23
2.5 Необходимость развития познавательного интереса к русскому языку…………………………………………………………………………23-25
Заключение……………………………………………………………………..26
Список литературы…………………………………………………………27-28
Приложение………………………………………………………………….29-32

Файлы: 1 файл

Содержание курсовая работа.docx

— 89.88 Кб (Скачать файл)

Наш предмет в отношении  развития интереса детей к его  изучению представляет собой значительные трудности.

Однако необходимо сделать  для учащихся по возможности интересным длительный и сложный путь овладения  грамматической теорией, осознания  правил, овладения умением применять  их на практике.

Решая проблему воспитания интереса у учащихся к русскому языку, следует учитывать, что русский  язык- предмет огромного мировоззренческого потенциала, большой функциональной значимости.

Русский язык- это не только предмет изучения, но и средство обучения в работе по другим предметам, так как во всех сферах общения  выступает как непосредственная действительность мысли.

Поэтому в совершенствовании  форм, методов и средств обучения проблемы построения интересных занятий  по русскому языку, разработка интереса к ним играют существенную роль.

Проблема интереса к изучению русского языка в школе связывается  нами с нестандартностью подхода  к содержанию и организации изучения предмета, ведущей к активизации  мыслительной деятельности учащихся, к особому восприятию мотивов  учения, самого процесса осмысления основ  науки. Нестандартность работы помогает возбуждению эмоций у выполняющих ее - удивление перед необычным, нередко радостного чувства в процессе деятельности, удовольствия от полученного результата.

Многие учителя проводят в классе беседы о важности изучения русского языка, о богатстве его  лексики и художественно- выразительных  средств, подкрепляя свои суждения отзывами писателей о величии нашего языка. Известную пользу такие беседы приносят, привлекая внимание учащихся к предмету, давая толчок к более старательному  изучению его.

Однако кому не приходилось  наблюдать, как в классе, украшенном плакатами с изречениями о  величии и богатстве русского языка, идут построенные по трафарету, весьма скучные уроки, совсем не располагающие  к активному усвоению этого языка.

При каких условиях возникает  обычно познавательный интерес школьников на уроках русского языка?

Прежде всего приходится говорить о высоком качестве уроков как самом необходимом условии  развития интереса учащихся, уроков, направленных на достижение серьезной и ясной  для учеников цели; о воздействии  на учащихся самого педагога.

Заключение

Мои предварительные выводы еще раз подтвердили то, что  развитие познавательного интереса к предмету является первоочередной задачей учителя, так как только при активной познавательной деятельности ученика, на базе повышенного интереса можно добиться прочного и сознательного  усвоения знаний и навыков. «Мысль входит в сознание вратами чувств», - говорит  Гельвеций. Развить эти чувства  – задача учителя.

Думаю, что живой интерес  учащихся просыпается только, когда  язык становится и в школьном преподавании тем, чем он есть на самом деле, способом познания окружающего  мира, самого себя.

Познавательный интерес  – это одно из личностных свойств учащегося, черта его характера, проявляющаяся в виде пытливости, любознательности, активности. Познавательный интерес и воспитательные функции обучения взаимосвязаны: с одной стороны, познавательный интерес есть источник обеспечения воспитательных задач обучения, обогащающий и направляющий поступки ученика, с другой стороны, познавательный интерес есть результат воспитательных воздействий, способствующий процессу освоения и добывания знаний по тому или иному учебному предмету.

Итак, в работе обоснован  историко-педагогический аспект проблемы, во-вторых, раскрыта сущность проблемы познавательного интереса, в-третьих, даны определение и характеристика изучаемого вопроса и рассмотрены  условия практического решения проблемы познавательного интереса на уроках русского языка.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Арская А. «Активация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка.» – Русский язык в школе 1980, № 1.
  2. Александрова Г. Занимательный русский язык. – С.-П., 1998.
  3. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Методические основы / Бабанский Ю.К.- М.: Педагогика, 2005. – 193 с. 
  4. Бардин К.В. Как научить детей учиться. / Бардин К.В - М.: Просвещение, 2007. - 112 с
  5. Бондаревский В.Б. Воспитание интересов к знаниям и потребности к самообразованию – М., 1985
  6. «Вопросы воспитания  интереса на уроках русского языка». Сб. статей. Составитель: Трапезникова Т.З. -  М., 89
  7. Дейкина А. Пути формирования интересов школьников к урокам русского языка.  М., 90.
  8. Дусавицкий, А.Г. Воспитывая интерес / Дусавицкий, А.Г. – М.: Знание, 2004. – 80 с.
  9. Коротаева Е.В. «Стимулирование творческой деятельности учащихся» – Русский язык в школе 1995 - №5
  10. Куманев А. Раздумья о будущем. Мысли педагога о воспитании молодежи / Куманев А. - М.:ЮНИТИ. – 96 с.
  11. Левин А.А. Процесс воспитания познавательных интересов у учащихся старших классов  М., 1969
  12. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности /Лернер И.Я. - М.: Просвещение, 2007. – 86 с.
  13. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться / Лысенкова С.Н. - М.: Просвещение, 2005.- 230 с.
  14. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б.   Формирование мотивации учения  М., 90
  15. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика. – 2007. - №2. – С. 7-10
  16. Мурашов А.А. «Учитель – ученик: что мешает творческому общению?» – Русский язык в школе 1998 - №5
  17. Педагогика. Под ред. В.А. Сластёнина и др. – М.: Школьная Пресса, 2002. – 336 с.
  18. Скаткин М. Н. Школа и всестороннее развитие детей / Скаткии М. Н. - М.: Просвещение, 2007.- 320 с.
  19. Смирнов И. Познай себя в творчестве / Смирнов И. - М.: Просвещение, 2006. – 158 с.
  20. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям / Сухомлинский В. А. - М.: Педагогика, 2005. – 288 с.
  21. Фридман Л.М., «Изучение личности учащегося и ученических коллективов: книга для учителя» / Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович. – М.,: Просвещение, 1988. – 207 с.
  22. Хвинский Л. И. Самовоспитание личности / Хвинский Л. И. - СПб.: Изд-во СПб ГУП, 2006. – 240 с.
  23. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся – М., 1988
  24. Щукина Г.И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения – М., 1962

 

 

 

 

 

Приложения.

 

 

 

Анкета:  изучение познавательных интересов школьников 5-11 класса

1.   Любите ли Вы смотреть телевизор?       

Да             Нет

2. Часто ли Вы смотрите  телевизор?      

Часто    Время от времени    Очень редко

3.  Что Вы предпочитаете смотреть по телевизору:

Художественные фильмы

Документальные фильмы

Познавательные передачи

Интеллектуальные игры

Спортивные передачи

Ток-шоу

Сериалы

Другое _________________

4. Назовите, пожалуйста, последние  три передачи (фильма), которые  Вам понравились.

___________________________________________________________________  

5. Назовите, пожалуйста, телевизионные  передачи, которые Вы просматриваете  постоянно?

6. Любите ли Вы читать  книги?       

Да   Не очень    Нет

7. Если Вы любите читать, какой жанр литературы Вы обычно  предпочитаете?

__________________________________________________________________  

8.  Назовите, пожалуйста, три последние книги, которые Вы прочитали?  

 

9. Назовите, пожалуйста, три  последние книги, которые Вам  понравились

10. Читаете ли Вы газеты и журналы? Какие? _____________________________

___________________________________________________________________

11.  Любите ли Вы слушать музыку? Какую? ____________________________

__________________________________________________________________  

12. Интересуетесь ли Вы  биографией любимых исполнителей, смотрите ли Вы телепередачи  на эту тему, читаете ли литературу?

___________________________________________________________________  

13. Занимаетесь ли Вы  спортом? Каким? _______________________________

__________________________________________________________________  

14. Интересуетесь ли Вы  дополнительной информацией на  спортивную тему? Какой именно? 

___________________________________________________________________  

15. Пользуетесь ли Вы  интернетом? 

Да  Нет

16. Что именно делаете  Вы в Интернете:

Общаетесь на форумах, в социальных сетях или чатах

Ищите полезную для Вас  информацию

Играете в игры

Другое_________________________________________

17. Назовите, пожалуйста, три  сайта, которые Вы посещаете  чаще всего?

______________________________________________________________

______________________________________________________________  

18. Посещаете ли Вы кинотеатры?  

Да   Нет

19. Назовите, пожалуйста, несколько  последних фильмов, которые Вы  там смотрели.

___________________________________________________________________  

 

20. Посещаете ли Вы театр?  

Да  Нет 

21. Нравится ли Вам посещать  школу? 

Да   Нет 

22. Назовите, пожалуйста, три  Ваших самых любимых школьных  предмета (в порядке убывания  интереса к ним) ___________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________  

23. Посещаете ли Вы по  собственному желанию какие-либо  кружки, клубы, студии (не обязательно  в школе)?

Да   Нет 

24. Какие? _________________________________________________________  

25. Чем Вы больше всего  любите занимать в свободное время?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________  

26. Есть ли что-то из  Ваших интересов, что не попало  в поле зрения данной анкеты? Что?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


 

 


Информация о работе Формирование познавательного интереса на уроках русского языка