Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 22:11, курсовая работа
Цель исследования: раскрыть проблему формирования познавательного интереса учащихся на уроке русского языка.
Задачи исследования:
- рассмотрение историко-педагогического аспекта проблемы
- сущность познавательного интереса
- характеристика познавательного интереса
- познавательный интерес как мотив учения
- Необходимость развития познавательного интереса к русскому языку
Введение…………………………………………………………………..…….1-3
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирование познавательного интереса учащихся на уроках русского языка
1.1 Историко-педагогический аспект проблемы формирования познавательного интереса……………………………………………….4-9
1.2 Определение познавательного интереса……………………………10-12
1.3 Характеристика познавательного интереса…………………………12-13
1.4 Познавательный интерес как мотив учения…………………………13-17
Глава 2. Практические решения проблемы формирования познавательного интереса
2.1 Методы изучения познавательного интереса…………………………17-18
2.2 Анкета……………………………………………………………………18-20
2.3 Наблюдение……………………………………………………………..20-21
2.4 Наглядность……………………………………………………………..21-23
2.5 Необходимость развития познавательного интереса к русскому языку…………………………………………………………………………23-25
Заключение……………………………………………………………………..26
Список литературы…………………………………………………………27-28
Приложение………………………………………………………………….29-32
Наш предмет в отношении развития интереса детей к его изучению представляет собой значительные трудности.
Однако необходимо сделать для учащихся по возможности интересным длительный и сложный путь овладения грамматической теорией, осознания правил, овладения умением применять их на практике.
Решая проблему воспитания
интереса у учащихся к русскому языку,
следует учитывать, что русский
язык- предмет огромного
Русский язык- это не только предмет изучения, но и средство обучения в работе по другим предметам, так как во всех сферах общения выступает как непосредственная действительность мысли.
Поэтому в совершенствовании форм, методов и средств обучения проблемы построения интересных занятий по русскому языку, разработка интереса к ним играют существенную роль.
Проблема интереса к изучению русского языка в школе связывается нами с нестандартностью подхода к содержанию и организации изучения предмета, ведущей к активизации мыслительной деятельности учащихся, к особому восприятию мотивов учения, самого процесса осмысления основ науки. Нестандартность работы помогает возбуждению эмоций у выполняющих ее - удивление перед необычным, нередко радостного чувства в процессе деятельности, удовольствия от полученного результата.
Многие учителя проводят в классе беседы о важности изучения русского языка, о богатстве его лексики и художественно- выразительных средств, подкрепляя свои суждения отзывами писателей о величии нашего языка. Известную пользу такие беседы приносят, привлекая внимание учащихся к предмету, давая толчок к более старательному изучению его.
Однако кому не приходилось наблюдать, как в классе, украшенном плакатами с изречениями о величии и богатстве русского языка, идут построенные по трафарету, весьма скучные уроки, совсем не располагающие к активному усвоению этого языка.
При каких условиях возникает обычно познавательный интерес школьников на уроках русского языка?
Прежде всего приходится говорить о высоком качестве уроков как самом необходимом условии развития интереса учащихся, уроков, направленных на достижение серьезной и ясной для учеников цели; о воздействии на учащихся самого педагога.
Заключение
Мои предварительные выводы еще раз подтвердили то, что развитие познавательного интереса к предмету является первоочередной задачей учителя, так как только при активной познавательной деятельности ученика, на базе повышенного интереса можно добиться прочного и сознательного усвоения знаний и навыков. «Мысль входит в сознание вратами чувств», - говорит Гельвеций. Развить эти чувства – задача учителя.
Думаю, что живой интерес учащихся просыпается только, когда язык становится и в школьном преподавании тем, чем он есть на самом деле, способом познания окружающего мира, самого себя.
Познавательный интерес – это одно из личностных свойств учащегося, черта его характера, проявляющаяся в виде пытливости, любознательности, активности. Познавательный интерес и воспитательные функции обучения взаимосвязаны: с одной стороны, познавательный интерес есть источник обеспечения воспитательных задач обучения, обогащающий и направляющий поступки ученика, с другой стороны, познавательный интерес есть результат воспитательных воздействий, способствующий процессу освоения и добывания знаний по тому или иному учебному предмету.
Итак, в работе обоснован историко-педагогический аспект проблемы, во-вторых, раскрыта сущность проблемы познавательного интереса, в-третьих, даны определение и характеристика изучаемого вопроса и рассмотрены условия практического решения проблемы познавательного интереса на уроках русского языка.
Список использованной литературы
Приложения.
Анкета: изучение познавательных интересов школьников 5-11 класса
1. Любите ли Вы смотреть телевизор? Да Нет 2. Часто ли Вы смотрите телевизор? Часто Время от времени Очень редко 3. Что Вы предпочитаете смотреть по телевизору: Художественные фильмы Документальные фильмы Познавательные передачи Интеллектуальные игры Спортивные передачи Ток-шоу Сериалы Другое _________________ 4. Назовите, пожалуйста, последние три передачи (фильма), которые Вам понравились. ______________________________ 5. Назовите, пожалуйста, телевизионные передачи, которые Вы просматриваете постоянно? 6. Любите ли Вы читать книги? Да Не очень Нет 7. Если Вы любите читать,
какой жанр литературы Вы ______________________________ 8. Назовите, пожалуйста, три последние книги, которые Вы прочитали?
9. Назовите, пожалуйста, три последние книги, которые Вам понравились 10. Читаете ли Вы газеты и журналы? Какие? _____________________________ ______________________________ 11. Любите ли Вы слушать музыку? Какую? ____________________________ ______________________________ 12. Интересуетесь ли Вы
биографией любимых ______________________________ 13. Занимаетесь ли Вы
спортом? Каким? ______________________________ ______________________________ 14. Интересуетесь ли Вы дополнительной информацией на спортивную тему? Какой именно? ______________________________ 15. Пользуетесь ли Вы интернетом? Да Нет 16. Что именно делаете Вы в Интернете: Общаетесь на форумах, в социальных сетях или чатах Ищите полезную для Вас информацию Играете в игры Другое________________________ 17. Назовите, пожалуйста, три сайта, которые Вы посещаете чаще всего? ______________________________ ______________________________ 18. Посещаете ли Вы кинотеатры? Да Нет 19. Назовите, пожалуйста, несколько последних фильмов, которые Вы там смотрели. ______________________________
20. Посещаете ли Вы театр? Да Нет 21. Нравится ли Вам посещать школу? Да Нет 22. Назовите, пожалуйста, три
Ваших самых любимых школьных
предмета (в порядке убывания
интереса к ним) ______________________________ ______________________________ ______________________________ 23. Посещаете ли Вы по
собственному желанию какие- Да Нет 24. Какие? ______________________________ 25. Чем Вы больше всего любите занимать в свободное время? ______________________________ ______________________________ 26. Есть ли что-то из
Ваших интересов, что не ______________________________ ______________________________ |
Информация о работе Формирование познавательного интереса на уроках русского языка